Логопедическая консультация. Ребёнок с особенностями речевого развития в школе.
консультация по теме

Иванова Ольга Владимировна - сотрудник школьного ППМС-центра

Предварительный просмотр:

Ребёнок с речевыми нарушениями в Вашем классе.

Это неразрешимая проблема ?

Или возможность вместе добиться успеха?

Ученик с речевыми проблемами – не безнадёжный ученик. Мозг человека обладает высокой компенсаторной способностью. Учителю будет проще обучать такого ребёнка, если опираться на сохранные стороны речи и психики в целом. Например, ученик, пишущий с №дисграфическими» ошибками, может хорошо усвоить орфографическое правило и успешно ответить устно, прокомментировать коллективное выполнение задания в классе. Плохо говорящий ученик  может написать прекрасное сочинение или реферат.

***Ребёнок с речевыми нарушениями нуждается в том, чтобы ему дали возможность показать свои знания и умения в доступной форме, не связанной с его проблемой.

Для ребёнка с проблемой в письменной речи тест является замечательной возможностью показать свои знания по учебному предмету, в т. ч. и по русскому языку, и получить хорошую оценку именно за это, минуя почти непосильную для него задачу – написание какого-то текста без ошибок. Учителю не придётся тратить время на углублённый анализ работы ученика, разграничивая успешность обучения по предмету и специфические ошибки.

***Тест – «выручалочка» в работе с «дисграфиком».

Всем известно, что «повторение – мать учения». Если ребёнок плохо владеет устной речью, дайте ему возможность высказать свою мысль в доступной форме, а потом обязательно попросите повторить грамотно построенное высказывание, предложенное Вами или другим учеником. Ребёнку, который с трудом овладевает навыком письма, будет гораздо легче, если на первых порах ему предложат только обводить уже написанное, например, карандашом слово или предложение. Но обязательно проговаривать при этом вслух так, как он бы делал, если бы писал сам.

***Ребёнок с речевыми проблемами гораздо быстрее и легче овладеет трудным для него навыком, если какое-то время будет действовать только по образцу.

Ребёнок с речевой проблемой обычно посещает логопеда. На коррекционных занятиях его обучают правильному произнесению звуков или приёмам, помогающим  писать без ошибок. Но это принесёт ученику пользу только в том случае, если он будет пользоваться усвоенными навыками в своей учебной деятельности. Ученик будет серьёзнее относиться к работе над своей речевой проблемой, если будет знать, что требования логопеда имеют силу и на других занятиях.

***Ребёнок с речевыми проблемами нуждается в Вашем постоянном и настойчивом требовании использовать в классе на уроке то, чему научил его логопед.

Часто речевая проблема ребёнка вызывает насмешки и дразнение со стороны других детей. В результате ученик замыкается и боится проявлять активность в классе даже в тех сферах деятельности, где он вполне успешен.

***Для «речевого» ребёнка очень важно, чтобы с Вашей помощью другие ученики класса научились с пониманием относиться к его проблеме, без насмешек и дразнения.

К сожалению, не редко в семье ученика формируется неправильное отношение к его речевой проблеме, особенно касающейся письма. Ребёнка ругают и даже наказывают за ошибки и плохие оценки, требуют быть внимательнее, что ребёнок выполнить не в состоянии (логопедическая проблема часто заключается в нарушении внимания); заставляют несколько раз переписывать одну и ту же работу (ребёнок устаёт – ошибки только множатся) и т. д. Такая позиция семьи приводит к тому, что ребёнок начинает ненавидеть процесс письма и всячески избегает даже предложенной помощи, например, работы с логопедом.

***Учитель  - порой единственный человек, который может поддержать ученика в стремлении преодолеть свои трудности, ведь Ваше мнение для него крайне важно.

Мы надеемся, что эти рекомендации помогут Вам наладить эффективное сотрудничество с учеником на уроке даже в том случае, когда у ребёнка имеются речевые проблемы. 

 

 



Предварительный просмотр:

У Вашего ребёнка неправильное звукопроизношение.

Не пускайте ситуацию на самотёк. Если к школьному возрасту ребёнок продолжает произносить неправильно какие-то звуки, ситуация уже вряд ли изменится без специального вмешательства.

Ребёнок школьного возраста уже осознаёт свои трудности, часто стесняется говорить, особенно публично. Это может повлиять на учёбу, т.к. в подобном случае ребёнок не редко отказывается отвечать устно, или его реже спрашивают сами учителя, например, на уроке чтения, потому что трудно оценить ответ.

Бесполезно просто требовать от ребёнка: «Произнеси правильно!». Он этого сделать не может.

Если ребёнок занимается с логопедом, то необходимо обязательно выполнять домашние задания и закреплять в речи поставленные звуки. Это нужно делать до тех пор, пока ребёнок сам не начнёт говорить правильно без вашего контроля. В противном случае ребёнок так и не будет пользоваться в речи поставленными звуками, т.к. первоначально произносить звук по-новому ему «неудобно».

Не требуйте от ребёнка быстрых результатов. Бывает, что состояние артикуляторных органов ребёнка (анатомическое строение, тонус мышц и т.д.) таково, что не позволяет произносить речевые звуки правильно. В этом случае необходим довольно долгий период подготовительных упражнений.

Ребёнок взрослеет, и особенности его речи уже не кажутся окружающим милыми, как у малыша, и даже могут вызывать насмешки.

Если Вашего ребёнка дразнят в школе, не пытайтесь решать проблему в одиночку. Ни в коем случае не советуйте ребёнку «дать сдачи» или «ответить тем же». Как правило, дети, воспользовавшись подобным советом, только усугубляют ситуацию. О факте дразнения обязательно информируйте классного руководителя и ППМС-центр. Педагоги понаблюдают за взаимоотношениями Вашего ребёнка и помогут ему их улучшить.

Постарайтесь сформировать в семейном кругу правильное отношение к речи ребёнка. Неправильное произношение не делает ребёнка хуже других. Но, демонстрируя ребёнку любовь и моральную поддержку, всем членам семьи следует активно обращать внимание на его речь и требовать исполнения инструкций логопеда.



Предварительный просмотр:

У Вашего ребёнка трудности с письмом и чтением.

Во-первых, не расстраивайтесь и не сердитесь на своего ребёнка. Чтение и письмо – одни из самых сложных навыков, которые приходится осваивать человеку в своей жизни. Многие при этом испытывают разного рода трудности.

Обязательно проконсультируйтесь у логопеда. Специалист поможет определить и уточнить конкретные проблемы ребёнка.

Ребёнок, испытывающий любые учебные трудности, обычно сильно переживает по этому поводу, особенно, когда одноклассники легко выполняют то, что ему даётся с большим трудом. Очень важна при этом поддержка самых близких людей – семьи. Не забывайте чаще  говорить и показывать ребёнку, что любите его, невзирая на его проблемы.

Не ругайте и не наказывайте ребёнка за ошибки. Как правило, даже, если ребёнок со специфическими трудностями очень старается, это почти не влияет на количество ошибок в его письменных работах и чтении. Требовать быть внимательнее бесполезно. Одни волевые усилия ребёнка не приведут к ожидаемым результатам.

Не заставляйте ребёнка несколько раз переписывать работу. Помните, ребёнок и так делает то, что даётся ему с трудом. При переписывании ошибки могут появиться в других местах, а их общее количество увеличится.

Если ребёнок читает медленно, ни в коем случае не торопите его. Важно, чтобы при чтении ребёнок не допускал большого количества «логопедических» ошибок, т.е. не пропускал и не переставлял звуки и слоги, правильно прочитывал окончания и т.д. Не менее важно понимание смысла прочитанного. А темп чтения будет увеличиваться по мере совершенствования навыка.

Если ребёнок, уже умеющий читать и писать, допускает большое количество «логопедических» ошибок, обязательно запишите его на логопедические занятия и проследите, чтобы ребёнок занимался добросовестно. Помните, что трудности подобного рода не «проходят сами по себе».

Логопед может обучать приёмам и упражнениям, самостоятельно используя которые, ребёнок сам способен значительно улучшить свою проблемную ситуацию. По этим видам работы обычно выдаются подробные памятки – инструкции. Внимательно изучите их вместе с ребёнком и следите за использованием вспомогательных приёмов и упражнений.

Следите за учёбой ребёнка, ищите в его деятельности  малейшие успехи и достижения. Хвалите ребёнка за них. Это поддержит в нём желание работать дальше.



Предварительный просмотр:

Карточка «проверялка» - твой помощник.

С её помощью ты можешь проверить любой, написанный тобой текст.

«Проверялка» поможет тебе:

  • Сосредоточиться на одном определённом слове
  • Не отвлекаться на находящиеся рядом другие слова
  • Выделить нужное слово из текста и увидеть, как именно ты его написал

Карточка «проверялка» выглядит так:

                                       окно для коротких слов

                 

                                                

                                     окно для длинных слов

Действуй так:

  • ЗАКРОЙ « проверялкой» написанный текст.
  • ВЫДЕЛИ «окном» самое последнее слово. Выбери нужное «окно». При необходимости разверни «проверялку».
  • ПРОВЕРЬ выделенное слово, ИСПРАВЬ ошибки.
  • ПЕРЕДВИНЬ «проверялку» на предпоследнее слово и проверь его.
  • Проверь таким же образом все слова, начиная с последнего.
  • Убери «проверялку», прочти текст целиком. Грамотно ли ты составил предложения?

Если всё верно, ты молодец!

                       



Предварительный просмотр:

«Логопедическое чтение»

Это упражнение поможет тебе:

  • Научиться читать внимательно и грамотно
  • Запомнить, как пишутся многие слова
  • Научиться писать без ошибок

Чтобы упражнение принесло пользу, нужно выполнять его регулярно, лучше всего каждый день.

Для выполнения упражнения не нужно искать специальный текст, можно взять текст домашнего задания по русскому языку.

Делай упражнение ПЕРЕД выполнением домашнего задания по русскому языку, тогда в твоей письменной работе будет меньше ошибок.

При выполнении упражнения действуй так:

  • Возьми в руки простой карандаш
  • Начни очень медленно читать текст  вслух, произнося каждое слово так, как оно пишется
  • Точками простым карандашом фиксируй в каждом слове все гласные буквы и самую последнюю букву в слове

                             А Н А Н А С

                              .    .    .  .

  • Таким образом, дочитай текст до конца и после этого обязательно отдохни 1-2 минуты с закрытыми глазами, так как во время выполнения упражнения они испытывали сильное напряжение. БЕРЕГИ СВОЁ ЗРЕНИЕ!

Ну, а теперь ты можешь приступить к выполнению домашнего задания по русскому языку.

На каникулах и в выходные дни для выполнения «логопедического чтения» удобно использовать небольшие кусочки текста из того, что задано читать по литературе, или из твоих любимых книг.

При выполнении «логопедического чтения» следи за временем. Работай не больше 5 минут подряд, так как при этом, сосредотачиваясь, тебе приходится сильно напрягаться. Но этого времени вполне достаточно для очень эффективной и полезной тренировки.

Желаем тебе успеха!

Логопеды Гимназии.



Предварительный просмотр:

Упражнение «Золушка»

Говорят, что наше второе зрение заключено в кончиках пальцев. Это почти так.

Данное упражнение поможет тебе:

  • Сделать пальцы рук более подвижными, а их кончики более чувствительными.
  • Пальцам будет удобнее держать ручку, легче ею действовать.
  • Ты сможешь писать более плавные и ровные линии, в результате почерк станет понятнее. А буквы более красивыми.
  • Ты станешь внимательнее, сможешь лучше контролировать то, как ты изобразил каждую букву в отдельности.

Но, выполняя упражнение, тебе ничего не нужно будет писать.

Тебе понадобятся:

  • 2 чашки крупы – чашка гречи (ядрицы) и чашка риса (можно взять подсолнечные семечки в шкурках).
  • Глубокая тарелка.

Действуй так:

  1. Высыпи всю крупу в тарелку.
  2. Хорошенько перемешай.
  3. Разбери крупу и разложи по двум чашкам.

Важно: старайся захватывать зёрнышки подушечками 3 пальцев – большого, указательного и среднего. Именно этими пальцами мы пользуемся при письме. Захватывай по 1-2, но не больше 3 зёрнышек одновременно.

Чтобы получить видимый результат, нужно выполнять упражнение каждый день в течение 1,5-2 месяцев. Удобно заняться этим во время летних каникул и превратить выполнение упражнения, например, в весёлое соревнование. Может быть, ты решишь не раскладывать крупу по чашкам, а выложить красивый узор на столе или листе бумаги. Фантазируй, а логопеды Гимназии желают тебе успеха, весёлых каникул и хороших оценок!



Предварительный просмотр:

Правила успеха и сотрудничества на логопедических занятиях.

Если тебе трудно говорить, писать или читать правильно, ты должен знать, что с этой проблемой ты вполне можешь справиться.

Говорить, читать и писать тебе приходится самому, поэтому и решить свои проблемы можешь именно ты САМ.

Если ты пришёл на занятия, значит, ты готов бороться за свои успехи. Молодец! Но тебе нужно потрудиться, чтобы всё получилось.

Логопед – твой друг и партнёр. Ты можешь рассчитывать на любую его помощь.

Также ты можешь обратиться за помощью к любому товарищу по группе.

Тебе самому следует помогать другим ребятам, если тебя об этом попросят. Возможно, именно с твоей помощью кто-то тоже сможет решить свои проблемы.

На занятиях ты можешь задавать любые, даже самые простые вопросы. Глупых вопросов не бывает.

На логопедических занятиях ЗАПРЕЩАЕТСЯ насмехаться над кем-либо и дразнить за ошибки. Ведь ошибиться может любой человек, в том числе и ты.

Не бойся делать ошибки. Ошибку всегда можно понять и исправить.

Если у тебя что-то получилось хорошо, ты можешь рассказать об этом логопеду и другим ребятам. Не стесняйся принимать похвалу – ты её заслужил!

Обязательно поддержи и похвали товарища, ведь он старался и добился успеха. Он молодец!

На занятиях:

  • Выполняй задания именно так, как просит логопед – от этого зависят твои успехи.
  • Не перебивай товарища, дай ему возможность ответить – это самый лучший способ ему помочь.
  • Внимательно слушай других – в их ответах может быть важная информация для тебя.
  • Обязательно пользуйся на других уроках тем, чему научился у логопеда – ты увидишь, как это тебе помогает.
  • Даже если результаты  твоей работы будут видны не сразу, не отчаивайся – у тебя всё получится, просто немного позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

Консультация "Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни"

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью....

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...

Особенности речевого развития ребёнка с РАС в семье.

Детский аутизм - это нарушение психического развития ребенка, которое характеризуется отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социал...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития ребенка 5-6 лет"

Консультация для родителейОсобенности развития речи детей 6 года жизниСтарший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть ре...