Консультация для педагогов «Логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития»
консультация

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. С каждым годом становиться все больше детей, которые значительно отстают по основным линиям развития, часто имеют задержку речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Логопедическая работа с детьми раннего возраста

с задержкой речевого развития»

        Подготовила учитель-логопед

Е.Л. Хлиманок,

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. С каждым годом становиться все больше детей, которые значительно отстают по основным линиям развития, часто имеют задержку речевого развития. Задержка речевого развития (ЗРР) – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Причины задержки речевого развития:

- биологические: родовые травмы, недоношенность, минимальная мозговая дисфункция, воспалительные заболевания (энцефалит, менингит), повышенное внутричерепное давление, заболевания органов слуха, наследственность;

- психологические: недостаток общения, гиперопека, необогащенная окружающая среда и так далее.

Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам.

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

- отличное от принятых норм протекание доречевого периода (ребенок мало издает звуков, мало лепечет и гулит);

- дети до 1 года не реагируют на общение близкого им человека, они не улыбаются;

- первое слово появилось только после 1 года;

- эхолалия в возрасте 1,5 лет;

- ребенок в возрасте двух лет не понимает элементарных просьб, может не реагировать на своем имя;

- невозможность соединения слов в простые фразы (2,5-3 года);

- в 3 года у ребенка отсутствует собственная речь, т.е. он может говорить, но то, что он произносит – это заученные фразы, которые он услышал из мультфильма или сказки.

- использование мимики и жестов как основных средств коммуникации (ребенок не говорит, а показывает, что ему нужно). 

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — это те актуальные задачи, которые необходимо реализовать в дошкольном учреждении и в семье. 

Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у детей с ЗРР нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении.

Комплексная реабилитация ребенка с ЗРР, включает в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие и повседневную работу в семье.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития является: нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Логопедическая работа строится по следующим направлениям:

- развитие понимания речи окружающих;

- стимуляция потребности в вербальных высказываниях;

- формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения;

- развитие фонетико-фонематической стороны речи;

- формирования речи во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей;

- развитие моторной сферы.  строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения.

Логопедические занятия с детьми включают постепенно усложняющиеся игры и упражнения.

На занятии важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Используются различные потешки, стишки на звукоподражания. Малыш учится фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учится выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции.

Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Перышко», «Вертячек», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй снежинку» и т.д.

Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

Самое большое место в логопедической работе с детьми с ЗРР занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях». Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

Проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. «Улыбка», «Заборчик», «Блинчик», «Хоботок», «Лошадка», «Маятник». Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Нравятся детям пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, прищепки. Игры с карандашами, крупой, песком, водой, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

С помощью простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Вышла курочка гулять», «Зайка серенький сидит», «Большие ноги шли по дороге». Можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички. Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом - игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша.

Также, используем в работе тактильные дорожки с различными поверхностями - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие - «Лягушка скачет», «Рыбка плывет». Большое внимание уделяется массажу пальчиков и кистей рук (мячики с шипами, Су-джок). Используем различные виды «вкладышей», собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

Логопедический самомассаж лица, проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Выполнение движений сопровождаем классической музыкой.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать и играть с постройкой, понимать слова «кубик», «кирпичик», «поставь», «построить». Строят «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы», «диванчик для мишки» и т.д.

С детьми проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?». Игры со «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.). Предлагаем послушать различные звуки «Что шумит?», «Что гудит?», «Кто разговаривает?».

Использование компьютерных логопедических игр «Мерсибо» позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения.

Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения «Водичка, водичка!», «Покажи у куклы (мишки, зайки)», упражнения у зеркала «Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки», «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб». Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке. Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, «Большому зайке - большую морковку, а маленькому....?», «Это яблоко большое, а это поменьше» и т.д.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражания, лепетных, первых слов, обогащается пассивный и активный словарь, появляется простая фраза. Малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения. Улучшается зрительное и слуховое внимание, развивается память и мышление, совершенствуется мелкая моторика, координация движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИПР

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым го...

Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию.

ИГРА - вот самый эффективный способ воспитания и обучения любого маленького ребенка. Игра- веселая и забавная ,занимательная и познавательная - поможет родителям в этом.В  данной статье описаны и...

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития...