Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на групповых занятиях по дефектологии
статья

Щербина Валентина Тимофеевна

Познавательная деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе обучения  - это учение,  котором отражается предметный материальный мир и его преобразующаяя роль как субъекта этой деятельности. Она направлена на познание окружающей действительности, с помощью таких психических процессов, как воспиятие, память, внимание, мышление и речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_defekt.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сызранский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области «Школа-интернат № 2 для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

городского округа Жигулевск»

Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на групповых занятиях по дефектологии

                                                             Учитель-дефектолог Щербина В.Т.

2022

Познавательная деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе обучения - это учение, в котором отражаются предметный материальный мир и его активная преобразующая роль как субъекта этой деятельности. Она направлена на познание окружающей действительности, с помощью таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Познавательная деятельность осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Предметом познавательной деятельности школьника в процессе обучения являются действия, выполненные им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна, так как интерес выступает как сильное средство обучения. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации занятия. Возможности нетрадиционных занятий велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке. Наиболее распространённые типы групповых дефектологических  занятий, это:

  • занятие-путешествие. Какое удовольствие доставляет детям «путешествие» к далекой планете, или «посещение» циркового представления;
  • занятие-сказка. Это занятие построено в виде сказки и приключений, сказку можно сочинить и самим. На таком занятии всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. В 1-2 классах за основу лучше брать русские народные сказки.
  • занятие-экскурсия. Главным методом познания на занятии -экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними
  • занятия-турниры. Занятия в виде соревнований, где командам предлагаются выполнение заданий (загадки, скороговорки, кроссворды)
  • занятие -игра. Игры могут применяться с различными целями: пдля формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на занятии. Игра на занятии - не просто игра, это знакомство с новым, повторение хорошо изученного, закрепление и обобщение знаний учащихся.
  • видеозанятие. Информационно-коммуникативные технологии помогают нам отправиться хоть на край света. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Хочу представить вашему вниманию небольшой фрагмент занятия-путешествия, проводимый во 2 классе. Тема занятия «Закрепление по теме «Решение примеров в пределе 10». Цель: закрепление знаний, умений и навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10.

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

А вот это письмо нашло адресата.

(Дорогие ученики! Я вылечил всех обезьянок в Африке и хочу вернуться домой. Приезжайте за мной и моими друзьями. Будем вас ждать. Доктор Айболит)

- Надо ехать. Путешествие будет далеким и  интересным. В пути нужно быть смелым, находчивым, дружным. Поплывем на кораблях, а для этого надо решить примеры, написанные на корабликах и прикрепить кораблик на волну с ответом.

По ходу следования на пути ребят будут встречаться острова, на которых надо будет выполнить разные математические задания. Во время путешествия ребята проплывают остров Молчания. На этом острове нельзя громко разговаривать. Закрываем глаза и молча слушаем шум моря, а откроем, когда зазвенит колокольчик. В конце путешествия доктор Айболит зачитывает ребятам стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.

Бежал раз зайчик вдоль равнин,

И зайчик значит был… (один).

К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего… (два) зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри:

Теперь уж стало зайцев… (три).

Мчит новый заяц: “Путь мне шире!”

Ну, стало быть их уж… (четыре).

Ба! Вот бежит один опять,

Теперь уж зайцев будет… (пять).

Спешит ещё один из рощи –

Так, значит… (шесть) – чего же проще.

Тут прибежал ещё косой –

Так зайцев… (семь), ведь он седьмой.

К ним одного ещё попросим,

Тогда всех зайцев будет… (восемь).

Прыг новый заяц: “В сборе все ведь?”

Он их спросил: “Так нас тут… (девять)?”

“Да, девять, – молвят те в ответ

Но вожака всё нет и нет”.

А тот бежит, болотце месит,

Примчал и молвил: “Нас тут… (десять)!”

Также одним из эффективных средств развития познавательной деятельности является дидактическая игра. Вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.  Игра для младших школьников - это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры - сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять различные действия, решать задачи. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования: как любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

Все дидактические игры условно можно разделить на три группы:

1. Игры с предметами: это могут быть и сюжетно-дидактические, и игры-инсценировки. «От какого дерева лист»,  «Буквы заблудились», «Посмотри и запомни», «Путешествие в страну сказок», «Что лишнее» и т.д.

2. Настольные печатные игры: «Лото» -  предметное (мебель, игрушки, транспорт, посуда, одежда, овощи, фрукты), сюжетное («Большие и маленькие», «Три медведя», «Сделай, что нужно»), «Домино» -  (посуда, фрукты, овощи, игрушки, животные, одежда), «Парные картинки», «Сложи картинку» и т.д.

3. Словесные игры: «Время года», «Угадай по описанию», «Сравни разных зверят», «Укрась слово», «Загадки», «Пословицы», «Поговорки», «Словесный волейбол» (называю существительное, кидаю мячик ребёнку – он называет глагол: костёр-горит, самолёт-летит, рыба-плывёт, человек-идёт и т.д.)

Таким образом, развитие познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на дефектологических занятиях– это система педагогических воздействий дефектолога,направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

В заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Мозг человеческий - величайшее чудо природы, и его становление происходит только под влиянием воспитания. Это длительный, однообразный, адски сложный и мучительный трудный посев, семена которого дают ростки только через несколько лет. Труд этот требует такта, исключительного уважения к человеческой личности. Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть более нежным, чутким, заботливым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Выявление системы индивидуальных познавательных стратегий младшего школьника с нарушением интеллекта в процессе выполнения аппликации в стиле «мозаика».

В статье описан опыт индивидуальной работы  с детьми с ОВЗ надомного обучения  по технологии целенаправленного развития познавательных способностей учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для 1 класса с детьми с ОВЗ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов  младших школьников" для класса с детьми с ОВЗ...

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование с...

«Активизация познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»

Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.Организация активной познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на ур...