Особенности коррекционной работы с детьми с РАС
материал на тему

Ларина Наталья Геннадьевна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm.docx119.09 КБ
Файл osobennosti_logopedicheskoy_raboty_s_detmi_s_ras.pptx944.15 КБ

Предварительный просмотр:

http://zdorovie.com/wp-content/uploads/2011/11/Autism.jpg

1 слайд. Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции аутизма у детей, это связано с ростом количества людей с РАС.

Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке.

Нет единой точки зрения на коррекционную работу с аутистичными детьми. Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны.

2 слайд. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений.  За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов.Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, состоит из набора речевых штампов.

 Поэтому и возникает необходимость определить методы и формы коррекционной логопедической помощи учащимся с расстройствами аутистического спектра, исходя из контингента обучающихся нашей школы.

3 слайд. В нашей школе обучаются 10 учащихся с расстройствами аутистического спектра:

Тяжелая форма аутизма у следующих учащихся – Соловьев Владислав, Пашаев Руслан, Базанова Софья, Калязина София.

Аутизм проявляется и в более лёгкой форме. У детей могут встречаться отдельные нарушения аутистического спектра: Тишина Мирослава, Объедкова Вика, Лопинов Павел, Чалдин Арсений, Тралков Алексей, Авдеев Марк.

Так, например,  Авдеев Марк мальчик с аутистическими чертами с развитой речью. Он читает, решает  примеры, строит фразы и свои умозаключения. Он пребывал в «своём» мире, особенного  желания общаться с детьми не было. Обучение и общение с детьми и взрослыми за 4 года дало свои результаты: мальчик общается с ребятами,  с педагогами.

 4 слайд. Одним из основных проявлений аутизма являются особые отклонения в речевом развитии. Их основной общей чертой является недоразвитие коммуникативной функции речи.

При всем разнообразии речевых расстройств, можно выделить основные особенности речи у детей с РАС:

  • мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;
  • эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом);
  • отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге;
  • позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я»);
  • нарушение семантики (сужение толкований значений слов);
  • нарушения грамматического строя речи;
  • нарушения звукопроизношения;
  • нарушения просодических компонентов речи (интонация,выразит.).

5 слайд. Основные задачи логопедической работы при аутизме:

- дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

- установление эмоционального контакта с ребенком;

- активизация речевой деятельности;

- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации.

6 слайд. Коррекционная работа с аутистичными детьми проводится комплексно, группой специалистов. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.

Этапы коррекционно-развивающей работы:

1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребенка.

Оказание коррекционной помощи начинается с обследования речи, целью которого является точное определение доступного ребенку уровня речевого навыка, а также взаимодействия с окружением.

7 слайд. На слайде представлен: Протокол первичного обследования речи.

Параметры обследования

Фиксируемые

данные

Обследование импрессивной стороны речи

Спонтанная ситуация

Понимание высказываний, содержащих аффективно значимые слова

Выполнение инструкций в контексте ситуации

Выполнение инструкций вне контекста ситуации

Направленное обследование

Понимание названий предметов

Понимание названий и действий

Понимание названий и качеств предметов и т.д.

Обследование экспрессивной стороны речи

Спонтанная ситуация

Вокализации, внегортанные звукообразования

Подражание

Выражение желаний

Собственные высказывания

Направленное обследование

Подражание

Произносительная сторона речи

Лексика

Грамматическая структура речи и т.д.

8 слайд. 2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года.

3 этап – коррекционные занятия

9 слайд. Направления логопедической коррекции при аутизме в нашей школе перекликается с работой психолога и дефектолога. Наша совместная работа проводится по следующим направлениям:

-  Развитие высших психических функций;

- Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации;

-   Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики;

-  Развитие импрессивной речи;

 - Развитие экспрессивной речи.

10 слайд. О некоторых направлениях я расскажу подробнее

1. Развитие высших психических функций

Установка эмоционального контакта.  Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то, фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные.

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком  – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам. Мы используем различные сенсорные игры, проведение которых даёт также новые прекрасные возможности для установления контакта (всё зависит от предпочтений – вода, песок, вкладыши Монтессори и т.д.)

Для формирования у аутистичного ребенка способности понимать речь мы используем в работе рисование. Рассказывая и рисуя, привлекаем внимание, вырабатываем произвольное внимание.

11-15 слайды. 2. Развитие общей и мелкой моторики. Этому направлению мы уделяем особое внимание, ведь давно доказано что речь напрямую зависит от развития моторики.

Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением,  я читаю текст, а дети выполняют соответствующие движения. Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; пальчиковую гимнастику.

16 слайд. 3. Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.

  • Формированием  плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.
  • Формированием простейших артикуляционных движений.
  • Упражнения для губ, для языка.
  • Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, ведь многие дети боятся зеркала, не терпят вмешательства в рот.
  • А логопедический массаж нужен детям с РАС не для улучшения тонуса мышц, а для коррекции сенсорного восприятия

17 слайд. 4.Развитие импрессивной речи возможно только тогда когда частично сформировано произвольное внимание.

У детей с РАС у одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:

1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами..

2) Накопление пассивного предметного словаря. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.

Не все дети на начальных этапах работы понимают изображение предметов на картинке. С такими детьми работа ведется с использованием игрушек.

3) Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Обучение пониманию действий лучше начинать с выполнения этих действий самим ребенком. Далее переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д.

5.Развитие экспрессивной речи

Поскольку экспрессивная речь детей  с РАС состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная моя задача - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

 

18 слайд. Глобальное чтение……


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности Коррекционной работы с детьми с РАС Подготовила: учитель-дефектолог Ларина Н.Г.

Слайд 2

Статистика детей с РАС (Московская область): 2014 год – 1443 человека; -2015 год – 2160 человек; -2016 год – 2241 человек; 2017 год – 2842 человек…. +1399 человек

Слайд 3

Тяжелая форма РАС Более лёгкая форма РАС Соловьев Владислав Пашаев Руслан Базанова Софья Калязина София Тишина Мирослава Объедкова Вика Лопинов Павел Чалдин Арсений Тралков Алексей Авдеев Марк

Слайд 4

- мутизм (отсутствие речи); - эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом); - отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге; позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я»); - нарушение семантики (сужение толкований значений слов); - нарушения грамматического строя речи; - нарушения звукопроизношения; - нарушения просодических компонентов речи ( интонация,выразит .).

Слайд 5

Основные задачи логопедической работы при аутизме - дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами; - установление эмоционального контакта с ребенком; - активизация речевой деятельности; - формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации.

Слайд 6

Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов. 1 этап – диагностический

Слайд 7

Параметры обследования Обследование импрессивной стороны речи Спонтанная ситуация Понимание высказываний, содержащих аффективно значимые слова Выполнение инструкций в контексте ситуации Выполнение инструкций вне контекста ситуации Направленное обследование Понимание названий предметов Понимание названий и действий Понимание названий и качеств предметов Обследование экспрессивной стороны речи Спонтанная ситуация Вокализации, внегортанные звуки Подражание Выражение желаний Собственные высказывания Направленное обследование Подражание Произносительная сторона речи Лексика Грамматическая структура речи и т.д.

Слайд 8

2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воздействия 3 этап – коррекционные занятия

Слайд 9

Направления Коррекционной работы Развитие психических функций; Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации; Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики; Развитие импрессивной речи; Развитие экспрессивной речи.

Слайд 10

Развитие ВПФ

Слайд 11

Развитие общей и мелкой моторики

Слайд 16

Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики

Слайд 17

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Слайд 18

Глобальное чтение

Слайд 20

Показательный пример

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

«Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна»

Рождение ребенка - всегда праздник. Всегда ли? А если оказывается, что ребенок страдает тяжелым - и неизлечимым заболеванием, что он не только навсегда отстанет от своих сверстников в психическом разв...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...