Выявление системы индивидуальных познавательных стратегий младшего школьника с нарушением интеллекта в процессе выполнения аппликации в стиле «мозаика».
опыты и эксперименты на тему

Алексеева Лариса Александровна

В статье описан опыт индивидуальной работы  с детьми с ОВЗ надомного обучения  по технологии целенаправленного развития познавательных способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Выявление системы индивидуальных познавательных стратегий

младшего школьника с нарушением интеллекта в процессе выполнения аппликации в стиле «мозаика».

Представление, что при любом двигательном

тренинге …. упражняется   не    рука, а   мозг,

вначале казалось парадоксальным

и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А.Бернштейн.

За последние десятилетия в России  произошло значительное изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями психического и физического здоровья, к оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Общество всё чаще приходит к выводу, что психофизические нарушения не лишают индивидуума способности чувствовать, переживать, приобретать социальный  опыт.                         Пришло понимание того, что для каждого ребёнка необходимо создать оптимальные условия для развития, которые учитывают его индивидуальные способности и образовательные потребности, невзирая на имеющиеся нарушения  и силу  дефекта развития.  

В соответствии с Законом  РФ «Об образовании»  обучение каждого ребёнка должно быть организовано в соответствии  с его возможностями. В настоящее время даже дети с тяжёлыми нарушениями развития  могут получить доступное их психофизическому состоянию образование. Домашнее (надомное) обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватель образовательного учреждения  посещает ребёнка и проводит с ним занятия по месту его проживания.Биологический дефект развития (нарушение высших отделов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т. д.) делает детей, объединенных  диагнозом “олигофрения в степени дебильности”, не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локализации в коре головного мозга и других факторов) формирует личность умственно отсталого более неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.

Важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд с умственно отсталыми детьми.

Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе ручной работы участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом в виде развития мелкой моторики – не забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев». (В. Сухомлинский).

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.

 Аппликация  развивает художественное воображение и эстетический вкус;

- развивает конструкторское мышление – из частей собрать целое;

- развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы – ткань, крупа, сухоцветы, соломка;

- знакомит с понятием "технология" - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин.

Огромное влияние аппликация оказывает и на развитие умственных и творческих способностей ребенка. Во время занятий аппликацией дети знакомятся с понятием цвета, формы, величины, учатся находить одинаковые и разные детали, знакомятся с понятиями больше и меньше. Кроме того, дети учатся творчески подходить к созданию своих работ, развивают воображение, учатся выделять главное из множества объектов и видеть целое, состоящее из деталей.  Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой, клеем и ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.

Актуальность данного исследования заключается в том, что до недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, получающих образование в форме надомного обучения, о наличии их вообще. Настоящая работа доказывает опытным путем возможность развития творчества у умственно отсталых детей через выявление и создание  системы  познавательных стратегий по выполнению аппликации в стиле «мозаика». Данная работа проводилась  планово, системно, с учетом специфики физиолого-психических особенностей детей с нарушением интеллекта. В результате достигнут достаточный уровень эффективности данного коррекционно-развивающего воздействия.

Цель исследования:

- выявить ряд познавательных индивидуальных стратегий «особенного ребёнка" и составить  их систему для  младшего школьника с нарушением интеллекта  в процессе выполнения аппликации в стиле «мозаика».

Задачи исследования:

- создать условия для формирования и выработки навыков подготовки рабочего места, резания ножницами, работе с клеем  в процессе выполнения аппликации в стиле мозаика;

- помочь ребёнку выявить индивидуальную познавательную стратегию  по следующим направлениям:  подготовка рабочего места; правильное овладение умениями и выработка навыков резания ножницами; работа по привитию умения работать с клеем, и, конечном итоге,  создать систему стратегий по изготовлению аппликации из бумаги в стиле мозаика;

-изучение особенностей и возможностей развития творческих способностей умственно отсталых детей в ходе занятия аппликацией в стиле мозаика.

-  активизация развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта;

Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника с нарушением интеллекта, получающего образование в форме надомного обучения.

Предмет исследования: процесс формирования умения держать ножницы в руке, выработка навыка резания ножницами по прямой линии, процесс освоения технологии наклеивания клеем, подготовка рабочего места к работе.

Проблема состояла в том, что дети совершенно не могли пользоваться ножницами, а значит испытывали значительные трудности в реализации своих творческих возможностей.

Гипотеза исследования: выявление и применение индивидуальных стратегий выполнения аппликации  повысит качество выполнения практических  творческих работ учащихся, будет способствовать  развитию творческих способностей учащихся.

Для проведения  исследовательской деятельности мною были привлечены  двое детей учащихся надомного обучения первого и второго года обучения.

Полина М. – ученица второго года надомного обучения. Девочка с нарушением интеллекта, гиперактивность( и ещё ряд диагнозов, которые мы озвучивать не можем по этическим соображениям.)Часто Полина отказывается от стандартной позиции ученика за рабочим столом. Только во втором полугодии второго класса наши занятия стали похожи на урочную систему, но требуется  довольно частая смена видов деятельности. Ранее мы с Полиной уже успешно занимались пластилинографией. В последнее время девочка стала проявлять самостоятельный интерес к работе с ножницами, и было решено взять это под педагогический контроль и сделать занятия системными.

Дима Э. на домашнем обучении первый год. Из ряда заболеваний  можно назвать ДЦП, глубокое нарушение интеллекта, сильный дефект речи. Составлена программа по развитию мелкой моторики руки, куда включены занятия с ножницами.

Первоначально темой исследования в работе с «особенными» детьми мы брали выявление стратегии по выполнению аппликации. Но в силу их особенностей вынуждены разбить на  выполнение  ряда операций, а значит ряда стратегий, позволяющих последовательно выявить стратегии отдельных составляющих, а потом в целом выполнить аппликацию.

Этапы выполнения исследовательской деятельности:  

-  эмпирический: изучение  и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по выбранной теме, уделив особое внимание методическим наработкам педагогов в концепции ЦРПС;

-   диагностический: проведение диагностики по определению ведущих репрезентативных систем у детей  по тестовым методикам А,А,Плигина, А.В.Герасимова. По данным тестирования выявлено, что у Полины преобладает визуально-кинестетическая система, у Димы – кинестетическая система восприятия. Родители подтвердили и согласились с результатами обследования;

-  практический этап был разбит на несколько пунктов:

А)  выявление стратегии подготовки рабочего места;

Б) знакомство учащихся с приёмами владения ножницами, отработка навыка резания по прямой линии одним хлопком ножниц;

В)  знакомство с приёмами работы по выполнению аппликации в стиле «мозаика»;

Г) применение игровых упражнений и тренингов;

Д) выявление  индивидуальной  стратегии выполнения аппликации;

Е) в результате записи индивидуальных стратегий помочь учащимся с нарушением интеллекта развивать свои творческие возможности, способности осознанно выполнять свои практические  работы, побуждать к самостоятельной и сознательной коррекции своих действий;

- обобщающий.

В ходе работы по составлению познавательных стратегий данных учащихся проводилась довольно большая подготовительная работа:

-        эмоциональные тренинги;

-        пальчиковая гимнастика;

-        усвоение правил техники безопасности при работе с ножницами, с клеем.

Был подобран целый ряд упражнений и тренингов по  оптимизации эмоционального настроя учащихся на предстоящую творческую деятельность. На каждом занятии  выполнялся  комплекс упражнений пальчиковой гимнастики по подготовке руки к  практической работе. Учили названия пальцев на руке для эффективной работы. Особое внимание  уделялось изучению и твёрдому запоминанию правил техники безопасности  при работе с ножницами и клеем.

Выбор верных методов, приемов педагогического воздействия каждый раз является для педагога творческой задачей, и чтобы решить ее, он должен располагать определенным набором воспитательных средств, знать примерный «потенциал» каждого из них в условиях вспомогательной школы, применять их строго индивидуально, с большим вниманием и осторожностью.

Мы начинали работу с выявления стратегии подготовки рабочего места для занятий. Использован вопросник из статьи Т.Г. Лопуховой.

Вопросник

1.  Почему ты решил подготовить к уроку рабочее место?

2.  Для чего тебе нужно его подготовить?

3.  Что тебе для этого надо достать из шкафчика?

4.  Что особенно важно для тебя приготовить к уроку?

5.  Какие предметы еще могут тебе пригодиться на уроке?

6.  Какие предметы не нужны на уроке, но ты можешь их достать и расположить на столе?

7.  В каком порядке ты достанешь необходимые предметы? Почему?

8.  Как расположишь их на столе? Почему?

9.  Как ты поймешь, что к уроку подготовил свое рабочее место правильно?

10.  Нравится ли тебе твое рабочее место?

Варианты стратегий детей.

Полина М.                                                         Дима Э.

Бабушка велела достать всё к уроку.

Учительница сказала

Сейчас придёт учительница-будет урок.

Для урока.

Книги и тетради.

Книги, карандаши.

Тетрадки.

Карандаши.

Пенал с ручками.

Мои игрушки.

Как они лежат в шкафчике.

Как мама поможет.

Сложу всё в одну кучку.

В стопочке на уголочке стола

Бабушка скажет.

Мама скажет что всё достали.

Да.

Да.

Если проанализировать данные стратегии, можно сделать вывод, что у учеников слабо сформирована рефлексия внешних действий. Школьники плохо планируют, контролируют и оценивают свою внешнюю деятельность. Для её развития мы использовали тренинговые упражнения: прислушивание, приглядывание, автопортрет. Опиши предмет.

Большое внимание уделялось эмоциональному настрою на работу через игры и упражнения: огонь и лёд, марионетки, зеркало, тень и другие.

Варианты стратегий детей.

Полина М.                                                            Дима Э.

Если я всё достану и приготовлю к уроку,

то смогу всё хорошо выполнить и написать

Надо приготовить и достать всё, ничего не забыть: на уроке будем писать, рисовать, читать по карточкам.

Я смогу всё написать, я всегда стараюсь всё

написать, чтобы получить пятёрку.

Для хорошей учёбы. Меня учительница похвалит.

Для занятий с ножницами достаю из тумбочки всё, что надо для резания ножницами.

Вспомню, чем мы часто занимаемся, это надо всё приготовить.

Важно достать всё, что есть на карточке-подсказке.

Вспомню всё, что говорит учительница, и достану из комода.

Ножницы, бумагу, салфетки – в общем всё

что для трудов надо.

Альбом, книжки.

Конечно, моих друзей- игрушки.

Нужны только нужные на уроке вещи.

Всё разложу на столе в строгом чётком порядке.

Это не важно.

С уголочка-цветную бумагу, справа- нож-

ницы – закрытые, кончиками вправо. В центре-

коробочки с нарезанными деталями. Перед со-

бой- альбомный лист, салфетки.

Слева на столе. Перед собой по центру – ножницы, клей, коробочки с деталями.

Сверюсь по карточке-подсказке.

Пересчитаю предметы – их должно быть пять.

Да всё хорошо. Я сделала всё правильно, и меня сейчас похвалят.

Да, я всё приготовил к уроку труда, и можно делать поделку.

Из приведённых стратегий чётко видно, что  внешние действия учеников стали более подробными, дети уже  применяют элементы сравнения, оценки своей деятельности. Просматриваются  тенденции к проведению планирования и анализа своих действий. Есть попытки самооценки, повысилось положительное отношение к учёбе. И ещё очень заметно как стабилизировалось эмоциональное настроение ребят.

Одновременно с выявлением стратегии по подготовке рабочего места к  занятиям аппликацией  мы    планомерно приобретали умение владеть ножницами как рабочим инструментом, развивали навык резания бумаги по прямой линии узкой полоски одним хлопком ножниц.

Технические приемы работы ножницами ученики осваивали постепенно. Овладение тем или иным приемом вырезывания – процесс длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений. Обучение работе с ножницами и приемам вырезывания будет проходить более легко и успешно, если  помочь ученику  научиться держать ножницы и правильно пользоваться ими.  Многие отечественные психологи (особенно в научной школе П.Я. Гальперина) отмечают, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. В сфере развития познавательных возможностей детей важное значение имеет формирование наглядно-образного мышления и связанного с ним планирования ребенком своих действий при решении задач.

           Обращаем ваше внимание, что работа по выполнению аппликации проводилась в два этапа: сначала мы делали заготовки в виде нарезанных бумажных квадратиков, а на следующем занятии  уже выполняли непосредственно саму аппликацию. Это связано с индивидуальными особенностями «особенных» детей и проблемами работы с ними ( о этом подробнее чуть ниже).

     На следующем этапе выполнения практической работы был разработан вопросник по выявлению индивидуальных стратегий   выполнения аппликации по модели Т.О.Т.Е.

1. Почему ты решил (а), что будешь делать эту работу?

2. Ты думал (а), что у тебя получится в конце?

3. С чего ты начал (а) свою работу?

4. Что ты делал (а): во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.?

5. Что у тебя получилось лучше всего?

6. Что было сложно сделать? Как ты справлялся (лась) с трудностями?

7. Когда ты выполнял (а) работу, что ты чувствовал (а), представлял (а),

слышал (а)?

8. Как ты понял (а), что у тебя все получается правильно?

9. Что ты сделал (а) в самом конце?

10. Понравилась ли тебе твоя работа?

11. Доволен ли ты собой?

Ответы учеников на данные вопросы.

Полина М.                                                                  Дима Э.

Порадовать маму.

Сделаю поделку – повешу на стену.

Я думаю, что у меня не получится, но Вы мне

поможете.

Нет, не думал.

Взяла приготовленные детали, клей. Буду клеить.

Приготовил альбом.

Вместе с учителем нарисовала контур игрушки,

намазывала клеем, приклеивала квадратики.

Брал клей, мазал, приклеивал.

Лучше получились глазки.

Не знаю.

Трудно было обклеивать  детали на голове вокруг глаз.

Трудно приклеивать квадратики- руки мазались клеем.

Как я потом буду играть со своей поделкой.

Все будут приходить и смотреть на стене на мою поделку.

Учительница говорила.

Учительница говорила.

Стала играть с моей поделкой и другими игрушками.

Прикрепил к стене, чтобы все смотрели.

Да, понравилась.

Да, понравилась.

Довольна, у меня получилось!

Да.

В данных стратегиях  наблюдается преобладание предметных действий, это объясняется особенностями уровня развития детей. В стратегиях преобладают операции чувственного познания (ощущение, восприятие). По модели Т.О.Т.Е. присутствует мотивация, выделяется в стратегии Полины личностная рефлексия.

Во время обсуждения выполненных работ дети оказались не готовы к столь подробному разговору об их действиях. Но в дальнейшем они более активно участвовали в разговоре по выявлению индивидуальных стратегий своих действий и даже  вели рассуждения уже по ходу выполнения творческой работы.

Мы вместе выработали критерии правильно выполненной работы:

- квадратики буду приклеивать плотнее друг к другу, чтобы белого места было мало;

- за контур выходить нельзя;

- много клея не мазать, чтобы было аккуратнее;

- цвет должен совпадать с цветом настоящей игрушки;

- постараюсь делать поделку самостоятельно, меньше просить помощи взрослого.

Нами было проведено несколько занятий по выявлению индивидуальных стратегий учащихся. Приведём итоговые стратегии по выполнению аппликации в стиле «мозаика».

На уроке с Полиной выполняли бабочку в названной технологии.

Девочке были предложены вопросы по модели Т.О.Т.Е.

1. Почему ты решила,  что будешь делать эту работу?

2. Ты думала, что у тебя получится в конце?

3. С чего ты начала свою работу?

4. Что ты делала: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.?

5. Что у тебя получилось лучше всего?

6. Что было сложно сделать? Как ты справлялась с трудностями?

7. Когда ты выполняла работу, что ты чувствовала, представляла,

слышала?

8. Как ты поняла, что у тебя все получается правильно?

9. Что ты сделала в самом конце?

10. Понравилась ли тебе твоя работа?

11. Доволен ли ты собой?

Индивидуальная стратегия Полины М. по выполнению аппликации «Бабочка» способом «мозаика».

  1. Я решила делать эту работу, потому что уже умею выполнять аппликацию. Хочу порадовать маму. Мне радостно, что на улице тепло и уже летают бабочки.
  2. Я представляю, что моя бабочка будет милой, красивой, и смогу с ней играть, посадить её на цветок.
  3. Положила перед  собой альбомный лист. Села удобно, чтобы всё можно было достать.
  4. Я выбрала для приклеивания  квадратики бумаги разного цвета.Приклеивала их сначала по контуру верхних крылышек одним цветом – красным, нижние – оранжевым. А потом заполнила квадратиками серединку крылышек. Старалась клеить так, чтобы квадратики были рядом друг с другом. Чтобы клей не светился. И за края заходить нельзя.
  5. Лучше всего у меня получились крылышки: они яркие и красивые!
  6. Трудно было сделать усики у бабочки. Я попросила учительницу мне помочь.
  7. Когда закончила работу, мне захотелось поиграть с бабочкой по улице, чтобы она прилетела на цветок.
  8. Я поняла, что у меня всё получилось красиво.
  9. В самом конце я сделала ещё хвостики у нижних крылышек.
  10. Мне нравится моя работа. Я молодец! Я умница! Мама придёт с работы и будет рада.
  11. Да, я довольна, я сегодня постаралась и у меня всё получилось.

Данная стратегия  показывает визуально-кинестетическую репрезентативную систему; включает операции чувственного познания ( представления образов,. чувств, цвета, восприятие формы объекта, предметное манипулирование); управленческие акты (целеполагание, контроль, сравнение, фиксация результата); личный рефлексивный акт. С точки зрения модели Т.О.Т.Е. присутствуют все компоненты деятельности: цель репрезентирована, предметные действия достаточны и последовательны, контроль имеется, результат фиксируется

Обыгрывание готовых поделок после занятия рождает интересные сюжеты игры. Поделка превращается в игрушку. Происходит распределение ролей, обсуждаются правила игры и т.д. Здесь мы видим пример, когда результат изготовления поделки на занятии служит толчком к появлению замысла игры. Подвижность предметов повышает общий интерес ребёнка к процессу их изготовления и создает предпосылки для практического применения в играх.

Достигнутые результаты на сегодняшний день:

Полина М. :

-  выявлена индивидуальная познавательная стратегия подготовки рабочего места для выполнения работ на уроке технологии;

-  выявлена индивидуальная познавательная стратегия резания ножницами по прямой линии;

-  выявлена индивидуальная познавательная стратегия технологии работы с клеем  по наклеиванию деталей аппликационной мозаики.

- и как подведение итогов – составление системы индивидуальных познавательных стратегий  для выполнения работ по аппликации в стиле мозаика.

Дима Э. :

-  выявлена индивидуальная познавательная стратегия  подготовки рабочего места для выполнения работ на уроке технология;

-  выявлена индивидуальная познавательная стратегия  владения ножницами и резание ими по прямой линии;

-  в процессе формирования  объединение стратегий в систему.

Трудности и проблемы, выявленные в ходе исследовательской  работы:

-  значительное количество подготовительных упражнений;

-  растянутость по времени;

-  крайне слабая сформированность мыслительных операций;

-  быстрая утомляемость умственно-отсталого ребёнка, вследствии чего работа по выявлению стратегий проводилась поэтапно, но наблюдается постепенное увеличение сосредоточенности детей на данном виде деятельности.

Во время занятий творческим трудом решались следующие задачи:

-  коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;

                        - развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;

                        - знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;

                        - воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;

                        - развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.

            .Краткие выводы: непременно продолжить работу по данному направлению и выявить с детьми цепочку индивидуальных познавательных стратегий по выработке навыков вырезания ножницами разными способами в процессе работы над аппликацией в известных технологиях.

Обобщающий этап: Включение технологии целенаправленного развития познавательных способностей учащихся положительно сказалось на трудовой деятельности по выполнению аппликации в стиле «мозаика». Поделки учащихся стали более аккуратнее, выполнены технологично правильно. Коррекция недостатков умственного развития учащихся вспомогательной школы в развитии творческих способностей, в обучении в концепции технологии ЦРПС способствует тому, чтобы научить умственно отсталых школьников всесторонне обдумывать задания,  целенаправленно практически их выполнять.Чтобы успешнее  выполнить задание, кроме предварительной ориентировки в задании, ученики старались  планировать свою работу, были попытки анализа и оценивания своей деятельности, самоконтроля в процессе выполнения задания.У учеников появились  внутренние мотивы, снизилось отрицательное отношение к учебной деятельности, уменьшился уровень агрессивности.

Для развития рефлексии внешних действий учащихся, а также формирования адекватной самооценки и создания комфортной обстановки осуществлённая практическая деятельность дала положительные результаты.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Игра как средство коррекции нарушений познавательной сферы у школьников с нарушением интеллекта

Данная разработка будет интересна педагогам-психологам, дефектологам и всем педагогам работающим в сфере коррекционной педагогики....

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на групповых занятиях по дефектологии

Познавательная деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе обучения  - это учение,  котором отражается предметный материальный мир и его преобразующаяя роль как субъекта этой д...