Статья о активизации познавательной активности у обучающихся с нарушением интеллекта
статья на тему

Кудрявцева Анастасия Александровна

В данной статье рассматривается проблема активизации познавательного интеореса и как путь решения предлагается комплексное психолого-педагогическое воздействие

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАЕТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР

А. А. Кудрявцева 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития любознательности и познавательной активности у умственно отсталых обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, указывается путь решения данной проблемы как необходимость комплексного психолого-педагогического воздействия.

Ключевые слова: любознательность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, познавательная активность, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, тяжелые множественные нарушения развития, умственная отсталость.

В условиях гуманизации общества по отношению к детям, которые ранее считались необучаемыми, постепенно происходят изменения по включению их в систему образования. В связи с этим наиболее остро обозначается следующая проблема — создание современной системы образования для детей с обязательным психолого - педагогическим сопровождением в соответствии с ФГОС.

Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития представляют собой сложную и неоднородную группу как по структуре дефекта, по тяжести соматического и психического состояния, так и по этиологии нарушений и перспектив развития.

Изучая и анализируя различные научные исследования, М.В. Жигорева пришла к определению сложного (тяжелого) нарушения развития как: «которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятое отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются. Вследствие этого отрицательные последствия таких дисфункций качественно и количественно значительно грубее, чем простое суммарное сложение отдельных нарушений»[3].

Одновременно с включением обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями развития в учебный процесс обнаруживается несовершенство специальных педагогических условий для развития, формирования индивидуальных социально полезных свойств, которое решается путем всестороннего взаимодействия на обучающегося всех участников педагогического воздействия. Результатом комплексного воздействия будет являться общественная самоидентификация и социализация детей с умственной отсталостью с ТМНР, которые нуждаются в современных педагогических технологиях для устранения выявленных недостатков и профилактики вторичных нарушений (В. И. Лубовский, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер).

В процессе обучения детей с ТМНР с умственной отсталостью, считавшихся ранее необучаемыми важно дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня. С данной категорией детей можно использовать только те методы работы с детьми, которые соответствуют их индивидуальным, психологическим и возрастным особенностям. У этих обучающихся прослеживаются серьезные нарушения во всем психическом развитии, в таких процессах как: восприятие, память, внимание, мышление, нарушение речи, вплоть до полного отсутствия и пр. Независимо от структуры дефекта и его тяжести, у всех детей с ТМНР выделяются общие проблемы, качественно влияющие на уровень их жизнеспособности: нарушение коммуникации и взаимодействия с социальной средой, отклонение во всех видах деятельности, в частности, в познавательной, слабость эмоционально-волевой сферы, снижение двигательной активности [3].

В соответствии с приказом от 19.12.2014 No1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» для детей с ТМНР и умственной отсталостью определяется уровень нецензового стандарта образования. Этот вариант подразумевает расширение социальных контактов и жизненных повседневных компетенций ребенка в доступных для него рамках.

Ребенок, впервые попавший в класс с начала учебного года в возрасте 9-14 лет, только начинает усваивает определенные формы ученического поведения. У педагогов, взаимодействующих с такими детьми появляется проблема активизации внимания и познавательной активности обучающихся. Такой ученик впервые попадает в ситуацию усвоения форм ученического поведения, у него только формируются личностные и коммуникативные базовые учебные действия. В таких условиях психолого- педагогического воздействия для каждого ребенка должен быть выработан сугубо индивидуальный подход, соответствующий уровню его физического здоровья, его неврологическому статуса [6].

Большое значение воспитанию и развитию детей с нарушенным онтогенезом уделяется в Федеральном государственном образовательном стандарте обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Так, гарантируется обеспечение равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создание оптимальных специальных условий для получения качественного начального школьного образования, а также обеспечение государственных гарантий в получении начального школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [1].

В соответствии с ФГОС, для получения без дискриминации качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для диагностики и коррекции нарушений развития и адаптации в обществе, предоставления ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических приемов и средств. Для данной категории детей применяются оптимальные методы, способы взаимодействия и условия, в максимальной степени способствующие приобретению образования, а также социализации таких обучающихся. В учебный план для данной категории обучающихся включаются такие дисциплины как речь и альтернативная коммуникация, математические представления, самообслуживание, ручной труд и изодеятельность, адаптивная физкультура и окружающий социальный и природный мир, также обязательно включены коррекционные занятия, направленные на сенсорное развитие, предметно-практические действия.

Умственно отсталый ребенок описывается исследователями, как имеющий общее недоразвитие и несформированность когнитивных способностей, которые формируются у него со значительными задержками. Для определения возможных путей социализации умственно-отсталого ребенка с ТМНР надо тщательно исследовать проблему активизации любознательности у детей с недостатками когнитивной сферы с подключением всех специалистов службы сопровождения: психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный работник. Организаторы учебного процесса должны понимать, что общими для таких обучающихся являются конгнитивные и аффективные проблемы, трудности становления активных взаимоотношений с социальной средой.

Развитие любознательности и познавательной активности умственно отсталых детей с ТМНР оказывается задачей, которая должна стать главенствующей в процессе обучения.

Любознательность детей исследовали различные авторы и рассматривали с разных ракурсов: как обособленный вид познавательной активности (Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн); как этап формирования когнитивных интересов (И. М. Подберезин, И. И. Цветков и др.); как интегративное свойство субъекта (Н. Т. Лобова).

С точки зрения ряда педагогов и психологов, любознательность, как общая познавательная направленность личности ребенка, может оказаться базой для генерации стойкого познавательного интереса, который будет направлен на конкретный предмет и конкретизированную. Данное свойство помогает ребенку расширить представления и улучшить понимание окружающей реальности. Важным свойством любознательности является то, что она может обнаружить себя как основа для успешной активной умственной деятельности, в то же время может служить фактором снижения утомляемости, усиливая выносливость и работоспособность обучающегося [5].

Вопросы развития любознательности у умственно отсталых детей были рассмотрены в работах Л. В. Занкова, М. С. Певзнер, Б. И. Пинского, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, и других авторов.

В связи с этим, остается актуальным вопрос о специально созданных педагогических условиях, реализующихся в процессе специальной работы, направленной на развитие любознательности и познавательной активности у детей с умственной отсталостью в процессе обучения.

В процессе обучения для успешной реализации задач для активизации познавательной активности и любознательности должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия в соответствии с ФГОС:

- обогащение предметно-развивающей среды;

- организация совместной взросло-детской деятельности

- интеграция различных вариантов деятельности.

Специалисты службы сопровождения должны определить следующие задачи:

1) изучить теоретические основы формирования любознательности у умственно отсталых детей в процессе обучения;

2) отобрать диагностические методики и выявить уровни развития любознательности у умственно отсталых школьников с ТМНР.

Методологической основой для исследования являются теоретические положения: о любознательности, которая находится в основе познавательной активности (Л. М. Зюбин, К. М. Рамонова); как интегральном свойстве личности (А. М. Матюшкина, Н. Т. Лобова), о формировании любознательности в деятельности (Н. И. Рейнвальд, Г. И. Щукина и др.); о проблеме воспитания умственно отсталых детей (Л. С. Выготский); о коррекции умственной отсталости (М. С. Певзнер и др.); о свойствах психики умственно отсталых детей (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).

Российские олигофренопедагоги (Л. В. Занков, Б. П. Пузанов, Н. М. Трофимова и др.) замечают значимость применения в коррекционных учреждениях собственно игровых методик для наиболее активного формирования ребят, по сравнению с обучающими методами [2]. Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др. полагали, что обучение для умственно отсталых ребят следует строить построено красочнее и эмоциональнее, нежели для нормальных ровесников. Чрезвычайно неустойчивое внимание данной категории детей необходимо регулярно стимулировать, и занятия, носящие вид игры, имеют все шансы с триумфом служить данной миссии [4].

Одно из решений проблемы активизации любознательности и повышения познавательной активности в нынешних условиях становится использование информационно коммуникационных технологий. Использование компьютерной техники и анимационных возможностей как замечают М. П. Шестаков, М. П. Концевой, С. В. Гурьев, Л. С. Исакова, др. дает возможность улучшить педагогический процесс, индивидуализировать подготовка детей с нарушениями развития и существенно увеличить результативность вербальных руководств.

В Кугеськой школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в течении учебного года проводиться оценка развития обучающихся, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогами в рамках психолого-педагогической диагностики. Учитель в конце каждого полугодия оценивает достижения каждого ученика, и заносит их в лист достижения обучающегося, где установлены критерии для каждого ученика индивидуально. По итогам года накапливается информация, которая представляет интерес для всех специалистов психолого-педагогического службы сопровождения, позволяющая сделать выводы об эффективности педагогического воздействия на обучающегося, определить дальнейшую траекторию образовательной деятельности учителя.

Огромным потенциалом формирования любознательности ребят с лёгкой степенью умственной отсталости имеет игровой метод, в частности, игры - путешествия с анимационной компьютерной поддержкой, которые содействуют возникновению заинтересованности к приобретаемым познаниям, умениям и навыкам. Игры - путешествия носят познавательный направленность, таким образом, как в течение игры ребята получают добавочные знания.

Опытно-экспериментальная работа как нельзя лучше подходит для формирования любознательности у ребят с умственной отсталостью. Именно она порождает у ребят заинтересованность к исследованию естества, формирует мыслительные действия, активизирует их на познавательную инициативу и любознательность, ускоряет понимание нового материала по ознакомлению с окружающим.

Собственными корнями экспериментирование уходит в манипулирование с объектами, о чём многократно заявлял Л. С. Выготский. При формировании начал научных и экологических представлений экспериментирование, возможно, расценивать как совершенный метод. Познания, почерпнутые не из фолиантов, а добытые без помощи других, всегда считаются осознанными и наиболее прочными. За использование данного способа обучения и формирования детей выступали таковые классики педагогики, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие.

В современный период аспекты детского экспериментирования приобрели выражение в трудах О. В. Афанасьевой, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовой, А. Н. Поддъякова, Н. Н. Поддъякова, А. И. Савенковой, Н. Н. Совгир.

Эксперименты могут помочь совершенствовать мышление, логику, творческую работу детей. Исследования дают потенциал для самостоятельного поиска решения для проблемы «как» и «вследствие чего».

Таким образом, в развитии любознательности и познавательной активности у умственно отсталых детей с ТМНР основную роль играет организация различных типов детской деятельности при тесном взаимодействии всех участников психолого-педагогического воздействия.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"// Российская газета. - 31.12.2012. – N 5976.

  2. Пузанов, Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Б. П. Пузанов. - Москва : Владос, 2011. - 439 с.
  3. Соколова, И.Е. Формирование специфического манипулирования с игрушкой, представляющий реальный предмет, для развития социального общения с множественными нарушениями/ И.Е. Соколова// Преодоление. Сергиев Посад.- 2016.- № 2-С. 29-35
  4. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И. М. Соловьев. - Москва : 2009. - 278 с.
  5. Шамова, Т. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Т. И. Шамова. - Москва : 1982. - 208 с.
  6. Шаповал, И. А. Специальная психология / И. А. Шаповал. - Москва : ТЦ Сфера, 2009. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной активности обучающихся

Повышению активизации познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, новые подходы к использованию различных сре...

Индивидуальный подход в процессе активизации и развитии познавательных интересов у обучающихся с нарушением зрения и интеллекта.

P { margin-bottom: 0.21cm; } У младших школьников с нарушением зрения или его отсутствии в сочетании с умственной отсталостью возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в...

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках математики»

В данной работе рассмотрены: -  признаки высокой и низкой заинтересованности и активности обучающихся в процессе изучении учебного материала; - причины низкой активности обучающихся на ...

Статья на тему: Словарный запас у обучающихся с нарушением интеллекта.

Статья на тему: Словарный запас у обучающихся с нарушением интеллекта. Прыткова Евгения ВалерьевнаУчитель русского языка и литературного чтенияГБОУ школа №499Красногвардейского районаг. Санкт-Пет...

«Активизация познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»

Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.Организация активной познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на ур...

Развитие творческой активности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках технологии и внеурочной деятельности.

В работе представлен материал по обмену опытом  о развитии творческой активности у обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта. В силу психофизических проблем у наших воспитанников имеется мн...