Статья на тему: Словарный запас у обучающихся с нарушением интеллекта.
статья по русскому языку

Прыткова Евгения Валерьевна

Статья на тему: Словарный запас у обучающихся с нарушением интеллекта.
 

Прыткова Евгения Валерьевна

Учитель русского языка и литературного чтения

ГБОУ школа №499

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга


Речь — средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. У всех обучающихся с нарушением интеллекта наблюдается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно быстро поддаются коррекции, другие постоянно проявляются при осложненных условиях. Для таких детей характерна задержка становления речи, которая проявляется в более позднем, чем у нормально развивающихся детей, понимание обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.
Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. В процессе развития ребенка обогащается его словарь, «значение слова развивается, меняет свою структуру». Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности. Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с нарушениями интеллектуальной сферы отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности . Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию - называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлеченные понятия. Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль. Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С. Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это дает право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов .  Разговаривая между собой, ребята не стремятся сделать свою речь понятной для собеседника, часто прерывают общение, перестают слушать, забывают, о чем с ними говорили, не умеют актуализировать имеющиеся знания.
Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребенка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Общее речевое развитие занимает важное место в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта и в значительной мере зависит от объема словарного запаса и умения привлекать его в различных ситуациях. В связи с этим одной из ведущих задач специальных школ является формирование и расширение словарного запаса обучающихся. Овладением словарным запасом во многом определяется наличием и систематизацией знаний ребенка о материальной действительности, формирование словаря происходит в процессе общения с окружающими и в ходе овладения разными видами деятельности.

Система упражнений для коррекции нарушений словаря у детей с умственной отсталостью. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  1. расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
  2. уточнение значений слов;
  3. активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.

         Дидактические игры и задания.

         1) Развитие ассоциаций.

         Учитель дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ          назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова  называются по одному.   Примерный перечень слов:

  1. стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;
  2. стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;
  3. желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;
  4. быстро, высоко, весело.

         2) «Догадайтесь, каким будет четвертое слово»

         (смысловые ряды):

  1. белка-дупло, собака - ...;
  2. дом-крыша, книга - ...;
  3. человек-ребенок, собака - ...;
  4. птица-гнездо, человек - ...;
  5. пальто-пуговица, ботинок - ... .

         Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.

         3)Отгадать название предмета по описанию его признаков. Например: «Что это?»

         Овощ, круглый, красный, вкусный.

  1. Это овощ, круглый...
  2. Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
  3. Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
  4. Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
  5. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.

         Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.    Например:

  1. маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
  2. хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
  3. зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;
  4. он большой, серый и злой.

         5)Закончить предложение и назвать слова- «неприятели»:

-слон большой, а комар...;

-камень тяжелый, а пушинка...;

-зимой погода холодная, а летом...;

         -сахар сладкий, а горчица...;

         -дерево высокое, а куст...;

-суп горячий, а компот...;

-молоко жидкое, а сметана...;

-река широкая, а ручеек...;

-днем светло, а ночью...;

-заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;

-продавец продает, а покупатель ...;

-воспитатель спрашивает, а дети...;

-утрем дети приходят в детский сад, а вечером...;

-сначала гостей встречают, а потом...;

-вечером ложатся в кровать, а утром... .

         6)Добавить одно общее слово к двум словам

         Сидит, стоит - кто?

         Льется, журчит - что?

         Шумит, дует - что?

         Растет, зеленеет - что?

         Круглое, сочное - что?

         Желтый, кислый - что?

         Высокое, зеленое - что?

         Длинный, деревянный - что?

         Яркое, теплое - что?

         . Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к          названию действия (глаголу).

         Бежит: кто? (человек, собака...);

         что? (река, ручей, молоко, время).

         Идет: кто? (девочка, кошка...);

         что? (время, дождь, снег, град).

         Растет: кто? (ребенок, щенок...);

         что? (дерево, цветок).

         Можно также дать задание подобрать картинки, названия которых употребляются с данным словом (глаголом).

         9.Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».

         Большой (кто?) слон;сильный...;

         маленькая...; слабый...;

         пушистая...; трусливый...;

         колючий...; злой...;

         серый...; горбатый... .

         10.К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос

         «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

         Растет (что?)...; срезают...;

         зеленеет...; выкапывают...;

         краснеет...; срывают...;

         созревает...; варят...;

         дергают...; жарят...;

         маринуют...;т солят... .

         11.Добавить одно общее слово к двум словам.

         Дерево, цветы - что делают?

         Кошка, собака - что делают?

         Дождь, снег - что делают?

         Фрукты, овощи - что делают?

         Мяч, яблоко - какие?

         Сахар, мед - какие?

         Снег, лед - какие?

         Вода, молоко - какие?

         Сидит, стоит - кто?

         Льется, журчит - что?

         Шумит, дует - что?

         Растет, зеленеет - что?

         Круглое, сочное - что?

         Желтый, кислый - что?

         Высокое, зеленое - что?

         Длинный, деревянный - что?

         Яркое, теплое - что?

 



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2-1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Словарный запас у обучающихся с нарушением интеллекта.

Прыткова Евгения Валерьевна

Учитель русского языка и литературного чтения

ГБОУ школа №499

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга


Речь — средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. У всех обучающихся с нарушением интеллекта наблюдается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно быстро поддаются коррекции, другие постоянно проявляются при осложненных условиях. Для таких детей характерна задержка становления речи, которая проявляется в более позднем, чем у нормально развивающихся детей, понимание обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.
Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. В процессе развития ребенка обогащается его словарь, «значение слова развивается, меняет свою структуру». Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности. Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с нарушениями интеллектуальной сферы отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности . Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию - называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлеченные понятия. Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль. Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С. Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это дает право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов .  Разговаривая между собой, ребята не стремятся сделать свою речь понятной для собеседника, часто прерывают общение, перестают слушать, забывают, о чем с ними говорили, не умеют актуализировать имеющиеся знания.
Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребенка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Общее речевое развитие занимает важное место в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта и в значительной мере зависит от объема словарного запаса и умения привлекать его в различных ситуациях. В связи с этим одной из ведущих задач специальных школ является формирование и расширение словарного запаса обучающихся. Овладением словарным запасом во многом определяется наличием и систематизацией знаний ребенка о материальной действительности, формирование словаря происходит в процессе общения с окружающими и в ходе овладения разными видами деятельности.

Система упражнений для коррекции нарушений словаря у детей с умственной отсталостью. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  1. расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
  2. уточнение значений слов;
  3. активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.

        Дидактические игры и задания.

        1) Развитие ассоциаций.

        Учитель дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ         назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова                 называются по одному. Примерный перечень слов:

  1. стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;
  2. стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;
  3. желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;
  4. быстро, высоко, весело.

        2) «Догадайтесь, каким будет четвертое слово»

        (смысловые ряды):

  1. белка-дупло, собака - ...;
  2. дом-крыша, книга - ...;
  3. человек-ребенок, собака - ...;
  4. птица-гнездо, человек - ...;
  5. пальто-пуговица, ботинок - ... .

        Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.

        3)Отгадать название предмета по описанию его признаков. Например: «Что         это?»

        Овощ, круглый, красный, вкусный.

  1. Это овощ, круглый...
  2. Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
  3. Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
  4. Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
  5. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.

        Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.         Например:

  1. маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
  2. хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
  3. зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;
  4. он большой, серый и злой.

        5)Закончить предложение и назвать слова- «неприятели»:

-слон большой, а комар...;

-камень тяжелый, а пушинка...;

-зимой погода холодная, а летом...;

        -сахар сладкий, а горчица...;

        -дерево высокое, а куст...;

-суп горячий, а компот...;

-молоко жидкое, а сметана...;

-река широкая, а ручеек...;

-днем светло, а ночью...;

-заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;

-продавец продает, а покупатель ...;

-воспитатель спрашивает, а дети...;

-утрем дети приходят в детский сад, а вечером...;

-сначала гостей встречают, а потом...;

-вечером ложатся в кровать, а утром... .

        6)Добавить одно общее слово к двум словам

        Сидит, стоит - кто?

        Льется, журчит - что?

        Шумит, дует - что?

        Растет, зеленеет - что?

        Круглое, сочное - что?

        Желтый, кислый - что?

        Высокое, зеленое - что?

        Длинный, деревянный - что?

        Яркое, теплое - что?

        . Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к         названию действия (глаголу).

        Бежит: кто? (человек, собака...);

        что? (река, ручей, молоко, время).

        Идет: кто? (девочка, кошка...);

        что? (время, дождь, снег, град).

        Растет: кто? (ребенок, щенок...);

        что? (дерево, цветок).

        Можно также дать задание подобрать картинки, названия которых         употребляются с данным словом (глаголом).

        9.Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».

        Большой (кто?) слон;сильный...;

        маленькая...; слабый...;

        пушистая...; трусливый...;

        колючий...; злой...;

        серый...; горбатый... .

        10.К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос

        «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

        Растет (что?)...; срезают...;

        зеленеет...; выкапывают...;

        краснеет...; срывают...;

        созревает...; варят...;

        дергают...; жарят...;

        маринуют...;т солят... .

        11.Добавить одно общее слово к двум словам.

        Дерево, цветы - что делают?

        Кошка, собака - что делают?

        Дождь, снег - что делают?

        Фрукты, овощи - что делают?

        Мяч, яблоко - какие?

        Сахар, мед - какие?

        Снег, лед - какие?

        Вода, молоко - какие?

        Сидит, стоит - кто?

        Льется, журчит - что?

        Шумит, дует - что?

        Растет, зеленеет - что?

        Круглое, сочное - что?

        Желтый, кислый - что?

        Высокое, зеленое - что?

        Длинный, деревянный - что?

        Яркое, теплое - что?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая дифференциация обучающихся с нарушенным интеллектом.

Педагогическая дифференциация обучающихся с нарушенным интеллектом....

Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта

Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактическ...

Организация работы по внедрению элементов су-джок терапии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с нарушением интеллекта

В статье представлен опыт по организации коррекционно-педагогической работы по использованию элементов су-джок терапии  с обучающимися с нарушением интеллекта...

Статья о активизации познавательной активности у обучающихся с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается проблема активизации познавательного интеореса и как путь решения предлагается комплексное психолого-педагогическое воздействие...

Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"

Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...

Статья "Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе."

В статье описано использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии (швейного дела) в 4 классе на базе ГБОУ школы №613 Московского района г. Санкт-Петербург...

Статья на тему " Арт-терапия для детей с нарушением интеллекта"

Статья на тему " Арт-терапия для  детей с нарушением интеллекта"...