Сказкотерапия как средство воспитания культуры поведения старших подростков.
консультация на тему

Милославская Олеся Сергеевна

Работа со сказкой – далеко не новая и не единственная форма подростковой терапии, но особое сочетание приемов, таких как сказкотерапия и гештальт-терапия, и наложений их на различные симптомы дают удивительные результаты и представляют интерес для дальнейшего научно-практического исследования.

привычные представления о себе, своё привычное поведение.

Сказка дает возможность проанализировать, как подросток усвоил и преломил в своем сознании определенную нормативную систему, заданную социокультурным окружением и воспитанием.  Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача культурного поведения в них происходит через действия реальных героев, поведение которых значимо для подростка.

Сказкой можно воспитывать человека разного возраста, но особый эффект она дает школьникам, для которых сказка всегда является интересным и познавательным объектом. При правильно организованной работе, с учетом индивидуальных особенностей и способностей старшего школьника, можно добиться желаемых результатов в воспитании культуры поведения с помощью рассмотренных методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nir_3_kurs.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как средство воспитания культуры поведения

старших подростков.

                                   

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ        5

1.1 Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста        5

1.2 Понятие культура поведения и её сущность        12

1.3 Состояние проблемы воспитания культуры поведения старших подростков в педагогической теории и практике        16

Выводы по главе 1        20

ГЛАВА 2 РАБОТА СО СКАЗКОТЕРАПИЕЙ        21

2.1 Сказкотерапия как средство воспитания культуры поведения старшего подростка        21

2.2 Гештальт-подход в сказкотерапии        24

Выводы по главе 2        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        31

        

ВВЕДЕНИЕ

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В.А. Сухомлинский

Ещё в раннем детстве мы знакомимся с русским народным творчеством, в основном – со сказкой. В этом возрасте сказка для нас является волшебством, в которое мы верим, и день за днем мечтаем окунуться в него, побыть на месте главное героя, который борется со злом во благо человечества. Но всё это остается в детстве.

Ученики старших классов забывают то, на чем они выросли, то, благодаря чему, у них возникло понимание Добра и Зла. Сказки для них становятся детской забавой. Но мало, кто в этом возрасте знает, что сказку можно использовать не только для развлечения, но и как средство воспитания культуры поведения. В этом и состоит актуальность исследования.

Психологи, психотерапевты, педагоги все чаще используют сказку в своей работе со старшими подростками, так как именно в этом возрасте подростки завершают период полового созревания и находятся в стадии физической зрелости. Школьная юность является важным этапом психосексуального развития личности. Юноши и девушки озабочены своей внешностью, что порождает переживания о том, как их оценивают другие. Мальчики и девочки тяжело переживают свое отставание от сверстников в росте, в весе или появлении вторичных половых признаков и наличие в себе черт характера, которые кажутся им не принадлежащими их полу.

По мнению многих ученых в области психологии и педагогики, сказкотерапия поможет воспитать культуру поведения старших подростков, так как на примере сказки мальчикам и девочкам не трудно будет понять, как должен вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка».

Объект: Сказкотерапия как средство воспитания культуры поведения

Предмет: Воспитание культуры поведения старших подростков посредством сказкотерапии

Цель: рассмотреть возможности использования сказкотерапии как средство воспитания культуры поведения старших подростков.

Гипотеза: воспитание культуры поведения старших подростков будет более эффективным, если для этого использовать традиционные работы со сказкотерапией и гештальт-подход в сказкотерапии.

Задачи:

  1. Изучить психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста;
  2. Рассмотреть термин «культура поведения»;
  3. Обозначить состояние проблемы воспитания культуры поведения старших подростков в педагогической теории и практике;
  4. Рассмотреть сказкотерапию как средство воспитания кульуры поведения старших подростков. 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

  1. Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст – это период развития человека 15-18 лет, т.е. учащегося 9-11 класса.  Также этот возраст называют ранней юностью.

Ведущей деятельностью старших подростков является учебно-познавательная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. 

Одной из главных психологических особенностей этого возраста является самоопределение личности. Чтобы самоопределиться, выбрать главное направление своей жизни, старшеклассник должен сначала разобраться в самом себе. Не случайно российский социолог И.С. Кон называет юность возрастом "открытия своего внутреннего мира, открытия своего "Я". Это период тщательной внутренней работы над собой, переживаний, размышлений, уточнения самооценки. По мере взросления появляется более реальная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Часто зависимость от взрослых вызывает конфликтное поведение старшеклассников. Если права старшего школьника строго ограничены, то формируется зависимый или протестный тип поведения. Позиция авторитарной родительской опеки в старшем школьном возрасте вызывает пассивность, потребительское отношение к жизни, отсутствие собственного мнения. Но есть в данном случае и обратная сторона: зависимость от взрослых чаще всего определяет главные жизненные стремления человека, т.е. старший школьник старается стать самостоятельным и независимым, ставя перед собой серьезные жизненные цели и, продумывая план их достижений, идти к ним. [11]

В этом возрасте ученики начинают искать смысл жизни и своё место в ней. Обычно это сопровождается активной сменой видов деятельности до тех пор, пока человек не найдёт своё. У учеников, находящихся в старшем школьном возрасте, формируется ценностная система взглядов на окружающий мир, жизненная позиция и ценностные ориентации. Мировоззрение складывается у старших школьников как совокупность постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ наук в школе, формирования теоретического мышления. Мировоззрение определяет стратегические жизненные цели индивида и повседневные принципы его поведения. [7]

Всё это является компонентами неотъемлемой части формирования личности в старшем школьном возрасте. На выходе из старшей школы, человек должен уметь:

  • составлять собственные жизненные планы;
  • искать средства их реализации;
  • вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что будет свидетельствовать о росте самосознания.

Что касается физического развития старшего школьника, в этом возрасте многие юноши и девушки уже соответствуют параметрам взрослого человека. Физическое развитие протекает в умеренном темпе, без резких скачков и сбоев в организме. Рост тела замедляется в длину, сглаживаются диспропорции в развитии различных систем организма, которые были свойственны подростковому периоду. [11]

Также активно идет развитие мускулатуры. Становится очевидным различие между девушками и юношами. Молодые люди выше девушек приблизительно на 10 см и тяжелее на 6 кг. Пропорции тела также различаются. У юношей туловище короче, а ноги и руки немного длиннее, чем у ровесниц. У девушек меньше плечевой пояс, при этом интенсивно развиваются мышцы таза. [3] Все эти изменения обуславливают высокую работоспособность юношей и девушек, создают хорошую основу для развития таких физических качеств, как выносливость, сила, скоростно-силовые качества. В целом, к концу старшего подросткового возраста достигается полная физическая зрелость и начинается период расцвета физических сил человека.

Также, необходимо знать о том, что у учеников старшего школьного возраста завершается период полового созревания. Период полового созревания – это процесс развития вторичных половых признаков, репродуктивных органов и формирования способности к деторождению. [12] Характеризуется тем, что в это время человек интенсивно развивается как физически, так и физиологически, а также осуществлением активного самопознания, самоутверждением и формированием личности. Половое созревание тесно связано с деятельностью эндокринной системы и особенно с деятельностью нижнего мозгового придатка – гипофиза. Эта железа вырабатывает специфические, биологически активные вещества – гормоны, которые попадают в кровь и разносятся по всему организму, стимулируя рост и физическое развитие. Кроме того, гормоны гипофиза активизируют (включают) деятельность половых желез (у мальчиков – это семенники, у девочек – яичники), которые начинают усиленно вырабатывать гормоны. В этот период их уровень в крови подростка увеличивается в десятки раз.  С этим связаны разительные перемены, которые на глазах происходят с каждым подростком. [10] У девушек половое созревание обычно начинается в 9 лет и заканчивается в 16, а у юношей – в возрасте 11 лет и заканчивается к 18 годам.

Завершение периода полового созревания сопровождается формированием половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки - слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть всевозможными средствами. Девушки и юноши очень много времени уделяют своей внешности, стараясь привлечь внимание противоположного пола или же заслужить одобрение со стороны представителей своего пола, мнение которых является для них важным.

Что касается дружбы в этом возрасте, к ней старшеклассники подходят с особой серьезностью, так как в юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, с другой - в признании, защищенности в интимной реакции, это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятыми ими и чувствовать уверенность в их признании. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Проблемы столь важны и столь интимны, что для их решения необходимо найти человека, который смог бы их понять, если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным. Дружба со сверстником основывается на принципе сходства и равенства, другу можно открыть свой внутренний мир, поделиться своими чувствами, мыслями приобщить к своим интересам и увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения с представителями противоположного пола. Содержание такого общения - реальная жизнь; передаваемая другу информация достаточно секретна. Дружба требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Она основана на отношении к другому как к самому себе, в ней раскрывается собственное реальное "Я". Она поддерживает самовосприятие и самоуважение. В юношеской дружбе отчетливо проявляются половые коммуникативные особенности. Потребность в интимной дружбе возникает у девочек на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, и она более эмоциональна. У девушек гораздо сильнее выражена потребность в понимании, сочувствии и сопереживании. Эти различия являются не просто половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше появляются сложные формы самосознания, а, следовательно, и потребность в интимной дружбе. Общение в юности отличается особой доверительностью, интенсивностью, исповедностью, что накладывает отпечаток интимности и страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими им людьми. В силу этого так остро переживаются неудачи в общении. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Одной из причин неудовлетворенности дружбой является юношеский эгоцентризм. Юноша целиком погружен в себя. В свои чувства и переживания, пытаясь увидеть в друге свое отражение как в зеркале, часто не думая о том, чем живет его друг. Юношеский эгоцентризм часто порождает псевдоинтимность, когда люди все время говорят о себе. Кроме того, часто возникают конфликты и поспешное охлаждение отношений между друзьями, если они разного пола, при проявлении любви, особенно если это происходит у одного из них. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. Так как девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Исходя из различных особенностей сексуального созревания юношей и девушек, могут возникать взаимное непонимание, иллюзии и разочарование. Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества.

Существует еще одна важная область полового воспитания - формирование эталонов мужественности и женственности. Дело в том, что именно в юношеском возрасте у школьников происходит завершение формирования ролевых позиций мужчины и женщины, у девушек резко усиливается интерес к своей внешности, и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У мальчиков же во главу угла встает сила и мужественность, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими цель найти себя и сформировать свой образ взрослого. Конечно, формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с самых первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрасте, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола. В настоящее время процесс формирования полового самосознания становится все более затруднительным. Существование этой проблемы можно объяснить несколькими причинами. Одной их причин является официальное признание полного равенства мужчин и женщин - равенства, которое изначально предполагает равные права, но не равные обязанности. Увеличение общественных обязанностей женщин привело их к маскулинизации (омужествлению), когда женщины хотят быть похожими на мужчин во всем, забывая о своей женской роли. Стремление к эмансипации приводит женщину к тому, что она перестает быть женщиной, матерью. Как сказал российский поэт Е. Евтушенко:

Как получиться в мире так могло

Забыв про смысл ее первопричинный,

Мы женщину сместили.

Мы ее унизили до равенства с мужчиной...

Да, действительно, женщина и мужчина должны быть на равных, но это должно быть равенство свободных личностей, а не означать, что женщина это то же самое, что мужчина. Иначе половые различия стираются и мужчина, и женщина превращаются в андрогенное существо. Мужчина и женщина равны, но каждый выполняет свои функции в обществе.

Формирование эталонов мужественности и женственности предполагает достаточную определенность этих эталонов. Стоит согласиться с психологом и педагогом Б.Ю. Шапиро, который считает, что в формировании идеалов мужчины и женщины, следует обратить внимание на те качества, которые должны связываться с этими пониманиями: гордость, мягкость, нежность и доброта как слагаемые эталона женственности и ответственность за свои поступки, благородство, силу, способность к самоконтролю, духовность любви - мужественности.

Способность к юношеской дружбе и любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Таким образом, подготовка юношей и девушек к семейной жизни требует совершенствования системы морального воспитания и полового просвещения. Психофизиологические особенности старшеклассника должны быть в поле зрения тренера, учителя, родителя. Любовь может стимулировать юношей и девушек на интенсивную работу, высокие результаты, а может и дезорганизовать их деятельность. Поэтому знание личных переживаний своих воспитанников и тактичная помощь - необходимый и важный аспект в многогранной деятельности, в первую очередь, родителя, затем учителя и тренера.

1.2 Понятие культура поведения и её сущность

Нельзя характеризовать культуру поведения не раскрыв термин культура. Многим культура представляется в виде системы определенных правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, связывая её с этикетом. Часто слово «культура» используют в публицистике, обозначая ей что-то хорошее, обаятельное, творческое.

Вообще  слово "культура" произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура. Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки.  

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами – важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы. [1]

Разобравшись с происхождением понятия «культура», можно уже приступить к подробному рассмотрению понятия «культуры поведения».

Итак, в разных словарях культура поведения трактуется по-разному. Например, в Большой Русской Энциклопедии культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. [13]

В словаре профессиональных терминов культура поведения рассматривается как характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-этическим принципам, социальным нормам, правилам этикета. [9]

В педагогическом словаре культура поведения – это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. [8]

В педагогическом терминологическом словаре культура поведения трактуется как исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Все эти определения термина «культура поведения» не имеют между собой принципиального различия, поэтому не имеет значения, какое определение можно считать главным, ведущим в данной работе.

Основой всякой культуры является уважение к личности человека. Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и, главное, высокую доброжелательность. Успех в любом деле немыслим без соблюдения правил вербального этикета. Основой культуры общения – является гуманное отношение человека к человеку, соотнесенность, сопоставление наших индивидуальных ролей с миром «вечных», основополагающих духовных, нравственных ценностей, а не только с теми, которые приняты «у нас во дворе» или «у нас в компании».

Особо важным является то, что необходимо работать над культурой речи, которая определяет уровень образованности человека. Характер разговора определяют не только лексический запас и грамматическая структура речи, важен тон разговора, интонация, ведь порой не только сами слова, но и интонация, которой они связаны, обижают и оскорбляют окружающих.

Люди должны усвоить, понять и, главное, выполнять «заповеди» общения в коллективе:

  • быть вежливыми;
  • выдержанными;
  • справедливыми;
  • не унижать чужого достоинства;
  • не использовать чужих неудач для собственной выгоды.

В результате чего в человеке складывается или уже сложилось представление о том, каким он хочет быть, кем он хочет стать, к какой цели стремится. На основе своего жизненного опыта он создает для себя некий идеальный образ личности и при таком критическом самоанализе рано или поздно поймет, что и ему необходимо совершенствовать свои манеры в общении с окружающими. [2]

Из этого всего следует, что культура поведения – это поведение человека в соответствии с теми нормами и правилами, которые выработало и придерживается данное общество. В понятие культура поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращение к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести себя в обществе, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, понимать, что прилично делать в данной обстановке, культура быта.

Сущность человека, особенности его характера, темперамента, потребности, взгляды, вкусы, желания проявляются в поведении. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.

Культура поведения человека в обществе, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п.

В культуру поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека. Такие как этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы.

А еще, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище). И такие, как эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи – умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Культура поведения рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.

Таким образом, культура поведения человека в обществе — это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.

1.3 Состояние проблемы воспитания культуры поведения старших подростков в педагогической теории и практике

Старшие классы - это завершающий этап в формировании культуры поведения учащихся. Задача воспитания культуры поведения в этом возрасте состоит в том, чтобы привести в систему, углубить и расширить знания школьников о правилах культурного поведения, увязав их с этическими знаниями, полученными в предыдущих классах, с правилами социалистического общежития, сформировать необходимые умения и навыки.

Но одних знаний, умений и навыков культурного поведения недостаточно, ибо можно знать, как следует себя вести, быть знакомым с нормами культурного поведения, но постоянно нарушать их в повседневной жизни. Поэтому одной из главных задач, связанных с работой по культуре поведения, является формирование у учащихся потребности быть культурным, совершать поступки «по секрету», когда тебя никто не видит, не слышит, не проверяет, требовать культурного поведения от других. И хотя решение задачи – научить поступать ради идеи, принципа, а не из-за возможной плохой оценки –  дело трудное, но ее достижение может служить показателем эффективности работы по культуре поведения. В старшем школьном возрасте эта проблема должна стоять особенно остро, так как наши старшеклассники – это будущие молодые специалисты предприятий, учащиеся техникумов, студенты, будущие отцы и матери. И от того, насколько заложены в них основы культуры поведения в школьные годы, насколько сформирована потребность соблюдать основные правила и требования советского общежития, находить правильный тон в общении с окружающими людьми, строить гуманные отношения с членами семьи, товарищами по учебе и работе, чувствовать радость общения с ними, от этого во многом зависит счастье их самих и окружающих людей.

В старшем школьном возрасте открываются богатые возможности для проведения работы по культуре поведения на более высоком, чем в предыдущие годы, уровне. Эти возможности связаны с теми существенными изменениями, которые происходят в развитии личности старшеклассников. Получение паспорта, получение аттестата зрелости – все это важные события в жизни старшеклассников, которые накладывают определенный отпечаток на их личность.

В этом возрасте появляется потребность привести ранее полученные знания в систему, осмыслить соотношение этических и эстетических категорий, определить основные принципы советской культуры, разобраться в таких, понятиях, как «вежливость», «такт», «деликатность».

Учет этих особенностей позволяет воспитателю наметить новые темы по культуре поведения, отвечающие возможностям возраста, или по-новому, более глубоко осветить темы, изучавшиеся в предшествующих классах (например, связь этического и эстетического в поведении человека, о культуре внешней и внутренней, история советского этикета).

Учащиеся старших классов имеют достаточный запас знаний по культуре поведения, многие из них следят за своими манерами и внешностью. Нередко это стремление быть культурным превращается в манерность.

Потребность в самоутверждении, стремление к независимости также иногда приобретают негативные формы нарочитого пренебрежения мнением окружающих о своей одежде, прическе, манерах поведения. Такой нигилизм является не чем иным, как демонстративным поведением, т. е. желанием выделиться из массы сверстников, привлечь к себе внимание. Обычно он свойствен тем старшеклассникам, которые недостаточно самоутвердились в учении, в общественной жизни. Иногда он бывает результатом низкой общей и нравственной культуры. От таких старшеклассников, конечно, следует отличать тех, кто за внешней грубостью и непочтительностью скрывает свою застенчивость.

Важной особенностью старшеклассников является и то, что у них появляется желание нравиться сверстникам другого пола: возникают новые дружеские привязанности и симпатии, юношеская влюбленность и отсюда стремление казаться взрослее, проявить свою индивидуальность. К сожалению, у девушек оно иногда выражается в вычурности одежды, причесок, в увлечении косметикой; у юношей - в грубоватости манер, вульгарности речи, в некоторой развязности. Все это приводит к снижению их культуры поведения, к нарушению общепринятых норм советского этикета. Поэтому педагогу важно вовремя обратить внимание на новые взаимоотношения между юношами и девушками, помочь им овладеть культурой чувств, проявляя в то же время чуткость и тактичность.

Одной из особенностей старшеклассников является и то, что меняется их позиция в коллективе, появляется потребность быть полезным обществу, выполнять значимое дело, приносить пользу людям.

Психологический аспект проблемы разработан в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, П.М. Якобсона и др. Конкретизируя диалектико-материалистическое понимание психологического развития личности как взаимодействия организма и среды, эти исследователи раскрывают условия и движущие силы ее формирования, дают всестороннюю психологическую характеристику школьных возрастов в тесной связи с социальной ситуацией их развития, раскрывают возможности формирования культуры поведения с учетом возрастных особенностей.

Педагогический аспект нашел отражение в работах советских ученых Ю.П. Азарова, Л.И. Архангельского, Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, И.С. Маръенко, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского и др., в которых рассматриваются цели и задачи, содержание, принципы и методы, пути и средства нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Исследование названной проблемы в педагогических диссертациях ведется в различных направлениях. Ряд авторов: Б.В.Бушелева, З.Н. Варбанец, Е.Н. Ефипова, М.И. Иманбеков, Г.В. Пархоменко, А.Н. Филиппова, А.М. Юсуф-Заде и др. рассматривают вопросы воспитания культуры поведения у школьников разных возрастов в процессе учебной деятельности. В диссертации М.Л. Гиро исследована проблема совершенствования воспитания культуры поведения во внеучебное время.

Ценным в названных исследованиях является то, что в них выявлены особенности воспитания культуры поведения у школьников разных возрастов, определены критерии, а также условия, необходимые для их воспитания, обоснованы наиболее эффективные формы и методы организации занятий, способствующие совершенствованию воспитательного процесса.

Известный советский педагог А.С. Макаренко писал о том, что культура поведения должна воспитываться в первую очередь в семье. «Именно в семье закладываются основы нравственной, эстетической культуры, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулируя его социальную, творческую активность, раскрывая индивидуальность».

Подлинное воспитание культурных навыков, по мнению А.С. Макаренко, невозможно без формирования широкого круга духовных интересов и культурных потребностей, вне системы эстетического воспитания. Приобщение ребёнка к красоте окружающего мира, формирование у него способности эмоционального переживания красоты, умения видеть её вокруг себя и создавать – это главное содержание воспитания.

А.С. Макаренко отмечал, что в воспитании культурных навыков важны все моменты, насыщающие культурную жизнь маленького человека: чтение книг, сказок, газет, просмотры фильмов, посещение театра, выставок, музеев и т.д. «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания. Однако сначала для рассказывания малым детям многие сказки нужно, конечно, сокращать, изменять язык, и обязательно «доводить сказку до полного понимания».

А.С. Макаренко считал, что лучшими сказками для старших подростков всегда будут сказки о человеческих отношениях. Предпочитать нужно такие сказки, которые возбуждают энергию, уверенность в своих силах, стимулируют оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. [5]

Таким образом, проблема воспитания культуры поведения старших подростков является одной из ведущих в педагогической теории и практике.

Выводы по главе 1

В юношеском возрасте главным является формирование мировоззрения и профессиональная ориентация. Не менее важным является то, что многие подростки в этом возрасте задумываются о построении своей семьи. Для успешного выполнения своих целей старшему подростку необходимо научиться культурному поведению в обществе. Здесь к нему на помощь должны прийти как родители, так и педагоги. А в чем эта помощь может проявляться, мы рассмотрим в следующей главе.

ГЛАВА 2 РАБОТА СО СКАЗКОТЕРАПИЕЙ

2.1 Сказкотерапия как средство воспитания культуры поведения старшего подростка

Напомним, что одно из определений сказкотерапии – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

 Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности. Каждая сказка содержит проблемную ситуацию и нравственный урок, доступный для осмысления. Сказкотерапия может использоваться с учетом интеграции образовательных областей. Посредством данной технологии решение задач полоролевой социализации осуществляется через интеграцию различных образовательных областей. Предлагаемая технология опирается на адекватные старшему школьному возрасту формы работы. Основная форма работы в рамках сказкотерапии — это игра. Сказкотерапия отражает специфику национально-культурных условий. Сказки раскрывают народные традиции, за ними стоит мудрость веков и опыт предков, национальные и общечеловеческие ценности.

Для работы со старшими подростками в основном используют бытовые (например, «Федул и Меланья», «Солдатская шинель», «Наговорная водица» и многие другие) сказки, которые рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

Сказкотерапия имеет особое значение в аспекте полоролевого развития. В сказках отражаются эталоны мужественности и женственности, стратегии полоролевого поведения, повествуется о гармонизации взаимоотношений. В авторском методе комплексной сказкотерапии Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевой значительное внимание уделяется развитию мужественности и женственности.

Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева отмечает, что в полоролевом отношении все сказки, мифы, легенды можно условно разделить на 3 группы:

1) «мужские», главным героем которых является мужской персонаж;

2) «женские», с главной героиней женского пола;

3) «смешанные», в которых два главных героя обоих полов.  

В «мужских» и «женских» сказках содержание построено таким образом, чтобы герой или героиня самостоятельно преодолели возникшие трудности и получили некий ценный опыт. Сюжет «смешанных» сказок обязательно завершается воссоединением героев. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделила несколько видов сказок, которые необходимо услышать юношам и девушкам в старшем школьном возрасте. Для юношей, в первую очередь, важны сказки, в которых герой учится правильно отдавать и принимать, строить отношения обмена. Сказки данного вида направлены на профилактику потребительского отношения к миру. Второй вид сказок помогает юношам осознать важность принятия мужских решений. Сказки четвертого вида о герое, который становится мастером, преодолевая различные жизненные трудности и неудачи.

«Женские» сказки помогают девушке постичь смысл женственности и вариации взаимоотношений с мужчиной.  Для девушек старшего школьного возраста необходимо услышать сказки, героиня которых является хорошей хозяйкой; сказки, где есть образ доброй матушки, которая несёт героине любовь и помощь, чтобы впоследствии она сама становилась такой доброй матушкой, сказки, где есть образ примерной жены. Очень важны для воспитания девушек сказки, в которых есть образ желанной женщины, сказки, в которых юноша завоевывает девушку. Во всех этих сказках есть образ желанной женщины, которая стимулирует мужчину к подвигу, создает такие ситуации, в которых раскрываются лучшие качества мужчины. [6]

Опираясь на положения Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психологической службой д/с № 134 «Веснушки» была организована работа по решению задач полоролевой социализации школьников. Реализация содержания осуществлялась в совместной деятельности с учащимися разного пола, а также в совместной деятельности отдельно с юношами и отдельно с девушками, для проработки специфических женских и мужских стратегий поведения.

Основные методы работы со сказкой:

  1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает педагог. В этом случае важны авторские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования. “Вжиться” в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты. По завершению прочтения сказки учащиеся рассказывают её смысловое содержание, отрицательные и положительные поступки героев и о том, как бы поступили на их месте.
  2. Групповое рассказывание сказок (в этом случае рассказчиком является группа учащихся):
  • Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик.
  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
  • Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, а следующий участник группы присоединяется к сказочной фразе одну или две.

Таким образом, слушая или читая сказку,  подросток проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. В своем воображении видит целый спектакль. [16] А с помощью анализа правильно подобранной сказки, поиска её смыслов, происходит понимание того, как должен себя вести подросток по отношению к противоположному полу, происходит понимание того, что есть мужество. Представительницы женского пола осознают, как должна вести себя примерная девушка. При правильной организации деятельности сказкотерапия обладает высоким развивающим и воспитывающим потенциалом и служит эффективным средством полоролевой социализации старших школьников.

  1. Гештальт-подход в сказкотерапии

Гештальт-терапия — одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии. Её основателем является немецкий психотерапевт Ф. Перлз. Главная его цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром. [4]

Технические процедуры называются гештальт-играми. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы пациентов. В процессе игр участники группы "примеряют" различные роли, входят в разные образы, сливаются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к воспитанию личности.

Гештальт-терапия, как известно, может применяться также и в воспитании культуры поведения старших подростков при правильно организованных, систематически проводимых, сеансах.

Многие гештальт-терапевты, работающие со сказками, (Колобовникова А.С., МИГИП,) сравнивают их со снами. Сны предлагают некий срез содержания бессознательного человека, также и сказка. Содержание сна, как часть бессознательного, представлено в виде символов. Попробуем вообразить, что нам удается видеть сны «по заказу», в которых мы оперируем символами по своему желанию: выбираем действия и героев, достигаем поставленных целей, но также символично, как во сне. Именно такие возможности открывает метод работы со сказкой.

Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую.

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения человека. Инструкции, которые предъявляются человеку в данном случае такие: «Напишите сказку о себе», «Напишите любую сказку». После написания сказки, следует гештальт-сессия по работе с данной сказкой. В результате такой работы вскрывается базовый жизненный сценарий пациента, профессиональный, семейный, сексуальный сценарии. Важно отметить, что темы сказок выбираются согласно запросу пациента. Таким образом, возможно проводить работу как с базовым сценарием личности, так и со сказками, написанными по отдельным проблемам.

Прогностическая функция реализуется в той части сценарной сказки, которая повествует о будущем героя. Существуют два цикла реализации сказки в жизни человека – большой и малый. В малом цикле человек наверняка сталкивался с рядом повторяющихся ситуаций, одну из которых он узнает в написанной сказке. Следует отметить, что не всегда сказка дописана до конца, тогда во время гештальт-сессии задаются вопросы, позволяющие клиенту осознать события будущего: «Чем закончится действие?».

Терапевтическая сказка рассказывает о том, как достичь человеку желаемого будущего, поведения, а в некоторых случаях и о том, какое вообще будущее (поведение) является желательным, исходя из сложившихся обстоятельств. Пишется терапевтическая сказка к самому неясному месту сказки. Такой момент следует чаще всего сразу за «точкой настоящего». Это такие события, действия, изменения, которые приводят героя к желаемому будущему (поведению).

Таким образом, сказкотерапевтическая сессия включает в себя написание сказки и последующую интерпретацию сказки согласно принципам гештальт-метода. Обычно таких сессий может быть несколько. Сказки будто матрешка в матрешке раскрывают суть и особенности жизненного сценария человека. Их написание и осознание помогает произвести желательные изменения в жизни. Так реализуется психотерапевтическая роль сказки.

Традиционный гештальт-метод в работе со сказкой:

  1. Написание сказки;
  2. Интерпретация сказки;
  3. Написание новой сказки (терапевтическая сказка);
  4. Интерпретация терапевтической сказки.

Написание терапевтической сказки запускает определённые механизмы саморегуляции. Дополнительное осмысление с помощью гештальт–приёмов позволяет осознанно привнести изменения в свою жизнь, в том числе и изменения в поведении.

Ещё одним методом гештальт-терапии в работе со сказкой являются ролевые игры. В процессе прохождения сказочного сценария подросток вступает в контакт с различными сказочными персонажами и наглядно демонстрирует нам свои способы взаимодействия прерывания контакта. Подросток может в реальном времени понять, что он чувствует, например, при получении помощи или при преодолении препятствий. Часто проживаемые эмоциональные реакции неожиданны и очень далеки от запланированных. И подросток, наконец, встречается с реальностью, какой бы сказочной та ни была.

В местах прерывания контакта удобно работать, переигрывая сцену в режиме замедленного времени с обсуждением эмоционального состояния переживаний не только самого  героя, но и других персонажей для полноты осознания ухода от контакта с последующим проектированием более творческого поведения. В этих условиях у подростков появляется возможность расширить представление о себе, побыв на месте любого из персонажей.

Особенно важны чувства подростка при получении желанного сокровища. Зачастую вместо ожидаемого удовлетворения  возникает растерянность, отсутствие позитивных чувств и тп. В этом случае можно работать на понимание собственных желаний. Например, предложить подростку побыть в роли самого сокровища и озвучить его. После понимания можно сочинять продолжение сказки, или при полном переосмыслении сочинять совсем «более» другую, более свою.

Таким образом, при полноценной постановке и верно загаданном желании можно наблюдать значительный подъем уровня личного счастья, человек вдохновлен собой и своими поступками, сразу хочется жить как-то иначе, все поменять или разрушить для чего-то нового. И вместо творческого приспособления захочется, например, просто подровнять этот мир под себя. Поэтому очень важно всячески подчеркнуть наличие границ между реальностями, оговорить правила перехода, что можно брать с собой, а что должно остаться в своем мире, помочь выделить и присвоить полученный опыт, а также провести экологическую проверку как этот опыт разместить в общепринятой реальности. [15]

Выводы по главе 2

Как выяснилось, сказкотерапия — это способ передачи личности необходимых моральных норм и правил с помощью сказки.  

Рассмотренные нами способы работы со сказкой, а именно традиционные методы сказкотерапии и гештальт-подход в сказкотерапии, привносят большой эффект в воспитание культуры поведения старших подростков, так как большинство юношей и девушек находят данный вид занятия весьма интересным и полезным. Юноши и девушки любят примерять на себя различные социальные роли и проигрывать их, для них это является одновременно игрой и воспитательным процессом. С помощью занятий по сказкотерапии многие подростки без особых затруднений могут найти своё место в жизни.

Подтверждением эффективности сказкотерапии как способа воспитания культуры поведения старших подростков является исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа со сказкой – далеко не новая и не единственная форма подростковой терапии, но особое сочетание приемов, таких как сказкотерапия и гештальт-терапия, и наложений их на различные симптомы дают удивительные результаты и представляют интерес для дальнейшего научно-практического исследования.

Сказочная реальность – это заведомо ресурсное место, поэтому именно в ней можно легко расстаться со своими привычными формами защит и сопротивления, ощутить себя свободным в русле «возможно все» и смело расширять границы своих желаний и возможностей, а также менять привычные представления о себе, своё привычное поведение.

Сказка дает возможность проанализировать, как подросток усвоил и преломил в своем сознании определенную нормативную систему, заданную социокультурным окружением и воспитанием.  Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача культурного поведения в них происходит через действия реальных героев, поведение которых значимо для подростка.

Сказкой можно воспитывать человека разного возраста, но особый эффект она дает школьникам, для которых сказка всегда является интересным и познавательным объектом. При правильно организованной работе, с учетом индивидуальных особенностей и способностей старшего школьника, можно добиться желаемых результатов в воспитании культуры поведения с помощью рассмотренных методов.

Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В. Я. Пропп писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство".  [14] Именно поэтому народные сказки представляют для нас немалый интерес: "В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве". Именно такими сказками нужно воспитывать культуру поведения наших детей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов – М.: НАКиОЦ, 1993. – 349 с.
  2. Арнольдов, А.И. Общество и культура: современный портрет / А. И. Арнольдов – М. : МГУКИ, 2007. – 112 с.
  3. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Женский журнал онлайн. – Режим доступа: http://womanweek.net/otnosheniya/vozrastnie-osobennosti-detey-starshego-shkolnogo-vozrasta.html  
  4. Гештальттерапия. Теория и практика. / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  5. Головина, М. А., Офицерова, Е. Г. Воспитание культурных навыков в семье / М. В. Головина, Е. Г. Офицерова // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога : сб. ст. – Екатеринбург, 2004.  
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – Спб. : Издательство «Речь», 2000. – 159 с.
  7. О развитии детей старшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Центр инновационных образовательных технологий. – Режим доступа: http://ciot-anapa.ru/parents/16-psyholog/31-razv-kids-starshekl.html
  8. Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.
  9. Период полового созревания, подростковый период [Электронный ресурс] / Shkolo.ru. – Режим доступа: http://shkolo.ru/period-polovogo-sozrevaniya-podrostkovyiy-period/
  10. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
  11. Психологические особенности школьника старшего возраста [Электронный ресурс] / Пятифан. – Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=63406
  12. Раздел VI Подростковая медицина [Электронный ресурс] / Сообщество студентов Кировской ГМА. – Режим доступа: http://vmede.org/sait/?id=Detskie_bol_2xt_t2_melnikova_2009&menu=Detskie_bol_2xt_t2_melnikova_2009&page=8
  13. Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
  14. Селиванов В. С. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. 2000, – №9. – С.34-36.
  15. Стернина, Я. Е. Гештальт-подход в сказкотерапии [Электронный ресурс] / Я. Е. Стернина – Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования. Режим доступа: http://gestalttherapy.ru/biblio/theor/gestalt_in_tale_therapy/
  16. Чалышева, Е. М. Развитие представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. Конф. – Спб. : Заневская площадь, 2014. - С. – 157-159.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»

        В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классифи...

Программа "Воспитание культуры общения подростков"

Программа является продолжением программы, начатой в 2004 г, посвященной воспитанию общения у младших школьников....

Спортивная радиопеленгация как средство воспитания и развития подростка

Спортивная радиопеленгация является одним из технических и военно-прикладных видов спорта. Она наряду с другими видами радиоспорта имеет огромное значение в подготовке подростков к службе в рядах воор...

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

«Медиаобразование в семье и школе, как важнейшее средство воспитания культуры оперирования информацией, обогащения собственного сознания и самосознания учащихся» Использование современных педагогических технологий в деятельности педагога

Проблема психологического медийного воздействия - одна из наиболее актуальных и интригующих на сегодняшний день. В современном обществе масс-медиа выполняют не только развлекательную и просветительску...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе как средство воспитания культуры здоровья школьников

quot;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчеств...