Приемы коррекции звуко-слоговой структуры слова у обучающихся с умственной отсталостью
статья на тему

В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию звуко – слоговой структуры слова.

Ключевые слова: социализация, нарушение интеллекта, коммуникативные навыки, обучающиеся с умственной отсталостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gabnasyrovoy_r.b1.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Габнасырова Руфина Бикмухаметовна

Учитель - логопед

КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Нефтеюганск

 

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКО - СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию звуко – слоговой структуры слова.

 Ключевые слова: социализация, нарушение интеллекта, коммуникативные навыки, обучающиеся с умственной отсталостью.

Характерной особенностью обучающихся с умственной отсталостью, является нарушения звуко – слоговой структуры слова. Такие проблемы в речевом развитии у обучающихся данной категории являются распространенными и имеют стойкий характер. Между тем, звуко - слоговая структура слова является значимым компонентом речевой сферы, формирование которого необходимо для овладения устной и письменной речью, овладения родным языком,  в конечном счете, для успешной социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

В логопедической литературе достаточно хорошо освещен вопрос коррекции слоговой структуры слова у детей с интеллектом в норме (Г.В. Бабина, З.Е. Агранович, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, О.Н. Усанова и др.). [1, с.7]

Практика, позволяет сделать вывод о том, что основной упор в работе с детьми с умственной отсталостью делается на коррекцию звукопроизношения, грамматической стороны речи и обогащение словаря обучающихся. Преодоление нарушений слоговой структуры слова в основном рассматривается в рамках работы над звукопроизношением.

Определению путей устранения данного нарушения всегда предшествует обследование обучающегося. Упражнения, дидактический материал подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития обучающегося, его возраста и вида речевой патологии.

Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности, с применением наглядности. В своей работе темы используем дидактические игры, упражнения  которые обеспечивают  позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление).

Коррекционная работа проводится в два этапа.

 1.        Подготовительный этап (проводится на невербальном и вербальном материале)

 Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

 2.        Основной коррекционный этап (проводится на вербальном материале)

 Цель: коррекция дефектов слоговой структуры слов.

Наиболее эффективны результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы.

На подготовительном этапе совершенствуем координацию общих движений; развиваем концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; развиваем зрительное восприятие; формируем умение различать, воспроизводить разнообразные речевые ритмические структуры; совершенствуем статистическую и динамическую координацию движений пальцев с помощью игр и упражнений с графическими рисунками; отбивание ритма по бусинкам с помощью тренажера «Звукарик»  и металлофона.

На основном этапе обучающиеся овладевают точным восприятием и четкой артикуляцией гласных и согласных, дополнительно овладевают ряд ручных поз, соответствующих гласным и согласным звукам с помощью таких упражнений:

 «Кривляки» (используем зеркала): в этом упражнении обучающиеся перед зеркалом произносит гласные и согласные звуки  

«Кулачок» (произносят гласные звуки и слоги с помощью ручных  символов)

 «Колпачок» (используем крышки с пластиковых бутылок синего и красного, зеленого цвета, карточки с открытыми, закрытыми слогами).

Упражнение на тренажере «Звукарик» (звуковой анализ слога: закрытые слоги их ряды, пары, прямые и обратные с твердыми и мягкими согласными, прямые обратные слоги со звонкими и глухими согласными).

 «Дорожки» учимся на слух дифференцировать слова (короткие, длинные). «Комочки» (деление слов на слоги: мы используем сигнальные карточки со словами разных цветов: односложные слова желтого цвета, двухсложные слова красного, трехсложные синего, четырехсложные  зеленого.)

«Пуговицы» (используем бусы из пуговиц для деления слов на слоги)

«Вершины » (используем  веревку, сколько слогов в слове  столько же  узелков на веревке)

Дидактическая игра: «Наведи порядок» (обучающиеся называют предметы на картинках, вспоминают название группы, к которым они относятся  и проводят стрелки от картинок  к схемам.

«Конец слова за тобой»(Логопед передает предмет ребенку, произносит первый слог, ребенок, возвращая предмет, говорит второй слог, затем называет слово полностью).

«Игра с мячом» (логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное  в единственном  числе. Ребенок, возвращая  мяч, произносит слово во множественном числе).

Дидактическая игра: «Скажи ласково».

Проводится работа с усложнением, предлагаются односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные слова с различными типами слоговой структуры.

Дидактическая игра: «Семицветик (нахождение звука в начале, середине, в конце, соотнесение с схемой, которая изображена на одном из лепестков. Соотнесение слогов нужной схеме, которая изображена на одном из лепестков семицветика). Далее проводится отработка слоговой структуры слова на материале предложений, чистоговорок, текстов и стихов, с помощью тренажёра «Звукарик».

Организованная таким образом коррекционная работа над звуко – слоговой структурой слова создаёт необходимые условия к овладению обучающимися устной и письменной речью, способствует становлению коммуникативных умений и навыков, необходимых для их социальной адаптации.

Литература

  1. Агранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов».∕∕ СПБ., изд. «Детство-пресс», 2004 г.,- 48 с.
  2. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа;∕∕ СПБ., Библиополис, 2г. -207с.
  3. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах».∕М.,2001г.250с.
  4. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М. - Л.: Изд-во ∕АПН ,2000г. 200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Приемы формирования навыка устного счета у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"

Материал разработан для учителей-дефектологов, работающих с детьми с умственной отсталостью. Описываются особенности усвоения математических знаний данной группой детей и трудности, с которыми сталкив...

Методы и приемы работы со словарными словами обучающихсямладших классов с умственной отсталостью.

В статье рассмотрена методика по работе со словарными словами в младших классах у детей с умственной отсталостью....

Обучающий семинар для учителей начальных классов по теме "Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе"

Материал знакомит с особенностями нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью, с видами ошибок на письме, их причинами, содержанием работы по преодолению ошибок звукового состава сл...

Приемы коррекции звуко-слоговой структуры слова у обучающихся с умственной отсталостью

В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию звуко – слоговой структуры слова у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью...