Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)
рабочая программа (8 класс) на тему

Русских Ирина Сергеевна

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 8 класс (ОВЗ обучение на дому) составлена на основе Прграммы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_8_kl._ovz.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией  

протокол от _________ №______

 

__________              И.С.Русских

     Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   ______________________

дата

 _________   _____________

         Подпись              ФИО

       

Утверждено:

Приказ от___________№___ ___

Директор МАОУ СОШ №1

__________     Н.А.Квасова

  Подпись                    ФИО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «  Чтение  »

для           8   «А» класса

70  часов   ( 2ч часа  в неделю)

(обучение на дому)

Составитель  рабочей программы:

Русских Ирина Сергеевна

Квалификационная категория:

первая                      

                                                                           

                                                                                         

2018 - 2019 учебный год

Раздел 1. «Пояснительная записка. Вступительная часть/введение»

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана адаптированная рабочая  программа по предмету «Чтение» 8 класс (под редакцией  В.В.Воронковой):
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы     СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009г.,  регистрационный №15785) с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г. № 1241 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 г., регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный №26993), от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714), от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936);
  • Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида:  5-9 кл.  / Под ред. В.В.Воронковой.  – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  • Устав МАОУ СОШ №1;
  • основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №1;
  • приказ МАОУ СОШ № 1 от 12.05.2016г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа №1»
  • учебный план МАОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год;
  • календарный учебный график МАОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год.

  1. Особенности адаптированной  рабочей программы по «  Чтению».

Адаптированная рабочая программа  по « Чтению» в 8 классе разработана  с учетом федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования  на основании адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 1 и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности:

анализ и подбор содержания;

изменение структуры и временных рамок;

использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся адаптирована для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; она обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Цель:

научить детей читать доступный их пониманию текст, вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Задачи:

  • формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
  • формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
  • воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора;

образовательные:

  • последовательно перевести учащихся  на плавное и правильное чтение целыми словами вслух и про себя;
  • осмысливание прочитанного текста;
  • совершенствование техники чтения;
  • расширение и активизация словарного запаса;

коррекционная:

  • формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления);

воспитательная:

  • воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Покачева Настя, обучающаяся 8 «А» класса, решением ПМПК выведена на обучение по адаптированной основной образовательной программе VIII вида для детей с умственной отсталостью.

Индивидуальные особенности обучающейся:  низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития памяти, испытывает затруднения при запоминании, решении задач, не сформированы навыки счета.

У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:

•        малая устойчивость,

•        трудности распределения внимания,

•        замедленная переключаемость.

Исходя из особенностей обучающейся, обозначены следующие направления коррекционной работы на уроках:

  • расширение кругозора;
  • повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
  • обогащение жизненного опыта путем организации непосредственных наблюдений в обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
  • систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему
  • усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
  • активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
  • систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само  познание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

  1. Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.

Чтение, один из основных предметов, является основой для успешного усвоения знаний по предметам, помогает формированию правильной речи, воспитанию положительных качеств, коррекции памяти, речи, внимания.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию.  В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.

В 8 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности;
  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).

Коррекционная направленность обучения на уроках предполагает:

  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
  • взаимосвязь речевой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
  • замедленность обучения;
  • подачу учебного материала малыми порциями;
  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;
  • предварение изучения нового материала пропедевтикой;
  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником.

Программа предусматривает проведение:

  • урок (традиционный, нетрадиционный, комбинированный, повторения, изучения нового материала, закрепления, обобщения, контроля и проверки);
  • домашняя учебная работа (репродуктивная, творческая, работа с учебником, чтение дополнительной литературы);
  • коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся

Используется индивидуальная работа, работа в паре с учителем.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

Чтение вслух и про себя, объяснительное чтениепересказ, ответы на вопросы.

Методы обучения:

Словесные, наглядные.

Основные технологии:

- личностно-ориентированные;

- коммуникационно-коммуникативные;

- здоровьесберегающие;

- игровые.

  1. Приоритетные формы и виды контроля.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению   проводится текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

  1. Сроки реализации программы.

Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет « Чтение» (70 часов, 2 часа в неделю) входит в обязательную часть учебного плана  образовательной области «Филология)». В учебном плане на изучение «  Чтения» отводится 2 часа в неделю.  Программа рассчитана в 8 классе на 70 часов (35 учебные недели). Индивидуализация планирования связана:

  • с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,
  • со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности),
  • со спецификой работы на уроке.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида:  5-9 кл.  / Под ред. В.В.Воронковой.  – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  2. Учебник « Чтение» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор-составитель:  З.Ф. Малышева., Москва -  «Просвещение», 2016 года; 

Электронные образовательные ресурсы

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
  • Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • МФУ;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»

2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Выпускник  получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Выпускник  получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник  получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Выпускник  получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения программы по литературному чтению

        Техника чтения

Выпускник научится:

  • осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
  • соблюдать при чтении паузы между предложениями;
  • ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять самостоятельно полный и выборочный пересказ.

        Понимание читаемого

Выпускник научится:

  • выделять главную мысль произведения;
  • участвовать в беседе;
  • делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
  • выделять главные действующие лица, давать  оценку их поступков;

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения), пересказывать по ролям, выборочно пересказывать;
  • давать оценку состояния героев и происходящих событий;
  • уметь  делить рассказ на части по плану;
  • ориентироваться в учебнике;

Развитие устной речи

        Выпускник научится:

  • самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
  • рассказывать  по аналогии с прочитанным;
  • заучивать наизусть стихотворения, басни;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выборочно пересказывать по нарисованным рисункам;
  • оценивать состояния героев и происходящих событий;
  • делить рассказ на части по плану;

Внеклассное чтение

        Выпускник научится:

  • читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детских газет, журналов;  

Выпускник получит возможность научиться:

  • отвечать на вопросы по содержанию;
  • пересказывать по ролям;
  • давать оценку поступков героев в произведениях.

2.2. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста по предполагаемым вопросам;
  • продолжение текста;
  • выразительное чтение;
  • чтение наизусть;
  • чтение по ролям.

2.3. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)

Критерии и нормы оценки учащихся по чтению

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

Раздел 3 «Содержание учебного предмета»

3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС.

Устное народное творчество (7  часов). Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысль  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Произведения русских писателей XIX века (36 час). Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысль и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказывать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Произведения русских писателей первой половины XX века (14 часа). Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX  века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнять задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.

Произведения русских писателей второй половины XX века (13 часов).Познакомиться с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.

Уроки внеклассного чтения (4 часов). Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).

   

   Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.).  Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

   Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

   Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
           Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге на уроках чтения.

3.2. Межпредметные связи учебного предмета.

Математика. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

3.3. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.

Для чтения подбираются доступные произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей. В основе расположения произведений лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения материала.

Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по 2 уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Личностными результатами изучения в предмета «Чтение» являются следующие умения:

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать  внимание        на особенности   устных        высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Чтение и развитие речи» является формирование учебных действий (УД).

Регулятивные УД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УД:
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в

словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать  информацию  из        одной        формы  в        другую:
  • пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УД:
  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста);
  • слушать        и        понимать        речь других;        пользоваться        приёмами        слушания:
  • фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст.


4.Тематическое планирование

Название раздела, темы.

Количество часов.

1

Устное народное творчество.

7

2

Произведения русских писателей XIX века.

36

2.1

Творчество А.С.Пушкина.

11

2.2

Творчество М.Ю.Лермонтова.

7

2.3

Басни И.А.Крылова.

3

2.4

Творчество Н.А.Некрасова.

5

2.5

Поэзия И.С.Никитина.

2

2.6

Повесть И.С.Тургенева «Муму».

4

2.7

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала».

3

3

Произведения русских писателей 1-й половины XX в.

14

3.1

Творчество А.П.Чехова.

3

3.2

Повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

3

3.3

Творчество М.Горького.

2

3.4

Поэзия С.Есенина.

3

3.5

Сказка А.Платонова «Разноцветная бабочка».

1

3.6

Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер».

1

3.4

Стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».

1

4

Произведения русских писателей 2-й половины XX в.

13

4.1

К.Г.Паустовский «Телеграмма».

2

4.2

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго».

3

4.3

Л.Кассиль «Пекины бутсы».

1

4.4

А.Т.Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин».

1

4.5

В.Шукшин «Гринька Малюгин».

1

4.6

В.П.Астафьев. Главы из повести «Последний поклон».

1

4.7

Р.П.Погодин. Рассказ «Алфред».

1

4.8

А.А.Сурков. «Родина».

1

5

Уроки внеклассного чтения.

4

6

Обобщающий урок

1

Итого

70

4.1.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

Устное народное творчество

7

Вводная беседа о пользе чтения. Статья «Сказки» Сказка «Волшебное кольцо». Чтение

1

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

1

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

1

В.А.Жуковский «Перчатка»

1

И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

1

Чтение статьи «Былины» Былина «Добрыня и Змей». Чтение

1

Вн. чт. Былины Киевского цикла

1

Произведения русских писателей и поэтов XIX  века 

36

А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества

1

А.С.Пушкин. Стихотворение «Памятник» (отрывок)

1

А.С.Пушкин . «Во глубине сибирских руд…»

1

А.С.Пушкин. «Зимнее утро»

1

А.С.Пушкин. «И.И.Пущину»

1

А.С.Пушкин . «19 октября 1827»

1

А.С.Пушкин. «Няне», «На холмах Грузии…»

1

А.С.Пушкин. «Сожженное письмо», «Я вас любил…»

1

А.С.Пушкин. Чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде»

1

А.С.Пушкин. Работа по содержанию «Сказки о попе…»

1

Вн. чт. А.С.Пушкин. «Метель»

1

 М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

1

М.Ю.Лермонтов . Отрывок из стихотворения «Смерть поэта» «Родина»

1

М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в стихах «Парус» и «Сосна»

1

М.Ю.Лермонтов. Отрывки из «Песни про царя Ивана Васильевича…». 1 часть

1

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». 2 часть

1

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». 3 часть

1

Итоговый урок по «Песни про царя…» М.Ю. Лермонтова

1

Статья о И.А.Крылове. Понятие о басне И.А. Крылов. «Волк на псарне»

1

И.А. Крылов. «Осёл и соловей»,

1

И.А. Крылов. «Муха и пчела»

1

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

1

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

1

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…»

1

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос»

1

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

1

И.С.Никитин. «Русь»

1

И.С.Никитин «Утро на берегу озера»

Вн. чт. Стихи русских поэтов о зиме

1

И.С.Тургенев. Биография «Муму»

1

И.С.Тургенев . 1 часть повести

1

И.С.Тургенев. 2 часть повести «Муму»

1

И.С.Тургенев. 3 часть повести «Муму»

1

Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества

1

Толстой Л.Н.  «После бала»

2

Произведения русских писателей 1 половины XX века.

14

А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества

1

Чехов А.П. Лошадиная фамилия

2

В.Г. Короленко. Очерк жизни и творчества

1

Короленко В.Г. Слепой музыкант

2

М. Горький. Очерк жизни и творчества

1

Горький М. «Макар Чудра»

1

С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества

1

Есенин С. «Спит ковыль…»«Пороша»

1

Есенин С. «Отговорила роща золотая…»

1

Платонов А.П. «Разноцветная бабочка»

1

А.Н. Толстой. Очерк творчества «Русский характер»

1

Стихи Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»

1

Произведения русских писателей 2-ой половины XX века        

13

Паустовский К.Г. Очерк жизни и творчества «Телеграмма»

1

Паустовский К.Г. «Телеграмма»

1

Фраерман Р.И. Очерк жизни и творчества

1

Фраерман Р.И. «Дикая собака Динго»

2

Кассиль Л.А. «Пекины бутсы»

1

Твардовский А.Т. «Василий Теркин»

1

Вн. чт. Произведения о Великой Отечественной войне

1

Шукшин В.М. «Гринька Малюгин»

1

Астафьев В.П. «Далёкая и близкая сказка»

1

Погодин Р.П. «Алфред»

1

Сурков А.А. «Родина»

1

Любимые произведения. Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому ученика 11 класса

Рабочая программа индивидуального обучения на дому ученика 11 класса составлена из расчета 85 часов в год (раздел "Алгебра" 51 час, раздел "Геометрия" 34 часа) к УМК Алимова Ш.А. и Атанасяна Л.С....

Рабочая программа по русскому языку индивидуального обучения (на дому) для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку индивидуального обучения (на дому) для 6 класса...

Рабочая программа по физике для индивидуального обучения на дому 7 класс

Рабочая программа по физике для индивидуального обучения на дому 7 класс...

Рабочая программа по математике 34 ч. (обучение на дому) 7 кл.

Пояснительная запискаРабочая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утв...

Рабочая программа по геометрии для индивидуального обучения на дому (7 класс)

Рабочая программа по геометрии для индивидуального обучения на дому 7 класс Л.С. Атанасян...

Рабочая программа по алгебре для индивидуального обучения на дому 7 класс

Программа разработана на основе учебника Никольского С.М....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету трудовое обучение для 7 класса

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "трудовое обучение" основного общего образования (для обучающихся с нанарушением слуха) для 7 класса....