Деятельность ПМПК в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ
статья

Деятельность ПМПК в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад г. Сургут30.88 КБ
Файл Презентация к докладу1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Деятельность ПМПК в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ»

 (г.Сургут, 30.08.2020)

 

        1.Право детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование  (вступительная часть)

        Со  времени вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012      № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» до  введение с 1 сентября 2016 года ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) прошло 3 года.

         Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ образовательных организациях чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

В 2015-2016 учебном году в образовательных организациях города Нефтеюганска обучались несовершеннолетние с ОВЗ:

-с нарушениями слуха – 23 (13 школьников, 10 дошкольников),

-с нарушениями зрения – 59 (7 незрячих, 2 слабовидящих школьника, 50 дошкольников),

-с тяжёлыми нарушениям речи – 40 (дошкольники),

-с нарушениями опорно-двигательного аппарата -5,

-с задержкой психического развития – 110 человек,

-с нарушениями интеллекта – 10 (школьного и дошкольного возраста)

-с расстройствами аутистического спектра – 2 .

В казённом образовательном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обучалось 153 человека, в том числе имеющих инвалидность - 83 человека (в 2014 - 63) (произошло «утяжеление» состава обучающихся). 

2. Для этого на муниципальном уровне:

        -во всех общеобразовательных организациях обеспечен беспрепятственный доступ в здание маломобильных групп;

-создана универсальная безбарьерная среды  (в том счисле за счёт развития материально-технической базы) в 3-х общеобразовательных организаций ресурсного центра дистанционного обучения МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 6» (здание начальной школы), МБОУ «Прогимназия «Сообщество», что составило 20 % от общего количества ОО;

-обобщены лучшие практики на городском уровне: образовательных организациях СОШ № 8 накоплен опыт работы со всеми категориями обучающихся с ОВЗ (педагоги уже  работают по 4 вариантам адаптированной образовательной программы), Прогимназия «Сообщество» - со слабослышащими, «Детский сад № 13» - со слабовидящими, Детский сад № 17 – с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, в связи с реорганизацией школы для детей с ЗПР учителя теперь уже в ОО реализуют лучшие практики коррекционной работы;  

  -реализуется практика дистанционного образования учащихся в МБОУ  «СОШ № 8»;

-организована курсовая подготовка  для 84 человек, в т.ч. для 18 педагогических работников организованы курсы повышения квалификации по теме «Обучение слепых детей на уровне основного общего образования», г.Москва;

-с целью распространения опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, привлечения внимания общественности к проблемам детей-инвалидов  организованы городские семинары;

-работает методическое объединение педагогического сообщества учителей, работающих в специальных классах для детей с ОВЗ;

-организовано сотрудничество, связанные со здоровьем детей с ОВЗ, со специалистами детской поликлиники;

-работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Нефтеюганска.

        

3.Проблемы

У многих детей грубо нарушена связь с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.

Такие дети нуждаются в адаптированной возможностям индивидуальной образовательной программе, которая помогла бы им помочь овладеть социальным (жизненными) компетенциями, расширить социальные контакты, максимально адаптироваться  к жизни в соответствии с их возможностями.

При разработке адаптированных образовательных программ, а именно, в области компонента «жизненная компетенция» отметили недостаточность ресурсов.

3.1.Требуется расширение  социального партнёрства с учреждениями города (с конкретным предметом соглашения) – освоение ребёнком социальных ритуалов через расширение жизненного опыта, социальных контактов и введение ребёнка в более сложную и богатую среду, помимо домашней обстановки:

 -работы объединения сообщества педагогических работников учреждений города, организующих образовательную деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе на базе учреждений дополнительного образования;

-спортивной работы с несовершеннолетними обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений физической культуры и спорта;

 -работы с родителями (законными представителями) в формате проведения родительских клубов;

-работы  с Нефтеюганской городской организацией «Всероссийское общество инвалидов» по трудоустройству выпускников, имеющих статус «инвалид».

 3.2.Необходима организация систематической  специальной психолого-педагогической помощи обучающимися в образовательных организациях  за счёт ресурсов городских учреждений, не подведомственных Департаменту.

 3.3.Коррекционная помощь специалистами системы образования и здравоохранения организуется  отдельно (автономно), не согласуется.

3.4.Расширение системы внеурочной деятельности через функционирование двух подсистем: стабильной, сохраняющей лучшее, и динамичной, способной быстро перестраиваться, оперативно реагировать на вызовы времени и внедрять различные инновации, определять вектор развития.

3.5.Профориентация как направление деятельности не в полной мере выполняет задачу ориентирования на профессию детей с ОВЗ, выбор профессии зачастую происходит хаотично (требуется межведомственное взаимодействие, включая негосударственные предприятия).  

6.Блок коррекционной и воспитательной работы в АООП разрабатывается самостоятельно, исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, поэтому необходима экспертная группа для планирования данной работы.

Инструментом решения возникших на практике проблем должен стать ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (далее – Стандарт).

4. Роль ПМПК в реализации Стандарта.

4.1.Задачи ПМПК:

-проведение  обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет;

-подготовка заключения (вывод о наличии ограниченных возможностей здоровья у ребёнка и рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребёнок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования)

-оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

-оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

-осуществляет учёт данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности Комиссии;

-участвует в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

4.2.Взаимодействие, информирование о работе ПМПК, используемые методики.

Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами взаимодействует с Центральной ПМПК и психолого-медико-педагогическими консилиумами

Информация о режиме работы, контактных телефонах размещена на официальном сайте администрации города Нефтеюганска в разделе «образование» и на собственном сайте Департамент образования сайтах образовательных организаций

Организационная модель деятельности ПМПК подразумевает 3 этапа: организационный,  проведение ПМПК, подготовка заключений.

Требования к методикам обследования – они д.б. рекомендованы Министерством образования  (Забрамная и Семаго). Требования к специалистам наличие соответствующего образования, курсовая подготовка образования наличие сертификатов по использованию методик.

Этапы работы: изучение и анализ представленных документов, проведение обследования, выводы, составление заключения, консультирование и информирование родителей

Цель непосредственного обследования ребёнка - установление контакта с ним, общее представление (особенности строения тела, речевого аппарата, двигательной активности, эмоционального фона), изучения работоспособности, в том числе при усложнении диагностического материала, темпа мыслительной деятельности, состояние речи.  

4.3.Составление заключения ПМПК : законодательная и нормативно-правовая база

При составлении заключения ПМПК и работе с родителями (законными представителями) руководствуемся:

1.Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-статья 2, пункт 16 (определение ОВЗ),

-статья 2, пункт 28 (определение адаптированной образовательной программы),

-статья 5, пункт 1 част и 5 (организация инклюзивного образования),

-статья  10, часть 4 (уровни общего образования),

-статья 17, часть 1 (форма получения образования – в ОО (очное (в ОО, на дому, сочетание форм), очно-заочное, заочное) и вне организаций (семейное образование и самообразование),

-статья 28, пункт 12 части 3 (дистанционные технологии),

-статья 34, пункт 2 части 1 (право на предоставление социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции), часть 3 (по индивидуальному учебному  плану),
        -статья 41, часть 5 (обучение на дому – основание – заключение медицинской организации),

-статья  42, часть 2 – организация помощи (психолого-педагогической, медицинской и социальной)

-статья 44,  пункт 6 части 3 (право родителей присутствовать на ПМПК, обсуждать результаты обследования и рекомендации по итогам обследования, высказывать свое мнение  относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания)

-статья  58, часть 9 (по усмотрению родителей (законных представителей) переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК),

-статья 59, пункт 1 части 13 (государственная  итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах, в отношении обучающихся с ОВЗ и инвалидов),

-статья  64, часть 3 (дошкольное образование: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имею право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в т.ч. в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры),

-статья 67, часть 1 (получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими восьми лет)

2.Письмами Министерства образования и науки Российской Федерации 

-от 09.04.2014 № НТ-392/07 (обращают внимание на  то, что отсутствует исчерпывающий  перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ; ПМПК принимают решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития)

-от 26.06.2014 № МОН-П-2653 «Об организационно-методическом обеспечеиии деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»

- от 11.03.2016 № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

-от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании психолого-медико-педагогических комиссий»

4.4. Что должно быть отражено в рекомендациях ПМПК:

-определение образовательной программы (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования); вариант адаптированной программы  основной образовательной  программы начального, или основного, или среднего общего образования - 1.1.,1.2.,1.3.,1.4.(глухие), 2.1.,2.2.,2.3. (слабослышащие), 3.1., 3.2., 3.3., 3.4. (слепые), 5.1.,5.2,5.3 (дети с тяжёлыми нарушениями речи), 6.1,6.2,6.3,6.4. (дети с нарушениями ОДА), 7.1.,7.2.,7.3. (дети с ЗПР), 8.1.,8.2.,8.3.,8.4. (дети с РАС) (ч. 2 ст.79 ФЗ № 273);

-вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (варианты 1, 2);

-адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при  необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью (п.28 ст. 2 ФЗ № 273);

-форма получения образования;

-рекомендуемый режим обучения;

-обеспечение архитектурной доступности;

-получение услуг ассистента (помощника)(не является педагогическим работником), роль которого может выполнять и родитель;

-получение услуг тьютора;

-специальные технические средства обучения (приказ Миобрнауки России от 30.08.2013 № 1015);

-специальные учебники и дидактические пособия (в зависимости от рекомендованного варианта АООП) (обучающиеся по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ не нуждаются в специальных учебниках);

-направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный педагог,учитель-дефектолог(олигофренопелагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

-условия прохождения государственной итоговой аттестации;

-специальные условия (необходимость медицинского контроля за состоянием здоровья и психическим состоянием ребёнка, в том числе относительно расположения рабочего места ребёнка в классе; указание на необходимость соблюдения охранительного педагогического  режима, предполагающего соблюдение режима дня, дозированные нагрузки, профилактику стрессовых ситуаций; технические и организационные условия, не оговорённые в действующем приказе № 1015 как обязательные )

-необходимость периодического динамического наблюдения (может быть организовано перед завершением обучения, максимальный срок 13 лет, а также в любое время по факту обращения).

4.5.Примерное содержание заключения ТПМПК г.Нефтеюганска

1.Несовершеннолетний с ограниченными возможностями здоровья. Обучение на уровне (дошкольного, начального, основного, среднего) общего  образования по адаптированной основной общеобразовательной программе  для … (указывается категория нарушений) с… по…. (указываются даты).

2.Указываются виды психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (учитываем взаимодействие с социальными партнёрами и мнение родителей (законных представителей):

-психолого-психологическое консультирование (в отдельных случаях можем указать тематику и периодичность в неделю);

-коррекционно-развивающие занятия (указываем профиль учителя-дефектолога: сурдо-, тифло-, олигофренопаедагога; в  отдельных случаях можем указать периодичность в неделю)

-логопедическая помощь (в  отдельных случаях можем указать периодичность в неделю);

-помощь в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

(При формулировании данной рекомендации учитываем требования к условиям реализации ФГОС НОО ОВЗ.

Например, в  отношении несовершеннолетних с ЗПР. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (пункт 2.9.8, стр 238) психолого-педагогическая помощь обучающимся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог; при необходимости  Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи).

Мнение родителей: изъявляют желание получать дополнительное образование на базе определенного учреждения – пример «школа искусств, 2 раза в неделю)

3.Наблюдение у врачей узкого профиля (указывается) с согласия родителей (законных представителей).

4.Плановый осмотр ПМПК в динамике (указывается срок, либо указывается отсутствие необходимости в плановом повторном осмотре для детей, не являющихся лицами  с ОВЗ ).

Для СОШ в рекомендации дополнительно может указываться:

-форма получения образования (1)в образовательной организации, на дому, сочетание форм, 2) очно-заочное, 3) заочное);

(форма  обучения «на дому» рекомендует медицинская организация)

-рекомендуемый режим обучения устанавливается исходя их актуального состояния ребёнка и медицинских рекомендаций  (ограниченное пребывание в учреждении; дополнительные дни отдыха)

-применение дистанционных форм образования;

-тьюторское сопровождение,

-пребывание в специальном учебно-воспитательном  учреждении закрытого типа не противопоказано.

-возможности дополнительного образования.

Социализирующее обучение (с…по)

4.5. Работа с родителями (законными представителями). Выполнение рекомендаций после выдачи заключений:

С родителями проводится работа, как будут выполняться рекомендации ПМПК, кем, в какой период.

Всех детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, обследуют повторно на ПМПК для уточнения образовательного маршрута перед началом обучения на уровне начального общего образования.

 ОО (консилиумы организуют работу по выполнению рекомендаций)

-и через соглашения подключаются к совместной работе учреждения

(Бюджетное учреждение  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство»;

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского округа – Югры  «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья»;

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская окружная больница имени В.И.Яцкив»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Деятельность ПМПК в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ» Фатеева Светлана Юрьевна главный специалист Департамента образования и молодёжной политики заместитель председателя территориальной психолого- медико-педагогической комиссии г. Нефтеюганска Департамент образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска

Слайд 2

2020-2021учебный год

Слайд 6

6 Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Нефтеюганска

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

-определение образовательной программы (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования); вариант адаптированной программы основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - 1.1.,1.2.,1.3.,1.4.(глухие), 2.1.,2.2.,2.3. (слабослышащие), 3.1., 3.2., 3.3., 3.4. (слепые), 5.1.,5.2,5.3 (дети с тяжёлыми нарушениями речи), 6.1,6.2,6.3,6.4. (дети с нарушениями ОДА), 7.1.,7.2.,7.3. (дети с ЗПР), 8.1.,8.2.,8.3.,8.4. (дети с РАС) (ч. 2 ст.79 ФЗ № 273); -вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (варианты 1, 2); -адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью (п.28 ст. 2 ФЗ № 273); -форма получения образования; -рекомендуемый режим обучения; -обеспечение архитектурной доступности; -получение услуг ассистента (помощника) (не является педагогическим работником), роль которого может выполнять и родитель; -получение услуг тьютора ; -специальные технические средства обучения (приказ Миобрнауки России от 30.08.2013 № 1015); -специальные учебники и дидактические пособия (в зависимости от рекомендованного варианта АООП; -направления работы специалистов сопровождения ; -условия прохождения государственной итоговой аттестации; -специальные условия; -необходимость периодического динамического наблюдения . Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии

Слайд 10

1.Несовершеннолетний с ограниченными возможностями здоровья. Обучение на уровне (дошкольного, начального, основного, среднего) общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе для … (указывается категория нарушений) с… по…. (указываются даты). 2.Указываются виды психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (учитываем взаимодействие с социальными партнёрами и мнение родителей (законных представителей): -психолого-психологическое консультирование (в отдельных случаях можем указать тематику и периодичность в неделю); -коррекционно-развивающие занятия (указываем профиль учителя-дефектолога: сурдо -, тифло -, олигофренопаедагога ; в отдельных случаях можем указать периодичность в неделю) -логопедическая помощь (в отдельных случаях можем указать периодичность в неделю); -помощь в профориентации, получении профессии и социальной адаптации . 3.Наблюдение у врачей узкого профиля (указывается) с согласия родителей (законных представителей). 4.Плановый осмотр ПМПК в динамике (указывается срок, либо указывается отсутствие необходимости в плановом повторном осмотре для детей, не являющихся лицами с ОВЗ ). Примерное содержание заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Нефтеюганска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Человек - Личность" Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов

Проект направлен на решение проблемы: как организовать воспитывающую внеурочную  деятельность школьников, чтобы она была направлена на достижение воспитательных результатов и эффектов....

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Гражданское и патриотическое воспитание во внеурочной ( внеучебной) деятельности учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

В статье на примере ШМ "Память" МБОУ "СОШ №97" показана роль гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС....

Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног

В соответствии  с приказами Министерства  образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...

Развитие устной речи обучающихся через сюжетно-ролевые игры в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов НОО

Описание опыта работы на VIII городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений г.Нижневартовска «Образование – будущее города»...