Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом в условиях образовательной организации
статья на тему

Заболотникова Екатерина Владимировна

Представлен опыт работы  с детьми с РАС в школе-интернате

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом в условиях образовательной организации

Среди детей с проблемами в развития выделяются дети, страдающие эмоционально-волевыми расстройствами. Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической помощи в социально-личностном развитии. Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.

На базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» осуществляется прием детей с различными нарушениями, в том числе с РДА.

Основными клиническими признаками аутизма являются:

1. Трудности коммуникации

2. Побочные реакции на сенсорные раздражители

3. Нарушения развития речи

4. Стереотипность поведения.

5. Социальное взаимодействие.

6. Раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере, до 2,5 года).

Работа с детьми данной категории  специалистами Центра осуществляется в индивидуальной форме и в комплексе: психолог-дефектолог-логопед.

Занятия посещают дети с РДА в возрасте от 3.5 до 5 лет и проходят в индивидуальной форме. Родители ребенка могут присутствовать на занятиях (особенно на раннем этапе работе). После занятия происходит обсуждение его с родителями, с целью оказания помощи в работе с ребенком дома.

Развитие психических функций аутичных детей имеет серьезные искажения.

Основные задачи психологической коррекции детей с РДА

1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.).

6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Основные этапы психологической коррекции и специфика психокоррекционных воздействий заключаются в следующем.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.

На втором этапе психокоррекции детей с РДА важной задачей является усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши, тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.

Кроме общих задач в процессе коррекции детей с РДА выступают и частные задачи, направленные на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Необходимо помнить, что такие реакции ребенка, как агрессия, неативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка.

Запрещается:

 - осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых,

 - рекомендуется использовать разнообразные прожективные методы и методы переключения. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубиками постоянно разрушает постройки сделанные не им. Необходимо вместе с ребенком строить и разрушать построенное и при этом эмоционально реагировать на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях.

 - не рекомендуется делать прямые замечания ребенку.  Все эти директивные действия могут только усугубить его агрессивные проявления.

Четвертым этапом психокоррекции детей с РДА является работа с родителями, которая заключается в целенаправленных консультациях родителей о воспитании ребенка, в присутствии родителей на занятиях.

Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому после установления эмоционального контакта надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Наша помощь и похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на наши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем поможет сделать наше взаимодействие с ребенком более эффективным. Часто, поведение ребенка во время занятия бывает неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Вариантом установления эмоционального контакта и выходом из кризисной ситуации является - стереотипная игра (наличие комфорта и переживание удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком): 

- Старайтесь включаться в стереотипную игру, а так же вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т.к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных словах типа "Давай по-другому!" или слишком активных действиях) вызовут у ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре другого человека.

- В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре - позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо.

- Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно - предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.

В процессе занятия требуется индивидуальный подход и мобильность так как один и тот же ребенок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному. Не бойтесь пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию, постарайтесь развить ее, если же возникла реакция отторжения, тут же "дайте задний ход".

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

Детям с РДА наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.

Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

Необходимо настраиваться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта коррекционная работа прервется, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

Рекомендуемая литература:

  1. Янушко Е.А. / Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.
  2. Фопель К. / Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 2006.
  3. Морозова С.А. (под ред.) / Аутизм: Методические рекомендации по коррекционной работе. – М., изд-во «СигналЪ», 2002.
  4. Башина В.М., Козлова И.А., Ястребов В.С., Симашкова Н.В. и др. / Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме: Методические рекомендации. – М., 1989.
  5. Лебединская К.С., Никольская О.С.  Диагностика раннего детского аутизма.—М.: Просвещение, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом

Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом"  для переподготовки и повышения квалификации работников образования....

Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом

Агрессия у детей с РДА. Виды агрессии, причины и проявления....

Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...

"Особенности развития речи детей с ранним детским аутизмом"

В последние годы увеличивается количество детей с ранним детским аутизмом . В данной презентации представлены  причины и особенности речевого развития детей с РДА , рассмотрены методы и приемы ра...

Памятка по обучению глобальному чтению детей с ранним детским аутизмом

Материал по обучению глобальному чтению детей с ранним детским аутизмом...

Поведенческая терапия, как средство формирования навыков бытовой адаптации детей с ранним детским аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) — отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.Эта группа детей имеющие наиболее тяже...