Цикл речевых досугов "Увлекательное путешествие по временам года"
методическая разработка по теме

Степанова Елена Геннадьевна

Пояснительная записка. Еще недавно, для того чтобы быть успешными родителями, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образования проблема психолого-педагогической компетентности родителей остается очень актуальной и злободневной. Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать шаги для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться. Решая задачу повышения родительской компетентности, мы пришли к выводу о необходимости внедрения такой формы работы, которая будет способствовать установлению более тесных доверительных контактов между педагогами и родителями, родителями и детьми - развитию диалогических отношений «педагог - семья». Нашей задачей было дать максимум нужной информации с практическими заданиями, поэтому мы остановились на такой форме, как «речевой досуг». Форма «речевой досуг» была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство. Цикл разработан учителями-логопедами, поэтому основная цель: развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей. Задачи: 1. Способствовать развитию педагогической компетентности родителей в вопросах выполнения артикуляционных, дыхательных упражнений, зрительной гимнастики; 2. Создать положительный эмоциональный контакт между всеми участниками игры, чувство принадлежности к группе; 3. Развивать эмоционально-волевую сферу в процессе игровой деятельности, формировать черты гармоничной, незакомплексованной личности. Принципы проведения досугов: • принцип целенаправленности педагогического процесс, где цель досуговой деятельности как закон, который определяет характер и способ действий педагога. • принцип целостности и системности педагогического процесса. • принцип гуманистической направленности педагогического процесса. • принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе. Только понимание и осознание необходимости повышения своей педагогической компетентности родителями, активность, желание и стремление ускорить этот процесс, могут привести к успешности и результативности педагогического процесса. • принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий оптимизирует педагогический процесс, мобилизует в нем социально значимые силы, создает поле дополнительного педагогического влияния, подключая воздействие коллектива родителей, силу его общественного мнения. • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей Для решения поставленных задач используются методы: словесные, наглядные, практические. Кроме того метод диалогического проблемного изложения и частично-поисковый метод. Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Сегодня практически каждый педагог может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Мы не исключение. Ход действия каждого из досугов сопровождается мультимедийной презентацией. Использование мультимедийной презентации позволяет сделать педагогическую деятельность эмоционально окрашенной, интересной, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Кроме того использование мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Форма организации досуга: игра-путешествие. Участники досуга: дети старшего дошкольного возраста, родители. Форма организации участников досуга: групповая, работа в парах. Цикл рассчитан на 5 развлечений, продолжительностью - 40 минут. Место проведения: музыкальный зал. Тематический план Тема досуга Период проведения «Путешествие в лес» июнь - июль «Осень-в лесной школе» сентябрь-октябрь «Путешествие в зимний лес» январь-февраль «Путешествие в весенний лес» март-апрель «Волшебные дудочки» май

Скачать:


Предварительный просмотр:

Досуг № 1

Путешествие в лес (июнь-июль)

Ход:

Ведущий встречает детей и родителей у дверей  музыкального зала и под музыку ведет их по кругу. Сделав круг, останавливаются.

Ведущий:

Завели мы круг, круг,

Каблуками тук, тук, Покружились, покружились,

А потом остановились.

Здравствуйте всем нам!

Коммуникативное упражнение «Приветствие» (дети и родители «здороваются», соприкасаясь друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом).

Ведущий: Друзья, я предлагаю всем нам отправиться в лес.

Упражнение

В летний лес мы все шагаем (дети и родители идут маршевым шагом),

Ноги выше поднимаем.

Потопают ножки

По прямой дорожке (шагают на всей стопе),

И поскачут ножки

Прямо по дорожке (делают поскоки).

Скакали, скакали

И встали. Стоп (останавливаются).

По узенькой дорожке

Пойдут тихонько ножки (идут на носках).

Друг за дружкой побежали

И нисколько не устали (бегут на носках).

И опять шагаем,

Ножки поднимаем (идут маршевым шагом).

Ведущий: Вот мы и в лесу (на экране появляется изображение летнего леса)

Упражнение для развития речевого дыхания (глубокий вдох носом, на выдохе произнести фразу, с ударением на «Ах») 

«Ах, какой чудесный воздух!»

«Ах, как нам дышится легко!»

«Ах, как рады здесь мы быть!»

Упражнение на развитие мимической мускулатуры (все персонажи последовательно появляются на экране)

Вдруг мы увидели в лесу волка (дети и родители изображают испуг).

Посмотрите, а вот и белка (изображают удивление)!

Затем увидели зайчат (изображают радость).

Ведущий: А теперь давайте отдохнем и присядем на пеньки (дети и родители садятся на стулья, расставленные полукругом)

Гимнастика для глаз (На экране появляется изображение лесной поляны. Инструкция: голову не поворачивать, за полетом бабочки следить только глазами)

Прилетела бабочка на лесную поляну.

Села на красный цветок.

Перелетела на желтый цветок.

Полетела к синему цветку……

Появляется Лесовичок. Он громко кашляет и чихает.

Лесовичок:

Здравствуйте, друзья!

А вот и я – Лесовичок,

Лесовичок-здоровячок!

Ведущий:

Да какой же ты здоровячок?

Кашляешь, чихаешь, микробы всюду распространяешь!

Лесовичок:

В дождь по лесу я ходил

Сильно ноги промочил.

Заболел, нет сил, идти…

Ведущий:

Нужно нам его спасти!

Сначала для порядка, выполняется зарядка!

Пальчиковая гимнастика с элементами точечного массажа (кончиком указательного пальца надавить на кожу. Затем, делается несколько вращательных движений по часовой стрелке и против часовой стрелки. Продолжительность воздействия на точку не менее 3–5 секунд)

Ведущий:

Чтобы нам не простывать,

Чтоб не кашлять, не чихать.

Нам теперь три раза в день

Проводить массаж не лень!

Пальчик быстро покажи

Переносицу найди

И немного надави (выполняют действие по показу)

А вот, в центре подбородка

Нужно точечку найти

И немного надавить.

А теперь за каждым ушком

Быстро точечку найди

И немного надави.

Возле носа точки есть.

Пальчик быстро приложи

И немного надави.

На руке пять пальцев – братьев

Указательный найди,

Чтоб с большим он не ругался

Ты их точкой раздели

И немного надави.

Вот тогда нам все простуды

Будут вовсе не страшны!

Артикуляционная гимнастика

Жил Веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка,

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к небу прилепляй

И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево – тик, вправо – так,

Тик-так, тик-так.

А теперь вот, погляди, –

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то - вверх, то вниз.

Ты вместе с ними прокатись.

Очень любит Язычок вкусное варенье,

Приготовил он друзьям это угощенье.

Варенье приятное, вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье с губки оближи.

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам!

Лесовичок:

Спасибо, милые друзья!

Меня спасли вы и благодарен я!

Речедвигательная игра (проводит Лесовичок. Участники игры стоят лицом в круг)

Раз, два, три, хлопай! (хлопают)

Три, четыре, топай, топай (топают)

Раз, два, улыбнись! («Раз»— вытянуть правую руку вперед, «два» — вытянуть левую руку вперед, «улыбнись» развести руки в стороны)

Три, четыре, потянись! («Три» — правую руку поднять вверх, «четыре» левую руку поднять вверх, «потянись» подняться на носочки)

Высоко попрыгали. (Прыжки на двух ногах)

Ножками подрыгали. (Прыжки с ноги на ногу, попеременно вытягивая ноги вперед)

Побежали все по кругу

Крикнули: «Привет!» друг другу,

Вправо, влево наклонились. (Наклоны вправо, затем влево, руки на поясе)

И друг другу поклонились. (Тройной пружинящий наклон вперед)

Вперед высокий мах ногой,

А теперь еще другой!

Ноги выше поднимаем. (Повторить мах)

И колени не сгибаем!

Вправо колени и влево колени. (Круговые движения сомкнутыми коленями по кругу)

Не одолеть нас скуке и лени. (Повторить предыдущие движения)

А теперь колени вместе,

Начинаем бег на месте.

Быстро-быстро побежали...

Все, закончили. Устали! (Наклон вниз и выдох.)

Ведущий:

Отгадайте загадку:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я ... (Лето)

Игра «Поймай слово» (хлопнуть в ладоши, услышав слово, относящееся к лету)

сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, солнце, ручеек, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии., пляж…..

Лесовичок:

Ну а мне пора с Вами прощаться.

В летний лес скорей возвращаться.

Ждут меня еще там дела.

До свидания, друзья!

Когнитивное упражнение «Чаша доброты»

Ведущий:

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты, Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые чашки. Не жалейте! Вы можете делиться своей добротой с другими. Откройте глаза.



Предварительный просмотр:

Досуг № 2

Осень - в лесной школе

Ход:

Ведущий встречает детей и родителей у дверей  музыкального зала и под музыку ведет их по кругу. Сделав круг, останавливаются.

Ведущий: В добрый день! В веселый час!

Рады здесь мы видеть Вас!

Ведь сегодня лето провожаем -

Осень золотую мы встречаем!

Присутствующим предлагают музыкальные инструменты на выбор (маракас, металлофон, дудочка, барабан, колокольчик). Ведущий читает стихотворение, гости сопровождают чтение ритмичной игрой на музыкальных инструментах (с опорой на слайд).

Ведущий: Рано утром, на рассвете

Прилетел веселый ветер (маракасы)

Мимо сосен пролетал,

На полянку всех позвал (металлофон),

Ну-ка, звери, просыпайтесь (дудочки),

На зарядку собирайтесь (барабаны)!

Вот и солнышко встает (колокольчики),

Новый день привет Вам шлет (все музыкальные инструменты)!

Ведущий: Друзья, я предлагаю всем нам отправиться в осенний лес.

Там полным – полно чудес!

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять!

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем (ходят «змейкой», взявшись за руки, между листьями, лежащими на полу),

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдем (останавливаются, разводят руки в стороны).

На носочки дружно встали (встают на носочки),

По дорожкам побежали (бегают на носочках в рассыпную),

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем (ходят на пятках врассыпную).

Где ты прячешься, грибок (поднимают плечи)?

Полезай-ка в кузовок (приседают)!

На экране появляется слайд с изображением теремка, на котором написано слово «Школа».

Ведущий: Стоит в поле теремок,

Из трубы идет дымок.

Это не теремок, а школа.

Все к занятиям готово!

Выходит Ёж с колокольчиком в руках.

Ёж: Утро начинается –

Ученики все собираются.

Ааа, вот и новые ученики пожаловали!

Заходите поскорей (звенит колокольчиком)!

Ведущий: Звенит звонок –

Начинается урок!

Самомассаж пальцев рук (используется колечко су-джок)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел

Оттого и потолстел.                        

Мимическое упражнение «Наше настроение» (на слайде попеременно появляются изображения грибов)

- увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо.

- удивились, увидев мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании – почти закрываются.

- нашли червивый гриб. Нахмурились. Максимально свести брови, губы плотно сжаты.

- увидели белый гриб. Широкая улыбка.

Ёж: А сейчас урок музыки!

Дружно дудочки возьмем

И играть мы все начнем.

Присутствующие «берут» воображаемые дудочки. Инструкция: глубокий вдох носом. Выдох – губы вытянуть «трубочкой». На выдохе произносим длительное «уууу». По команде ежа, играют тихо-громко.

Ёж: А теперь – перемена!

Образно-пластическое творчество «Угадай, что я делаю» (желающие показывают действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: собирают ягоды, сгребают граблями листву, убирают овощи, копают картофель и т.д.) 

Ёж звенит колокольчиком. Участники садятся на стулья.

Артикуляционная гимнастика

- Нам радостно и весело в лесной школе. Улыбнемся друг другу. Губы и зубы сомкнуты.

- «Хомячок – толстячок». Надуть обе щеки одновременно. Втянуть щеки.

- «Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.

- «Язычок в густом лесу». Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

- «Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

- «Вкусная брусника». Рот открыт, губы в улыбке. Широким языком облизываем верхнюю губу. Движения должны быть плавными.

Гимнастика для глаз «Листопад» (сидя на стуле, спина и шея прямые. Голова неподвижна. Следить за листьями только глазами)

Ёж: А теперь, ребятки,

Отгадайте математические загадки.

На экране появляются герои загадок. Задание: сосчитать героев, правильно соотнося существительное с числительным.

  1. Подарил утятам ёжик

Восемь новеньких сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят (четыре)?

  1. Потеряла зайчиха зайчат,

А зайчата сидят и шалят.

За подушкой один, за кадушкой один,

Под листочком один.

Отыскать мне детей помогите,

Сколько их, быстрей подскажите (три)!

  1. Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди (пять)?

  1. Семь воробьев опустились на грядку.

Скачут и что - то клюют без оглядки.

Котик – хитрец осторожно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки!

Сколько теперь их осталось на грядке (шесть)?

Ёж звенит колокольчиком.

Ёж: Занятия в школе я завершаю,

Вас в детский сад, друзья, отпускаю.

Там знаний получите вы очень много

И в школу они вам откроют дорогу!

Ёж прощается и уходит.

Ведущий: А нам пора возвращаться в детский сад.

А приведет нас туда музыкальная дорожка.

Танцевальное упражнение (присутствующие берутся за руки и выполняют танцевальные упражнения)

Дружно за руки возьмемся

И по кругу мы пройдемся (идут по кругу хороводным шагом).

Все шагаем не спеша.

Ногу ставим мы с носка.

По дорожке мы пойдем

И притопывать начнем (шаг с притопом).

Ровно держим спинку,

Прямо, как тростинку,

Носочек оттянули,

Красиво развернули.

Носочек-раз,

Носочек-два!

Это правая нога,

Это левая нога (выставляют ноги на носочек).

Врозь носочки, пятки вместе,

Потанцуем мы на месте.

Пружиночка сжимается,

А спинка выпрямляется («Пружинка»).

А теперь мы поспешим,

Поскоками побежим (поскоки).

И потопаем немножко

По дорожке, по дорожке (топающий шаг)!



Предварительный просмотр:

Досуг № 3

Путешествие в зимний лес

Ход:

Ведущий встречает детей и родителей у дверей  музыкального зала и под музыку ведет их по кругу. Сделав круг, останавливаются.

Игровая образовательная ситуация «Здравствуйте» (установление эмоционального контакта).

Здравствуй, солнце золотое! (машут правой рукой)

Здравствуй, небо голубое, (машут левой рукой)

Здравствуй, вольный ветерок, (машут двумя руками)

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, я вам скажу, (жмут руку соседу справа-слева)

Всех я вас приветствую!

Ведущий: Друзья, я предлагаю всем нам отправиться в зимний лес. В этом нам поможет «волшебное зеркало»

На экране появляется слайд с изображением зеркала

 Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова»:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там окажусь.

Перенеси нас, зеркало, в зимний лес».

Звучит голос зеркала:

«В лес пустить вас не могу.

Вы замерзнете в лесу.

Поскорее одевайтесь

На прогулку отправляйтесь».

Игра-массаж «Собираемся на прогулку» (с массажными мячиками)

С помощью имитации надеваем брюки, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота), завязываем шарфы.

Звучит «волшебная» музыка. Все закрывают глаза. На экране появляется слайд с изображением зимнего леса.

Ведущий: Посмотрите, на какую зимнюю поляну мы попали, какие деревья кругом. А посмотрите, сколько снега вокруг, как он искрится на солнышке.

Упражнение «Мы шагаем по сугробам» (эмоциональная разрядка)

Мы шагаем по сугробам (идут, высоко поднимая колени),

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали

Наши ноженьки устали (поглаживают ноги ладонями снизу вверх).

Сейчас сядем, отдохнем (садятся, на расставленные полукругом стулья),

И опять гулять пойдем.

Под музыку в зале появляется Зимушка-зима.

Зимушка-зима: Здравствуйте! Я – Зимушка-Зима. Вы оказались в моем зимнем лесу. Но не пугайтесь, я вас не заморожу. Ведь я не только холодная. Я могу быть разной. А вы, знаете, какая я (снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая)?

Артикуляционная гимнастика (сопровождается слайдами на экране)

«Сосулька» Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»).

«Санки-ледянки» Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска» Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Снежный ком» Надуть щеки.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з» (с усилением звука).

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м» (громко, низким голосом).

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с».

Зимушка-зима: Ой, разыгрались мы тут с вами, я совсем и позабыла, что Снеговик ждет помощи. Рассыпался, бедолага, во время сильного ветра. Вы поможете мне его собрать? Чтобы его собрать – с задачками необходимо справиться.

Игра «Снежок» (развитие положительных эмоций, воображения)

Посмотри, как блестит (поднимают руки вверх и плавно качают кистями),

Под ногами хрустит (топают ногами),

Беленький снежок (постепенно опускаются на корточки),

Легкий, как пушок (показывая руками, как идет снег).

Дует, дует ветерок (плавные движения рук вправо – влево),

И летит, летит снежок (плавные движения рук сверху вниз),

Закружился, заблестел (покружиться, плавно поднимая руки вверх – вниз),

Над полянкой полетел (легкий бег врассыпную).

А потом на землю пал (присесть, обнять колени).

До весны там пролежал.

На экране появляется слайд с изображением нижней части снеговика.

Зимушка-зима: Справились с этой задачкой, вот и самый большой ком появился.

Игра «Назови ласково» (с мячом в кругу)

Зимушка-зима: Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне «возвращаете ласковое» (зима – зимушка, снег – снежок, снежинка – снежиночка, мороз – морозц, сосулька – сосулечка, лед – ледок, холод – холодок и т.д.).

На экране появляется слайд с изображением средней части снеговика.

Зимушка-зима: Молодцы! Вот и второй ком прикатился!

Гимнастика для глаз (Каждый берет зайчика на палочке)

Зимушка-зима: На нашей полянке появился зайка.

Зайка вправо поскакал (следят за движениями зайца взглядом),

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал (следят за движениями зайца взглядом),

Каждый зайку увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево (следят за движениями зайца взглядом),

Ах, какой зайчишка смелый!

Зайка скачет вверх и вниз (следят за движениями зайца взглядом),

Ты на зайку оглянись (смотрят через плечо).

Зайчик спрятался от нас (прячут зайца за спину).

Открывать не надо глаз (закрывают глаза на несколько секунд).

На экране появляется слайд с изображением верхней части снеговика.

Зимушка-зима: Вот и третий ком появился! Но у снеговика не хватает глаз, носа, рта, рук.

Игра «Четвертый лишний»

Присутствующие разбиваются на пары, получают карточку с заданием – определить, что лишнее и объяснить, почему (сапоги, валенки, унты, туфли; шуба, пуховик, пальто, сарафан; коньки, лыжи, санки, надувной круг и т.п.).

На экране появляется слайд лесной полянки, на которой стоит снеговик.

Зимушка-зима: Снеговик готов. Спасибо вам, друзья! Вам пора возвращаться в детский сад. Путешествие по зимнему лесу закончилось (зимушка – зима прощается и уходит).

На экране появляется слайд с изображением зеркала.

Ведущая: Давайте посмотрим в зеркало и скажем «волшебные слова»:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там окажусь.

Перенеси нас, зеркало,

Обратно, в детский сад!»

Ведущая: Вот мы и побывали в зимнем лесу. Понравилась прогулка?



Предварительный просмотр:

Досуг №4

Путешествие в весенний лес

Ведущий встречает детей и родителей у дверей  музыкального зала и под музыку ведет их по кругу. Сделав круг, останавливаются.

Ведущий:

Дружно мы весну встречаем

И с поклоном приглашаем

Всех, кто любит веселиться

И смеяться и резвиться.

Коммуникативное упражнение «Приветствие» (сидя в кругу)

- Здравствуй, Саша! (улыбнуться и кивнуть головой)

- Здравствуй, …! (называют имена по кругу)

- Здравствуйте всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают)

Ведущий:

Кто мне может дать ответ? Летом греет, зимой – нет!

Весь мир обогревает, и усталости не знает,

Улыбается в оконце, а зовут его все… (солнце)        

Этюд «Солнечный зайчик» (с элементами самомассажа)

Ведущий: Солнечный зайчик заглянул Вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте ладонями лоб, нос, щеки, подбородок. Аккуратно, чтобы не спугнуть зайчика, поглаживайте голову, шею, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает Вас, а Вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

На экране появляется изображение солнца без лучиков.

Ведущий:

Ох, нет лучиков у солнца!

Наше солнце не смеется.

Солнце ярко должно сиять.

Ведь весну пора встречать!

Звучит голос солнца

Солнце:

Я, Солнышко лучистое! Очень-очень чистое!

Люблю я умываться и в лужицах купаться.

Мои детки засмеялись, и куда-то разбежались.

Шесть моих лучей верните.

Мне скорее помогите!

Ведущий:

Солнце, ты нам помоги

И дорогу укажи.

Где нам лучики искать

И куда сейчас шагать?

Солнце:

В лес весенний Вы идите,

Лучики мои верните!

Речедвигательная игра «Тучка» (выполняется с музыкальным сопровождением)

Солнце ласково сияло (покачивание головой),
Но вдруг тучка набежала (бег на месте)
Стали тучку все бояться (ладонями закрыть глаза),
Стала тучка надуваться (надуть щеки),
Расширяться (руки в стороны),
Раздаваться (ноги на ширине плеч).
А потом, а потом 
Сверкнула молния, ударил гром (топают)!
Полетели с неба капли (руками показывают фонарики),
Дождь закапал, дождь закапал (хлопают в ладоши)!
Зонтик открыть нужно (руки над головой.).
Прыгаем по лужам (прыжки),
Ходим-бродим под дождем (ходьба на месте).

Вдруг опять ударил гром (топают)! 
Тучка плакать перестала,
Снова солнце засияло (покачивание головой)!

На экране появляется слайд с изображением весеннего леса.

Дыхательное упражнение «Приветствие весеннего ветра». Необходимо подуть на вертушку так, как это бы сделал весенний ветер: тихо, сильно, плавно, энергично и т.д. (по ходу выполнения упражнения дается инструкция: глубокий вдох через нос, выдох ртом – щеки не надувать).

На экране появляется слайд с изображением солнца с одним лучиком.

Ведущий: Вот и принес нам весенний ветерок первый лучик.

Имитационное упражнение «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге
(повороты влево и вправо),
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны),
Вот он по лесу идет
(имитируем движение – ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки
(наклоны вперед).
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся
(сели на ковер).

На экране появляется слайд с изображением солнца с двумя лучиками.

Ведущий: Вот где прятался лучик! В берлоге у медведя!

Пальчиковая гимнастика.

- Мальчик с пальчик, где ты был (четыре раза сгибать большой палец правой руки)?

- Долго по лесу бродил (четыре раза сгибать большой палец правой руки)!

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках (большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами).

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил (четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются).

На экране появляется слайд с изображением солнца с тремя лучиками.

Ведущий: Лесные жители пальчик отблагодарили –

Третий лучик ему подарили!

Упражнения на развитие артикуляционной моторики (выполняются по показу ведущего под музыку «Звуки леса»)

- Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти.

- Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажать только верхние зубы.

- Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

- Ежик фыркает. Вибрация губ.

- Белочка собирает грибы. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

- Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык чашечкой), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

На экране появляется слайд с изображением солнца с четырьмя лучиками.

Игра с прищепками «Интересный разговор» (у играющих в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста)

Лягушонок: «Ква-ква!»

А лисенок: «Тяф-тяф!»

А ворона: «Кар-кар!»

А ежонок: «Пых-пых!»

Все сказали, всё спросили?

На экране появляется слайд с изображением солнца с пятью лучиками.

Хорошо поговорили!

Ведущий: Солнечный зайчик большой озорник!

Прыгать он быстро, ребята, привык.

На экране появляется слайд с изображением солнечного зайчика.

Зайчика вы не спугните.

За ним только глазками следите.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик» (выполняется с опорой на слайд)

На экране появляется слайд с изображением улыбающегося солнца. Звучит музыка. Ведущий вносит связку желтых шаров.

Ведущий: Наше солнышко смеется.

Все шесть лучиков у солнца.

Солнце: За лучи благодарю.

Частицу вам себя дарю.

Все вокруг должно сиять –

Ведь весну пора встречать!

Ведущий раздает детям по шарику. Прощается с ними.



Предварительный просмотр:

Досуг № 5

Волшебные дудочки

Ход:

Ведущий встречает детей и родителей у дверей  музыкального зала и под музыку ведет их по кругу. Сделав круг, останавливаются.

Игра – приветствие «Здравствуй, друг»

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Становись скорее в круг!

Свою руку другу дай,

Хоровод свой начинай.

Поднимаем руки вверх,

Хорошо нам видно всех.

Руки вверх мы поднимаем,

И тихонько приседаем.

А теперь мы развернемся

И по кругу все пройдемся.

А теперь остановились.

Наши руки расцепились.

1,2,3 – не зевай,

И на стульчик убегай!

В зале гаснет свет.

Ведущий:

Тише, гости! Свет погас,

Сейчас начнём волшебный сказ!

Сказка ждёт нас впереди,

Скажем дружно: "Приходи!»

Включается свет. На экране появляется изображение леса. Входит старик-годовик. Он расстроен, что-то ищет в сумке.

Ведущий: Здравствуй, старичок-годовичок. Что случилось? Ты что-то потерял?

Старичок-годовичок:

Я, Старик - годовик,

Сказки сказывать привык.

Лето, осень, зима и весна-

Все они мои друзья.

Только в сказке так бывает,

Всё что хочешь оживает.

В сумке дудочки лежали

Времена года они меняли.

Голубая – весну приглашала.

Зеленая – лето встречала.

Желтая осень зазывала,

А белая - зиму величала.

Только сумка прохудилась, вот беда.

Что теперь делать не знаю я.

Ведущий:

Друзья, это настоящая беда!

Нужно старичку - годовичку срочно помогать.

Идти в лес и дудочки искать.

Речедвигательная игра «Самолет»

Руки в стороны — в полет

(поднимают прямые руки в стороны)

Полетит наш самолет.

Сделал правый поворот,

(поворачиваются вокруг себя через правое плечо, подняв правую руку)

Сделал левый поворот,

(поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку)

Крыльями покачал,

(покачивают прямыми руками)

Загудел и задрожал.

(поднимаются на носки, опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у...»)

Начинается полет,

Полетел наш самолет.

(бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Вот закончился полет,

(замедляют бег)

Приземлился самолет.

(остановились, опустили руки вниз)

На экране появляется слайд с изображением сороки. Она держит в клюве голубую дудочку.

Ведущий: Здравствуй, сорока! Что в клюве у тебя?

Сорока: Я по лесу летала

Голубую дудочку увидала.

Это дудочка моя!

Не отдам ее вам я!

Ведущий (обращаясь к участникам путешествия): Это же та самая дудочка, которая весну приглашала!

(обращаясь к сороке)

Ты, сорока, не хитри!

Дудочку скорей верни!

Сорока: 

Дудочку верну вам я,

Если споете песенку для меня!

Вы знаете песенку весеннего ветра (ш-ш-ш), песенку комарика (з-з-з) и песенку жука (ж-ж-ж)?

Упражнение для развития речевого дыхания (ведущий дает инструкцию: «песенку поем» на выдохе. Вдох через нос. На выдохе щеки не надувать)

На экране появляется изображение голубой дудочки.

Ведущий: Какие вы молодцы! Голубую дудочку вернули! Ой, смотрите. Речка!

На экране появляется слайд с изображением речки. На камешке лежит зеленая дудочка.

Ведущий: Вот и зеленая дудочка, которая лето встречает. Только глубоко в реке она. Позовем рыбку – нам поможет она!

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

(покачивают сложенными вместе ладошками из стороны в сторону)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(медленно наклоняют вперед сложенные ладони)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(покачивают сложенными вместе ладонями вправо-влево)

На экране появляется изображение рыбки с зеленой дудочкой.

Ведущий: Вот и зеленую дудочку нашли – лето к нам обязательно вернется!

На экране появляется слайд с изображением леса. 

Артикуляционная гимнастика (по клику появляются изображения: белка с орехами, дятел, медведь с медом, гриб, желтая дудочка)

1. Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

(рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки")

2. Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук.

Раздается громкий звук.

(на улыбке; открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по альвеолам за верхними зубами и произносить: «д-д-д». Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не «прыгал»)

3. С наслажденьем ели мед

Перепачкали весь рот

Чтобы мед нам весь убрать

Нужно ротик облизать.

(на улыбке; открыть рот, облизать языком верхнюю губу, делая движения языком сверху – вниз)

4. На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

(улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»))

5. На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

(с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты))

Ведущий: Молодцы! Вот и желтая дудочка, которая осень зазывает, нашлась!

На экране появляется слайд с изображением зайца, в лапке держит белую дудочку.

Заяц:

Новость по лесу прошла,

Что дудочки ищите вы, друзья.

Если мои загадки отгадайте вы -

Отдам Вам белую дудочку зимы.

Игра «Подбери слово»

- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)

Выходит старичок – годовичок.

Старичок-годовичок: Спасибо, друзья!

Выручили вы меня.

Волшебства пришла пора.

Смотрите, как в сундучок дудочки буду складывать я.

Гимнастика для глаз (На экране появляется изображение сундучка и 4 дудочек. Инструкция: голову не поворачивать, за движением дудочек следить только глазам)

Старичок-годовичок: Дудочки в сундучке у меня.

Обещаю хранить их всегда.

Каждому времени года свой черед.

Так будет проходить целый год.

Ведущий: А что такое год?

Старичок-годовичок:

Что такое год?

Год – огромный пароход,

Ночью он плывет и днем,

Как велит природа,

По морям, что мы зовем

Временами года.

Старичок-годовичок прощается и уходит. В зале гаснет свет.

Ведущий: Вот опять и свет погас.

Мы заканчиваем сказ.

Сказка ты нам помоги

В детский сад ты нас верни.

Звучит волшебная музыка, загорается свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна

Конспект НОД с детьми  логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...

"Путешествие по временам года"

Открытый урок по развитию речи в 6 классе (русский язык)...

"Путешествие по временам года"

Открытый урок по развитию речи в 6 классе (русский язык)...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и экологии) на тему "Путешествие по временам года"

Целеполагание:1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в рег...

Сценарий праздника окончания учебного года 23.05.16 «Путешествие по временам года» Зима

Веселый праздник окончания учебного года, в ходе которого учащиеся закрепляют и обобщают  представления о временах года....

Стенгазета к неделе литературы "Путешествие по временам года в лирике А. Фета"

Стенгазета содержит краткие биографические сведения, красочный материал и кроссворд по творчеству А. Фета...

Конспект подгруппового занятия "Путешествие по временам года"

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья описывает основные приёмы мнемотехники...