Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
статья по теме

Материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevezhina_m.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Невежина М.Л.

Учитель-логопед

ГОУ СОШ № 201

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  учителя-логопеда.

   Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс- это одно из самых  важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся. Раскрывая понятие о здоровьесберегающих технологиях важно отметить, что речь идет не о какой-то универсальной и чудодейственной технологии, а о системе, направленной  на коррекцию речевых нарушений, психического развития ребенка и сохранение его здоровья.

Большинство учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи и посещающих логопункт, являются ослабленными, имеют а анамнезе различные  перинатальные повреждения головного мозга,  что негативно сказывается на развитии ребенка.

 Поэтому, я  внедряю в свою коррекционную работу различные виды здоровьесберегающих технологий. Стараюсь так организовать коррекционный процесс, при котором качественное обучение и коррекция речевых отклонений учащихся происходила без ущерба их здоровью, а наоборот способствовала укреплению здоровья.

 На занятиях я старюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы  дети смогли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Все  ЗОТ, используемые мною на занятиях, основываются на следующих принципах:

  1. принцип  « НЕ навреди»
  2. принцип «Сознательности и активности»
  3.  принцип «Доступности и индивидуальности»
  4. принцип «Системного чередования нагрузки и отдыха»

 В своей практической деятельности  я применяю следующие  ЗОТ:

  • Дыхательная гимнастика
  • Логопедическая ритмика
  • Динамическая пауза
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Зрительная гимнастика
  • Кинезиологические приемы

Все упражнения являются органичным продолжением коррекционного занятия и повышают активность детей.

Дыхательная  гимнастика

  1. Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.
  2. Регулирует дыхательный ритм
  3. Формирует навык правильного дыхания
  4. Формирует темпо-ритмические характеристики  речи

Логопедическая ритмика направлена на :

  1. Коррекцию речевых нарушений
  2. Обучению правильному дыханию
  3. Оптимизацию мышечного тонуса
  4. Обучение релаксации
  5. Развитие чувства ритма
  6. Формирование пространственных представлений
  7. Развитие психических функций
  8. Формирование межполушарного взаимодействия.

Динамические паузы направлены  на:

  1. Снятие усталости и напряженности
  2. Выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  3. Совершенствование и развитие общей моторики
  4. Развитие ВПФ
  5. Обогащение  внутреннего мира

Пальчиковая гимнастика- развитие мелкой моторики

Положительно и эффективно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.

Зрительная гимнастика

  1. Снижает утомляемость глаз
  2. Расширяет зрительное поле
  3. Укрепляет глазодвигательные  мышцы глаз
  4. Снижает спазм аккомодации  глаз
  5. Служит профилактикой нарушения зрения

Кинезиологические  приемы  способствуют :

  1. Профилактике  и преодолению нарушений устной речи, чтения и письма.
  2. Улучшению почерка
  3. Развитию  внимания, памяти, пространственных представлений.
  4. Повышают способность к самоконтролю.

Все здоровьесберегающие  технологии, используемые в моей практике, дают положительный эффект в коррекции  нарушений устной и письменной речи у учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Используемые виды упражнений

  • Дыхательная гимнастика

-Глубокий вдох. Во время вдоха   медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх

-Задержать дыхание. Во время задержки дыхания концентрировать внимание на середине ладони.

-Медленный выдох. Выдыхая рисовать перед собой обеими руками: круг, квадрат, треугольник. Упражнения выполняются  по музыку.

  • Логопедическая ритмика

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

5. Счетные упражнения.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).

8. Ритмические упражнения.

9. Развитие чувства темпа

10. Пение.

11. Игра на музыкальных инструментах

12. Пальчиковые игры.

13. Упражнения на развитие мимики

14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Динамические паузы

  1. Игры со стихами «Расскажи стихи руками»
  2. Физминутки на различные  лексические темы и дифференцируемые звуки.
  3. Физминутки с мячом на отстукивание слогового ритма.

  • Развитие мелкой маторики:

Обводки, трафареты, шнуровки, спирографы.

Пальчиковые игры с мелкими предметами

Пальчиковые игры со скороговорками, стихами

Пальчиковый алфавит

  • Зрительная гимнастика
  1. Вертикальные движении глаз «ВВЕРХ-ВНИЗ»
  2. Горизонтальные движения глаз «ВЛЕВО-ВПРАВО»
  3. Вращение глазами по часовой стрелке и против
  4. «МЕТЕЛКИ»- застое моргание глаз
  5. «Рисование» глазами цифр, кругов и пружин

  • Кинезиологические упражнения
  1. «Колечко»
  2. «Кулак-ребро-ладонь»
  3. Лезгинка
  4. Зеркальное рисование
  5. «Ухо-нос»
  6. Рисование обеими руками одновременно геометрических фигур

Комплексное использование оздоровительных моментов в учебной практике позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьнков и помогает в коррекции различных нарушений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...

Презентация Power Point: “Формирование социокультурной компетенции школьников в условиях межкультурной коммуникации, использование здоровьесберегающих технологий при использовании ИКТ на учебных занятиях”.

Задачи, решаемые в процессе использования технологии : Внедрение новых ИКТ в процесс обучения иностранным языкам.Совершенствование учебной, организационной, учебно-исследовательской деятельности ...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"

Цель:  раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...

Использование здоровьесберегающих технологий при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс

Презентацию "Использование здоровьесберегающих технологий можно использовать на педсоветах, МО, семинарах....

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...