"Человек - творец своей судьбы"
методическая разработка на тему

Романова Марина Алексеевна

Основной задачей воспитательной работы – научить ребят позитивному отношению к жизни, раскрыть творческий потенциал, развить нравственные качества, помочь сохранить веру в себя, в свои силы, сохранить бодрость духа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_stat_luchshe.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ СВОЕЙ СУДЬБЫ

Это самая трудная вещь – требование к себе
С этого и начинается процесс совершенствования
и самосовершенствования человека, перестройка
самого себя.

А.С. Макаренко

Беседа для подростков

Цель – формирование нравственных качеств человека и гражданина, а именно: активности, ответственности, взаимопомощи, честности, трудолюбия.

Каждый человек сам в ответе за свою судьбу. Он сам решает, как ему жить, каким стать. От него зависит отношение к нему окружающих людей. Так считали многие великие педагоги, в том числе и А.С. Макаренко.

Целью жизни Макаренко было воспитание нового человека, гражданина своей страны. Все свои усилия он отдал делу воспитания такого человека. Работая с несовершеннолетними правонарушителями, он мечтал сделать из детей активных граждан страны, которые бы жили радостями и горестями Родины, были настоящими ее хозяевами.

Художественные произведения Макаренко и педагогические труды и сейчас пользуются заслуженным авторитетом, их читают, экранизируют, изучают в педвузах.

Путеводной нитью произведений Макаренко проходит тема – человек сам творит себя и свое будущее.

Скажите, как вы это понимаете?

(Ответы детей: если человек честно работает, не ворует, хорошо зарекомендовал себя, то у него будет благополучное будущее; для создания хороших жизненных условий каждому человеку необходимо хорошо относится к людям, своевременно оказывать им помощь, активно трудиться на благо человечества и т. д.).

Ребята, давайте подытожим ответы. Значит, вы все согласны с тем, что, как человек поведет себя в жизни, в работе, учебе, в отношениях с людьми, так сложится и его судьба. Так?

А чтобы сотворить счастливое будущее, как надо жить, каким быть?

(Ответы детей: надо быть активным гражданином своей Родины, принимать участие в жизни страны; учиться умению жить в рабочем коллективе, во время прийти на помощь нуждающимся; быть трудолюбивым; любить и понимать свой народ; быть смелым, если понадобится защищать свою Родину).

Мы с вами столько хороших качеств перечислили. Я думаю, что достойный гражданин страны должен быть трудолюбивым, честным, принципиальным, ответственным, смелым, уважающим себя и других.

Вот о таком гражданине и мечтал А.С.Макаренко. Он хотел, чтобы вы активно относились к собственной жизни, чтобы вносили посильный вклад в улучшение жизни общества в своем селе, городе, регионе, стране, чтобы могли проявить себя в сфере культуры, спорта, искусства и общественной деятельности.

Давайте сыграем в игру-проект “Мое будущее”. Подумайте и оцените себя по-максимуму, кем вы можете стать, если сильно-сильно-сильно захотите.

Егор “Мое будущее”

Владимир подает большие надежды в качестве художника.

Он посещал художественную студию, прекрасно рисует, у него хорошо развито чувство гармонии, цвета. Город, в котором он живет, будет иметь красивые рекламные щиты, нарисованные его рукой.

Александр “Мое будущее”

Александр – заядлый футболист. Он уже бывает на соревнованиях в районе и не раз привозил награды. Область будет гордиться таким   спортсменом.

Никита “Мое будущее”

У Игоря дар особый – у него золотые руки. Он занимается в кружке “Резьба по дереву”. Его работы каждый год экспонируются на краевых выставках.

Страна заслуженно оценит его работы.

Ксения “Мое будущее”

Эта девочка замечательно поет, у нее врожденный слух и прекрасный голос.

Все, кто ее слушает, не могут не восхищаться ее пением.

Лиля станет заслуженной певицей страны.

Аня “Мое будущее”

Аня – прирожденная артистка. Она не только поет, но и танцует.

У нее талант драматической актрисы. Она внесет достойный вклад в театральное дело страны.

Вот, ребята, мы с вами сыграли в проект “Мое будущее”. А ведь это может стать реальностью, хотя бы потому, что все задатки (способности) у вас есть. И все это мы можем осуществить только тогда, когда будем требовательно относиться к себе. Только тогда мы будем развиваться и совершенствоваться.

Скажите, должен ли человек стремиться к совершенству? А зачем ему это нужно?

(Ответы детей: каждый человек обязан учиться, выбрать свое направление в жизни, тогда у него появиться интерес к знаниям, необходимым для претворения своих деяний на деле, практике)

Философ К. Хеббель сказал: “Жизнь – это бесконечное совершенствование”.

Как вы это понимаете?

(Отвечают, что совершенствоваться нужно всю жизнь, и не важно, сколько тебе лет; чтобы себя чувствовать личностью, нужно всю жизнь работать над собой, повышать свой уровень).

Писатель Алишер Навои сказал: “Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым”.

Работать над собой, совершенствовать себя нужно для себя и других. Чтобы приносить большую пользу людям, человеку необходимо самому стать лучше. Чем больше людей он сделает счастливыми, тем счастливее будет сам.

Древнегреческие мыслители считали, что человек должен познать себя, свое предназначение, открыть свои возможности.

Познание себя – это первая ступень самосовершенствования. Вот почему важно прислушиваться к своему внутреннему голосу (интуиции), наблюдать за собой, чтобы лучше узнать самого себя, что вы за человек, каким хотите стать? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым вы будете стремиться жить.

Послушайте китайскую мудрость:

Всему, что достойно,
Учись, не ища награжденья,- 
И действуй потом,
Как велят убежденья.

Как вы ее понимаете?

Что такое убеждения? Какой синоним можно подобрать к этому слову?

(Ответы: убеждения – нормы, принципы, законы…)

Принципы – это внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

Жизнь каждого человека определяется его нравственными принципами. Каковы принципы, таково и отношение к жизни. Принципы могут быть нравственными и безнравственными.

Давайте остановимся на нравственных принципах. Назовите их.

(Ответы: любовь к ближнему, уважение к окружающим, доброта…)

Ребята, запомните самый главный нравственный принцип – это добровольный труд на благо общества. Труд – мерило ценности человека. Затем можно назвать заботу о сохранении общественного достояния, высокое сознание общественного долга, гуманное отношение и взаимное уважение между людьми, честность, правдивость, непримиримость к несправедливости, злу и насилию, нравственная чистота, простота, скромность.

Послушайте пословицы и определите, какими жизненными принципами руководствовались их авторы? Все ли они хороши?

Моя хата с краю, ничего не знаю.

Сделал дело – гуляй смело.

Уговор дороже денег.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

На всех добра не хватит.

Век живи – век учись.

Где прыжком, где бочком, где ползком, а своего добьюсь.

Наше дело – сторона.

(Обсуждение пословиц)

Г. Державин писал:

Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого,
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого – 
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех.

Я думаю, вы станете настоящими людьми, захотите построить свою жизнь так, чтобы окружающим людям было светло и радостно с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проект актуализации нравственных поступков и индивидуального развития «Я - творец своей судьбы» "

Презентация "Проект актуализации нравственных поступков и индивидуального развития «Я - творец своей судьбы»"студентки БОУ СПО «Тюкалинский индустриально -педагогический колледж»Сейдер Елены Валерьевн...

Сценарий мероприятия по английскому языку "Человек- творец своего счастья"

Мероприятие по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья", УМК М.З.Биболетовой  "Английский с удовольствием", 10 класс....

Человек - творец своего счастья

Не важно, ищете вы свое счастье или готовы создавать его собственными руками, в любом случае вначале нужно понять, ЧТО именно вы хотите получить. Нельзя пойти туда, не зная куда, и взять то, не зная ч...

Цикл бесед "Человек – творец своей судьбы"

Цикл бесед со старшеклассниками по теме "ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ СВОЕЙ СУДЬБЫ"...

Открытый урок по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья"

Сценарий открытого урока по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья!" по УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английског...

Цикл бесед "Человек – творец своей судьбы"

В последние годы у многих подростков утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности. Вернуть детей к обычной жизни очень трудно, в связи с этим возникает необходимость в проведении н...

Проект по формированию социально-нравственного поведения воспитанников с ОВЗ «Человек – творец своей судьбы»

Практическая значимость проекта заключается в создании системы  воспитательских занятий по формированию социально-нравственного поведения, которая включает три  направления: - формирова...