«РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»
методическая разработка

Черепенина Анастасия Викторовна

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

 

«РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат городского округа Павловский Посад Московской области

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Черепенина А.В.

2017-2018 учебный год

Содержание темы

Проблема мыслительной деятельности - одна из актуальных. Педагогической

наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и

осуществление ее практикой обучения.

В последнее время стал вопрос о формировании общих приемов

мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность носит  поисковый

характер. Под её влиянием у человека возникают вопросы, ответы, на которые он

сам постоянно ищет.  Поэтому поисковая деятельность ученика совершается  с

увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Мыслительный интерес  положительно влияет не только на

процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов –

мышления, воображения, памяти, внимания, которые приобретают активность и

направленность.

       Познавательный интерес - один из главных мотивов учения. Его действие

очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у

слабых учеников протекает более  продуктивно. Познавательный интерес  при

правильной педагогической  организации деятельности обучающихся и

систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и

должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное

влияние на его развитие.    Когда ребенок не хочет заниматься, то приносит массу

хлопот и огорчений учителю.

Мыслительные процессы: восприятие, внимание, воображение, память,

мышление - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой

деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть,

учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те

или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему

нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без

участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они

выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в

деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Мыслительная деятельность детей с ОВЗ характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипичности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций, проявляющейся в наибольшей степени на вербальном уровне. Дети испытывают трудности как при вычленении определенных частей многоэлементного комплекса, так и при необходимости их обобщения. В ходе анализа они упускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей.

Восприятие детей с ОВЗ неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Для младших школьников характерна сниженная скорость перцептивных операций, что отражается на эффективности работы ребенка на занятиях. Снижение эффективности неприятия неизбежно ведет к относительной бедности и недостаточной дифференцированности зрительных образов - представлений. В свою очередь, недостаточность сенсорных представлений ограничивает возможность наглядного мышления ребенка, т. к. они в значительной мере поставляют материал для такого мышления. Таким образом, постоянный дефицит перцептивной информации приводит к усугублению вторичного отставания в умственном развитии.

Внимание младших школьников с ОВЗ характеризуется ограниченным объемом, неадекватными колебаниями, недостатками переключения и распределения, завышенными истощаемостью и пресыщаемостью. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при нелюдимости выполнения длинного ряда операций.

Подводя итог по теме самообразования можно сделать вывод о том, что на данный момент в литературе отсутствует единая система критериев мыслительной  активности и бросается в глаза обилие показателей

мыслительной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность

точного измерения мыслительной деятельности учащихся. Изучив психолого-

педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности

учащихся, пришла к выводу, что мыслительная активность – это двусторонний

взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и

самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога

в организации мыслительной деятельности учащегося.

      Работа психолога  Л.Б.Ермолаевой - Томиной и ее рабочая программа

развивающего  обучения (М.1994 г.) помогают  мне создать систему развития

мыслительных  процессов на конкретном  материале  учебной программы.

Тема

«Развитие мыслительной деятельности младших школьников с ОВЗ»

Цель

развитие мыслительной деятельности младших школьников, как главная задача успешности обучения младшего школьника.

Задачи

- изучить и применять новые педагогические технологии,

- развивать мыслительную активность у обучающихся,

- повышать свой методический уровень,

- изучить методическую литературу по данной теме,

- обобщать и распространять свой педагогический опыт.

Форма самообразования

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- изучение научно - методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

Групповая:

- участие в работе методического объединения школы;

- изучение научно - методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Предполагаемый результат

повышение уровня профессиональной компетенции, овладение компетентностным подходом в обучении, повышение качества образования школьников.

Срок работы

2017– 2018 уч. г.

План самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности

В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование с...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на групповых занятиях по дефектологии

Познавательная деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе обучения  - это учение,  котором отражается предметный материальный мир и его преобразующаяя роль как субъекта этой д...

Занятие по развитию мыслительной деятельности у младших школьников.

На уроках ребенок пытается справиться с различными, порой достаточно сложными задачками. Именно в эти моменты появляется необходимость в логическом мышлении.    Ребёнку, который не влад...