Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития
методическая разработка на тему

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Данная система коррекционно-логопедического воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Это неговорящие дети или дети с «начатками речи».

Коррекционная логопедическая работа строится на основе данных, полученных в результате психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка, а также на основе общих закономерностей развития детей раннего возраста. Диагностика осуществляется группой специалистов: неврологом, педиатром, логопедом, дефектологом.

Взяв за основу поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) можно выделить следующие цели коррекционного воздействия:

- расширение понимания речи;

- формирование активного словаря.

Исходя из целей возможно определить следующие коррекционно-логопедические задачи:

- активизация подражательной речевой деятельности;

- расширение объема понимания речи;

- обучение построению и использованию в речи повелительного двусловного предложения;

- обучение использованию двусоставного предложения;

- построение предложений из трех-пяти слов.

Вышеперечисленные задачи реализуются на следующих этапах.

Этапы логопедического воздействия:

I этап

Однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней

Основные задачи этапа:

1. Расширить объем понимания речи.

2. Вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений

Развитие понимания речи.

1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и «Одень куклу», «Строим башню»).

2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок.

3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).

4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).

5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит»; «Покажи, какой мальчик спит, а какой умывается»).

6. Обучение пониманию вопросов Где? Куда? Откуда? На чем? - для выяснения местонахождения предметов («Покажи, куда Оля положила куклу?»; «Где лежат книги?»).

7. Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого?) - для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках машинка?»).

8. Обучение пониманию вопроса чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).

9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах? Покажи, что у девочки надето на голове, а что на руках?» и т.д.).

10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).

11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и «Поручение»).

Развитие экспрессивной стороны речи. Активизация речевого подражания.

1. Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.

2. Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).

а) Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:

Колыбельная кукле – А, А, А

Вой ветра – У, У, У

Плач младенца – УА, УА, УА

Заблудились в лесу – АУ, АУ, АУ

б) Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое утрированное произнесение):

Мычание коровы -  МУ, МУ, МУ

Мяуканье кошки – МЯУ, МЯУ, МЯУ

Лай собаки – АВ, АВ, АВ

Кваканье лягушки – КВА, КВА, КВА

Кудахтанье курицы – КО, КО, КО

Гоготанье гусей - ГА, ГА, ГА

Писк мышонка – ПИ, ПИ, ПИ

3. Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.

4. Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.

5. Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа («Дай пить»).

К концу данного этапа обучения:

- дети в пассиве должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит, действий, которые совершает сам;

- подражание может проявляться в любых рече-звуковых выражениях.

II этап Первые формы слов

Основные задачи этапа:

1. Расширить объем понимания чужой речи

2. Научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление, повеление + название предмета (сущ. в вин. п.).

3. Заучить отдельные обиходные словосочетания.

4. Произносить ударный слог слова.

Развитие понимания речи.

1. Обучение узнаванию предметов по их назначению («Покажи, чем ты нарисуешь домик?»).

2. Обучение узнаванию предметов по их описанию («Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу»).

3. Соотнесение слов один - мало - много с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой - маленький с величиной предлагаемых предметов.

4. Обучение быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции («Шагай - стой»); различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не («Прыгай - не прыгай»).

5. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени («Таня, встань. - Дети, встаньте. Иди - идите»).

6. Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) («Возьми шар - возьми шары»).

7. Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных с окончанием -а(-я) в именительном падеже множественного числа («Покажи, где нарисован дом, а где дома»).

Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование первых форм слов.

1. Формирование умения называть имена детей, членов семьи; называть предметы (картинки).

2. Формирование двухсловных предложений типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного («Где киса? - Вот киса»).

3. Обучение детей давать команды (игрушкам, товарищам), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения («Иди», «Лови»).

4. Формирование умения объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа («Спи, Ляля», «Катя, иди»).

5. Объединение усвоенных слов в предложения: обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения + существительное в винительном падеже: «Дай куклу»).

6. Формирование умения грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного падежей одних и тех же слов («Это утка. Дай утку»).

7. Обучение употреблению глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединению из в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.

К концу обучения на данном этапе:

- дети должны научиться строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонения глагола ед. числа + винительный падеж существительного;

- выражать желания, употребляя наречия можно, надо, не надо + инфинитив отдельных глаголов;

- дети должны усвоить место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов.

III этап Двусоставное предложение

Основные задачи этапа:

1. Развитие понимания различных грамматических форм слов.

2. Научить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени.

Развитие понимания речи.

1. Различение существительных, сходных по звучанию, затем различающихся только одним звуком (вагон - газон, бочка - точка).

2. Различение глаголов, близких по звучанию («Кого несут, а кого везут»).

3. Дифференциация глаголов, сходных по семантике (моет - умывается - стирает).

4. Дифференциация возвратных и не возвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (одеваются - одевают).

5. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам: мужской - женский («Женя упал. - Женя упала»).

6. Обучение определению взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий; по сюжетным картинкам («Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк»).

7. Обучение дифференциации: кто совершает действие один, а кто — совместно с каким-то лицом или предметом (предлоги с, без: «Покажи, кто идет с мамой, а кто идет без мамы»).

8. Обучение пониманию пространственного положения двух предметов, выраженных предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий).

9. Дифференциация множественного и единственного числа предложного падежа существительных («Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»).

10. Различение противоположных по значению прилагательных (большой - маленький).

11. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения (впереди - сзади, внизу - вверху, далеко -близко, высоко - низко).

Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование двусоставного простого предложения.

Обучение ответам на вопросы, поставленным к несложным сюжетным картинкам:

1. Кто (что) это? Что (он, она) делает? («Это девочка. Она сидит»).

2. Обучение подбору предметов к названным действиям (Стоит кто? Что? Мама, папа, кошка, стул).

3. Формирования умения употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени {мальчик моется, катается, одевается).

4. Формирование умения называть картинки, на которых одно и то же действие совершается одним или несколькими лицами {Мальчик идет - мальчики идут).

5. Договаривание слов или словосочетаний в разучиваемых стихотворениях.

К концу данного этапа обучения:

- дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице ед.числа и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения;

- дети должны усвоить воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов и трехсложных слов;

- дети должны понимать некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы.

IV этап Предложения из нескольких слов

Основные задачи этапа:

1. Развитие понимания речи.

2. Научить детей грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.

3. Научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов.

Развитие понимания речи.

Повторение заданий I и II этапов.

Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование предложения из нескольких слов.

1. Обучение ответам на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает? («Девочка ловит мяч»).

Обучение составлять предложения типа: «Девочка пишет ручкой».

2. Договаривание слов и словосочетаний в разучиваемых стихах.

3. Заучивание наизусть небольших песенок, потешек, стишков из 2-4 строк с опорой на картинки.

4. Разучивание стихотворений (договаривание концов строк).

5. Обучение предложным конструкциям с предлогом у.

6. Обучение конструкциям с предлогом на, в.

7. Обучение конструкциям с предлогом под.

Таким образом успехи в речевом развитии возможны при выполнении ряда условий: эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько будет грамотно и интересно организованно занятие с детьми.

Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.

Данная статья будет полезна  педагогам коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой речевого развития....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ».

Работа предназначена для логопедов-практиков, нуждающихся в практических методах коррекции ОНР 1-ого уровня развития речи....