"Волшебный ковер радуги"
план-конспект урока (5, 7 класс) по теме

Конспект урока – игры на тему:  «Волшебный ковёр радуги»

 

(работа в сотрудничестве и  игровая технология)

Цель: Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.

 

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса и 7-ОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_igry_volshebnyy_kover_radugi.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа – интернат № 16 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Быстрова Елена  Ивановна,

учитель естествознания,

игры и игротерапии

                                                                                                       

Конспект урока – игры на тему:

 «Волшебный ковёр радуги»

( работа в сотрудничестве и  игровая технология)

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса и 7-ОР

Цель: Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.

 Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Сформировать у детей представление о радуге как о явлении природы.
  2. Формировать знания о возникновении радуги, о цветах радуги  и их последовательности.
  3. Расширить представления о смешении цветов.
  4. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов в работе с различными материалами.
  5. Расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих – умение действовать в команде.

Коррекционно – развивающие:

       1. Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, развивать связную речь, мелкую моторику рук.

2. Формировать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми.

3.Развивать творческое воображение, умение выразить свои чувства.

  Коррекционно – воспитательные:

1.Воспитыватьэстетическое отношение к природе, замечать необычные природные явления.

      2. Воспитывать нравственные качества учащихся.

3.Создатьположительно-эмоциональный фон урока.

Форма организации учебной деятельности:

Комбинированный  урок с экспериментальной деятельностью

Методические приемы деятельности учителя:

  • Активизация умственной деятельности учащихся;
  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту учеников;
  • задания, предполагающие самостоятельную работу;
  • задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
  • игры: дидактические, развивающие, словесные, подвижные, ситуативные;
  • познавательные задания, вопросы;
  • творческие задания;
  • проведение практического эксперимента.

Методы обучения:

  • словесные (стихи, загадки, сказка, беседа, считалка)
  • наглядные
  • практические

Наглядность:

  • иллюстрации
  • изображение луны и солнца

Использование на уроке  ЭОР:

  • Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • интернет – ресурсы.

Дидактические материалы:

  • разноцветные полоски бумаги;
  • манка;
  • цветные пищевые красители;
  • дидактическое пособие - подсказка с цветами радуги;
  • разноцветные картинки;
  • фломастеры;
  • бумажная салфетка;
  • стакан с водой

Основные понятия урока:

  • природное оптическое явление;
  • гроза;
  • смешение;
  • последовательность;
  • взаимодействие.

Интеграция:

  • природоведение;
  • чтение;
  • трудовое обучение;
  • изобразительная деятельность;
  • физическая культура.

Ожидаемый результат:

1. Расширение знанийоб  особенностях природного явления – радуге;

2. Формирование  понятий, как влияет цвет на настроение человека;

3. Формирование знаний о том, что при смешении двух цветов можно получить третий;

4.  Формирование навыков экспериментальной деятельности;

5. Формировать умениевзаимодействовать в команде при  выполнении задания.

Содержание урока

Действие педагога

Действие обучающихся

1.

Организационный

момент

Приветствие учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам, удач!

Здороваются с учителем, улыбаются и внимательно слушают учителя.

2.

Повторение пройденного материала

Учитель напоминает ученикам, что за каждый правильный ответ, они будут получать жетоны.

Игра «Что какого цвета?» Учитель показывает разноцветные листы бумаги и просит учащихся вспомнить   и назвать предметы окружающего мира  в соответствии с цветом. Затем уточняет, какие цвета теплые, нейтральные и какие холодные.

Ученики называют предметы, имеющие определенный цвет и получают жетоны.

3.

Активизация опорных знаний

Педагог загадывает загадку о радуге, затем читает стихотворение и рассказывает о радуге (на компьютере  изображение радуги).

Учащиеся отгадывают загадку.

3.1

Целевая установка

Учитель сообщает тему урока.

3.2

Мотивация учебной деятельности

Говорит, что  очень важно научиться  понимать и замечать необычные природные явления, видеть красоту окружающего мира, создавать себе хорошее настроение. Предлагает объяснить смысл образного выражения «радужное настроение».

Ученики отвечают, что радужное настроение – веселое, полное надежд.

3.3

Изучение нового материала

Учитель предлагает  ребятам  прослушать сказку « Семь небесных коней» и ответить на вопросы  по содержанию Учитель проводит с учениками беседу о радуге и семи основных цветах, их определенной последовательности. Спрашивает, когда можно увидеть радугу и делает вывод, что радугу можно увидеть после дождя весной и летом, когда вся природа дышит свежестью и чистотой. Учитель демонстрирует опыт получения радуги.

Учитель приглашает учеников присесть на ковёр и  проводит игру « Сшей шелковую радугу», выкладывает плоскостные изображения Солнца и Земли и предлагает выложить «небесный мост»

Учащиеся отвечают на вопросы, делятся воспоминаниями из своего жизненного опыта.За выполненные задания  получают жетоны.

Дети из шелковых лент семи основных цветов выкладывают волшебный мост, перекинутый между Солнцем и Землей.

4.

Физминутка

Подвижная игра -  соревнование «Собери радугу».

Учитель обращает внимание ребят на то, что они должны искать свое место в шеренге быстро, действовать дружно и слаженно, чтобы не подвести товарищей по команде.

Учащиеся, получив от водящего ленточку определенного цвета и длины, встают в две шеренги в соответствии со своим местонахождением в                  «радуге»

5.

Самостоятельное применение умений и навыков

Учитель просит команды сесть за два стола. Педагог говорит, что сейчас все ребята превратятся в волшебников, которые создадут свои радуги. Просит  напомнить, сколько у радуги цветов, сосчитать сколько у учащихся на столах баночек с цветной манкой.  

Затемсмешивает желтый и синий цвет, красный и желтый, в результате получает два недостающих цвета – зеленый и оранжевый. Учитель просит каждую команду проделать то же самое. Потом предлагает выложить последовательно свою радугу. Когда задание будет выполнено,анализирует, оценивает.

Ученики говорят о том, что не хватает двух цветов.

Учащиеся двух команд  выполняют задание:  смешивают краски  между собой и из 7 цветов выкладывают радугу на приготовленный лист картона. В соответствии с качеством выполнения и скоростью – получают жетоны.

6.

Проверка уровня усвоения знаний с целью выявить степень усвоения нового материала

Учитель задаёт вопросы по пройденному материалу:

-когда появляется радуга?

-как она возникает?

-почему она разноцветная?

-сколько в ней цветов?

Ученики отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

7.

Итог урока

Учитель просит вспомнить учащихся, чем они занимались на уроке, какое задание понравилось больше всего и почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о своем впечатлении от урока, подсчитывают жетоны.

7.1

Рефлексия

Предлагает взять из коробочки цветную ленточку, соответствующую их настроению и объяснить свой выбор. Учитель говорит, что если вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.

Ученики объясняют, почему выбрали именно этот цвет.

8.

Домашнее задание

Выбрать ленточку для мамы, подарить её и рассказать об уроке.

Ученики выбирают полоски из цветной бумаги соответствующего цвета по своему желанию.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

педагогов ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Быстровой Елены Ивановны ( высшая квалификационная категорияПредмет: природоведение, окружающий мир, игра и игротерапия 5 класс, 7-ОР

Тема: «Волшебный ковер радуги»

Класс: 5а класс,7-б класс(«Особый ребенок»)

Дата: 26 февраля 2015 года

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

  1. Сформировать у детей представление о радуге как о явлении природы.
  2. Формировать знания о возникновении радуги, о цветах радуги  и их последовательности.
  3. Расширить представления о смешении цветов.
  4. Формировать способность замечать необычные природные явления.
  5. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов в работе с различными материалами.
  6. Расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих – умение действовать в команде.

Коррекционно-развивающие:    

  1. Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, развивать связную речь, мелкую моторику рук.
  2. Развивать творческое воображение, умение выразить свои чувства.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношение к природе, замечать необычные природные явления.
  2. Воспитывать нравственные качества учащихся.
  3. Создать положительно-эмоциональный фон урока.

Ожидаемые результаты

(УУД – универсальные учебные действия)

Предметные:

  1. Расширение знаний об  особенностях природного явления – радуге;
  2. Формирование  понятий, как влияет цвет на настроение человека;
  3. Формирование знаний о том, что при смешении двух цветов можно получить третий;

Метапредметные:

  1. Проявление инициативы и самостоятельности в обучении.
  2. Формирование умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  3. Формирование умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми.
  4. Формирование навыков экспериментальной деятельности.

Личностные:

  1. Формирование положительного отношения к процессу познания;
  2. Проявление интереса к окружающему миру.
  3. Формирование умения оценивать результаты учебной деятельности.

Педагогические технологии

Обучение в сотрудничестве с экспериментированием и игровая технология. Интегрированное, развивающее и проблемное обучение.  «Метод проектов».

Методы, методические приемы

Методы:

  • Развивающий;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • игровой;
  • словесный;
  • наглядный.

Методические приемы:

  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту учеников;
  • задания, предполагающие самостоятельную работу;
  • задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
  • игры: дидактические, развивающие, словесные, подвижные, ситуативные;
  • познавательные задания, вопросы;
  • творческие задания;
  • проведение практического эксперимента.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Введение в урок

Активизация опорных знаний: дидактическая игра «Что какого цвета?».

Формулировка целей и задач урока.

Основная часть

Мотивация учебной деятельности.

Изучение нового материала:

  1. Чтение сказки «Семь небесных коней».
  2. Беседа о радуге и семи основных цветах, их определенной последовательности.
  3. Проведение опыта: «Получение радуги».
  4. Развивающая игра: «Сшей шелковую радугу».
  5. Самостоятельное применение умений и навыков (работа в командах): смешивание цветов и получение новых, выкладывание разноцветной радуги на листе бумаги с применением сыпучих материалов ( манки).
  6. Проверка уровня усвоения знаний с целью выявить степень усвоения нового материала.
  7. Подведение итогов урока.

Физкультминутка

Подвижная игра – соревнование «Собери радугу» (работа в командах).

Рефлексия

Выбор цвета ленточки в соответствии с настроением и впечатлением от урока.

Мониторинг

Экспериментальное изучение природного явления – радуги.

Заключение

Выбор  цветной ленточки для подарка маме и рассказ об уроке дома.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

  1. Учащиеся освоили новые приемы обучения (игровое экспериментирование);
  2. Получили позитивный опыт работы в сотрудничестве;
  3. Научились замечать прекрасное в окружающем мире;
  4. Креативно решили поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по технологии "Ковер. Традиции семьи"

Ручное ковроткачество - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства....

Урок ИЗО, 1 класс "Осенний ковер"

Урок изучения нового материала, презентация, рецензия...

Тренинговое занятие "Ковер мира"

Данное занятие знакомит участников тренинга с сущностью понятий "конфликт", "оппонент", "компромисс", "инцидент", спасобам разрешения конфликта....

Ковер из листьев

Аппликация из листьев....

Творческий проект Волшебный ковер

Творческий проект Волшебный ковер...

Сценарий мероприятия "Волшебная кисть и радуга красок".

Цели. Разбудить воображение, ум и сердце ребенка, способствовать проявлению в ребенке творческого начала, эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия искусства; осуществлять взаимосвязь эсте...