Внеклассное чтение на тему: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».
план-конспект на тему

Внеклассное чтение 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение на тему:                   Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».                                                                                        

Цель:

- прививать детям любовь к чтению, познакомить учащихся с биографией           И.А. Крылова и его творческой деятельностью, научить понимать творчество писателя;                                                                                                                               - познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова;                                                  - вспомнить другие, изученные ранее                                                                                   - создавать на занятии благоприятный психологический микроклимат, способствующий  раскрытию личностных качеств каждого учащегося.

Задачи:                                                                                                      

Образовательные:

- познакомить учащихся с новой басней  И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;                                                                                                                - продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;                                                                                                                                - углубить познания детей в творчестве  И.А. Крылова, расширять представление  учащихся о баснях Крылова;                                                                      - учить "видеть" и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни.

Коррекционно – развивающие:

- развивать мыслительную деятельность и речь на основе объяснения басен;            - развивать умение выражать свои мысли посредством выразительного чтения;                                                                                                                                    - развивать навык ориентирования в тексте.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;                   - воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.

Оборудование: портрет  И.А. Крылова, портрет  Н.В. Гоголя,  выставка рисунков, наглядно – дидактический материал, картинка солнышко,  словарные слова, толковый словарь  С.И. Ожегова,  мультимедийная презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент.                                                                                  (слайд 1)                                                                                                         

Воспитатель:                                                                                                                        - Здравствуйте ребята. Улыбнитесь, подарите  друг другу  свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению.                                                                     - Мне сегодня хочется всем вам подарить «Солнышко». Пусть оно вас согреет, создаст хорошее настроение и настроит вас на плодотворную работу. - Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»                                                                                          

 (воспитанники передают друг другу солнышко с хорошими пожеланиями, когда оно дойдет до воспитателя, его вывешивают на доску).                                   - Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.

2. Психологический настрой.

Артикуляционная пауза:  Глазки смотрят и видят. Ушки слушают и слышат. Сначала думаю, а потом говорю. Помню, что в группе я не один. Умею слушать мнения других.

Воспитатель:                                                                                                                         - Ребята, запомните, кто много читает, тот многое знает.

3. Сообщение темы и целей занятия.

- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.            

(слайд 2)

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит вдаль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.                                                                                      

- Догадались кто этот человек? Посмотрите на этот памятник.                              

 (это И.А. Крылов и герои его произведений).                                                                      

Воспитатель:                                                                                                                         - Верно, дедушка Крылов, как его часто называли.                                                         - А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)                                 (слайд 3)                               

- Посмотрите на портрет  И.А. Крылова. Каким он представляется вам по характеру?                                                                                                                 

 (открытое лицо,  проницательные глаза, доброго, трудолюбивого и очень мудрого человека).                                                                                                              

(слайд 4)

-  Верно, мудрый и образованный человек. Знаменитый русский писатель                 Н. В. Гоголь писал: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».                                                                                  

(слайд 5)                                                                                  

- И. А. Крылов родился 2 февраля 1769 года  в  столице нашей Родины - Москве. А 9 ноября  1844 года   И. А. Крылов скончался. Был похоронен в Петербурге.                                                                                                                - Ребята, посмотрите на годы его жизни и скажите, сколько лет прожил писатель?                                                                                                                                                     ( И. А. Крылов прожил 75 лет.).                                                                                   -  В каком веке жил писатель?                                                                                              (в восемнадцатом и до середины девятнадцатого века)                                            (слайд 6, 7)

- Верно, а сейчас один из вас прочитает нам вслух краткую биографию писателя.  (чтение биографии писателя)                                                                        

 - И.А. Крылов родился 2 февраля  в Москве в семье бедного армейского капитана. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. С раннего детства ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. В 17 лет он уже написал несколько комедий, а в 19 лет публикует первые свои басни. Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии  Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 1843 году создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки).

 Воспитатель: (закрепление)                                                                                                                     - Дедушка Крылов,  был добрым человеком. Читая его произведения, так и кажется, что они написаны не почти два века назад, а сегодня. В них осуждаются человеческие пороки: невежество, хвастовство, глупость, тщеславие. Крылов считал, что дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Превыше всего он ценил честность, верность, правду и выступал против предательства, угодничества. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.                                                                                                  

- Ребята, а  скажите, какие виды жанров вы знаете?

 (сказка, фольклор, рассказ, комедия, былина, басня)

4. Работа с толковым словарем  С.И. Ожегова .                                                    (слайд 8)

- Что же такое басня? (ответы детей)
- Найдите в толковом словаре, какое определение дает С.И. Ожегов слову -басня.
Басня (по Ожегову) - краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

- Ребята, а давайте скажем своими словами, что же такое басня? Дадим свое определение басни.                                                                                                  (басня –  это небольшое произведение, написанное стихами, в котором высмеиваются недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость).               - Вы совершенно правы, басня — это короткий нравоучительный рассказ в прозе или стихах,  с иносказательным смыслом.)                                                              - Что же такое иносказание?  Это новое слово, давайте познакомимся с ним.               ( слово вывешивается на доске)                                                                      (Иносказание – так называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей).                                                                                                            

 - Кто действующие лица басни?                                                                                      (в басне главные лица это – животные).                                                                    

 – В чем  заключен главный смысл басни?                                                                       

( в морали.) 
– Что же такое мораль?
(мораль – нравоучение в баснях.)                                                                                              - Мы уже с вами изучали некоторые басни, вот эти предметы помогут вам вспомнить их. 
(слайд 9)

Бюро находок .
– В баснях потерялись предметы. Посмотрите и скажите, из какой они басни?
Сыр – “Ворона и лисица”.                                                                                                 - Назовите персонажей. Что осуждается в басне?                                               Зеркало – “Зеркало и обезьяна”                                                                                          - Назовите персонажей. Что осуждается в басне?                                                

 Очки – “Мартышка и очки”                                                                                               - Назовите персонажей. Что осуждается в басне?                                  (высказывание детей)                                                                                                              - Какие еще басни  И.А. Крылова вы знаете? Назовите их.                                                                                                                      

  (слайд 10)

5. Сообщение темы занятия.                                                                                             - Для того чтобы узнать, какую басню мы сегодня с вами будем читать на нашем внеклассном чтении, вы должны отгадать загадки.                                                   Кто на еле на суку                                                                                                        Счет ведет «Куку…Куку?» (кукушка).

Хвост с узором                                                                                                            Сапоги со шпорами                                                                                                     Песни распевает                                                                                                            Время считает…(петух).

- Догадались, как называется эта басня?
(басня называется  «Кукушка и Петух»).                                                                 (слайд 11)

- Правильно ребята.  Басня  И.А. Крылова  «Кукушка и Петух» была напечатана впервые в 1834 году. Впервые опубликована в издании                  

«Сто русских литераторов».                                                                                            

- Посчитайте и скажите сколько лет этой басни?                                                            ( Этой басне 182 года).

6. Знакомство с  басней. 
- Послушайте басню  И.А. Крылова  «Кукушка и Петух».                                        

 (дети слушают басню в записи и следят по тексту).

7. Первичное восприятие прочитанного текста под фонограмму.

- Назовите всех персонажей басни?                                                                      (главные персонажи этой басни - Кукушка, петух и воробей)
- Назовите главных героев басни?                                                                          (Кукушка и Петух – главные герои басни).
- Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга?                                                 

(они делают друг другу комплементы, как хорошо они поют и как хорошо они выглядят).

8. Дыхательная гимнастика.

- Ребята, у каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция. Давайте, подготовимся с вами к выразительному чтению басни по ролям.

- Представим себе, что на наши ладошки упали листочки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Наберите, пожалуйста, воздух в лёгкие. И сдуньте листочки с руки. Ребята, повторите это упражнение три раза.

- А теперь, ребята, давайте представим  цветные шарики надуем их и украсим класс. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся.                    (имитация надувания)

- Подуйте на маленькую свечку                                                                                                 - Подуйте на большую свечку. Закончили.

9. Выразительное чтение басни учащимися по ролям .                                                             - Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно).                                                                                                                  

- Петуха и Кукушки?                                                                                               (льстиво).                                                                                                                    

- Воробья?                                                                                                        (насмешливо).                                                                                                                     - Передайте при чтении восхищение  и Кукушки друг другом и конечно же насмешку в словах воробья.

 10. Работа с текстом басни.

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. - Давайте найдем в тексте эти слова прочитаем их, и попробуем заменить более понятными, т.е. подберём к ним синонимы.                                                

(ребята находят слова в тексте, зачитывают и проговаривают слова вслух, цепочкой).

- А что же такое синонимы? Новое слово для вас. Дадим ему определение.

Синонимы - это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по смыслу и значению.

Словарная работа:                                                                                                (работа у доски, подобрать к словам, слова близкие по смыслу (синонимы))                                                                                                     (ребята поочередно встают и выполняют это задание)

Кум - крёстный отец.                                                                                                 Отколь – откуда.                                                                                                     Невелички – маленькие.                                                                                         Ссылаюсь ,сослаться - указать на кого-либо.                                                          Протяжно – длительно.
Божусь – клянусь.                                                                                                      Промолвил – сказал.

- Молодцы, ребята задание выполнили правильно.                                                          - Как  Петух обращается к Кукушке?                                                                        - Найдите слова в тексте и прочитайте.                                                                                         - А как Кукушка обращается к Петуху?                                                                             - Найдите и прочитайте, как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга?                                                                                               - Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности?                                           - Опишите ее по внешнему виду.                                                                                (Дети описывают кукушку по рисунку)                                                                                                                  - Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса?                                 - Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.                         

 (“Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”.                                                         (Нет. Она только кукует).                                                                                                 – А кто из вас когда – нибудь слышал голос кукушки?                                                                                                        (прослушивание записи с голосом кукушки).

- А как Кукушка обращается к Петуху?                                                                       - А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички?                (он только кукарекает).                                                                                                        ( запись с голосом  петуха)

- Что сказал об их пении воробей? Прочитайте.                                                             ( Друзья! Хоть вы охрипните,                                                                                                хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”)                                                                                                 - Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха?                      (хитрые, льстивые, склонные к лести, неискренние, лживые).
- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

(За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит  Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку…)

- Скажите, какие плохие качества людей осуждаются в этой басне?                (лесть).                                                                                                                               - А что такое лесть?  Найдите и прочитайте это слово в толковом словаре.                                                                                              ( «Лесть» - лицемерное, угодливое восхваление.)
- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?                                                            (кукушку).
- Мы прочитали басню, и сделаем для себя
ВЫВОД, какой, что И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна и вредна.).

11.  Мультипликационный фильм. 

- А сейчас, мы посмотрим мультфильм  « Кукушка и петух», и после просмотра сделаем вывод.

- Так, что же высмеивает И.А.Крылов в басне «Кукушка и Петух»?
(кумовство, лесть,  изворотливость,  лукавство).                                                            

– Нужно ли изучать басни?
- Считаете ли вы, что басни  И. А. Крылова устарели?
- Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. 
- Стали ли вы мудрее?

- Молодцы, ребята. Всем, спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по чтению 2 класс "Басни И.А.Крылова"

Урок - викторина по чтению 2 класс "Басни И.А.Крылова"...

Внеклассные мероприятия по литературе «Басни И.А.Крылова» (6 класс)

Оборудование:портрет И. А.Крылова;рисунки ребят к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.В полуосвещенной гостиной возле портрета баснописца на столике зажжено две свечи.Подготовлен...

Урок чтения в 8 классе на тему: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».

УРОК ЧТЕНИЯ в  8 классе ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне». Цели:  Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.Совершенствовать навык выразительного чтения. Совершенствовать...

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

Конспект урока чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Басня И.А. Крылова "Квартет".

Цель данного урока: знакомство учащихся с И.А. Крыловым - с великим баснописцем, мастером  и знатоком русского слова; с басней как литературным жанром, особенностями жанра; с басней "Квартет" как...

Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца  И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в...