Рабочая программа воспитательной работы 3и класс
рабочая программа

Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 3 специального класса (умеренная УО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx49.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»

«Рассмотрено»

Руководитель М.О.

_________ Т.А. Новикова  

Протокол № ___ от

«____»________20 ____ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска

________ Н.С. Полоскова

«____»_______20_____ г.

«Утверждаю»

Директор

 ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска

__________И.В. Анучин

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.

Рабочая программа воспитательной работы

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 3 «И» класс

(ступень образования / класс)

на 2018-2019 уч. год.

(срок реализации программы)

Программу составила: Притчина Е. А. (I КК)

                                        (Ф.И.О.)

Иркутск

2018 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Условия реализации основных направлений нравственного развития

4. Планируемые результаты нравственного развития обучающихся

5.  Содержание программы

6. Описание материально-технического обеспечения воспитательной деятельности

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитательной работы обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП, разработана на основе требований к личностным результатам (возможным результатам) освоения АООП.

Программа  разработана на основе следующих документов:

         1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

         2. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

         3. Устав ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы № 4 г. Иркутска» на 2018-2019 г.

         4. СанПиН  2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающихся:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим,  умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к обучающемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также  ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение с взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным  общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и  правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит и проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакциями взрослого, учатся терпению и уважению к сверстнику, независимо от его поведения. Некоторые дети проявляют инициативу: подходят к однокласснику, пытаются ему помочь, успокаивают, протягивают игрушку, гладят по голове и т.д.

Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения. Участвуя в религиозных событиях, дети усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека.

Программа выполняется в семье, на занятиях по предмету «Окружающий социальный мир» и в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: оздоровительные лагеря, проекты, экскурсии, праздники, походы и др.

Цель и задачи программы

Целью нравственного воспитания, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа является  вклад в достижение требований,  социально-педагогическая поддержка  в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,  приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи нравственного развития:

(3II) 3 класс:

формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;  

формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры

(3II) 3 класс:

воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование чувства причастности к коллективным делам;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В области формирования семейной культуры

(3II) 3 класс:

формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

Экологическая культура. Охрана здоровья

         Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелено на развитие стремления у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

Чтение и обсуждение сказки «Колобок»            03.09.

Конкурс рисунков «Как я провел лето»

04.09.

Рисование, штриховка «Осенний лист»

05.09.

Игра «Найди похожий предмет»                  06.09.

День летних именинников 

07.09.

2.

Нравственное воспитание

Инсценировка сказки «Колобок»            

10.09.

Беседа на тему «Семья»

11.09.

Рисование «Осень пришла»

12.09.

Игра «Загадки для отгадки»

13.09.

Международный день грамотности 

14.09.

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Чтение и обсуждение сказки «Теремок»                  17.09.

Конкурс рисунков «Детство без….»

 18.09.

Рисование «Дерево жизни»

19.09.

Игра «Волшебные слова»                      20.09.

Праздник посвящение в первоклассники и  5 -классники 21.09.

4.

Трудовое воспитание

Инсценировка сказки «Теремок»                 24.09.

Беседа по ПДД:  «Я-пешеход»

25.09.

Выставка «Вот это, да!»

26.09.

Конкурс открыток «Бабушка с дедушкой рядышком»

27.09.

Моя малая Родина

28.09.

Октябрь

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

Международный день пожилых людей  01.10.

Лепка из пластилина «Учитель»

02.10.

Конкурс рисунков

«Учитель любимый мой»

03.10.

Игра «Кто быстрее соберет портфель»

04.10.

Всемирный день учителя

05.10.

2.

Нравственное воспитание

Чтение и обсуждение сказки  К.Чуковского «Федорино горе»

08.10.

Беседа на тему «Моя школа»

09.10.

Рисование «Наша школа»

10.10.

Игра «Найди школьные принадлежности»

11.10.

«Я – гражданин России»

12.10.

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Чтение и обсуждение сказки  Е. Пермякова «Как Маша стала большой»

15.10.

Беседа на тему: «Символы нашей страны»

«Герб»

16.10.

Рисование «Мой дом»

17.10.

Игра «Выбери

правильно картинку»

18.10.

«Мисс Осень 2018»

19.10

4.

Трудовое воспитание

Чтение и обсуждение рассказа

«Мишкина каша»

22.10.

Игра «Угадай

профессию»

23.10.

Лепка осеннего гриба

24.10.

Игра «Угадай, что я делаю»

25.10.

Акция «За чистоту и порядок»

26.10.

Ноябрь

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

Беседа на тему:

«Здоровый образ жизни»

06.11

Рисование на тему:

«Охрана здоровья»

07.11

Игра «Четвертый лишний»

08.11

«Доброта дороже золота»

09.11

2.

Нравственное воспитание

Народная мудрость. Русские народные сказки

12.11

Беседа на тему:

«Традиции вашей

 семьи»

13.11

Операция

 «Кормушка»

14.11

Международный день отказа от курения 15.11

Международный день толерантности

16.11

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Народная мудрость. Русские народные сказки

19.11

Конкурс рисунков

«Мама - первое слово!»

20.11

Конструирование из бумажных полос

21.11

«Что такое хорошо?!»

22.11

День матери « Мамы! Мы вас любим!»

23.11

4.

Трудовое воспитание

Рисунок любимого героя сказки

26.11

Классный час «Каждой вещи - своё место»

27.11

Рисование «Орудия труда»

28.11

Ролевая игра «Учимся дружить»

29.11

«День осенних именинников»

30.11

Декабрь

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

Беседа по классам:

«Международный день инвалидов»

03.12

Осторожно, их мало!

04.12

Акция «опозданиям – НЕТ!»

05.12

«Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья»

06.12

«Будьте вежливы»

07.12

2.

Нравственное воспитание

Международный день прав человека 10.12

Операция «Школьный двор» 

11.12

«В мастерской Деда Мороза»

12.12

Весёлые физминутки

13.12

«Покормите птиц зимой»

14.12

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Книги о детях

17.12

День Конституции Российской Федерации

18.12

Конкурс новогодних:

- открыток

- масок

19.12

Ролевая игра

«Говорящий портфель»

20.12

Школьный фестиваль

 «Минута славы» 21.12

4.

Трудовое воспитание

Классный час «Мой любимый сказочный герой»

24.12

Классный час «Зимние каникулы»

25.12

Открытка к Новому году

26.12

Эстафета с Дедом Морозом

27.12

Новогодний праздник 28.12

Январь

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

ВД

ВД

Рисунок «Зимняя красавица»

09.01

Игра «Счастливый случай»

10.01

Международный день «Спасибо»

11.01

2.

Нравственное воспитание

Библиотечный час

 «Старый новый год»

14.01

Беседа «Культура ЗОЖ»

15.01

Выставка рисунков «Волшебница зима»

16.01

Конкурс художественной самодеятельности

17.01

«Рождественские посиделки»

18.01

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Библиотечный час

«Как прекрасен этот мир»

21.01

Беседа. Школьный медик

22.01

Лепка из пластилина на свободную тему

23.01

Игровые состязания «Зимние забавы».

24.01

Фестиваль военно-патриотической песни

«Мы эту память сохраним..»

25.01

4.

Трудовое воспитание

Вечер поэзии

28.01

Классные часы по теме:

«Меры  безопасности зимой»

29.01

Операция «Соблюдаем порядок в портфеле».

30.01

Операция «Мамин помощник».

31.01

«День зашиты природы»

01.02

Февраль

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

Читаем книги В. Бианки о животных

04.02

«Эстафета радости»

05.02

Конкурс рисунков «Мой питомец»

06.02

Викторина «Знаешь ли ты животных?» 

07.02

«День зимних именинников»

08.02

2.

Нравственное воспитание

Читаем книги В. Бианки о животных

11.02

История Святого Валентина

12.02

Поделки ко Дню Святого Валентина

13.02

«Почта влюбленных»

14.02

Итоги недели русского языка и логопедии 

15.02

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Чтение рассказов о героях

18.02

Беседа по классам:

«Есть такая профессия- Родину защищать!»

19.02

Конкурс рисунков  

«Папа – самый, самый!»

20.02

Международный день родного языка 

21.02

День защитников отечества

«Курс молодого бойца»

22.02

4.

Трудовое воспитание

Чтение рассказов о героях

25.02

Шахматно-шашечный турнир 

26.02

Лепка из пластилина на свободную тему

27.02

Игра – практикум «Уроки добра»

28.02

«День ученика»

01.03

Март

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

Конкурс рисунков «Мама, бабушка – вы самые лучшие!»

04.03

«С Днем 8 Марта»

05.03

Концерт – поздравление:

«Во славу женщины!!!!»

06.03

Международный женский день

«Мисс школа 2019»

07.03

ВД

2.

Нравственное воспитание

Чтение стихов о маме

11.03

Просмотр мультфильма «Вежливая ворона»

12.03

Беседа по классам;

«Красота внешнего облика. Мои жесты»

13.03

Игра-занятие «Самый лучший друг на свете- книга!»

14.03

«Гуляй, Масленица»

15.03

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

«Нехорошие слова - недобрые шутки»

18.03

Беседа «Беречь свой край – значит любить свою Родину»

19.03

Рисунок «Мои каникулы»

20.03

Всемирный день поэзии 21.03

«Весна идет, весне дорогу!»

22.03

Апрель

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

1.

Экологическое воспитание

День смеха

«День самоуправления»

01.04

Беседа о ЗОЖ

02.04

Конкурс листовок «Мы за ЗОЖ»

03.04

Конкурс рисунков

«Мой любимый спорт»

04.04

Игровая спортивная программа в рамках ЗОЖ

«Быстрее, выше, сильнее»

05.04

2.

Нравственное воспитание

Всемирный день здоровья

Весенний кросс «День здоровья»

08.04

Беседа на тему:

«Традиции вашей

 семьи»

09.04

Конкурс рисунков

«Мы и космос»

10.04

Гагаринский урок «Космос – это мы!»

11.04

Всемирный день авиации и космонавтики 

12.04

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Чтение и обсуждение сказки «Волк и

семеро козлят»

15.04

Беседа на тему:

«Правила ДД»

16.04

Аппликация

«Космос»

17.04

Игра

«Волшебный

 мешочек»

18.04

«По страницам любимых книг»

Литературная гостиная

19.04

4.

Трудовое воспитание

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова

«Огородники»

22.04

Игра

«Угадай, кому

 нужен этот

предмет?»

23.04

«Что для чего?»

(Профессиональные предметы)

24.04

Игра

«Угадай, что это?»

25.04

«Наш дом-Земля»

26.04

1.

Экологическое воспитание

Чтение рассказов о мире и труде

29.04

Праздник труда 

30.04

ВД

ВД

ВД

Май

Наименование направления

Работа с книгой

Социально-личностное

Час творчества

День игр

Общешкольное мероприятие

2.

Нравственное воспитание

Конкурс открыток

«Подарок ветерану»

06.05

Беседы по классам:

«День Победы советского народа в ВОВ 1941 – 1945 годов»

07.05

День победы 

08.05

ВД

ВД

3.

Гражданско-патриотическое воспитание

Чтение сказки

«Теремок»

(инсценировка)

13.05

Беседа на тему: «Символы нашей страны»

14.05

Международный день семьи 

15.05

Игра «Выбери

правильно картинку»

16.05

«День весенних именинников»

17.05

4.

Трудовое воспитание

Чтение и обсуждение рассказа

«Мишкина каша»

20.05

Игра «Угадай

профессию»

21.05

Подведение итогов общешкольного конкурса

«Самый классный класс 2019»

22.05

Игра «Кто быстрее»

(чистка лука,

 апельсина)

23.05

«Мы – друзья природы»

24.05

1.

Экологическое воспитание

Правила безопасного поведения на летних каникулах

27.05

Подвижные игры на свежем воздухе

28.05

Выпускной 4 класс 

29.05

Подвижные игры на свежем воздухе

30.05

Всемирный день без табака

31.05

Описание материально-технического обеспечения воспитательной деятельности

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно-методические средства обучения:

  1. печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
  2. комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы;
  3. экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета, мультфильмы;
  4. учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
  5. оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);
  6. модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
  7. видеомагнитофон;
  8. компьютер;
  9. цветной телевизор;
  10. раздаточные карточки;
  11. компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.).

Дополнительная литература:

  1. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей. 2-е издание М, АРКТИ, 2008г.
  2. Воронкова В. В. «Обучение и воспитание во вспомогательной школе».
  3. Худенко Е. Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».
  4. Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. «Новые технологии воспитательного процесса».
  5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога».
  6. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. «Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии».

7. Хуторский А.В. Как обучать творчеству? Дополнительное образование - №1, 2009 г.