Главные вкладки

    Программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки» для детей школьного возраста с 1 по 11класс на 11 лет обучения
    рабочая программа на тему

    Программа

    по изучению правил дорожного движения

    «Азбука дорожной науки»

    для детей школьного возраста с 1 по 11класс

    на 11 лет обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_pdd.docx73.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    по изучению правил дорожного движения

    «Азбука дорожной науки»

    для детей школьного возраста с 1 по 11класс

    на 11 лет обучения

    Образовательная программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки».

    Пояснительная записка.

    Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ.

    Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы не совместимые с жизнью, по причине дорожно-транспортных травм умирает 30 - 35% детей.

    Решение проблемы снижения роста ДДТТ возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно- воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только ПДД, но и безопасному поведению на дорогах. Этой позиции придерживаются Главное управление ГИБДД МВД РФ и Управление ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Анализ существующих вариантов учебных программ показал, что проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается лишь в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В тоже время имеется ряд причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной безопасности не только в начальной, но и в основной школе:

    -значительное количество детей, пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, относится к учащимся 5-9 классов, когда они начинают активно передвигаться по городу без сопровождения взрослых и «осваивать» велосипеды и мопеды;

    -нерешенные проблемы организации дорожного движения, связанные с ростом количества транспортных средств на дорогах существенно влияют на дорожную безопасность;

    - воспитание ценностного отношения к собственной безопасности и к безопасности окружающих на дорогах невозможно при обучении только на этапе начального образования.

    В этих условиях актуальность создания единой, систематизированной программы обусловлена противоречием между высоким уровнем ДДТТ и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности; недостаточной подготовленностью педагогических работников; отсутствием необходимой учебно-материальной базы для проведения занятий.

    Программа составлена на основе учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1 - 9 классов. Авторы: Мельникова Т.В., заведующая кабинетом ОБЖ СПб АППО, Данченко С.П., к.п.н., методист кабинета ОБЖ СПб АППО Форштат M.JI, независимый эксперт по ПДД, 2006 года.

             Новизна данной программы обусловлена тем, что в данную программу добавлены материалы мультимедийной учебно-методической программы «Азбука дорожной науки»,

    предназначенная для проведения уроков в общеобразовательных учреждениях по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма. Составлена совместно с Государственным учреждением «Научный Центр безопасности жизнедеятельности детей» по РАО. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по образовательным программам «Окружающий мир», «ОБЖ».

    Программа изготовлена производственным объединением «Зарница», город Москва,  ул. 1-я Владимирская, дом 12, корпус1. Регистрационный номер 0220812958.

    Целью данной программы «Азбука дорожной науки» является формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни.

    Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

    -        приобретать знания о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

    -        овладевать умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или, когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

    -        развивать право послушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

    -        воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

    Отличительные особенности программы.

    Отличительной особенностью данной программы является:

    - расширение тем по правилам дорожного движения;

    - охват детей с 1 по 11 класс;

    - активное использование мультимедийных досок;

    - приложения в виде учебно-методического комплекса интерактивных заданий учащимся и видеофильмов.

    Возраст детей.

    Программа адресована детям с7 до 18 лет и охватывает всех учащихся школы.

    Сроки реализации программы.

    Программа рассчитана на 11 лет обучения.

    1 год обучения: 26 часа в год, из них 18 теория, 8 практических занятий.

    2 год обучения: 26 часа в год, из них 18 теория, 8 практических занятий.

    3 год обучения: 26 часа в год, из них 18 теория, 8 практических занятий.

    4 год обучения: 26 часа в год, из них 18 теория, 8 практических занятий.

    5 год обучения: 26 часа в год, из них 18 теория, 8 практических занятий.

    6 год обучения: 26 часа в год, из них 18 теория, 8 практических занятий.

    7 год обучения: 26 часа в год, из них 18 теория, 8 практических занятий.

    8 год обучения: 26 часа в год, из них 18 теория, 8 практических занятий.

    9 год обучения: 14 часов в год, из них 9 теория, 5 практических занятий.

    10 год обучения: 14 часов в год, из них 9 теория, 5 практических занятий.

    11 год обучения: 14 часов в год, из них 9 теория, 5 практических занятий.

    Формы и режим занятий.

    Форма организации занятий: классно-групповая в классах и группах продленного дня. Занятия в классе проводятся 1 раз в месяц, (9 часов в год).

    Занятия в группах ГПД проводится также 1 раз в месяц: теоретическое занятие (9 часов в год), и 1 раз в 2 недели практическое занятие (в теплое время года «сентябрь-октябрь», «апрель-май») – 8 часов в год, при этом теоретические темы в группах продленного дня могут дублироваться, для закрепления материала.

     Дети классов со сложной структурной дефекта обучаются по программе 1-4 класса.

    Ожидаемый результат реализации программы.

     

    На первом этапе реализации программы ожидаемым результатом должно стать создание устойчивых предпосылок к снижению роста детского дорожно-транспортного травматизма (приостановка существующей тенденции увеличения ДДТТ) в течение 2-3 лет. В дальнейшем - стабилизация тенденции снижения роста ДДТТ.

    Способы отслеживания результативности:

    1. Педагогический мониторинг.
    2. Мониторинг образовательной деятельности детей.
    3. Контрольные задания и тесты.
    4. Самооценка воспитанника.
    5. Оформление фотоотчётов.

    Требования к уровню образованности

    Начальная школа

    Учащиеся должны знать:

    1. Требования ПДД для пешеходов.
    2. Почему транспортные средства не могут останавливаться мгновенно.
    3. Особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и заснеженной дороге.
    4. Опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п. Правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в транспорт и выходе из него, правила перехода дороги.
    5. Требования к движению велосипедистов. Где можно играть и кататься на роликах и скейтбордах.

    Учащиеся должны уметь:

    Определять места перехода через проезжую часть.

    Останавливаться, слушать и смотреть, чтобы убедиться в безопасности перехода через дорогу.

    Оценивать направление движения транспортного средства, его скорость и расстояние до него.

    Переходить проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

    Обращаться за помощью к взрослым при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т.п.

    Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

    Определять безопасный путь в школу, кружок, магазин и т.п. и пользоваться им.

    Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах и т.п.

    Основная школа

    Учащиеся должны знать:

    1. Причины дорожного травматизма.
    2. Назначение средств регулирования дорожным движением (светофор, регулировщик, дорожные знаки и разметка) и распознавать их конкретное значение.
    3. Правила пересечения проезжей части дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрестках и переходах и вне их, правила пересечения железнодорожных путей пешеходами и велосипедистами.
    4. Правила движения для велосипедистов и технические требования к велосипеду.
    5. Понятие «остановочный путь», его составляющие и причины, влияющие на его длину.
    6. Приемы оказания доврачебной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Оценивать скорость транспортных средств и расстояние до них.
    2. Оценивать дорожную ситуацию на всех видах перекрестков и переходов, при пересечении железнодорожных путей.
    3. Пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.
    4. Управлять велосипедом в соответствии с требованиями ПДД.
    5. Оказывать доврачебную помощь в зависимости от вида травм.
    6. Применять практические умения, полученные в начальной школе.

    Средняя школа

    Учащиеся должны знать:

    1. Кто такой водитель транспортного средства, каковы его права, обязанности и

    возможности.

    1. Значение дорожного движения как составной части деятельности общества, осознавать свое место в нем и понимать свою личную ответственность, как участника движения.
    2. Опасные ситуации, возникающие по вине пешеходов и по вине водителей.
    3. Порядок действий в случае попадания в ДТП или будучи его свидетелем.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении.
    2. Применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях.
    3. Действовать при попадании в ДТП или будучи его свидетелем.
    4. Применять практические умения, полученные в начальной и основной школах

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    1 классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

    1

    1

    3

    Пешеходный переход.

    1

    1

    4

    Знаки пешеходных переходов.

    1

    1

    5

    Виды перекрёстков.

    1

    1

    6

    Светофор и его сигналы.

    1

    1

    7

    Участники дорожного движения.

    1

    1

    8

    Кажется, безопасно-нет опасно!

    1

    1

    9

    Итоговое занятие.

    1

    1

    ИТОГО:

    9

    9

    0

    Содержание.

    1. Вводное занятие.

    Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид.

    1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

    Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару. Дорога с двусторонним и с односторонним движением, правила перехода. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.

    1. Пешеходные переходы.  

    Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка).

    1. Знаки пешеходных переходов.

    Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

    1. Виды перекрестков.

    Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

    1.  Светофор и его сигналы.

    Сигналы светофора. Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

    1. Участники дорожного движения.

    Кто является участником дорожного движения. Особенности совместного передвижения.

    «Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

    1. Кажется, безопасно-нет опасно!

    Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде детям до 14 лет.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    2 классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Транспортные средства. Виды наземного транспорта.

    1

    1

    3

    Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

    1

    1

    4

    Участники дорожного движения.

    1

    1

    5

    Правила поведения пассажиров в городском транспорте.

    1

    1

    6

    Знакомство с отдельными дорожными знаками.

    1

    1

    7

    Светофор и его сигналы.

    1

    1

    8

    Кажется, безопасно-нет опасно!

    1

    1

    9

    Итоговое занятие.

    1

    1

    ИТОГО:

    9

    9

    0

    Содержание.

    1. Вводное занятие.

    Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид.

    1. Транспортные средства. Виды наземного транспорта.

     Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

    1. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

    Виды транспортных средств. Сигнал поворота направо, налево, аварийная остановка, звуковой сигнал.

    1. Участники дорожного движения.

    Кто является участником дорожного движения. Особенности совместного передвижения.

    «Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

    1. Правила поведения пассажиров в городском транспорте.

    Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

    1. Знакомство с отдельными дорожными знаками.

    Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

    1. Светофор и его сигналы. 

    Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

    1. Кажется, безопасно-нет опасно!

    Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    групп продленного дня 1-2 классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Транспортные средства. Виды наземного транспорта.

    2

    1

    1 игра на площадке

    3

    Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

    2

    1

    1 игра на площадке

    4

    Знаки пешеходных переходов. Пешеходный переход.

    2

    1

    1 игра на площадке

    5

    Виды перекрёстков.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    6

    Светофор и его сигналы.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    7

    Участники дорожного движения.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    8

    Практическое занятие, связанное с правилами перехода дороги.

    2

    1

    1 игра на площадке

    9

    Итоговое занятие.

    2

    1

    1 игра на площадке

    ИТОГО:

    17

    9

    8

    Содержание.

    1. Вводное занятие.
      Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид.
    2. Транспортные средства. Виды наземного транспорта.

    Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

    1. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
      Виды транспортных средств. Сигнал поворота направо, налево, аварийная остановка, звуковой сигнал.
    2. Пешеходные переходы.  Знаки пешеходных переходов.

    Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

    1. Виды перекрестков.

    Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

    1.  Светофор и его сигналы.

    Сигналы светофора. Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

    1. Участники дорожного движения.

    Кто является участником дорожного движения. Особенности совместного передвижения.

    «Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    3-и классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

    1

    1

    3

    Пешеходные переходы.

    1

    1

    4

    Нерегулируемые перекрестки.

    1

    1

    5

    Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

    1

    1

    6

    Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.

    1

    1

    7

    Дорожные знаки и дорожная разметка.

    1

    1

    8

    Кажется, безопасно-нет опасно!

    1

    1

    9

    Итоговое занятие.

    1

    1

    ИТОГО:

    9

    9

    0

    Содержание.

    1. Вводное занятие.

    Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид.

    1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
      Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, с пожилыми людьми.
    2. Пешеходные переходы.
      Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.
    3. Нерегулируемые перекрестки.
      Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
    4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.
      Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников движения. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников движения.
    5. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
    6. Дорожные знаки и дорожная разметка.
      Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1, 2 классах. Дорожная разметка, ее назначение и виды.
    7. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    4-ые классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

    1

    1

    3

    Остановочный путь и скорость движения.

    1

    1

    4

    Пешеходные переходы.

    1

    1

    5

    Нерегулируемые перекрестки.

    1

    1

    6

    Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

    1

    1

    7

    Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.

    1

    1

    8

    Кажется, безопасно-нет опасно!

    1

    1

    9

    Итоговое занятие.

    1

    1

    ИТОГО:

    9

    9

    0

    Содержание.

    1. Вводное занятие.
      Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид.
    2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Элементы дороги. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Движение в жилых зонах.
    3. Остановочный путь и скорость автомобиля. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов в различное время суток.
    4. Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.
    5. Нерегулируемые перекрестки.
      Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
    6. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.
      Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора.
    7. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок).
    8. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    групп продленного дня 3-4 классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Транспортные средства. Виды наземного транспорта.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    3

    Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

    2

    1

    1 игра на площадке

    4

    Знаки пешеходных переходов. Пешеходный переход.

    2

    1

    1 игра на площадке

    5

    Виды перекрёстков.

    2

    1

    1 игра на площадке

    6

    Светофор и его сигналы.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    7

    Участники дорожного движения.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    8

    Практическое занятие, связанное с правилами перехода дороги.

    2

    2

    1 игра на площадке

    9

    Итоговое занятие.

    2

    1

    1 игра на площадке

    ИТОГО:

    17

    9

    8

    Содержание.

    1. Вводное занятие.

    Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид.

    1. Транспортные средства. Виды наземного транспорта. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
    2. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

    Виды транспортных средств. Сигнал поворота направо, налево, аварийная остановка, звуковой сигнал.

    1. Пешеходные переходы.  Знаки пешеходных переходов.

    Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

    1. Виды перекрестков.

    Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

    1.  Светофор и его сигналы.

    Сигналы светофора. Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

    1. Участники дорожного движения.

    Кто является участником дорожного движения. Особенности совместного передвижения.

    «Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

    Учебно-тематический план

     5-е классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие. История развития колеса.

    1

    1

    2

    Дорога - зона повышенной опасности.

    1

    1

    3

    Чрезвычайные ситуации на транспорте. *

    4

    4

    4

    Государственные службы безопасности и спасения. *

    1

    1

    5

    Кажется, безопасно-нет опасно!

    1

    1

    6

    Итоговое занятие.

    1

    1

    7

    ИТОГО:

    9

    9

    0

    * - темы, уже имеющиеся в существующем курсе ОБЖ для 5 класса.

    Содержание.

    1. Вводное занятие. История развития колеса.
      Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид. Эволюция колеса от деревянного до современного.
    2. Дорога - зона повышенной опасности.
      Что такое дорога. Элементы дороги. Наиболее опасные места на дороге. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. Из истории дорог.
    3. Чрезвычайные ситуации на транспорте.
      Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Отличие ЧС от аварии, дорожно- транспортного происшествия (ДТП). Поведение при столкновении автомобилей, при пожаре в автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле. Падение автомобиля в воду, попадание молнии в автомобиль.
      -Виды наземного общественного транспорта. Метро и опасности при пользовании им (на эскалаторе, на платформе в вагоне метро).
      -Железнодорожный транспорт и опасности при пользовании им. Поведение при пожаре в поезде.

      -
      Водный транспорт. Средства спасения. Действия при пожаре, эвакуация. Нахождение в море.
      -
      Воздушный транспорт. Предварительные меры безопасности. Поведение во время аварии, при пожаре в самолете. Из истории развития видов транспорта.
    4. Государственные службы безопасности и спасения.
      Государственная противопожарная служба Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (МЧС). ГИБДД. Скорая медицинская помощь. Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
    5. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

    Учебно-тематический план

     6-е классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие. Дорога и ее элементы.

    1

    1

    2

    Дорога - зона повышенной опасности.

    1

    1

    3

    Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности.

    3

    3

    4

    Опасность на дороге. Как ее избежать.

    1

    1

    5

    Труд водителя и поведение пешехода.

    1

    1

    6

    Кажется, безопасно-нет опасно!

    1

    1

    7

    Итоговое занятие.

    1

    1

    8

    ИТОГО:

    9

    9

    0

    Содержание

    1. Вводное занятие. Дорога и ее элементы.

    Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид. Дорога, дорожные полосы, тротуар, перекрёсток.

    1. Дорога - зона повышенной опасности. 

    Наиболее опасные места на дороге. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. Из истории дорог.

    1. Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности.

    Город как транспортная система. Из истории развития транспортной системы Санкт- Петербурга. Мероприятия по организации дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Средства регулирования. Светофорное регулирование. Виды транспортных светофоров. Пешеходные светофоры. Светофоры для велосипедистов. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожная разметка.

    1. Опасность на дороге. Как ее избежать.

    Виды ДТП. Факторы, влияющие на численность ДТП (дисциплина участников дорожного движения, время суток, дни недели). Привычки как фактор ДТП. Предвидение опасности. Навыки безопасного поведения на дороге.

    1. Труд водителя и поведение пешехода.

    Основы теории движения автомобиля. Параметры автомобиля, влияющие на его безопасность. Условия работы водителя. Качества водителя, влияющие на безопасность автомобиля. Культура поведения пешехода. Взаимоуважение участников движения - основа безопасности на дороге. Из истории ДТП.

    1. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    групп продленного дня 5-6 классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Транспортные средства. Виды наземного транспорта.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    3

    Дорога и ее элементы.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    4

    Опасность на дороге. Как ее избежать.

    2

    1

    1 игра на площадке

    5

    Виды перекрёстков.

    2

    1

    1 игра на площадке

    6

    Светофор и его сигналы.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    7

    Участники дорожного движения.

    2

    1

    1 прогулка по окрестностям

    8

    Практическое занятие, связанное с правилами перехода дороги.

    2

    1

    1 игра на площадке

    9

    Итоговое занятие.

    2

    1

    1 игра на площадке

    ИТОГО:

    17

    9

    8

    Содержание.

    1. Вводное занятие.
      Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид.
    2. Транспортные средства. Виды наземного транспорта. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
    3. Дорога и ее элементы.  Дорога, дорожные полосы, тротуар, перекрёсток.
    4. Опасность на дороге. Как ее избежать. Виды ДТП. Факторы, влияющие на численность ДТП (дисциплина участников дорожного движения, время суток, дни недели). Привычки как фактор ДТП. Предвидение опасности. Навыки безопасного поведения на дороге.
    1. Виды перекрестков.

    Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

    1.  Светофор и его сигналы.

    Сигналы светофора. Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

    1. Участники дорожного движения.

    Кто является участником дорожного движения. Особенности совместного передвижения.

    «Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

    Учебно-тематический план

     7-8 е классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие. История развития автомобиля.

    1

    1

    2

    Дорога и ее элементы.

    2

    2

    3

    Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности. Безопасность движения на велосипедах и мопедах.

    1

    1

    4

    Регулирование дорожного движения.

    1

    1

    5

    Дорожные знаки.

    4

    4

    7

    Итоговое занятие.

    1

    1

    8

    ИТОГО:

    9

    9

    0

    Содержание.

    1. Вводное занятие.
      Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид. История развития автомобиля.
    2. Дорога и ее элементы. 
      Дорога, дорожные полосы, тротуар, перекрёсток. Дорожная разметка.
    3. Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности. Безопасность движения на велосипедах и мопедах. Город как транспортная система. Из истории развития транспортной системы Санкт- Петербурга. Мероприятия по организации дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Средства регулирования. Светофорное регулирование. Виды транспортных светофоров. Велосипед - транспортное средство. Управление велосипедом: требования к водителю. Требования ПДД к движению велосипедов. Требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя.
    4. Регулирование дорожного движения. Средства регулирования. Светофорное регулирование. Виды транспортных светофоров. Пешеходные светофоры. Светофоры для велосипедистов. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожная разметка.
    5.  Дорожные знаки. Предупредительные. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населенном пункте. Опознавательные знаки.

    Учебно-тематический план

    для групп продлённого дня 7-8е классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Тео-рия

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Дорога и ее элементы.

    3

    1

    2ч. прогулка по окрестностям, занятие на площадке

    3

    Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности

    4

    2

    2ч.прогулка по окрестностям, занятие на площадке

    4

    Регулирование дорожного движения

    4

    2

    2ч. прогулка по окрестностям, занятие на площадке

    5

    Дорожные знаки

    4

    2

    2ч. прогулка по окрестностям, занятие на площадке

    6

    Итоговое занятие

    1

    1

    7

    Итого

    17

    9

    8

    Содержание.

    1. Вводное занятие.
      Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний вид. История развития автомобиля.
    2.  Дорога и ее элементы.  Дорога, дорожные полосы, тротуар, перекрёсток. Дорожная разметка.
    3. Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности. Город как транспортная система. Из истории развития транспортной системы Санкт- Петербурга. Мероприятия по организации дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Средства регулирования. Светофорное регулирование. Виды транспортных светофоров.
    4. Регулирование дорожного движения. Средства регулирования. Светофорное регулирование. Виды транспортных светофоров. Пешеходные светофоры. Светофоры для велосипедистов. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожная разметка.
    5. Дорожные знаки. Предупредительные. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населенном пункте. Опознавательные знак.

    Учебно-тематический план

     9-11 е классы

    Темы

    Всего часов

    В том числе

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    1

    1

    2

    Правовое воспитание участников дорожного движения.

    1

    1

    3

    Причины и следствия ДТП.

    1

    1

    4

    Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.

    4

    1

    3

    5

    Первая доврачебная помощь при ДТП*

    6

    4

    2

    7

    Итоговое занятие.

    1

    1

    8

    ИТОГО:

    14

    9

    5

    * - тема, уже имеющаяся в существующем курсе ОБЖ для 9 класса.

    Содержание.

    1. Вводное занятие.
      Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год.        
    2. Правовое воспитание участников дорожного движения.
      Права, обязанности и ответственность пешеходов по соблюдению ПДД. Функциональные обязанности сотрудников ГИБДД и их взаимоотношения с участниками дорожного движения.
    3. Причины и следствия ДТП.
      Нарушение ПДД, алкоголь за рулем. Виды наказаний за ДТП.
    4. Сложные ситуации на дорогах и перекрестках.
      Движение транспортных средств. Проезд перекрестков (решение задач).
    5. Первая доврачебная помощь при ДТП. *
      Роль и значение доврачебной помощи. Принципы организации помощи и последовательность действий на месте ДТП. Доврачебная помощь в ДТП:
    • определение состояния пострадавшего;
    • остановка кровотечения;
    • ушибы и переломы;
    • потеря сознания, остановка дыхания и нарушение кровообращения;
    • черепно-мозговые травмы,
    • травмы позвоночника.

            Список литературы

     

    1. Добровольская А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. I часть,- СПб., «Лики России», 2004.

    1. Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».-СПб.: Просвещение, 2002.

    1. Михайлов Л.А., Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения.I часть. - СПб., «Лики России», 2004.

    1. Мультимедийная учебно-методическая программа «Азбука дорожной науки». Производственное объединение ООО «Зарница». г. Москва 2014 год.

    1. Правила дорожного движения РФ.

    1. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебнометодическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.

    1. Сосунова Е.М., Форштат M.J1. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. - СПб: ИД «МиМ».-1997.

    1. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 5 класса. - СПб: ИД «МиМ».-1998.

    1. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 6 класса. - СПб: ИД «МиМ».-1998.

    1. Титов С.В., Шабаева Г.И. тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

    1. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», 1995.

    1. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге.

    1. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения - СПб, 2001.

    1. Школьный учебный кабинет по правилам дорожного движения. Информативный уголок по безопасности дорожного движения / Центр безопасности «Автоград». - СПб, 2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Адаптивная физическая культура для детей школьного возраста с остеохондрозом позвоночника».

    «Адаптивная физическая культура для  детей школьного возраста с остеохондрозом позвоночника»....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

    Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...

    Викторина для детей школьного возраста "Права ребенка"

    ВикторинаКонвенция ООН о правах ребенкаI тур игры 1. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? а) 20 ноября 1989года б) 20 ноября 1990 года в) 20 но...

    Статья. "Проект по правилам дорожного движения «Школа пешеходных наук» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    Жизнь и ее безопасность-главное в жизни человека. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?Изучение ПДД является главной задачей на сегодняшний день....