Групповая коррекционно-развивающая программа: «Ознакомление с окружающим миром, формирование сенсорных и элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
рабочая программа на тему

Ольга Геннадьевна Алексеева

Групповая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Министерство образования Новгородской области

Государственное областное бюджетное учреждение «Старорусский

центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

(ГОБУ «Старорусский ЦППМС»)

Рассмотрена и утверждена на заседании Педагогического совета

ГОБУ «Старорусский ЦППМС»

Протокол

№_____от «___»_____________2018 г.

               «Утверждаю»_______

                Директор

                ГОБУ «Старорусский ЦППМС»

                Л.Е.Дмитриева

                «27» сентября 2018 г.

        

Групповая коррекционно-развивающая программа:

«Ознакомление с окружающим миром, формирование сенсорных и элементарных математических представлений  у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»

Программу реализует  

учитель-дефектолог  (олигофренопедагог)

ГОБУ «Старорусский ЦППМС»

Алексеева Ольга Геннадьевна

Старая Русса, 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

1.1. Актуальность программы.

        Основной целью коррекционной работы при задержке психического развития  является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической и педагогической коррекции.

          Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития  и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития  посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей с задержкой психического развития  существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с задержкой психического развития,  является актуальной.        

         

1.2. Научная обоснованность. 

        В основе индивидуальной программы лежит программа «Развитие элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития  четвертого-пятого года жизни» под ред. С.Г. Шевченко., «Тематическое планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко, которые базируются на учении Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нем, о законах актуального и ближайшего развития; а также исследованиях С.Г. Ералиевой, Т.М. Капустиной, З.М. Дунаевой и других о процессе формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии; содержание занятий построено с учетом типологических особенностей детей с задержкой психического развития и базируется на теории П.Л. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

2. Направленность программы:        

2.1. Цель программы:

          Всестороннее развитие детей: расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи, формирование  сенсорных и элементарных математических представлений. Развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графических умений.

Оказание комплексной коррекционно-педагогической помощи и поддержки ребенка с задержкой психического развития, его родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в интеллектуальном развитии ребенка с задержкой психического развития.

2.2. Задачи программы:

  • создание детям с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития;
  • коррекция негативных тенденций развития;
  • стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности;
  • профилактика вторичных отклонений в развитии;
  • уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи;
  • формирование сенсорных и элементарных математических представлений,
  • развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графических умений.
  • формирование мыслительных, познавательных процессов.

2.3. Методы, используемые при реализации программы:

Наглядные: (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений художественной литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ; практические (игра, практические действия, труд).

Словесные приемы – речевой образец, прием имитации; объяснение; указания; словесное упражнение; повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное); вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые); оценка речи.

Наглядные  приемы – показ предмета, движения, игрушки, картинки; показ с названием; приемы работы с техническими средствами обучения (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).

3. Адресат: дети 4-6 лет, их родители, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), воспитатель. Количество детей в группе – 4 человека. Все 4 ребенка прошли ПМПК и им рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (олигофренопедагогом), направленные на расширение представлений об окружающем мире, формирование сенсорных и элементарных математических представлений, операций мышления, развитие крупной и мелкой моторики, графических умений.

4.     Форма проводимой работы: групповая.        

5. Продолжительность курса: девять месяцев (одно занятие в неделю). Продолжительность занятия один час.

6.     Система условий реализации программы.

Занятия проводятся в отдельном помещении, согласно требованиям санитарно-гигиенических норм и правил. Комната для проведения занятий должна быть оснащена необходимыми методическими пособиями, дидактическими играми, игрушками.

7. Структура занятий.

Вводная часть:

Ритуал приветствия: организация ребенка к занятию (5 минут);

двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (5 минут);

перерыв – (2 минуты).

Основная часть:

Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, крупной и мелкой моторики рук, графических умений; развитие речи; (25 минут)

Перерыв (2 минуты)        

Свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру (18 минут).

В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в разных игровых ситуациях. Каждое действие доводится до конца, дается оценка действиям ребенка.

Заключительная часть:

Ритуал прощания (3 минуты).

Все занятия проходят в игровой форме. Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.

8. Требования к результату реализации программы.

Дети:

  • проявляют интерес к занятиям;
  • усваивают значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира и человеке;
  • понимают различные формы словоизменения;
  • понимают предложно-падежные конструкции с простыми предлогами;
  • понимают смысл отдельных предложений, хорошо понимают связную речь;
  • пересказывают без помощи взрослого небольшой текст с опорой на картинки;
  • правильно произносят звуки (в соответствии с онтогенезом);
  • повторяют слоги с оппозиционными звуками, употребляет основные виды интонации, темп и ритм речи;
  • владеют основными навыками продуктивной деятельности, проявляют самостоятельность в игре, общении, конструировании и др.;
  • пытаются регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, умеют сотрудничать в процессе игры, участвуют во взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • используют в играх знания, полученные на занятиях в процессе образовательной деятельности, из книг, мультфильмов, общения со взрослым и т.д.;
  • стремятся к самостоятельности, проявляют относительную независимость от взрослого;
  • сформированы представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеют выражать их в речи;
  • способны обобщать предметы и объекты в понятийные группы;
  • могут показать на предложенных картинках названные действия;
  • называют по картинкам предложенные предметы и их части;
  • используют в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
  • воссоздают целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
  • владеют элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти;
  • определяют пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;
  • определяют времена года и части суток;
  • используют в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество. Называют все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы «не»;
  • умеют конструировать из различного материала с помощью взрослого;
  • создают предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей);
  • стремятся к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
  • знают основные цвета и их оттенки, смешивают и получают оттеночные цвета красок;
  • эмоционально откликаются на художественную литературу и фольклор, сопереживают персонажам художественных произведений, понимают содержание;
  • проявляют интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
  • эмоционально воспринимают музыку, выделяют части музыкального произведения по темпу, узнают произведение по отдельным фрагментам, различают звуки по высоте, различают музыкальные инструменты по звучанию.
  • осуществляют элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
  • владеют элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек).

Программа может быть использована как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

9. Методы и средства оценки результативности программы включают в себя:

  • первичная и итоговая диагностика уровня развития детей;
  • наблюдение за детьми;
  • беседа с родителями.

10. Тематическое планирование групповой коррекционно-развивающей программы, направленное на расширение знаний и представлений об окружающем мире, формирование сенсорных и элементарных математических представлений, развитие речи.  

Наименование раздела

Задачи развития на ноябрь-май

Всего часов

Первичная диагностика

Коррекция познавательно-речевого развития

Расширение знаний и  представлений об окружающем мире. Развитие речи.

15

Коррекция познавательного развития

Формирование сенсорных и элементарных математических представлений.

15

                                   Итоговая диагностика


Календарно-тематическое планирование программы (расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи):

Дата

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание

Кол-во часов

28.09.2018

1

Осень

обогатить словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений. Закреплять цвета: красный, желтый. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: цветные картинки «Лето», и «Осень»; схемы: дерево без листьев, лист под деревом; черно-белые картинки: деревья (клен, береза с редкими листьями); ягоды рябины, елка.

Раздаточный материал: желтые листы бумаги (большие и маленькие), желтые листья деревьев (большие и маленькие), листья березы, клена, рябины

Словарная работа: лист, листочек, осень, перекрасила, красить

0,5

12.10.2018

2

Овощи

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь);

Раздаточный материал: конверт с картинкой овоща, разрезанная на 2 части по вертикали.

Словарная работа: овощи, огород, помидор, лук, морковь

0,5

19.10.2018

3

Овощи

обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в суффиксальном словообразовании; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь);план-схема рассказа-сравнения;

Раздаточный материал: конверт с картинкой овоща, разрезанная на 2 части по вертикали.

Словарная работа: овощи, огород, помидор, лук, морковь

0,5

26.10.2017

4

Фрукты

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин); план-схема рассказа-описания;

Раздаточный материал: конверт с картинкой фрукта, разрезанная на 2 части по вертикали.

Словарная работа: фрукты, яблоко, лимон, апельсин.

0,5

02.11.2018

5

Фрукты

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин); план-схема рассказа-описания;

Раздаточный материал: конверт с 2 предметными картинками фрукта, разрезанные на 2 части по вертикали;

Словарная работа: фрукты, яблоко, лимон, апельсин, сад, огород.

0,5

09.11.2018

6

Овощи-Фрукты

закреплять умение различать овощи и фрукты; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: картинки с овощами и фруктами(помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин);муляжи или натуральные овощи и фрукты(помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин);

Раздаточный материал: конверт с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко; морковь и груша; слива и огурец), разрезанные на 2 части по вертикали;

Словарная работа: овощи, фрукты, помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, огород, сад

0,5

16.11.2018

7

Игрушки

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику, общую моторику. Процессы анализа и синтеза.

Демонстрационный материал: предметные картинки с игрушками (мяч, мишка, кукла, машинка;

Раздаточный материал: конверт с двумя картинками с изображением игрушки, разрезанные на 2 части по вертикали;

Словарная работа: игрушки, мяч, мишка, кукла, машинка

0,5

23.11.2018

8

Посуда

развивать мелкую моторику. Активизировать предметный словарь. Закреплять навыки ориентировки в пространстве, выполнение заданий по инструкции. Развивать ассоциативное мышление.

Демонстрационный материал: предметные картинки: чашка, тарелка, ложка;

Раздаточный материал: картинки с изображением предмета посуды с недостающей деталью, картинки с деталями предметов посуды;

Словарная работа: посуда, чашка, тарелка, ложка.

0,5

30.11.2018

9

Мебель

закреплять знания о мебели (стол, стул, шкаф). Обогащать словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза.

Демонстрационный материал: предметные картинки: стол, стул, шкаф;

Словарная работа: мебель, стол, стул, шкаф.

0,5

07.12.2018

10

Домашние птицы

обогащать знания детей о домашних птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал: картинки с изображением домашних птиц (петух, цыпленок, курица, гусь, гусыня, гусенок, утка, стенок); зерна, клюв птицы.

Раздаточный материал: домашние птицы, петух, цыпленок, курица, гусь, гусыня, гусенок, утка, стенок);

Словарная работа:  зерна, клюв, кукарекает, гогочет, крякает пищит, квокчет

0,5

14.12.2018

11

Домашние животные

обогащать знания детей о домашних животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал: картинки с домашними животными (корова, кошка, собака, лошадь), их детенышами. Предметные картинки: кость, рыба, молоко, сено, трава;

Раздаточный материал: домашние животные, корова, кошка, собака, лошадь,  Словарная работа: мычит, ржет, лает, мяукает, котенок, теленок, жеребенок, щенок.

0,5

21.12.2018

12

Дикие животные

обогащать знания детей о диких животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Воспитывать бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал: картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка), их жилищами (нора, логово, дупло, куст), детеныши животных. Предметные картинки: морковка, капуста, орехи, грибы; малина, мед; куры, зайцы.

Раздаточный материал: дикие животные, медведь, лиса, волк, заяц, белка, нора, логово, дупло, куст, детеныш, медвежонок, бельчонок,  

Словарная работа: зайчонок, лисенок, волчонок, питается, прыгает, крадется, рыщет, неуклюжий, косолапый

0,5

28.12.2018

13

Новый год

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы. Поощрять проявление положительных эмоций.

Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Хоровод», картинка, на которой изображен Дед Мороз с подарками;

Словарная работа: подарки, Новый год, Дед мороз, елка, праздник, наряжать, украшать, хоровод, Снегурочка

0,5

11.01.2019

14

Обувь

обогащать и уточнять словарь по теме; развивать общую и мелкую моторику; непроизвольную память, мышление, фонематические процессы. Прививать навыки ухода за обувью.

Демонстрационный материал: предметные картинки (тапочки, ботинки, туфли (мужские и женские), сапоги (мужские и женские), валенки;

Раздаточный материал: конверт, в котором лежат 2 предметные картинки с изображение пар обуви, разрезанные на 2 части по вертикали;

Словарная работа: тапочки, сапоги, валенки, ботинки, туфли,обувь.

0,5

18.01.2019

15

Зимняя одежда

обогащать и уточнять словарь по теме «Одежда»,  активизировать речевой словарь. Развивать мышление.

Демонстрационный материал: предметные картинки: пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки.  

Раздаточный материал: картинки со схематическим изображением времен года.

Словарная работа: одежда, пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки.

0,5

25.01.2019

16

Зимующие птицы

обогащать и уточнять словарь по теме «Зимующие птицы», активизировать речевой словарь, воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: предметные картинки: сорока(2 шт.), воробей, снегирь (2шт); дерево на панно, кормушка;

Раздаточный материал: конверты, в котором лежат  предметные картинки с изображением птиц(сорока, воробей, снегирь)

Словарная работа: зимующие птицы, сорока, воробей, снегирь, кормушка

0,5

01.02.2019

17

Профессии

обогащать знания детей о профессиях.

Демонстрационный материал: картинки с изображением представителей разных профессий: продавец, почтальон, учитель, шофер, водитель, летчик, машинист, повар, врач, кондуктор;

Словарная работа: профессии, почтальон, учитель, шофер, водитель, летчик, машинист, повар, врач, кондуктор

0,5

08.02.2019

18

Транспорт

обогащать знания детей по теме

Демонстрационный материал: картинки: легковая машина, грузовик, поезд (пассажирский и грузовой), самолет, корабль;

Раздаточный материал: легковая машина, грузовик, поезд ,пассажирский и грузовой, самолет, корабль;

Словарная работа: транспорт, едет, плывет, летит

0,5

15.02. 2019

19

23 февраля

обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Развивать пространственную ориентировку

Демонстрационный материал: картинки: звено самолетов, танк, корабль, моряк, пограничник;

Раздаточный материал: альбомный лист и картинки или макеты самолета, танка, корабля; фигурки летчика, моряка, танкиста;

Словарная работа: самолет, танк, корабль, моряк, пограничник

0,5

22.02.2019

20

Зима. Обобщение

обогатить и уточнить словарь по теме. развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: фланелеграф, картина, на которой изображено дерево с кормушкой; съемные картинки: птицы, солнце, снег (снежинки);

Словарная работа: кормушка, зима, мороз, холодно, снег, снежинки

0,5

01.03.2019

21

Мамин день

обогатить и уточнить словарь по теме. Развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений. Воспитывать бережное отношение к природе. Упражнять в заучивании четверостиший с опорой на картинку

Демонстрационный материал: картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины, цифры 8;

Словарная работа: весна, мама, цветы, улыбки, подснежник, подарок.

0,5

15.03.2019

22

Весна

обогатить и уточнить словарь по теме. Активизировать предметный и глагольный словарь. Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы.

Демонстрационный материал: картинки: солнце выглядывает из-за туч, солнце с улыбкой, лужа, река, ручей, картинки-символ , день-ночь;

Раздаточный материал: цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник; скворечник с птицами

Словарная работа: весна, солнце, подснежник, тюльпан, нарцисс

0,5

22.03.2019

23

Перелетные птицы

обогатить и уточнить словарь по теме «Перелетные птицы», Воспитывать бережное отношение к природе

Демонстрационный материал: картинки: ласточка, аист, скворец, кукушка и гнезда этих птиц; скворечник, птенцы, дерево с гнездами;

Раздаточный материал: конверт, в котором лежат  предметные картинки с изображением птиц: ласточка, аист, скворец, кукушка;

Словарная работа: перелетные птицы, весна, гнездо, птенцы, ласточка, аист, скворец, кукушка

0,5

29.03.2019

24

Перелетные птицы

обогатить и уточнить словарь по теме «Перелетные птицы», Воспитывать бережное отношение к природе

Демонстрационный материал: картинки: ласточка, аист, скворец, кукушка и гнезда этих птиц; скворечник, птенцы, дерево с гнездами;

Раздаточный материал: конверт, в котором лежат  предметные картинки с изображением птиц: ласточка, аист, скворец, кукушка;

Словарная работа: перелетные птицы, весна, гнездо, птенцы, ласточка, аист, скворец, кукушка

0,5

05.04.2019

25

Дом, улица, город

обогатить и уточнить словарь по теме «Дом». Активизировать предметный словарь. Упражнять в составлении рассказа по подражанию. Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы.

Демонстрационный материал: картинки,  гнезда птиц или 3 жилища животных, одноэтажный деревянный дом, многоэтажный дом, стена, крыша, дверь, окно;

Раздаточный материал: картинки: части дома

Словарная работа: дом, стена, крыша, дверь, окно, жилище

0,5

12.04.2019

26

Правила дорожного движения

обогатить и уточнить словарь по теме «Правила дорожного движения». Развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы.

Демонстрационный материал: картинки: светофор, цвета светофора. Картина «Улица»;

Раздаточный материал: картинки: светофор, 3 светофора (на одном горит красный цвет, на втором-желтый, на третьем-зеленый цвет),цветные карандаши, перфокарта- светофор с белыми кружками;

Словарная работа: светофор, улица, дорога.

0,5

19.04.2019

27

Весенние цветы

обогатить и уточнить словарь по теме «Весенние цветы». Активизировать речевой словарь. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе

Демонстрационный материал: картинки с цветами(одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны разных цветов, предметные черно-белые картинки цветов (одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны); ваза, картинка с изображением частей цветка. «Чудесная коробочка»;

Раздаточный материал: конверт, с картинкой,  с изображением цветка, разрезанного на 2 части по горизонтали;

Словарная работа: цветы, одуванчик, подснежник, ландыш, тюльпаны

0,5

26.04.2019

28

Насекомые

обогатить и уточнить словарь по теме «Насекомые». Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе

Демонстрационный материал: картинки: жук, бабочка, пчела, муравей;

Раздаточный материал: картинки с 5 жуками, 3 пчелами, 2 муравьями, 4 бабочками;

Словарная работа: насекомые, жук, бабочка, пчела, муравей

0,5

03.05.2019

29

9 Мая

обогатить и уточнить словарь по теме «9 Мая». Уточнить временные и пространственные представления. Развивать мышление, память, фонематические процессы, мелкую моторику.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья)

Раздаточный материал: конверты с листьями рябины, клена; конверты с картинками (деревья и их листья)

Словарная работа: дерево,

корень, ствол, ветки, листья

0,5

10.05.2019

30

Деревья

обогатить словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья)

Раздаточный материал: конверты с листьями рябины, клена; конверты с картинками (деревья и их листья)

Словарная работа: дерево,

корень, ствол, ветки, листья

0,5

        ИТОГО: 30 занятий/15 часов  

 

Календарно-тематическое планирование программы

(формирование сенсорных и элементарных математических представлений)

Дата

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание

Кол-во часов

28.09.2018

1

Знакомство с тетрадью в клетку

учить ориентироваться на странице тетради в клетку (верх, низ, слева, справа, середина).

тетрадь в клетку

0,5

12.10.2018

2

Цвет предметов: желтый, красный

знакомить детей со цветом, как одним из свойств предмета. Находить и называть красный и желтый цвета. Сравнивать предметы по цвету, находить предметы желтого и красного цвета на основе практических действий

развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Листья деревьев красного, желтого, зеленого цветов (натуральные и вырезанные из бумаги)

Наборы разноцветных мелких предметов: пуговиц, лоскутков ткани, игрушек.

полоски красного и желтого цветов, вырезанные из бумаги (по 1 полоске на каждого ребенка).

рабочие тетради

0,5

19.10.2018

3

Цвет предметов: желтый, красный

знакомить детей со цветом, как одним из свойств предмета. Находить и называть красный и желтый цвета. Сравнивать предметы по цвету, находить предметы желтого и красного цвета на основе практических действий

развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Листья деревьев красного, желтого, зеленого цветов (натуральные и вырезанные из бумаги)

Наборы разноцветных мелких предметов: пуговиц, лоскутков ткани, игрушек.

полоски красного и желтого цветов, вырезанные из бумаги (по 1 полоске на каждого ребенка).

рабочие тетради

0,5

26.10.2017

4

Форма предметов: круг

дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих»действий

Геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. 2 больших и 2 маленьких круга (желтые и красные)

По 2 картонных круга: большой и маленький. Рабочие тетради

0,5

02.11.2018

5

Форма предметов: круг

дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем

Геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. 2 больших и 2 маленьких круга (желтые и красные)

По 2 картонных круга: большой и маленький. Рабочие тетради

0,5

09.11.2018

6

Один, много

уточнять и закреплять понятия один-много

Картинки фруктов: 1 персик, яблоки (по количеству детей), 2 вазы

По 3 карточки «Много-мало». Тетрадь

0,5

16.11.2018

7

Цвет предметов: зеленый, красный

продолжать знакомить детей со цветом, как одним из свойств предмета. Находить и называть красный и зеленый цвета. Сравнивать предметы по цвету.

Фишки красного и зеленого цветов; красные и зеленые овощи и фрукты

По 2 фишки-образца: красная и зеленая. Наборы мелких предметов (пуговиц, лоскутков ткан , игрушек) разных цветов. Рабочие тетради.

0,5

23.11.2018

8

Цвет предметов: зеленый, красный

продолжать знакомить детей со цветом, как одним из свойств предмета. Находить и называть красный и зеленый цвета. Сравнивать предметы по цвету.

Фишки красного и зеленого цветов; красные и зеленые овощи и фрукты

По 2 фишки-образца: красная и зеленая. Наборы мелких предметов (пуговиц, лоскутков ткани, игрушек) разных цветов. Рабочие тетради.

0,5

30.11.2018

9

Лево-право

право, лево в окружающем пространстве

Красная кастрюля, зеленая чашка, желтая миска

Наборы  из 3-4 предметных картинок с изображением посуды (или игрушечной посуды). Тетрадь.

0,5

07.12.2018

10

Лево-право

право, лево в окружающем пространстве

Красная кастрюля, зеленая чашка, желтая миска

Наборы  из 3-4 предметных картинок с изображением посуды (или игрушечной посуды). Тетрадь.

0,5

14.12.2018

11

Число и цифра 1

закреплять восприятие числа с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру

Демонстрационная касса цифр.

Цифра 1 и набор предметных картинок с изображением  домашних птиц в количестве 1 и много.

0,5

21.12.2018

12

Число и цифра 1

закреплять восприятие числа с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру

Демонстрационная касса цифр.

Цифра 1 и набор предметных картинок с изображением  домашних птиц в количестве 1 и много.

0,5

28.12.2018

13

Одинаковые по размеру, разные

закреплять представление о свойствах предметов :цвете(красный, желтый, зеленый), форме(круг), размере (одинаковые по размеру, разные)

круги красного, желтого и зеленого цветов двух размеров.

набор пуговиц двух размеров. Рабочие тетради.

0,5

11.01.2019

14

Одинаковые по размеру, разные

закреплять представление о свойствах предметов :цвете(красный, желтый, зеленый), форме(круг), размере (одинаковые по размеру, разные)

круги красного, желтого и зеленого цветов двух размеров.

набор пуговиц двух размеров. Рабочие тетради.

0,5

18.01.2019

15

Цвет предметов: красный, желтый, зеленый

продолжить изучение цвета как одного из признаков предмета. Учить различать основные цвета, называть их; сравнивать предметы по цвету, находить предметы одинаковые по цвету на основе практических действий. Составлять группы предметов одинакового цвета. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники красного, зеленого цвета. Тетрадь.

0,5

25.01.2019

16

Цвет предметов: красный, желтый, зеленый

продолжить изучение цвета как одного из признаков предмета. Учить различать основные цвета, называть их; сравнивать предметы по цвету, находить предметы одинаковые по цвету на основе практических действий. Составлять группы предметов одинакового цвета. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники красного, зеленого цвета. Тетрадь.

0,5

01.02.2019

17

Число и цифра 2

знакомить детей с образованием числа 2. Учить называть, обозначать цифрой, соотносить число с количеством и цифрой.

Фигурки диких животных: заяц, лиса, волк. Касса цифр

в конверте по 3 карточки с изображением диких животных. Кассы цифр, рабочая тетрадь

0,5

08.02.2019

18

Число и цифра 2

знакомить детей с образованием числа 2. Учить называть, обозначать цифрой, соотносить число с количеством и цифрой.

Фигурки диких животных: заяц, лиса, волк. Касса цифр

в конверте по 3 карточки с изображением диких животных. Кассы цифр, рабочая тетрадь

0,5

15.02. 2019

19

  Большой-маленький, одинаковые по размеру

учить детей сравнивать предметы по размеру (большой-маленький, одинаковые по размеру)

игрушки большие и маленькие

0,5

22.02.2018

20

  Большой-маленький, одинаковые по размеру

учить детей сравнивать предметы по размеру (большой-маленький, одинаковые по размеру)

игрушки большие и маленькие

0,5

01.03.2019

21

Форма предметов: квадрат

дать представление о квадрате. показать, что квадраты могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих»действий

По 2 больших и маленьких квадрата, круги (красные и желтые)

0,5

15.03.2019

22

Форма предметов: квадрат

дать представление о квадрате, показать, что квадраты могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих» действий

По 2 больших и маленьких квадрата, круги (красные и желтые)

0,5

22.03.2019

23

Форма предметов: квадрат. Сравнение количества, размера предметов

дать представление о квадрате. показать, что квадраты могут быть разных размеров и цветов. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробующих»действий. учить сравнивать количество путем приложения.

По 2 больших и маленьких квадрата, круги (красные и желтые).

картинки снеговика, 3 круга разного диаметра

По 2 больших и маленьких квадрата, (красные и желтые).

5 комов для снеговика разного размера, 2 одинаковые (руки снеговика)

0,5

29.03.2019

24

Выше, ниже, высокий, низкий

учить сравнивать два предмета, контрастных по высоте, пользуясь приемом приложения. Обозначать результат сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий

Набор вырезанных по контуру домов разной высоты. Различные головные уборы и обувь.

Набор одноименных предметов разной высоты (палочки, бруски, домики)

0,5

05.04.2019

25

Выше, ниже, высокий, низкий

учить сравнивать два предмета, контрастных по высоте, пользуясь приемом приложения. Обозначать результат сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий

Набор вырезанных по контуру домов разной высоты. Различные головные уборы и обувь.

Набор одноименных предметов разной высоты (палочки, бруски, домики)

0,5

12.04.2019

26

Число и цифра 3

закреплять навык пересчета предметов, восприятие количества с помощью слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Учить считать до 3, называть числительные по порядку. Учить раскладывать предметы правой рукой слева направо.

«Чудесный мешочек» с цифрами, 3 кубика.

0,5

19.04.2019

27

Число и цифра 3

закреплять знания о цифре 3, навык пересчета предметов, восприятие количества с помощью слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Учить считать до 3, называть числительные по порядку. Учить раскладывать предметы правой рукой слева направо.

«Чудесный мешочек» с цифрами, 3 кубика.

картинки-отгадки: светофор, 3 медведя, трехколесный велосипед, фонарик, волк и семеро козлят «Чудесный мешочек» с пуговицами; цифры 1,2,3

0,5

26.04.2019

28

Сравнение количества: способ приложения

учить сравнивать количество предметов  путем приложения.

Картинки с изображением птиц.

Тетради

0,5

03.05.2019

29

Сравнение количества: способ приложения

учить сравнивать количество предметов  путем приложения.

Картинки с изображением птиц.

Тетради

0,5

10.05.2019

30

Широкий-узкий

Уп упражнять в сравнении двух предметов по ширине способом наложения. использовать в речи слова: широкий, узкий, уже-шире.

Красная широкая и зеленая узкая полоска одинаковой длины. Предметные картинки: полоски, шарфы, полотенце, двери, дороги, реки.

Красная широкая и зеленая узкая полоска одинаковой длины. Набор узких и широких предметов.

0,5

           

ИТОГО: 30 занятий/15 часов  


Литература

  1. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 1999.
  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1973.
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М., 2001.
  6. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
  7. Ремезова, Л.А. Коррекционные подходы к формированию у дошкольников с косоглазием и амблиопией конструктивных знаний, умений и навыков на общеобразовательных занятиях и в строительно-конструктивных играх, 2001 г.
    «Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. Новоселова СЛ., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. - М., 1995.
  8. Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.
  9. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.
  10. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.
  11. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М., Просвещение, 1992.
  12. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений. Методическое пособие под ред. Л.М.Шипициной. - СПб, 1995.
  13. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. — М., Просвещение. 1976.
  14.      Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  15. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: Город, 1998. – 262 c.
  16. Сорокина AM. Дидактические игры в детском саду. — М., Просвещение, 1982.
  17. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с детским церебральным параличом. - СПб., 2003.
  18. Тихомирова А.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления у детей. — Ярославль, 1995.
  19. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.
  20. Фомичева, Л.В. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением / Л.В. Фомичева // Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: методич. пособие / Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга.– СПб., 1995. – С. 75-92.
  21. Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. — М., 1993.
  22.  Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.
  23. Шевченко, С. Г. (канд. пед. наук). Преемственность в образовании детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста / С. Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 5
  24.      Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001.
  25.      Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом (проект) / Сост. Н.В. Симонова.–М. 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы

       В  Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...

Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток

Е.М. Кудряшова, ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенкаКарельская государственная педагогическая академияГ. Петрозаводск  Статья написана на основе исследовательской...

Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"

В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...