Рабочая общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение» 6 класса
рабочая программа (6 класс) по теме

Сколотян Оксана Александровна

Настоящая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока,136 часов в год, 4 часа в неделю.

 Рабочая программа по чтению (литературному чтению)  предназначена для   развития речи обучающихся, воспитанников и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chtenie_6_klass.docx46.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22»

ст.Незлобная, Георгиевского района

Рабочая общеобразовательная программа

для обучающихся, воспитанников с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по

по предмету «Чтение (литературное чтение)»

Составитель:

Учитель русского языка

ГКОУ

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная

ш  школа № 22»

Сколотян Оксана Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Чтение (литературное чтение)» в 6 классе разработана на основепрограммы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений   VIII вида: сборник 1. , под редакцией В.В. Воронковой (М.: ВЛАДОС, 2012 г.) и учебника «Чтение. 6 класс, автор-составитель И.М.Бгажнокова,  Е.С.Погостина   (М.: «Просвещение», 2014).

Настоящая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока,136 часов в год, 4 часа в неделю.

 Рабочая программа по чтению (литературному чтению)  предназначена для   развития речи обучающихся, воспитанников и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

На уроках чтения в старших классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.

Выбор данной авторской программы обусловлен тем, что программа по чтению и развитию речи  разработана  для детей с нарушением интеллекта.Отводится большая роль коррекционного воздействия  изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни. В процессе обучения используется программный материал интересный и разнообразный по содержанию.

 Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

 Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. При отборе  программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Цель

           Развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи

- формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Основные направления коррекционной работы

Корригировать артикуляционный аппарат.

Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Развивать речь, владение техникой речи;

Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Развивать познавательные процессы.

Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

В 6 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6 классе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 6 классах- 102 часа в год, 4 часа в неделю. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Распределение учебных часов по  четвертям

ЧЕТВЕРТЬ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

I

36ч

II

28ч

III

40ч

IV

31ч

Год

136ч

Основное содержание тем по предмету «Чтение (литературное чтение)»

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения

 Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого

плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего отношения к ним.

Нормативно – правовые основы

Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);

Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г № 288; Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;

Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22».

Санитарные правила и нормы СанПиН № 4076-86.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10.

Тематическое распределение часов

п/п

Темы раздела

Количество часов

1.

Учитесь видеть красоту

В лучах разбуженного солнца

И, воплощая в жизнь мечту,

Испейте всю её до донца…-

26

2.

В несменном нашем  богатстве

Слова драгоценные есть

Отечество, Верность, Братство,

А есть ещё: Совесть, Честь…-

32

3.

Морозы – декабрю, метели-февралю,… -

33

4

Самая большая радость в мире

Это делать счастье для других-

45

Всего                                                                                             136

Учебно-тематическое планирование

п/п

Разделы

Кол-во

по разделу

Кол-во по темам

Учитесь видеть красоту

В лучах разбуженного солнца

И, воплощая в жизнь мечту,

Испейте всю её до донца…-

26

1

В. Песков.Отечество

1

2

М. Ножкин.Россия.

1

3

М. Пришвин. Моя Родина

1

4

В.Бианки.  Сентябрь.

1

5

И.Бунин. Лес, точно терем расписной,…

1

6

Ю.Качаев. Грабитель.

1

7-8

Б.Житков.  Белый домик.

2

9-11

А.Белорусец.  Звонкие ключи.

3

12-14

К.Паустовский.  Заячьи лапы.

3

15

И. Тургенев.  Осенний день в березовой роще.

1

16

Внеклассное чтение.«Унылая пора, очей очарованье» Описание осени в стихах русских поэтов.

1

17-18

Н. Носов. Хитрюга.

2

19

В.Бианки. Октябрь.

1

20

С.Михалков.Будь человеком.

1

21

Б.Заходер.Петя мечтает.

1

22

Д.Биссету. Слон и муравей.

1

23

Д.Биссету.Кузнечик Денди.

1

24

Дж.Родари. Как один мальчик играл с палкой.

1

25-26

Дж. Родари. Пуговкин домик.

2

В несменном нашем  богатстве

Слова драгоценные есть

Отечество, Верность, Братство,

А есть ещё: Совесть, Честь…-

32

1

Былина. Илья Муромец и Соловей Разбойник.

1

2

Ф.Глинка. Москва.

1

3

В.Бианки.  Ноябрь.

1

4

С.Алексеев. Без Нарвы не видать моря.

1

5

С.Алексеев. На берегу Невы.

1

6

С.Алексеев. Медаль.

1

7

С. Алексеев. Гришенька.

1

8

Е.Холмогорова. Серебряный лебедь. Боевое крещение.

1

9

Е.Холмогорова.  День рождения Наполеона.

1

10

Внеклассное чтение

1

11

Е.Холмогорова.  В дни спокойные.

1

12-14

Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи.

3

15-17

Е. Пермяк. Тайна цены.

3

18

Внеклассное чтение. Знакомство с творчеством  В.Драгунского.

1

19-21

Д.Гальперина. Здравствуйте!

3

22

В.Бианки. Декабрь.

1

23

Е.Благина. Новогодние загадки.

1

24

А.Никитин. Встреча зимы.

1

25

А.Дорохов. Теплый снег.

1

26

А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя, …

1

27-30

Д. Хармс. Пушкин.

4

31

Викторина по произведениям  А.С.Пушкина.

1

32

Внеклассное чтение. Зима в стихах русских поэтов.

1

Морозы – декабрю, метели-февралю,… -

33

1

В.Бианки. Январь.-

1

2-4

Х.-К. Андерсен. Ель.

3

5

Сочинение на тему «Зима»

1

6

Чтение произведений Ставропольских писателей.

1

7-9

А.Чехов. Ванька.

3

10

И.Никитин. Весело сияет месяц над селом; …

1

11

И.Суриков. Белый снег пушистый …

1

12-14

М.Зощенко. Ёлка.

3

15-16

Ю.Рытхэу.  Пурга.

2

17

Ю.Дмитриев. Таинственный ночной гость.

1

18

В.Бианки. Февраль.

1

19-21

С.Маршак. Двенадцать месяцев.

3

22-29

Х.-К.Андерсен. Снежная королева.

8

30

С.Смирнов. Первые приметы.

1

31

Внеклассное чтение. Описание весны в стихах русских поэтов.

1

32

В.Бианки. Март.

1

33

В.Песков. Весна идет.

1

Самая большая радость в мире

Это делать счастье для других-

45

1

М.Пришвин. Жаркий час.

1

2-3

Г.Скребицкий. Весенняя песня.

2

4

В.Жуковский. Жаворонок.

1

5

А.Толстой. Детство Никиты.

1

6

А.Твардовский. Как после мартовских метелей

1

7

А.Плещеев. И вот шатер свой голубой …

8

В.Бианки.  Апрель.

1

9

Сочинение на тему «Весна, весна и все ей радо».

1

10-11

Чтение   рассказов            Ставропольских писателей.

2

12

Внеклассное чтение. М.Пришвин. Кладовая солнца.

1

13

Повторение, закрепление. Викторина по изученным  произведениям.

1

14-16

К.Паустовский. Стальное колечко.

3

17

В.Астафьев. Злодейка.

1

18

Е. Баронина.  Рассказы про зверей.

1

19-20

В.Драгунский. Кот в сапогах.

2

21

Д.Хармс. Заяц и Ёж.

1

22

И.Крылов. Зеркало и Обезьяна

1

23

Внеклассное чтение.Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

1

24-30

Р.Киплинг.Рики-Тики-Тави.

7

31

В.Набоков. Дождь пролетел и сгорел на лету.

1

32

В. Бианки.  Май.

1

33

М.Дудин.Наши песни спеты на войне.

1

34-35

В. Медведев. Звездолет «Брунька».

2

36-39

К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

4

40-41

А.де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

2

42

В.Астафьев.  Зорькина песня.

1

43

Н. Рыленков. Нынче ветер, как мальчишка, весел

1

44-45

Внеклассное чтение. Ю. Олеша.  Три толстяка.

2

Диагностический инструментарий

Обучающиеся, воспитанники должны научиться:

- Читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя».

- Выделять главную мысль произведения.

- Определять основные черты характера действующих лиц.

- Пересказывать текст по плану и выборочно.

Обучающиеся, воспитанники должны знать:

Наизусть 8 стихотворений.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающиеся, воспитанники по чтению и развитию речи

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения литературоведческих понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части

соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непониманиематериала.

Планируемые  результаты подготовки обучающиеся, воспитанники

• овладевать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

• научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

• быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Используемая литература

Основная литература

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида: Сб.1. – М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2012.

     2.  И.М. Бгажнокова, Е.С.Погостина,

          Чтение, учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образователь-

ныхучреждений VIII вида.   М., Просвещение, 2009.

      Дополнительная литература

1. Русские народные сказки

2. Сказки народов Мира

3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Белогрудка», «Злодейка».

4. П. П. Бажов «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».

5. В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки» и др.

6. Л. А. Кассиль «Всё вернётся», «У классной доски» и др.

7. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».

8. А. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приёмыш» и др.

9. К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание с летом» и др.

10. Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».

11. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», и др.

12. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы»

13. Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож»

Сайты

1.http://www.rg.ru/2013/10/16/obrprogrammy-dok.html

2. http://www.zelenograd.ru/f/8801.pdf

3. http://www.moucdt.ru/selfhelp-for-pdo/ 113-klassifikacijaobrazovatelnyh-   program.html

4. http://www.moluch.ru/archive/35/4046/

5. http://prof-teacher.ru/pedagogicheskaya-psixologiya/chto-vklyuchaet-v-sebya-ponyatie-obrazovatelnaya-programma-obshheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету История

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)по предмету  7 класс...

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)по надомному обучению.

Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) может быть использована в классах со сложной структурой дефекта, д...

Рабочая программа по двигательному развитию (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)

Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9б класса с умеренной, тяжелой умственной о...