«Активизация познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»
учебно-методический материал по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татьяна Васильевна Архипова

Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.

Организация активной познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Вознесенская школа- интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Реферат

Активизация познавательной деятельности

у школьников с нарушением интеллекта

на уроках трудового обучения.

Выполнила: учитель швейного дела

Архипова Т.В.                                                                                   2020 год

                                                  План

Введение

3

Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения

4

Организация активной познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроке трудового обучения

7

Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения

9

Заключение

12

Список литературы

13

Введение

В настоящее время предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональным навыкам работников производственного и обслуживающего труда. Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду учащихся с нарушением интеллекта. Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. Вместе с тем, их возможности в плане профессиональной подготовки существенно ограничены. Трудность решения этой задачи обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны лицам с нарушением интеллекта.

Обучающиеся с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.  Наибольшую сложность представляет практическое преломление имеющихся знаний. Нормально развивающийся ребенок обладает способностью из имеющихся у него сведений отбирать нужные ему в данный момент. У детей с недостатками интеллекта необходимые для этого аналитические действия протекают с большими затруднениями.

Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушением интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности. Работа по активизации познавательной деятельности обучающихся проводится на всех этапах урока. Используя активные методы обучения, учитель стимулирует учащихся развитие познавательного интереса.

«Знание - только тогда знание, когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью».
Л. Н. Толстой

1. Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения

 

Активизация познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Ее наличием в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.

Активизация познавательной деятельности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Научно доказано, что уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с интеллектуальными нарушениями в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю учителя.

Но несмотря на это, учителя трудового обучения сталкиваются с большими трудностями в процессе формирования познавательных деятельности учащихся коррекционной школы. В работах известных исследователей Л.В Занкова, Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, Н.Г Морозовой и других отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса учащихся, его неустойчивость, малая глубина, диффузность (рассеянность, непостоянство, неравномерность).

По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, страдает моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля регуляции деятельности. Также для учащихся с нарушениями интеллектуального развития характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.

В процессе обучения школьникам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач.

Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Одной из основных задач уроков труда является повышение познавательной активности учащихся, включение учеников в творческую деятельность. Одним из средств решения данной задачи является по мнению многих ученых (Т.И Щукиной., А.Ю. Дейкиной, А.Ф. Ануфриева) создание на уроках таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог должен симулировать учащегося к саморазвитию, изучать его познавательные интересы, создать условия для творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Таким образом, для детей с нарушением интеллекта характерны определенные особенности (Рисунок 1).

Рис. 1 Особенности детей с нарушением интеллекта

Для активизации познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами, шутками, занимательными упражнениями);
  • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

2. Организация активной познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроке трудового обучения

Умственная активность в процессе обучения на уроке труда, называемая «гимнастикой для ума», имеет особое значение. Поэтому учителю просто необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность учащихся.

  1. Объяснительно-иллюстративные:
  • рассказ;
  • объяснение;
  • опыты;
  • таблицы и др.

Они способствуют формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

  1. Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков.
  2. Проблемно-поисковые:
  • частично-поисковые,
  • исследовательские.

На уроках труда в коррекционных школах должно прослеживаться единство двух задач: привития трудовых навыков и психологического развития ребёнка. Основная задача обучения труду в специальной школе – сформировать прочные и сознательные знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся, формировании у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.

Повышая планку образования за счёт методических средств, учитель должен ввести в урок упражнения для развития психики, усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, использовать более широкую наглядность, активно использовать приёмы визуализации (построения зрительного образа и ассоциаций) учебного материала, включение игровых эмоционально насыщенных ситуаций, пауз отдыха и релаксации.

Эмоциональная включенность ребёнка в урок является важной задачей учителя. Ведение уроков в школах и классах детей с интеллектуальными нарушениями требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях.

Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа. Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно. Необходимо большое внимание уделить работе по предупреждению ошибок. Возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разобрать вместе с учеником.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия напряжения целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца.

Необходимо включать предметно-практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

3. Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения

I. Основой активности учебно-познавательной деятельности являются:

  • адаптация, приспособление детской психики к созданным на уроке условиям;
  • стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:

  • о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
  • об уровне развития мыслительных особенностей у детей с нарушением интеллекта.

III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

  • принуждение;
  • интерес к предмету;
  • сознательность.

Учитель должен уметь:

  1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
  2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
  3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
  4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
  5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
  6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
  7. Подбирать систему самостоятельных работ.
  8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
  9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
  10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
  11. Проводить дифференцированную работу в классе.
  12. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
  13. Использовать разнообразные формы поощрения.
  14. Формировать у учащихся веру в свои возможности.
  15. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
  16. Разнообразить формы домашних заданий.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках труда – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

На уроках труда в среднем звене в специальных (коррекционных) школах учителя сознательно формируют не только образовательную, дидактическую цель, но и развивающую и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития. Важной составляющей в работе учителя с данной категорией детей выступает его стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету.

                                                Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Одной из основных задач уроков труда является повышение познавательной активности учащихся, включение учеников в творческую деятельность. Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог должен симулировать учащегося к саморазвитию, изучать его познавательные интересы, создать условия для творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках труда – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

Трудовое обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении детьми практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс деятельности. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.

Большинство детей с нарушением интеллекта заканчивают единственное учебное заведение – специальную (коррекционную) школу. Необходимо приложить максимум усилий для решения вопроса реабилитации этих детей, добиваясь максимального развития возможностей каждого ученика. Этого можно достичь только при ведении постоянной кропотливой работы по развитию их речи, мышления, памяти, внимания через активизацию познавательной деятельности.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 132 с.
  3. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина, 2002. – 47 с.
  4. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта / Г.П. Кулишова. – М.: Аркти, 2006. – 103 с.
  5. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда / С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, как условие успешности обучения

-Актуальность проблемы активизации-Игра, как один из видов детской деятельности ( предметные игры, настольно печатные игры, словесные игры)-Познавательный  интерес- как один из важнейших мотивов ...

Игра как средство коррекции нарушений познавательной сферы у школьников с нарушением интеллекта

Данная разработка будет интересна педагогам-психологам, дефектологам и всем педагогам работающим в сфере коррекционной педагогики....

Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)

Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...

Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....

Статья о активизации познавательной активности у обучающихся с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается проблема активизации познавательного интеореса и как путь решения предлагается комплексное психолого-педагогическое воздействие...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на групповых занятиях по дефектологии

Познавательная деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе обучения  - это учение,  котором отражается предметный материальный мир и его преобразующаяя роль как субъекта этой д...