Тренинговое занятие "Ковер мира"
классный час (5 класс) на тему

Емельянова Жанна Алексеевна

Данное занятие знакомит участников тренинга с сущностью понятий "конфликт", "оппонент", "компромисс", "инцидент", спасобам разрешения конфликта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_na_attestatsiyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: тренинговое занятие «Ковер мира»

Цель тренинга: познакомить участников тренинга с сущностью понятий «конфликт», «оппонент», «компромисс», «инцидент», способам разрешения конфликта.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в своей жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начать конфликта самому, как избежать его? На все эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

  Начнем мы нашу сегодняшнюю встречу с одной восточной притчи.

 Восточная притча.

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:

- О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?

Мудрец задумался и ответил:

-Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое?

Услышав это, молодой воин рассвирепел.

- Да за такие слова я готов тебя просто убить! – заорал он и достал меч из ножен, чтобы покорать мудреца.

В то же мгновение мудрец сказал:

- Вот это и есть ад.

Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны.

-А вот это и есть небеса, - заметил старик.

Как вы думаете, почему молодой воин убрал меч в ножны?

Варианты ответов:

Испугался ада;

Задумался

Прислушался к мнению старика

Не хотел убивать старика

А я считаю, что молодой воин понял тайну жизни, что прежде чем совершить что-либо, нужно хорошо подумать о последствиях своего поступка. Вы согласны со мной?

И сегодня мы с вами тоже будем искать выходы из сложных ситуаций. А почему в нашей жизни возникают споры? Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент»:

Сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой, ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

  1. Сгибаем лист пополам.
  2. Сгибаем еще раз пополам.
  3. Отрываем верхний правый угол.
  4. Отрываем нижний правый угол

Что получилось? Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково.

  Ребята, когда люди общаются друг с другом, казалось бы, одинаковую информация воспринимают всегда по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

КОНФЛИКТ – это столкновение противоположно направленных интересов.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

1. участники конфликта; (оппоненты).

2. предмет конфликта.

  Чтобы конфликт начал развиваться, нужен инцидент, повод, когда одна из сторон начинает действовать. Иногда инцидент развивается даже случайно, без воли участников.

Упражнение «Меня обидели».

Работаем в парах, каждый должен поделиться тем событием в его жизни, когда были нарушены его права: неприкосновенность, достоинство, репутация, право на собственность…

   Выслушав друг друга, учащиеся должны письменно ответить на вопросы о своем друге. Затем постараться рассказать об этом всем.

  Вопросы для письменного анализа конфликта:

  1. Где произошел конфликт?
  2. С кем?
  3. Из-за чего?
  4. Чего добивался оппонент?
  5. Чего хотел ваш друг?
  6. Чем закончился конфликт?
  7. Ваши впечатления от происходившего?

Подумайте, а можно ли было по-другому решить эти конфликтные ситуации?

Конечно же, можно! А один из таких способов является

КОМПРОМИСС – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок. Компромисс – это самый разумный способ разрешения конфликта. Но иногда найти компромисс очень сложно. Давайте попробуем разобраться, а есть положительные стороны конфликта:

Положительные стороны конфликта:

  • В конфликте выясняется истина;
  • Открываются вещи, которые мы раньше не замечали;
  • Происходит утверждение личности
  • Человек в конфликте самосовершенствуется

     Отрицательные стороны конфликта:

  • Падает настроение;
  • Может ухудшиться здоровье;
  • Возникает желание не работать, не хочется учиться;
  • Появляется раздражительность, плохое настроение.

В конфликте есть много отрицательного, но есть и хорошее. Но все же лучше обходиться без конфликтов, или уметь безболезненно выйти из него.

Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом, какие чувства?

  • Гнев
  • Страх
  • Обида
  • Раздражение
  • Нервное состояние

Все чувства, которые мы называли, называются эмоциями. Эмоции – это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытывал гнев – это нормально, но умению контролировать и управлять им  - надо учиться. Если вам это удается, то вы сможете избегать конфликтов.

Упражнение «Подарок»

 Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свои номер, под таким же номером найдите свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе.

   Каждый находит в комнате лист (в виде звездочки, цветка и так далее) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

  Примеры пожеланий:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
  3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
  4. Уважай чувства других людей.
  5. Любую проблему можно решить.
  6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
  7. Не сердись, улыбнись.
  8. Начни свой день с улыбки.
  9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
  10. Взгляни на своего обидчика – может ему просто нужна твоя помощь.
  11. Раскрой свое сердце и мир раскроет свои объятия.
  12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
  13. Будь справедлив и терпим к людям
  14. Во всем надо знать меру.
  15. Сказать правду тоже надо уметь.

После того как все нашли свои подарки, ребята возвращаются в круг. Предлагается зачитать то, что написано на их листочках, и подарить слова всем присутствующим.

Игра «Личность – неличность».

Цель: определить причины нетолератного поведения, которое может привести человека к правонарушению.

Инструкция. На доску прикрепляется схема из двух треугольников – характеристик «Личности» – «Неличности».

Учитель раздает в малые группы (по 3-4 человека) 8 карточек с терминами, которые ребята должны изучить в своих группах, потом один из группы докладывает всему классу.

Термины для карточек:

  1. Личность (термин разрабатывается в философии, социологии, психологии, педагогике) – это человек, осознающий свое место в жизни, умеющий реализовать свои способности, стремящийся постоянно к нравственному самосовершенствованию, интеллектуальному, эстетическому и физическому развитию.
  2. Ум (мышление) – способность отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями, творчески мыслить в различных областях знания и практики. Качества ума: широта, конкретность, глубина, самостоятельность, критичность, гибкость, последовательность, быстрота.
  3. Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью, мобилизовать все свои силы на достижение поставленной цели и преодоление препятствий. Связана с целеустремленностью, выдержкой, самостоятельностью, решительностью, настойчивостью.
  4. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся  в деятельности и общении, определяет типичные индивидуальные способы поведения.
  5. Неличность – это человеческий индивид, в развитее которого преобладают биологические характеристики, почти или полостью отсутствует социальный (общественный) опыт.
  6. Инстинкты – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство. Если оно захватывает нравственные чувства, то может побудить к аморальным поступкам.
  7. Безумие – социально-психологическая катастрофа личности, потеря нравственных ориентиров, проявление звериных черт: ярость, свирепость, жестокость, безрассудство, садизм.

Какие качества, из рассмотренных вами, проявляли в своих поступках участники следующих казусов?

  1. В  г.Воронеже группа подростков 14-18 лет организовала «Белый патруль» для расправы над латино-американскими молодыми людьми, обучающимися в вузах города. Этот «патруль» совершил ряд преступлений на почве расизма под влиянием алкоголя и стадного чувства. (Безумие).
  2. Дочь видного политического деятеля Галина Б. С  малых лет была избалована вниманием и вседозволенностью. После смерти отца она  продолжала вести беспечный образ жизни, предавалась веселью, злоупотребляла алкоголем. А потом она опустилась так, что ее стали ненавидеть родные, близкие, соседи…. Умерли она всеми презираемая… (Страсть).
  3. Знаменитые бандит Сергей Мадуев снова в тюрьме. После побега, который организовала ему влюбившаяся в него женщина- следователь, она продолжала грабить и убивать стариков, женщин, детей. Этот чрезвычайно коварный и жестокий человек был рожден в тюрьме. Он ненавидел свою мать, презирал всех людей. Но хотел сытно есть, красиво жить, развлекаться, жить чужим трудом. (Инстинкты).
  4. У Андрея В. В результате автокатастрофы повреждена спина, бездействуют ноги. От него ушла жена. Но дочь и мама не оставили его наедине с бедой… Андрей готовит еду, наводит порядок в доме, возиться с внуком, освоил компьютер. При он находится в инвалидной коляске, но никогда не жалуется, не проявляет слабость. (Воля).
  5. Валерий Д. осиротел в раннем детстве. Шла война. Вечно голодный, он стал мелким воришкой, попал в детский дом. Там старшие воспитанники часто избивали младших, заставляли их воровать, учили курить и пить водку. Валерий поступил в училище, с 14 лет работал в кузнице, потом в шахте. В 18 лет его призвали в армию. Служба на границе требовала дисциплины, отказа от курения, организованности… Валерий стал офицером, не раз награждался за заслуги перед Отечеством, с почетом вышел на пенсию. (Характер).
  6. Будучи человеком незнатным, заурядной внешности, Наполеон Луи Бонапарт обладал прекрасными способностями, которые позволили ему стать высокообразованным человеком, талантливым военачальником, императором Франции. (Ум).

Самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о том, что произошло, идти на компромисс.

Запомните!

  1. Лучший способ выйти из конфликта – это разрешить его (ликвидировать ) с позиции разумности и справедливости, считаясь с моралью, законами общества и помогая общему благополучии.
  2. Если конфликт не разрешать, то он, как снежный ком, накапливает проблемы и может привести к войне, драке или преступлению, от которых могут пострадать многие люди.
  3. Самый разумный способ разрешения конфликта – компромисс, т.е. вход из конфликта путем взаимовыгодных уступок. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

«Любой человек также сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами. Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Занятие в тренинговом режиме "Быть уверенным - это здорово!"

Занятие в тренинговом режиме -  необычный урок. Это выражается уже в том, что учащиеся сидят не за партами, а в круге. И проходить  работа будет необычно и интересно: в виде игр, ...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Тренинговое занятие для старшеклассников "Я в этом мире".

Тренинговое занятие для старшеклассников....

Тренинговое занятие " Эмоции в нашем мире"

В психологии понятие «эмоции» употребляется как в широком смысле, как эмоциональные состояния, так и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами ...