Звуковая культура речи
статья на тему

Ольга Анатольевна Порошина

Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного и школьного  возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovaya_kultura_rechi.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Звуковая культура речи

Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного и школьного  возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает учитель.

О.И.Соловьёва, определяя основные направления работы по восприятию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчётливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи».

Иногда работа учителя  по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного звукопроизношения. Это  является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Учитель  помогает детям овладеть правильным  речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи учителя  могут использовать некоторые логопедические приёмы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование чёткой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, учитель  должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  6. Вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию.
  7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  8. Формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчётливо воспринимать её.
  9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребёнка к специалисту-логопеду.

  1. Развитие речевого слуха

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идёт неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несёт звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру (отличают по голосу мать и других близких), а также правильно воспринимать ритмический рисунок слова, т.е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способности чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, даёт возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно.

Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, ворзникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, чёткость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.).

  1. Развитие артикуляционного аппарата     

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объём которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного звукопроизношения. Но если у ребёнка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребёнка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечёткой, смазанной речи.

Поэтому задачами воспитателя являются: 1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.); 1) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении, что важно для произношения звуков.

  1. Работа над развитием речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания соответствующей громкости речи, чёткого собдюдения пауз, сохранения плавной речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствие общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечнососудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых.

Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.

Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шёпоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Поэтому задачами воспитателя являются: 1) используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлинённый выдох; 2) путём подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

  1. Работа над голосом

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека. Рассмотрим каждую характеристику голоса отдельно.

Высота голоса- повышение и понижение тона, переход от высокого к низкому, и наоборот.

Сила голоса- произнесение звуков в определённой громкости (громко-нормально-тихо), а также умение произносить звук полнозвучно.

Тембр голоса- качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т.д.).

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения и т.п. способствуют возникновению голосовых  нарушений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжение голосовых связок, вызываемым постоянно громкой напряжённой речью, особенно в холодное время года на улице, неправильным использованием тона голоса ребёнка (например, дети подолгу подражают писклявой речи маленького ребёнка или говорят низким голосом за «папу»). Нарушения голоса могут возникнуть также у детей, перенесших заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдавших во время заболевания или сразу после него щадящего режима для голоса.

Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребёнка (слишком застенчивый ребёнок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряжённого голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т.п.).

Задачами воспитателя являются: 1) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса- силу и высоту; 2) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо-громко).

  1. Формирование правильного произношения всех звуков родного языка

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена.

Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, если они умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата (расщепления твёрдого и мягкого неба, отклонения в строении зубо-челюстной системы, короткая подъязычная связка и т д.), недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других). Снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи (неумение слушать себя и других), усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения.

Неправильное произношение детьми звуков выражения в пропусках звука, замене одного звука другим, искажённом произношении звука. Особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявляться и в письменной речи (замена одной буквы другой), а искажённо произносимые и вовремя не исправленные звуки  в дальнейшем потребуют больших усилий (со стороны логопеда и самого ребёнка) и более длительного времени для их устранения.

Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения (такими являются алалия, дизартрия и др.).

Воспитатель должен: научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове), вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно направить их в специальные детские учреждения.

  1. Работа над дикцией

Хорошая дикция, т. е. чёткое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребёнка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка.

В возрасте от 2 до 6 лет, когда идёт интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на чёткость и ясность произношения ребёнком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с чётким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др.

Нередко нечёткая дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно чёткой, смазанной, они не всегда ясно произносят окончания слов, фраз.

Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою, с развитием речевого дыхания, артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребёнка и дикция.

Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следить за чёткостью своего произношения.

  1. Работа над орфоэпией

Чтобы люди могли понять друг друга, звуковое оформление их устной речи должно быть единым. Поэтому воспитателям необходимо не только самим соблюдать правила устной речи, но и приучать к этому детей.

Неоднократно мы встречаемся с тем, что дети в своей речи употребляют местный говор, ошибки просторечия, неправильное ударение, «буквенное» произношение слов (что, чего вместо што и чево и т. п.).

Воспитатель осуществляет постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки, давая образец правильного произношения. Задачей воспитателей является повышение произносительной культуры своей речи путём овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования различных пособий, словарей при подготовке к занятиям.

  1. Работа над темпом речи

Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.

Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчётливо.

  1. Работа над интонационной выразительностью

Интонация- это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

Мелодику- повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придаёт речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

Темп- ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учётом пауз между речевыми отрезками;

Ритм- равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

Фразовое и логическое ударение- выделение паузами, повышением голоса, большей напряжённостью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

Тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса)- звуковая окраска, отражающая экспрессивнр-эмоциональные оттенки («грустный, весёлый, мрачный» тембр и т.п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Интонационно выразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).

Ребёнок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передавать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведётся в основном путём подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребёнка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

1 этап-от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа). Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребёнка осознания подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребёнка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний.

Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся не с небольшим числом детей (5-6), как ранее, а с подгруппами.

2 этап-от 3 до 5 лет (2-я младшая группа и средняя группа). В этом возрасте идёт формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это даёт ребёнку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

3 этап-от 5 до 7 лет (старшая группа и подготовленная к школе группа). Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, чтобы чётко различать (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам (с-ш, з-ж и др.; с-сь, с-з и др.). Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей, усвоению фонем как звуков-смыслоразличителей (сайка-зайка, угол-уголь и т.п.).

Воспитание звуковой культуры речи строится сейчас на дифференциации основных пар звуков и одновременно включает работу над дикцией, темпом, интонационной выразительностью и т.д.

Имея в виду основное содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи на каждом этапе, воспитатель должен вместе с тем учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.

Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-5 лет

Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает развиваться. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчётливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи.

Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном этапе сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произнесением слов и фраз.

Наряду с решением основной задачи в этом возрасте необходимо проводить работу и по другим разделам звуковой культуры речи, а именно: воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации, говорить в размеренном темпе, правильно и чётко произносить слова с точным употреблением в них ударения.

В работе с детьми раннего возраста и 1-й младшей группы широко используется звукоподражание. Для детей 2-й младшей и средней групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Формирование его должно быть закончено в детском саду, а совершенствование остальных разделов звуковой культуры речи будет продолжаться и в школе. В то же время работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. Пи этом мы формируем не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребёнка, т.е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.

Если дети 3 лет ещё недостаточно хорошо произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, не следует начинать их отрабатывать, так как это может привести к закреплению их неправильного произношения. Надо проводить работу по всем разделам звуковой культуры речи. совершенствование речевого слуха и произносительных возможностей будет способствовать появлению этих звуков в речи ребёнка и правильному их произношению.

Например, отрабатывая с детьми 3 лет более лёгкие для произношения звуки и, ф, в, воспитатель создаёт предпосылки для появления новой группы звуков- свистящих (с, з, ц), для которых характерен определённый уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука и, а так же наличие целенаправленной воздушной струи, которая вырабатывается при обработке звуков ф, в. Так мы создаём возможность переноса навыков, выработанных для одной группы звуков, на другую.

Последовательная отработка звуков даёт возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи.

Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга: подготовку органов артикуляционного аппарата, уточнение произношения изолированного звука (в слогах) и умение выделить этот звук среди других, закрепление правильного произношения звука в словах, закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.

В содержании последних трёх видов работы входит и развитие речевого слуха.

Эти виды работы над звуками речи могут осуществляться как на занятиях, так и вне их (подробнее об этом сказано в конце главы, в разделе о планировании).

Не рекомендуется все эти виды работы совмещать на одном занятии, так как процесс овладения правильным произношением звуков- это выработка определённого навыка, а его создание требует последовательности и систематичности. Проведение перечисленных четырёх видов работы с интервалом между ними в 3-6 дней даёт возможность детям усвоить и закрепить определённые положения и движения органов артикуляционного аппарата и способствует лучшему формированию правильного произношения звука и восприятию его на слух.

Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

1-й вид работы-уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель даёт игровые упражнения для развития или уточнения движений, выработка определённых положений, способствующих правильной артикуляции звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи: воспитание чёткой и правильной артикуляции, длительного, плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по звуковой культуре речи

Занятие по звуковой культуре речи;.Звук - «С» ( в основе.             -...

Эффективные методыи приёмы формирования звуковой культуры речи

Консультация для воспитателей: "Эффективные методы  и приёмы формирования звуковой культуры речи"...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а...

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...

Воспитание звуковой культуры речи

Материал о звуковой культуре речи детей. Содержит рекомендации для воспитания у детей звуковой культуры речи....

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...