Методическая разработка занятия "Ленинградские дети"
план-конспект по теме

Цветинская Надежда Сергеевна

Целевая аудитория-ученики и воспитанники младшего и среднего школьного возраста. Занятие знакомит детей с тяжелым подвигом маленьких ленинградцев, переживших те страшные и голодные 900 дней, рассказывает  юным патриотам о памятниках ВОВ, посвященных их ровестникам в разных уголках России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1_leningradskie_deti_konspekt_1.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Ленинградские дети»

Цель занятия: Познакомить воспитанников с жизнью детей в блокадном Ленинграде.

Задачи:

  • Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью документальных видео фрагментов;
  • Развитие познавательного интереса;
  • Расширение кругозора;
  • Развитие речи, активного и пассивного словаря;

Восп.:Во вторник у нас в школе состоялся праздник, посвященный годовщине полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады. Уже 73 года все жители Ленинграда вспоминают и отдают дань великим и храбрым, мужественным и бесстрашным защитникам нашего города, отстоявшим его в годы Великой Отечественной Войны. Общаясь и гуляя, учась и развлекаясь, нам тяжело представить, что могло быть по-другому…Что  ребята, такие же как вы, отчаянно боролись за право жить и возможность быть счастливыми.  Сегодня я предлагаю вам узнать, какими были ваши сверстники в то далёкое время и на основе этого вместе создать газету, посвященную детям…, детям пережившим ужас и боль блокадных дней…

И для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок документальной хроники о жизни детей в дни блокады.

Ролик «Дети в блокадном городе» №1

Восп.: Ребята, какое настроение у вас после просмотра видео ролика? (плохое, нормальное)

Как вы думаете, что испытывали дети, живущие в блокадном городе? (плохо)

Почему вы так решили? (плохо одеты, грустные)

Но, несмотря на военные действия, голод и холод, чем они занимались? (учились)

Восп.:Верно, дети приходили в школу, несмотря на то, что здания были разрушены, в классах не было света и тепла. И даже не смотря на то, что по дороге в школу их могло убить осколком снаряда или внезапно рухнувшей стеной. Ощущая постоянный голод, холод и страшную усталость, они находили в себе силы идти в школу. 39 школ работали в блокадном городе. Некоторым  детям пришлось наравне со взрослыми работать на заводах и фабриках, работали на почте, помогали ухаживать за ранеными в госпитале, поставляли оружие фронту.  Они были серьезными и суровыми не по годам. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.

            Мне кажется, что пора отобрать первые фотографии для нашей газеты. Выберете фотографии, где дети учатся и работают.  

           Что же еще выпало на долю ленинградской детворы, когда кругом царил холод и голод?

Видео ролик «Новый год» №2

Восп.: Кто из вас заметил, какие новогодние подарки получили дети? (хлеб)

Почему ребята испытывали радость, получив маленький кусочек хлеба? (т.к. в городе был голод)

Восп.:В первые дни блокады немцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ролик «Ленинградский хлеб» № 3

Восп.: Этот хлеб я взяла из школьной столовой, он сделан из лучшего зерна в лучшей пекарне города, не такой хлеб получали ленинградцы. Но все равно, и этот кусочек хлеба они ласково называли «хлебушек» и ценили его каждый грамм. А теперь я предлагаю кому-нибудь из вас взять кусок этого хлеба и отрезать порцию весом в 125 граммов, как вам кажется. А потом мы проверим верно ли вы определили порцию блокадного пайка на день с помощью весов.

             Мне кажется, что пора отобрать следующую фотографию для нашей с вами газеты.

Восп.:Постепенно ситуация с продовольствием ухудшалась. Единственной нитью, которая связывала Ленинград с Большой землей, была Дорога жизни, которая проходила по льду Ладожского озера и равнялась 30 километрам. Эта дорога работала в двух направлениях. В Ленинград везли продовольствие, медикаменты, горючее. Зимой 1941-1942 гг. началась эвакуация жителей по "дороге жизни" в тыл. Маленьких ленинградцев вывозили на территорию Сибири; многие из них попали в Красноярский край, а после окончания войны там и остались.

7 мая 2005 года в городе Красноярске был открыт памятник Детям Блокады.

Почему именно в Красноярске? Не Ленинграде? Москве?

Кого вы видите на этом памятнике?

Это не просто дети. Какие дети? (блокадного Ленинграда)

Почему, глядя на этих детей, можно сразу догадаться, что они маленькие ленинградцы?

Я считаю, что эта фотография должна быть в нашей газете.

 Вы согласны?

Восп.:К сожалению, не все дети, которых  вывозили из города, благополучно добрались до места. И  сейчас я хочу прочитать вам отрывок из воспоминаний маленькой девочки.

 « Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни»…

Восп.:Таким было детство у детей 42 года. А каким должно быть детство, как вам кажется? (рассказы про детство)

Восп.:Во всех городах страны и мира помнят и ценят подвиг города-героя Ленинград. И не только  пожилые люди, ветераны и участники войны, но и ваши сверстники, ровесники, такие же, как и вы. Второй памятник, о котором я бы хотела рассказать вам сегодня, в своем роде – единственный, так как был создан детьми, учениками средней школы города Ярославля, и находится он на Тверицком кладбище. Из десятков детских эскизов и макетов выбрали один: ангел с гирляндой цветов, оплакивающий всех невинно погибших маленьких блокадников. Четыре земляных холмика, символизирующие детские могилы, окружены невысокой металлической оградой. И табличка со словами:

«Здесь покоятся дети блокадного Ленинграда,

похороненные в декабре 1942 года. Имена неизвестны,
но люди помнят о них, безвинных жертвах войны.
Мемориал возведен на пожертвования ярославцев,

июнь, 1998 г.»

Восп.: 9 мая во многих станах проходят праздники, концерты, посвященные Великой Победе русского народа над фашистами. Но именно в нашем городе, городе-герое существует такой же по значимости 2 праздник, который отмечается 27 января и посвящен полному освобождению города от фашистской блокады.

            Фотоматериал для нашей газеты уже готов, остается лишь  подобрать слова, подходящие для   ее названия. Ленинградские дети…., что им пришлось пережить, какими они были и какими остались…. Посмотрите на доску,  здесь приведены  существительные, которые, на мой взгляд, очень хорошо отражают жизнь и поступки маленьких и юных героев. Как вам кажется, какие слова мы должны включить в нашу газету? И Почему?

Стойкость, мужество, оборона, героизм, труд, отвага, бесстрашие, боль, ужас, страдание,  патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по экологии для детей 5 класса с ОВЗ "Белая книга зимы"

Данный материал содержит конспект занятия  о зиме. Доступный познавательный материал, несложные задания помогают детям с ОВЗ изучать природу....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста

по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....

Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"

СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...

Методическая разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста: "Графика в детском саду".

Цикл занятий по графике ознакомительного характера для старших дошкольников. Занятия позволяют приобщить детей к мировой художественной  культуре, развить навыки рисования, повысить самооценку. ...

Методическая разработка занятий по формированию у детей связной речи

Одной из основных задач детских образовательных учереждений является формирование у детей связной речи.Младший школьник должен четко ,логично ,последовательно рассказывать о событиях  ,объектах.И...

Методическая разработка занятия "Салфетка с прорезным рисунком" для детей 10-16 лет

Занятие должно дать обучающимся представление об одном из направлений декоративной обработки тканей - гильошировании. Цель занятия - познакомиться с этим видом прикладного творчества и изготовить деко...

методическая разработка Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды.

Методическая разработка "Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды"  соответствуе...