Иновационные технологии в работе учителя-логопеда.
план-конспект на тему

Ледовская Нина Стефановна

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда   учитель-логопед   Н.С.Ледовская


Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе.

Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках подготовленного специалиста является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.

На базе школы оборудован логотерапевтический кабинет БОС-биологической обратной связи. Работа кабинета началась с ноября 2007 года в виде уроков оздоровительной дыхательной гимнастики и занятий по коррекции речи. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с учащимися школы. Формы проведения занятий групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия по коррекции заикания.

Метод БОС позволяет пациенту видеть и слышать, как работает его организм. Он превращает звуковые сигналы организма в увлекательную игру. При помощи этого метода ребёнок учится правильно дышать, т.е. формируем диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённы равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. После выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания начинаем речевые тренировки с применением данного типа дыхания.

На каждом этапе работы используются занимательные сюжеты компьютерной программы.

Практика использования метода показала, что после 12-15 сеансов у детей значительно улучшаются физиологические показатели: увеличивается показатель ДАС, число дыхательных движений приближается к норме. Устранилось избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Наблюдается положительная динамика со стороны речевого развития. Речь пациентов стала более чёткой, плавной, свободной, снизилась речевая неуверенность, страх речи.

Преимущества программы в том, что все результаты обследования, показатели проведённых сеансов автоматически заносятся в индивидуальную карточку пациента, где хранятся в виде графиков, таблиц, звуковых файлов записи речи. Результаты сеанса могут быть сохранены и распечатаны.

Метод БОС используется в комплексе с традиционными коррекционными методиками (широко используются релаксационные упражнения).

Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используется “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.) Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова). Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в звуковой стороне речи, восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие индивидуальных качеств учащихся.

В качестве основных достоинств практикума, которые, на наш взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

  • компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;
  • деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;

Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Какие же ещё существуют компьютеризированные разработки, помогающие логопеду в работе?

Я хотела бы остановиться ещё на одной специализированной компьютерной логопедической программе “ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Упражнения, представленные в программе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

  • звукопроизношением;
  • просодические компоненты речи;
  • фонематическое восприятие;
  • лексико-грамматических строй речи.

В Институте коррекционной педагогики РАО, в лаборатории компьютерных технологий обучения детей разработаны специализированные обучающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями. С большим удовольствием логопеды работают с такими программами “Лента времени”, “Мир за твоим окном”, “В городском дворе”. С их помощью достаточно эффективно можно работать над обогащением лексики, развитием связной речи, обучением умению вести диалог и т.д.

“МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ”

Программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Ею могут пользоваться работники медико-педагогических консультаций, диагностических и сурдологических центров, школьные психологи, логопеды, воспитатели массовых детских садов и школ, родители. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений.

Первая программа цикла “ЛЕНТА ВРЕМЕНИ” поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни.

“В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ”. Выполняя упражнения, кажущиеся ребенку игрой, он будет осваивать новые способы размышлений о мире, учиться рассуждать, переосмысливать то, что казалось известным и уже понятным. Авторами создан уникальный инструмент обучения – “Калейдоскоп”, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

Логопеды используют программу “ДЭЛЬФА-142”, которая помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Компьютерный комплекс для логопедии "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" создан на основе методики постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием, разработанной кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Л. П. Назаровой (1992). Его можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи (логопаты, слабослышащие, глухие дети), а также с детьми, не имеющими каких-либо органических или функциональных нарушений. Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей Имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат.

Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью.

Компьютерный комплекс "Речевой калейдоскоп" может быть использован на разных этапах обучения произношению: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации, т.е. позволяет овладевать не только звукопроизношением, но и совершенствовать его и произношение в целом. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

Программно-аппаратный комплекс – “ВИДИМАЯ РЕЧЬ-3” – считается лучшим визуализатором на сегодняшний день в мире, имеет высокую стоимость.

Визуальный тренажёр произношения – продукт нашего производства, разрабатывался в центре “Специальные образовательный технологии” как более доступный по стоимости аналог версий программы “Видимая речь”.

Такие компьютеризированные разработки являются вспомогательными в логопедии и сурдопедагогике. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект

фронтального коррекционно-развивающего занятия

для учащихся 2-го класса

логопедической группы с  ОНР

Тема: Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку

 

                                                                   

 

Аннотация к занятию:

Важным аспектом в формировании связной речи как дошкольника, так и младшего школьника является овладение им  монологической речью. У детей же с ОНР этот процесс затруднен в связи с ограниченным словарным запасом и отставанием в усвоении грамматического строя речи. Одним из успешных приемов овладения ребенком связной речью является обучение его составлению рассказа-описания с опорой на картинку. В общей системе логопедической работы обучение рассказыванию занимает важное место, ведь успешное овладение связными формами высказывания дает возможность ребенку рассуждать, делать выводы, свободно общаться. При этом важную роль на логопедических занятиях по составлению рассказов-описаний играет наглядность, которая значительно облегчает процесс формирования связной речи. На занятиях по развитию связной речи  часто использую фланелеграф, так как любая картинка на нем оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа картинки с включением действий самого ребенка удовлетворяет его потребность воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления им сенсорного опыта. Включение двигательного анализатора на логопедическом занятии активизирует внимание, речевую деятельность, развивает его коммуникативные навыки и позволяет поддерживать активный двигательный режим на занятии, что является, на мой взгляд, очень важным для современного школьника, который проводит много времени за партой и у компьютера.  

        Хочу поделиться многолетним опытом  работы по составлению рассказа-описания с опорой на картинку. Разработан цикл занятий по развитию связной речи с использованием фланелеграфа на тему: «Времена года: осень, зима, весна, лето», которые  провожу в конце каждой четверти как итоговые, обобщающие для обучающихся 2-х классов  с ОНР. Такие занятия занимают важное место в системе работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи и помогают реализовать основные задачи по формированию связной речи:

- обогащение словаря по заданной тематике, совершенствование грамматических категорий;

-формирование пространственно-временных представлений;

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия);  

-воспитание коммуникативных навыков и коллективного творчества.

 Ниже представлено логопедическое занятие №1 по развитию связной речи из цикла «Времена года: осень».

Цели: 

 Образовательные:

- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: осень»;

- совершенствование грамматического строя речи;

- формирование грамматических связей в предложении;

- образование относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематических процессов: работа над звукобуквенным анализом слова;

- развитие и коррекция психических процессов: восприятия ,памяти, внимания, мышления;

- развитие пространственно-временных категорий;

- развитие графо- моторных навыков;

- развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

- воспитание любви к природе, родному краю;

- умение работать коллективно, в группе;

- развитие навыков самоконтроля.

Оборудованиерабочие тетради, цветные карандаши и фломастеры, трафареты листьев деревьев, фланелеграф.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Начнем наше занятие со стихотворения, которое вы мне поможете закончить подходящим по смыслу словом:

Птицы стаями летят.

Грустно. Дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это ……

Дети. Осень.

2. Беседа по стихотворению.

Логопед. Спасибо, ребята, что вы помогли мне закончить стихотворение. О каких признаках осени говорилось в нем?

Дети. О том, что птицы улетают стаями. Ветер, дождь, листопад, В небе серые тучи.

Логопед. Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Логопед. По каким признакам вы догадались, что сейчас осень?

(Дети перечисляют признаки осени.) 

3. Работа над звуковым анализом слова.

Логопед. Откроем тетради, и запишем слово «осень». Нам нужно сделать звукобуквенный анализ слова, давайте «оденем его в звуковой наряд».

Дети записывают слово и его транскрипцию, определяют количество букв и звуков в нем.

Осень – [ос’ин’] – 5 букв, 4 звука.

Логопед. Ребята, скажите, почему в этом слове букв больше, чем звуков?

Дети. Потому что мягкий знак не имеет звука. Он только смягчает согласный звук [н’].

4. Словообразование. Образование относительных прилагательных.

Логопед. Ребята, вам  нравятся осенние листья?

Дети. Да. Они очень красивые, разноцветные.

Логопед. К нашему занятию я приготовила для вас тоже разные листочки. Сейчас я вам их раздам, а вы назовете с каких они деревьев.

(Дети получают листочки и рассматривают их).

Дети. Это лист с березы, он – березовый.

Это лист с рябины, он – рябиновый.

Это лист с клёна, он – кленовый.

Это лист с дуба, он – дубовый.

Это лист с осины, он – осиновый.

5. Развитие графических навыков.

Логопед. У вас есть цветные карандаши. Что вы можете сделать, чтобы ваши листочки стали осенними?

Дети. Мы их раскрасим в цвета осени.

Дети раскашивают листочки.

6. Динамическая пауза.

Логопед. Молодцы, ребята. Теперь у вас в руках настоящие яркие, осенние листочки. Становитесь с ними в круг.

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинки.

(Дети становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом, имитируя листопад).

7. Работа по картине «Осень».

Логопед. Ребята, посмотрите на картину.  Какое на ней время года?

Дети. Осень.

Логопед. По каким признакам вы догадались, что это осень? (Дети перечисляют признаки осени, глядя на картинку). 

8. Составление предложений на заданную тему.

Логопед. А сейчас возьмите свои осенние листочки и посмотрите на обратную сторону. На каждом из них написана тема мини-сочинения.

Вам нужно написать на обратной стороне листа 3-4 предложения по заданным темам. А помогут вам в этом наши опорные картинки. (Дети подбирают подходящие картинки на заданную тему, самостоятельно составляют и записывают предложения. Логопед проверяет по мере выполнения это задание). 

9. Озвучивание предложений с опорой на предметные картинки. Работа с фланелеграфом.

Логопед. Сейчас у нас самый важный момент. У нас должен получиться коллективный рассказ по картинке «Осень». А поможет нам в этом наш помощник - фланелеграф. (Дети по цепочке зачитывают мини-сочинения и выставляют картинки на фланелеграф).

Вы все прочитали свои предложения и теперь посмотрите, что у нас получилось?

Дети. У нас получилась осенняя картинка.

10. Работа в тетради.

Логопед. Каждый запишет свое мини-сочинение в тетрадь.

А теперь прочитаем по цепочке все, что вы записали в тетрадь.

11. Итог занятия.

Логопед. Каждый из вас составил рассказ на заданную тему, к которой вы подбирали подходящие фрагменты картинки, которую оживили с помощью фланелеграфа. Что же у нас получилось?

Дети. У нас получился большой рассказ по картинке «Осень».

Логопед. Спасибо, ребята, что вы так дружно и сплоченно работали. Благодаря этому у нас получился такой интересный рассказ, наша картинка ожила, а вы были настоящими аниматорами. До встречи на следующем занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Статья  "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда" раскрывает возможности ИКТ технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...