Статья "Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе."
статья

В статье описано использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии (швейного дела) в 4 классе на базе ГБОУ школы №613 Московского района г. Санкт-Петербурга, эффективность методических подходов к использованию дидактических материалов в обучении детей швейному делу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе.

Из практики обучения известно, что умственно отсталые дети усваивают познавательный учебный материал без достаточного понимания.

Развитие способности к более полному пониманию учебной информации составляет одну из  главных задач обучения воспитанников коррекционной школы. Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.                                                         

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.        

Формирование понятий об изучаемых предметах и явлениях возможно лишь в том случае, если у учащихся имеется определенный чувственно-практический опыт, полученный путем непосредственного восприятия этих предметов и явлений. В коррекционной школе принцип наглядности обучения имеет особенно большое значение. Это связано с конкретностью мышления умственно отсталых учащихся, с характерными для их психики нарушениями процессов отвлечения и обобщения.

В учебно-воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками необходимо учитывать, что сам по себе показ предмета (явления) еще не создает у них точные и дифференцированные образы. Задача формирования предметных образов у учащихся коррекционной школы решается путем специальной организации восприятия, когда наглядность сочетается с объяснением учителя. В тоже время чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняют формирование многих понятий, так как отвлекают внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов и усиливают второстепенные (иногда более заметные) признаки. Учителю необходимо помнить о том, что наглядность не самоцель, а средство, помогающее лучшему восприятию учебного материала.

В трудовом обучении применяются различные виды наглядности: натуральные объекты изделий, станки, инструменты и образцы материалов; макеты и модели, отображающие форму изделий, устройство и принцип действия машин; изобразительные средства наглядности — рисунки, чертежи, схемы, презентации, учебные фильмы и т.д.

Наглядные пособия, применяющиеся на уроках труда, по своему назначению делятся на две группы.

С помощью пособий первой группы учащиеся приобретают знания, связанные с определенным видом труда: об устройстве и назначении станков, машин, инструментов, о свойствах материалов, о производственных технологических процессах и т. п.

Ко второй группе относятся пособия, помогающие развитию обобщенных трудовых умений (ориентировки в задании и планированию). Например, предметная технологическая карта служит для обучения планированию выполнения трудового задания.

В школе №613 Московского района г. Санкт-Петербурга обучение технологии начинается с 4 класса. Трудовое обучение осуществляется в мастерских того или иного профиля. Программа 4 класса предусматривает первоначальное усвоение и формирование общетрудовых умений (ручной труд).

 Очень важно применение принципа наглядности с первых уроков.

Например, при изучении в 4 классе в швейной мастерской темы «Инструменты и материалы» используются не только натуральные инструменты и материалы, но презентация на интерактивной доске (Приложение А) На слайде 1 и слайде 2 демонстрируются рисунки инструментов и материалов. Дети сопоставляют натуральные образцы с рисунками, проговаривают названия вслух, рассказывают назначение инструментов, повторяют правила техники безопасности. После этого на слайдах 3,4 в игровой форме выбирают правильные ответы и передвигают их. Работа с интерактивной доской вызывает массу положительных эмоций и способствует лучшему запоминанию материала.

Особенно важно в системе трудового обучения детей использование наглядных методов и средств обучения. Успешность практической деятельности школьников на уроках труда зависит от способности детей усваивать предметные образы изделий, планировать и контролировать работу. Необходимым наглядным средством при трудовом воспитании детей служит изделие – образец, от качества которого во многом зависит способность учащихся изготавливать продукцию. В швейном деле основное наглядное средство – это натуральный образец. Показ натурального образца изделия, наглядных пособий, которые его дополняют, и даже предварительная активизация внимания школьников этими средствами обучения еще не решают задачи формирования предметного образа у учащихся вспомогательной школы. Свойства изделия, которое предстоит изготовить, только тогда более надежно закрепляются в памяти и становятся ориентирами в практической деятельности учащихся, когда они усваиваются в виде речевых характеристик. Умение школьников отражать свойства предметов в своей речи развивается на занятиях технологии.

Рассмотрим пример реализации принципа наглядности при изготовлении прихватки в 4классе.

Прежде всего, ребенок должен испытать радость от результатов своих действий. Для этого используется такой приём; как создание ситуации успеха путем предупреждения возможных ошибок ребенка, обучения его рациональным приемам работы. Большое значение имеет повышение эмоционального тонуса ребенка: необходимо хвалить его, подбадривать, отмечать даже небольшие успехи. Особенно воодушевленно выполняют дети изделия, назначение которых им понятно, которые они в дальнейшем могут подарить родителям.

 Наличие мотива тесно связано с постановкой цели работы. Цель должна быть конкретна, понятна ребенку, представлена в виде наглядного образца. Когда цель поставлена и принята ребенком (т.е. когда он понял, что нужно делать, и захотел это делать), следует провести ориентировку в задании. А это означает: четко представить себе характеристики желаемого результата деятельности и определить, какие условия необходимы для его достижения.

При анализе образца для восприятия особенностей формы поделки, ее деталей, а также свойств материала, из которого она выполнена, дети должны получить тактильные ощущения. Поэтому они должны иметь возможность подержать образец поделки в руках, рассмотреть его со всех сторон, ощупать его.

 Следует обязательно добиваться того, чтобы выделенные признаки образца поделки ребенок фиксировал в слове, называя их. Вначале дети могут повторять рассказ взрослого, затем нужно побуждать их к самостоятельному связному описанию изделия, которое они хотят изготовить. Цель - формирование в представлении ребенка полного образа того результата, к которому он будет стремиться в своей деятельности. Описывая прихватку для горячего, ребенок может составить следующий рассказ: «Это прихватка. Она нужна на кухне, чтобы брать горячую посуду. Прихватка сшита из ткани, состоит из двух деталей. Они имеют форму квадрата. На одной детали вышито яблоко».

 Полный анализ образца помогает выполнить еще одну задачу ориентировочного этапа: определение условий, необходимых для получения желаемого результата. Обозначая характеристики поделки, ребенок выясняет, какие материалы требуются для ее выполнения, какими инструментами нужно будет воспользоваться.

Следующий шаг в подготовке практической работы, которую будет выполнять ребенок, - это планирование последовательности действий для достижения поставленной цели. Для этого в 4 классе необходима предметная инструкционная карта. Например, этапы выполнения прихватки следующие:

1.Обвести шаблон на ткани.

2.Выкроить детали прихватки.

3.Выполнить отделку вышивкой на одной детали прихватки.

4.Сколоть и сметать две детали прихватки

5.Соединить детали косыми отделочными стежками.

Каждому этапу работы соответствует свой образец. Совокупность таких образцов и составляет предметную инструкционную карту. По ней удобно выяснять вместе с учеником последовательность работы. С ней можно играть - убирать, переставлять образцы, соответствующие различным этапам работы, с тем, чтобы ребенок восстанавливал правильный план.

Нужно отметить, что занятия ручным трудом дают много возможностей для развития речи учащегося. При выполнении понятных действий с конкретными объектами легче формировать речевые навыки и обогащать словарь. Основой осуществления подобной задачи является организация трудового процесса по схеме «речь - действие - речь». Происходит это следующим образом: на ориентировочном этапе - анализ образца (рассказ о будущем результате работы); на этапе планирования - проговаривание последовательных действий по достижению результата; на этапе исполнения - комментирующая речь, сопровождающая выполнение задания; на обобщающем этапе - словесный отчет о выполненной работе.

Важно приучать ученика словесно определять выполняемые им действия. Такие вопросы, как «Что ты делаешь сейчас?», «Что ты делал перед этим?», «Что будешь делать после?», помогают ученику уточнить и закрепить в памяти содержание уже выполненных действий, поддерживать интерес к результату работы. Последнее особенно существенно, так как известно, что для ребенка с нарушением психического развития затруднительно длительно удерживать в памяти цель работы, а также целостно представлять этапы ее достижения. Немотивированное прекращение трудового процесса, отказ от него чаще всего означают, что ученик «потерял» цель. Имеет смысл разделять выполнение работы, которая требует значительных волевых усилий со стороны учащегося, на отдельные этапы. Важно, чтобы каждый такой этап имел наглядный для ребенка результат.

Когда последовательность предстоящих действий твердо усвоена, следует четко обозначить, каким должно быть качество планируемого изделия. Только на основе представления о качестве возможно формирование контроля как необходимого звена плодотворной деятельности. Формирование контроля происходит при соблюдении следующих условий:

  1. Требования к качеству выполняемого изделия (поделки) предъявляются перед началом практической работы. Эти требования должны быть понятны ученику, конкретны и немногочисленны.
  2.  В процессе знакомства с планом учащийся усваивает, что выполнение любого изделия происходит поэтапно. Необходимо учить его контролировать качество выполнения поделки при завершении каждого этапа. Опорой для формирования такого умения служит предметная инструкционная карта. Каждый элемент инструкционной карты - эталон качества соответствующего этапа работы. Такой текущий контроль эффективнее итогового, так как обнаруженные в ходе работы ошибки можно исправить достаточно легко, а конечный брак, как правило, неустраним - работу приходится переделывать заново.
  3. Осуществлению контрольных операций нужно специально учить. Ученик не только должен знать требования к качеству, но и владеть теми способами, которыми качество можно проверить. Овладение способами контроля происходит в ходе пошагового обучения. Вначале учитель сам демонстрирует необходимые приемы, затем просит учащегося  произвести операции контроля вместе. Иногда требуется, чтобы учитель положил свои руки на руки ученика: так тому легче усвоить рисунок движения. Это сопряженное, совместное выполнение действия. Следующий шаг: ребенок повторяет только что увиденные действия взрослого. Это отраженное выполнение действия. Когда способ исполнения контрольных операций с помощью показа будет усвоен ребенком, можно, наконец, переходить к самостоятельным действиям. Соответствие размеров и формы проверяется накладыванием одной детали на другую, симметричность - перегибанием детали пополам. Используются шаблоны, мерки, линейки.
  4. Оценивать качество выполнения поделки следует только по требованиям (параметрам), обозначенным перед началом практической работы. Хорошо, если в процессе обучения изготовлению той или иной поделки эти требования будут наглядно обозначены с помощью рисунка или словесной формулировки.

Каждое занятие должно завершаться обобщающим этапом, на котором происходит осмысление выполненной работы. На этом этапе ученик рассказывает о том, что он сегодня делал. В этом рассказе должны прозвучать название поделки, ее основные характеристики. Нужно учить детей упоминать использованные при изготовлении поделки инструменты, материалы, способы обработки. Условия естественной коммуникации, основанной на взаимодействии трудовой деятельности и речи, побуждают детей к общению в реальной жизненной ситуации. Приобретаемая таким образом большая свобода общения сглаживает отклонения эмоционально-волевой сферы у ребенка с умственной отсталостью.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Инструменты и материалы для швейных работ.

Слайд1

Безымянный

Слайд 2

1

Слайд 3

2

Слайд 4

3

ЛИТЕРАТУРА

  1. Букач Л.А. Материаловедение и технология ручной вышивки [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.А. Букач, М.А. Ровнейко. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. — 328 c.
  2. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб. и др. : ЛАНЬ СППО, 2003. - 654 с.
  3. Гугкаева И. Т. Олигофренопедагогика : учебно-методическое пособие / И. Т. Гугкаева; ГБУ ВО "Северо-Осетинский государственный педагогический институт". - Владикавказ : СОГПИ Цопанова А. Ю., 2017. - 143 с.
  4. Замский Х.С.: Умственно отсталые дети. – М.: Академия, 2013.-236 с.
  5. Казакова Л.Г. Методика обучения технологии. Развитие познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л.Г. Казакова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 112 c.
  6. Маллер А. Р Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация : учебно-методическое пособие / А.Р. Маллер. - Самара : Современные образовательные технологии, 2010. - 207 с.
  7. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда : Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1992. – 125 с.
  8. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966.
  9. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1988.
  10. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
  11. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986.
  12.  Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие / Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. – Москва: Академия, 2010. – 224 с.
  13. Рябова Н.В., Карпунина О. И. Состояние и перспективы развития олигофренопедагогики [Электронный ресурс] : электронное издание : программа и методические рекомендации курса по выбору для студентов/ Н.В. Рябова, О.И. Карпунина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Морд. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. - Саранск : МордГПИ, 2013.
  14. Цикото Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятельности [Электронный ресурс] / Г.В. Цикото. — Электрон. текстовые данные. — М. : ПАРАДИГМА, 2014. — 193 c.
  15. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития, Москва ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2002. - 183 с.
  16. Шаповалова О. Е. Изучение и коррекция эмоционального развития учащихся с нарушением интеллекта : монография / О. Е. Шаповалова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Дальневосточная гос. социально-гуманитарная акад.", Каф. коррекционной педагогики. - Биробиджан : Изд-во ДВГСГА, 2008. - 191 с.
  17. Актуальные проблемы обучения и оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) : методическое пособие / М-во образования и науки Челяб. обл., Гос. бюджет. образоват. учреждение для детей, нуждающихся в психоло-пед. и мед.-соц. помощи - "Обл. центр диагностики и консультирования"; [авт.-сост.: М.М. Меркулова]. - Челябинск : Цицеро, 2013 (Челябинск : Тираж Сервис). - 158 с.
  18. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушением интеллекта : учебно-методический комплекс по дисциплине : учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова"; [сост.: Е.Н. Теселкина]. - Абакан : Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова", 2014. - 107 с.
  19. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : учеб. пособие по спец. 031700-Олигофренопедагогика / [Б.П. Пузанов и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. - М. : ACADEMIA, 2003. - 268,[1] с.
  20. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) под ред. Б.П. Пузанова. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. – 268 с.
  21. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учеб. Пос. для студ. Дефек. Фак. Высших и сред, пед. Уч. зав.-М.:Академия,2013.-272 с.
  22. Принцип наглядности в познании : материалы Межрегиональной научной конференции к 80-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора Феизова Энвера Зиатдиновича, 16 мая 2008 г., г. Чебоксары / [... В.А. Федотов (отв. ред.) и др.]. - Чебоксары : Изд-во Чувашского университета, 2009. - 83 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  на примере  урока СБО ...

Роль наглядности в обучении школьников с нарушением интеллекта.

Применение наглядности в коррекционной школе является наиболее действенным способом обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изу...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» 

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений....

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...

"Применение игровых технологий в обучении детей с нарушениями интеллекта"

Использование игровых технологий в обучении позволяет поддерживать работоспособность ребенка с интеллектуальными нарушениями в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения....