"Применение игровых технологий в обучении детей с нарушениями интеллекта"
статья

Наурзалиева Малика Олеговна

Использование игровых технологий в обучении позволяет поддерживать работоспособность ребенка с интеллектуальными нарушениями в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Школа-интернат им. С.И. Здоровцева»

отделение «Адаптивная школа»

Применение игровых технологий в обучении детей с нарушениями интеллекта

Учитель класса

Наурзалиева М.О.

Астрахань, 2019

Игровые технологии технологии, в которых осуществляется организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Цель использования игровых технологий в обучении: расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности учащихся.

Результат использования технологий предполагает преодоление трудностей в усвоении знаний, повышение мотивации и познавательного интереса к предмету, активизация познавательных процессов, развитие коммуникационных процессов.

Игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера.

Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, умений продуктивно сотрудничать.

Виды игр:

• Дидактические: расширение кругозора; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности; формирование определенных

подходов, нравственных, эстетических установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. Дети с умственной отсталостью инертны, не эмоциональны, поэтому учителю необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Игра способствует физическому, психическому развитию каждого ребенка, помогает раскрыть их творческие способности. Игра помогает развивать потребность в речевом общении, обогатить активный словарь.

Дети с интеллектуальными нарушениями развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий. Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Для ребенка с нарушением интеллекта важно научиться фиксировать и концентрировать внимание на заданных целях. Для этого проводятся игры на поддержание устойчивости внимания. Много внимания уделяется играм на развитие и коррекцию нарушений памяти.

Ребенок с интеллектуальными нарушениями лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление.

При подборе игр для таких детей следует учитывать следующие требования:

  • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности;

  •  Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
  • Учет структуры дефекта;
  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  • Соответствие коррекционной цели занятия;
  • Учет принципа смены видов деятельности;
  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий.

В своей практике я использую игровые технологии, в основном, на этапе закрепления изученного материала. Хочу представить вниманию примеры использования игровых технологий на различных уроках.

Предмет «Окружающий природный мир», урок-закрепление

Тема «Овощи. Морковь. Помидор.»

Игра «Варим суп».  В данной игре принимают участие все обучающиеся. У каждого на парте лежит муляж овощей (пластиковые овощи, разделенные на 2 части), кастрюля,  нож (пластиковый). Учитель вместе с детьми повторяет все изученные признаки помидора и моркови (цвет, форма, овощ).

-  Морковь мы кладем в суп. Давайте порежем морковь и положим ее в кастрюлю, чтобы приготовить суп.

Дети, после показа учителем действия, самостоятельно под контролем педагога его выполняют (Пластиковым ножом разрезают овощи пополам, кладут в кастрюлю, размешивают).

- У нас получился вкусный суп.

Предмет «Математические представления»

Тема «Высокий - низкий»

Педагог показывает движения, дети выполняют по подражанию. Учитель встает из-за парты, произносит слово «высокий», интонационно его выделяя (намеренно тянет звук «и»); проводит руками снизу вверх (от ног до головы),  учащиеся повторяют действие. Когда педагог садится, он говорит «низкий», так же выделяя интонационно (намеренно быстро его проговаривает). Все слова проговариваются вслух каждым ребенком громко и четко.

Предмет «Окружающий социальный мир», урок – закрепление

Тема «Транспорт»

Дети совместно с педагогом прослушивают записи звуков автомобиля, самолета. Учащиеся определяют, какой это транспорт.

- Это автомобиль. Что делает автомобиль? (Едет).  Давайте с вами тоже поедем на автомобиле.

Педагог ставит руки вперед, имитируя «руль», дети повторяют движение. Включается звук едущего автомобиля, все участники имитируют процесс езды.

При изучении самолета выполняются действия, имитирующие полет самолета (под звуки летящего самолета).

Предмет «Музыка и движение»

На уроках музыки часто используются игровые приемы. Так, при знакомстве  барабаном и дудочкой дети совместно с учителем не только называют инструменты и показывают их на картинке, но и имитируют игру на этих музыкальных инструментах.

Под произведение Е. Макшанцевой «Разминка» учащиеся выполняют двигательные действия и имитируют игру на музыкальных инструментах (барабан с помощью палочек, дудочку – прикладывают два кулака ко рту и дуют в него)

По личным наблюдениям, могу сделать вывод, что использование игровых технологий в обучении позволяет поддерживать работоспособность ребенка с интеллектуальными нарушениями в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения. Использование игровых моментов на уроках является необходимым средством активизации познавательной деятельности.

Чем интереснее игровые действия, которые педагог использует в образовательном процессе, тем эффективнее дети закрепляют полученные знания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной п...

Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения обще...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Статья- исследование: "Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта"

Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта...

Статья "Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе."

В статье описано использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии (швейного дела) в 4 классе на базе ГБОУ школы №613 Московского района г. Санкт-Петербург...

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...