Коррекционно-развивающая программа для детей с УО
рабочая программа на тему

Коррекционно-развивающая программа для детей 7-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_programma_dlya_detey_s_uo.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа для детей 7-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Педагог-психолог:

Корниенко Ольга Николаевна

  1. Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции.

Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

           Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

              Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

 Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• ориентацию в пространстве тела;

• ориентировку в пространстве «от себя»;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;

• на развитие произвольности;

• на развитие свойств внимания.

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель: Коррекция и развитие высших психических функций.

           Задачи:

  1. развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и
  2. устойчивость;
  3. развивать слуховую и зрительную память;
  4. развивать целостность восприятия;
  5. мелкую моторику;
  6. формировать логическое мышление;
  7. обогащать словарный запас детей;
  8. развивать связную речь.

Принципы:

  1. Принцип развивающего обучения.

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. 

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

  1. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

  1. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

  1. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень - начальный.

2. Ориентация содержания - практическая.

3. Характер освоения - развивающий.

4. Возраст обучающихся – 7-11 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.

6. Периодичность - 2 урока в неделю.

7. Условия вхождения в программу - учебный план.

8. Продолжительность одного урока – 45 минут.

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

  1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
  2. М.В. Ильиной «Тренируем память и внимание. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет»;
  3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
  4. Л.Б. Баряева «Темная сенсорная комната-мир здоровья» Учебно-методическое пособие.

Тематический план занятий

Содержание занятия

Задачи

1.

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- Игра «Бабочки»

- Задание «Найди два одинаковых предмета»

- Выкладывание мозаики по образцу

3. Заключение.

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-ощутить свое тело и возникающие эмоции.

-развитие сенсорного внимания, объема внимания.

-развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук.

-рефлексия занятия.

2.

1. Приветствие.

2.Основная часть:

- Игра «Дружба начинается с улыбки».

- Игра «Звуки животных».

- Игра «Конструктор»

- Игра «Лево - право».

3. Заключение.

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-снижение эмоционального напряжения

-развитие активного внимания.

-умение детей использовать поэтапную предметную модель.

-закрепление представлений о левой и правой стороне своего тела.

-рефлексия занятия.

3.

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- Игра «Колечко».

- Задание «Найди 5 отличий».

- Игра «Найди свой дом».

- Игра «Узнай по голосу»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-развитие мелкой моторики рук.

-развитие произвольного внимания и переключения внимания.

-составление геометрических фигур из данных.

-развитие слухового внимания.

-рефлексия занятия.

4.

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- Игра «Путаница»

- Игра «Зеркало»

- Игра «Найди два одинаковых предмета»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- психогимнастика.

- развитие внимания, чувства эмпатии.

- развитие сенсорного внимания

- рефлексия занятия.

5.

1.Приветствие.

2.Основная часть:

- Ручной труд «Сова»

- Задание «Выкладывание из палочек по образцу».

- Игра «Что сверху, что снизу»

3. Заключение.

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Формирование действий самоконтроля.

- развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

- закрепление пространственных представлений.

- рефлексия занятия.

6.

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- Задание «Найди пять отличий»

- Упражнение «Смотри на руки»

- Игра «Пожалуйста»

- Задание «Трафареты»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие произвольного внимания.

- развитие активного внимания.

- уточнить схему собственного тела, пространственные представления.

- развитие мелкой моторики.

- рефлексия занятия.

7.

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- Игра «Колечко»

- Выкладывание палочек по образцу.

- Игра «Возьми левой – возьми правой».

- Игра «Умный коврик»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие мелкой моторики.

- развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук.

- закрепление о левых и правых частях тела.

- развитие произвольности.

- рефлексия занятия.

8.

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- Лепка.

- Игра «Найди пару».

- Игра «Исключение лишнего».

- Выкладывание мозаики по образцу

3. Заключение.

1.Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- формирование самоконтроля.

- усвоение представлений о симметричности тела.

- развитие мышления и объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, моторики рук.

- рефлексия занятия.

9.

1. Приветствие.

2.Основная часть:

- Игра «Смотри на руки»

- Игра «Встань, как я скажу»

- Игра «Слушай звуки»

- Игра «Найди 5 отличий»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие активного восприятия.

- научить ребёнка находить местоположение других детей по отношению к себе.

- развитие активного восприятия.

- развитие произвольного внимания.

- рефлексия занятия

10.

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- Игра «Мальчик (девочка) наоборот»

- Задание «Найди 2 одинаковых предмета»

- Игра «Угадай, что загадали».

- Задание на рисование.

3. Заключение.

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развивать произвольный контроль за своими действиями.

- развитие зрительного восприятия.

- умение ориентироваться в пространстве.

- формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции.

- рефлексия занятия.

11.

1. Приветствие.

2.Основная часть:

- Упражнение «Слушай команду».

- Упражнение «Что меня окружает?»

- Нанизывание бусинок по образцу.

- Игра «Умный коврик»

3. Заключение.

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие активного внимания.

- ориентировка в пространстве.

- развитие концентрации и объема внимания.

- развитие самоконтроля, умения выполнять задания по образцу.

- рефлексия занятия.

12.

1. Приветствие.

2.Основная часть:

- Игра «Колечко»

- Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

- Игра «Трафареты»

- Игра «Что изменилось»

3. Заключение.

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие мелкой моторики рук.

- развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики рук.

- развитие мелкой моторики рук

- запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу.

13.

1. Приветствие.

2.Основная часть:

- игра «Птица – не птица»

- выкладывание из палочек по образцу.

- Упражнение «Слева - справа от меня».

- Упражнение «Нанизывание бусинок по образцу»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие слухового внимания.

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук.

- развитие пространственных представлений.

- развитие произвольного внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

14.

1. Приветствие.

2.Основная часть.

- Упражнение «Слушай команду»

- Игра «Море волнуется»

- Упражнение «Найди пару»

- Игра «Поменяйте местами»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие активного внимания.

- формирование внимания, развитие скорости реакции.

- развитие распределение и объема внимания

- развитие внимания, повышение скорости реакции

- рефлексия занятия

15.

1. Приветствие

2.Основная часть.

- Игра «Что изменилось»

- Игра «Мозаика»

- Игра «Кто знает, пусть дольше считает»

- Задание «Быстрее нарисуй»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

 - развитие концентрации внимания.

- развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук.

- развитие слухового внимания, развитие мышления, закрепление умения считать.

- развитие умения переключать внимание.

- рефлексия занятия.

16.

1. Приветствие.

2.Основная часть.

- Игра «Съедобное – несъедобное»

- Задание «Нарисуй круг и треугольник»

- Игра «Найди игрушку»

- Срисовывание по клеткам.

3. Заключение.

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- формирование внимания.

- развитие скорости реакции.

- развитие концентрации и объема внимания.

- развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук.

- рефлексия занятия.

17.

1. Приветствие.

2.Основная часть.

- Лепка «Домик для куклы»

- Задание «Найди 2 одинаковых животных»

- Игра «Больше, длиннее, короче»

- Игра «Говори наоборот»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- формирование у детей самоконтроля в ходе выполнения задания.

- развитие произвольного внимания.

-  формирование умения отделять форму понятия от содержания

- развитие внимания, связной речи.

- рефлексия занятия.

18.

1. Приветствие.

2. Основная часть.

- корректурная проба

- Упражнение «Что видишь на картинке»

- Задание «Быстрее нарисуй»

- Упражнение «Мозаика»

3. Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-развитие концентрации внимания.

-развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля

-развитие скорости переключения внимания.

-развитие мелкой моторики

-рефлексия занятия

19.

1. Приветствие.

2.Основная часть:

- Упражнение «Найди все квадраты»

- Игра «Бывает – не бывает»

- Игра «Говори наоборот»

- Игра «Запомни фразы»

- Корректурная проба (Хрюши).

3.Заключение.

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие внимания

- развитие мыслительных операций.

- развитие словарного запаса

- развитие слуховой памяти

-развитие произвольного внимания

- рефлексия занятия.

20.

1. Приветствие

2.Основная часть:

- Упражнение «Раскрась фигуры по образцу»

- упражнение «определи звук и назови число»

- упражнение «Раскрась по инструкции»

- упражнение «Найди лишнее»

- упражнение «Картинки-Нелепицы»

3.Заключение.

1.Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-развитие произвольной сферы

- развитие слухового восприятия

- развитие произвольного внимания

- развитие внимания

-развитие внимания и зрительного восприятия

- рефлексия занятия

21.

1.Приветствие.

2.Основная часть:

- упражнение «Сравни слова»

- игра-тест «Пятый - лишний»

- игра «Продолжи ряд»

- игра «Антонимы»

- игра «Скажи по-другому»

3.Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие мышления.

- рефлексия занятия.

22.

1.Приветствие.

2.Основная часть:

-Образование множественного числа от существительного

- Упражнение «детеныши животных»

- упражнение «Составь предложение из глаголов»

- упражнение «Исправь ошибку»

- «срисовка»

3.Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-развитие вербального мышления

-развитие произвольного внимания

-рефлексия занятия

23.

1.Приветствие.

2.Основная часть:

- «Продолжи узор»

-упражнение «Срисуй с доски»

- «Какие предметы спрятаны в рисунке»

- «Найди одинаковые фигуры»

- упражнение «Раскрась фигуры по образцу»

3.Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

-рефлексия занятия.

24.

1.Приветствие.

2.Основная часть:

- Корректурная проба

- «Найди 5 ошибок в рисунке»

- упражнение «Соедини предмет с его тенью»

- упражнение «Сосчитай, сколько фигур на рисунке»

- упражнение «Соедини одинаковые фигуры»

3.Заколючение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие произвольного внимания

-рефлексия занятия

25.

1.Приветствие.

2.Основная часть:

- Игра «Мозаика»

3.Заколючение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-развитие концентрации внимания

-развитие моторики рук

26.

1.Приветствие.

2.Основная часть:

- корректурная проба

3.Заколючение

1.Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- развитие произвольного внимания

27.

1.Приветствие.

2.Основная часть:

-Методика «свободный рисунок»

- тест креативности Торренса

- игра «Умный коврик»

3.Заключение

1. Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-развитие воображения

-рефлексия занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....

Коррекционно-развивающее занятие в группе детей с ОНР

Коррекционно-развивающее занятие  в группе детей с ОНР составлено по сказке "Колобок".Речевой материал интересен первоклассникам. Цель занятия:развитие умения уобщаться в учебной ситуации у перво...

Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха  II года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...