Главные вкладки

    Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
    методическая разработка на тему

    Рябцева Анна Александровна

    Методические рекомендации по использованию Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста как одного из способов развития мелкой моторики. Содержит небольшую картотеку с упражнениями в стихотворной форме, в т.ч. с авторскими стихотворениями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование Су-Джок терапии в работе с детьми  дошкольного возраста.

           

         Развитие мелкой или пальчиковой моторики является важным элементом развития ребёнка в целом, особенно это важно для развития речи. Учеными давно доказано, что зоны коры головного мозга, отвечающие за двигательную и речевую активность, практически накладываются друг на друга. Поэтому, массируя точки на маленьких пальчиках, мы не только разрабатываем их чувствительность и мелкую моторику, но и улучшаем речь дошкольника, способствуя его интеллектуальному развитию.

         В литературе описано множество пальчиковых игр с проговариванием стишков и потешек, существуют игры, предполагающие использование дополнительных предметов: прищепки, шнуровки, пуговички, мозаики, сухой горох и крупную фасоль, бусины, колечки. Дети и педагоги охотно играют с  мозаиками и строителями, состоящими из мелких деталей, раскрашивают раскраски и работают в специальных прописях для развития графо-моторных навыков. В последнее время стал набирать популярность и метод Су-Джок терапии для работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Особенно актуально его использование в работе с детьми с ОВЗ при выраженных нарушениях моторики.

     Терапию, которую назвали су-джок, открыл южно-корейский профессор Пак Чже Ву. Во время изучения восточной медицины, в университете в студенческие годы он заметил, что человеческая кисть руки весьма схожа со строением обычного организма  человека. У человеческой кисти, есть множество полей, которые отвечают за рецепторы, что связаны со всеми частями тела.

          Во время перенесения определенной болезни, образуется точка, которая немного побаливает при точном нажатии. Эта точка связана с заболевшим органом. Пак Чже Ву дал этому явлению название «точки соответствия».

    При стимуляции массажем, натиранием или надавливанием такой найденной точки, можно достаточно хорошо помочь заболевшему органу.

    Таким образом, использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста помогает не только развить мелкую моторику, но и способствует оздоровлению организма в целом.

    Задачи, которые помогает решать использование Су-Джок терапии:

    • Нормализация  мышечного тонуса.
    • Развитие тонких произвольных движений рук.
    • Развитие  координации движений .
    • Активизация определённых областей коры головного мозга.
    • Уменьшение двигательной и эмоциональной расторможенности.
    • Улучшение самочувствия, снятие стресса.
    •  Повышение общего тонуса организма, увеличение работоспособности.
    • Совершенствование навыков пространственной ориентации.
    • Развитие различных видов памяти (в т.ч. слуховой, за счёт использования упражнений в стихотворной форме), внимания.
    • Повышение интереса к занятиям.

           Для воздействия на зоны на кисти руки существует много способов. К примеру, иглы, специальные магниты и тёплые греющие палочки, а так же семена самых разных растений. Наиболее удобны в работе с детьми  специальные наборы  Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

       

    https://alter-zdrav.ru/wp-content/uploads/2018/01/shariki-i-kolechki-dlya-zanyatij-su-dzhukom.jpg

       Дополнительно в работе с детьми я использую резиновые массажные мячики разного цвета и размера, в основном с детьми младшего дошкольного возраста.

    https://images.ru.prom.st/425723877_w640_h640_aeromat_massag__ball_0_0_1.jpg

    Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только логопедам и педагогам в детском саду, но и дома самими родителями.

    Подобные упражнения легко могут включать в свои занятия все специалисты, работающие с детьми: логопеды, воспитатели, инструкторы по физической и лечебной физкультуре, массажисты.

        Наиболее интересно и эффективно проводить упражнения в игровой форме или с использованием стихотворений (кооррдинация речи с движением). Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений с речевым сопровожением.  В этой подборке используются как популярные в интернете стихи (авторы не указаны), так и авторские.

    Стихи для упражнений с набором Су-Джок

    «Знакомство с мячиком Су-Джок»

    Этот жёлтенький дружок

       (вариант цвета: наш зелёненький дружок)

    Называется Су-Джок.

    Шарик круглый и колючий

    Будем мы катать в руках.

    Чтоб головка стала думать,

    Не витала в облаках!

    Повернём туда-сюда мы,

    Он откроется – вот – так!

    Там волшебное колечко,

    Всем одеть его – пустяк!

    Всем подходит по размеру

    И большим и малышам.

    Станут пальчики сильнее

    И у деток и у мам! (вариант для упр. и мамами)  /   Их потренирую сам! (вариант для самостоятельных занятий)

    Кладут на ладонь мячик, рассматривают мячик

    Катают мячик в руках.

    Открывают мячик.

    Достают колечки, одевают поочерёдно на пальчики.

    «Шарик»

    Шарик я открыть хочу,

    Правой ручкой я кручу.

    Шарик я открыть хочу,

    Левой ручкой я кручу.

    крутят половинки шарика  поочерёдно правой и левой рукой в соответствии с текстом

    текст стихотворения из мастер-класса Ковалёвой Т.А. (maam.ru)

    «Колючий шарик»

    Этот шарик непростой

    Он колючий, вот какой.

    Будем с шариком играть

    И ладошки согревать.

    Раз катаем, два катаем

    Сильней на шарик нажимаем.

    В руку правую возьмём,

    В кулачок его сожмём.

    В руку левую возьмём,

    В кулачок его сожмём.

    Мы положим шар на стол

    И посмотрим на ладошки,

    И похлопаем немножко.

    любуемся шариком на левой ладошке

    накрываем правой ладонью

    катаем шарик горизонтально

    катаем шарик вертикально

    Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке

    Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке

    Выполняем движения в соответствии с текстом

    «Шарик в ручки мы возьмём»

    Шарик в ручки мы возьмем,

    Покатаем и сожмем,

    Вверх подбросим и поймаем

    И иголки посчитаем.

    Пустим «ежика» на стол

    И ладошкою прижмем,

    Вновь немножко покатаем

    И потрем его слегка,

    Помассируем бока.

    выполняют движения в соответствии с текстом упражнения

    Массаж пальцев эластичным кольцом из набора

    «Пружинка»

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Пружинку будем мы катать!

    вот нашли большой мы пальчик

    Он попрыгает как зайчик!

    Вверх – вниз, вверх – вниз

    Ты, пружиночка, катись!

    Указательный поймаем

    И пружинку покатаем.

    Вверх-вниз, вверх – вниз

    Ты, пружиночка, катись!

    Где ты, наш середнячок,

    Ты ложись-ка на бочок!

    Вверх-вниз, вверх-вниз

    Ты, пружиночка, катись!

    Кольца любит безымянный.

    Покажись-ка, наш желанный!

    Вверх-вниз, вверх-вниз

    Ты, пружиночка, катись!

    Вот наш пальчик маленький

    Самый он удаленький!

    Вверх-вниз, вверх – вниз,

    Ты, пружиночка, катись!

    Мы пружиночки снимаем,

    Свои пальчики считаем.

    1,2,3,4,5!

    А сейчас мы проверяем,

    На двух ручках посчитаем!

    1,2,3,4,5!

    Мы закончили играть!

    Пальчики свои встряхни

    И немного отдохни!

    Дети поочередно на каждый пальчик надевают пружинку из набора Су-Джок терапии, прокатывают её до основания пальца и обратно в соответствии с текстом упражнения. Начинают с правой руки, затем повторяют упражнение для левой руки.

    текст стихотворения из мастер-класса Ковалёвой Т.А. (maam.ru)

    «Дорожка»

    Кольцо на пальчик надеваю. 
    И по пальчику качу. 
    Здоровья пальчику желаю,
    Ловким быть его учу.

    надевают пружинку из набора су-джок терапии, прокатывают до основания пальца и обратно

    Стихи для упражнений с резиновыми мячиками

    «Я возьму в ладошку мячик»

    Я возьму в ладошку мячик

    И его в ладошке спрячу.

    И другой рукой возьму

    И не сильно, но сожму.

    Раз сжимаем,  два сжимаем,

    Мячики не отпускаем.

    А потом мячи кладём,

    И ладошки сильно трём.

    Греем ушки, греем щёчки,

    И сотрём с ладоней точки.

    кладут мячик на ладонь

    сжимают мячик в кулачке

    берут в другую ручку второй мячик

    сжимают в кулачке

    ритмично сжимают сильнее-слабее

    кладут мячики рядом с собой

    трут ладонь о ладонь

    кладут ладони на ушки, затем на щёчки

    снова трут ладонь о ладонь

    «Ёжик»

    Мяч колючий, словно ёжик,

    Нет ни ручек, нет ни ножек,

    Покатаю мяч немножко

    И сожму его в ладошках.

    Спрячу мячик, подержу,

    И ребяткам покажу.

    катают мяч между ладошками

    сжимают мяч в ладошках

    держат, сильно сжимая

    раскрывают ладони, показывают мячик

    «Я мячом круги катаю»

    Я круги мячом катаю,

    Взад-вперёд его гоняю.

    Им поглажу я ладошку,

    Будто я сметаю крошку.

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка.

    Каждым пальцем мяч прижму

    И другой рукой начну.

    А теперь последний трюк –

    Мяч летает между рук!

    катают мяч между ладонями вперёд-назад

    берут мяч в одну руку и гладят им ладонь другой руки;

    то же другой рукой

    сжимают в правой ладони

    сжимают в левой ладони

    кладут мяч на стол (или на ладонь) и ритмично нажимают на него  пальцами

    то же другой рукой

    катают мяч по столу (или перекидывают) из правой ладони в левую ладонь

    «Мячик»

    Положу в ладошку мячик,

    И другой ладошкой спрячу.

    Подержу его немножко

    И раскрою вновь ладошки.

    Покатаю, погоняю,

    Вверх подкину – и поймаю!

    последняя строчка вариант для мл. возр:

    Отпущу и вновь поймаю!

    кладут мячик в ладонь,

    накрывают другой ладонью

    сжимают двумя руками

    раскрывают ладошки, показывая мячик

    катают между ладонями

    подкидывают и ловят

    (Для младшего возраста заменят последнюю строчку)

    Кладут на стол и снова хватают ладошками!

    «Знакомство с ёжиком»

    Гладь мои ладошки, ёж!

    Ты колючий, ну и что ж!

    Я хочу тебя погладить,

    Я хочу с тобой поладить.

    сначала педагог (родитель) гладит мячиком ладони ребёнка

    ребёнок гладит мячик ладошками

    Литература:

    1.https://itmassage.ru/terapiya/su-dzhok-terapiya-dlya-detey;

    2.http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-gerasimova/konspekt-zanjatija-s-ispolzovaniem-su-dzhok-terapi.html;

    3.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-netradicionoe-sredstvo-razvitija-rechi-su-dzhok-terapija-chudo-palchiki.html;

    4.Ивчатова А.А. Су-джок терапия в корреционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010.№1.

    5.Пак Дже Ву «Су Джок для всех»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

    "Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"

    В статье рассматривается практическое применение  элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога...

    Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

    В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

    Развитие мелкой моторики руки обучающихся младших классов с использованием Су – Джок терапии

    В материале представлены приемы для развития мелкой моторики детей с использованием терапии Су-Джок...

    Использование Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок тера...

    Су-джок терапия в работе учителя-логопеда

    Комплекс игровых упражнений с использованием су-джок шарика....