Рабочая программа по предметам учебного плана
рабочая программа

Фирсова Татьяна Геннадьевна

Логика и   изложения и содержания программы по предметам «Природоведение», «Русский язык, «Чтение», соответствуют примерной программе. В содержание программы по математике внесены изменения: в перераспределении учебных часов в пользу практического изучения арифметического за счет сокращение темы «Обыкновенные дроби»: исключены действия с дробями с разными знаменателями, приведение дробей к общему знаменателю в связи с ограниченным использованием материала в деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetam_uchebnogo_plana.docx102.63 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

Стр.

Паспорт программы

II.

Пояснительная записка

2.1.

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося

2.2.

Цель и задачи обучения по предметам

2.3.

Нормативное обоснование программы

2.4.

Основные принципы отбора материала

III.

Общая характеристика учебных предметов

3.1.

Содержание учебных предметов, основные изучаемые вопросы

3.2.

Основные требования к результатам реализации программы

3.2.1.

Предметные результаты

3.2.2.

Личностные результаты

3.2.3.

Система контрольно-измерительных материалов

3.2.4.

План коррекционно - развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников

IV.

Организационный раздел

4.1.

Учебный план

4.2.

Календарный график реализации программы

4.3.

Объем учебных предметов

V.

Материально- технические условия реализации программы

5.1.

Учебно-методический комплекс

5.2.

Оборудование

6.3.

Кадровые условия

VI.

Приложения к программе

6.1.

Приложение 1 «Нормы оценок по предметам»

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название образовательного учреждения

Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Наименование программы

Рабочая программа по предметам учебного плана

Нормативное обеспечение

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт   общего образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальной недостаточностью);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);

  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. №124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ)
  • Устав КОУ «Нефтеюганская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Инструктивно-методическое письмо   об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году от «_26_» июня 2015 г.

№  _6681

  • Локальные акты:
  1. Положение о порядке разработки и утверждения

рабочих программ.

  1. Положение об индивидуальном образовательном маршруте.
  2. Инструкция о педагогической диагностике обучающихся, воспитанников.
  3. Положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся.

Цель программы

         Обучающийся, компетентный в социально - трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями посредством формирования знаний, умений практических навыков и базовых учебных действий   при освоении содержания образования

Задачи программы

  • Сформировать у обучающегося   необходимый уровень знаний умений и навыков по предметам учебного плана с учетом их психофизических возможностей;

  • Сформировать на доступном уровне простейшие навыки счета, чтения, письма, представления о природе и окружающем мире, развивать творческие умения средствами предметной деятельности.

  • Сформировать навыки социального поведения, знания о себе (гигиена, самообслуживание), других людях, об окружающем микросоциуме.

  • Развивать коммуникативную и когнитивную функции речи, мыслительные операции и развитии высших психических функций.

Объём программы

Развитие речи- 17 часов;

Чтение - 68 часов;

Письмо - 68 часов;

Математика – 68 часа;

Живой мир- 17 часа;

Музыка пение – 17 часов;

Изобразительное искусство – 17 часов;

Трудовая подготовка - 34 часа;

Физическая культура – 34 часа.

Учебно-методическое обеспечение

Письмо:

ВВ.    Воронкова    И.В.    Коломыткина    Букварь    для     1     класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Э.В. Якубовская     Н.В. Павлова «Русский язык» 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва, «Просвещение» 2012 г.

Чтение:

ВВ.    Воронкова    И.В.     Коломыткина    Букварь    для     1     класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

С.В. Комарова «Устная   речь» 2   класс   учебник   для   специальных (коррекционных) образовательных      учреждений      VIII      вида. Издательство: Москва " Просвещение" 2015г

Математика:

Т.В. Алышева Математика в двух частях, учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных        учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» -2012г

Живой мир:

Н. Б. Матвеева, М.С Котина, Т.О. Куртова Живой мир 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных     учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2012г

Трудовая подготовка:

Л. А. Кузнецова Технология Ручной труд 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение»

Социально-бытовая ориентировка:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС под редакцией Воронковой В. В.

Социально-бытовая ориентировка:

Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС

Музыка и пение:

В.В.Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» учебник для 2 класса Москва «Дрофа» 2014

Физическая культура:

А.П.    Матвеев «Физическая    культура» учебник    для    2    класса общеобразовательных организаций Москва "Просвещение" 2014г

Ожидаемые результаты

Обучающийся со сформированными ключевыми компетенциями (общекультурными, до профессиональными и методологическими) по предметам учебного плана в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.

Разработчики, исполнители

Фирсова Татьяна Геннадьевна, учитель индивидуального обучения

Контактная информация образовательного учреждения

Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121,

тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося

      Общие сведения. К. Паша, 02. 02. 2002 года рождения, проживает по адресу г. Нефтеюганск, 44 микрорайон, дом 87, квартира 5, обучается в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «с 14.03.2016 г., (протокол психолого-медико-педагогического обследования от 19.02.2016 года, № 205) До поступления в данное учреждение посещал реабилитационный центр «Детство».

Сведения о семье. Мальчик воспитывается в неполной благополучной семье, состоящей из двух человек. Живут в благоустроенной двухкомнатной квартире, отношение к ребенку в семье доброжелательное, мама заботится о здоровье мальчика.

Общая осведомлённость и социально бытовая ориентировка: Паша знает свое имя, устанавливает родственные связи, но не может назвать дату рождения, домашний адрес, номер телефона. Представления о месяцах, днях недели сформированы. Ориентируется в событиях прошлого, настоящего. Знает название сезонов и их отличительные признаки. Основные цвета определяет. Умения по самообслуживанию развиты на среднем уровне.

Общая успеваемость. Адаптированную образовательную программу усваивает на уровне индивидуальных возможностей, уровень освоения программы - средний. Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.

Владение письменной речью. Ведущая рука - левая. Навыки письма в стадии формирования. Силу нажима ручки регулирует, но не удерживается направленность движения руки. Раскрашивает рисунки равномерно, за контур не выходит.

Чтение. Буквы знает, но путает. Не читает Смысл прочитанного учителем текста понимает, отвечает на поставленные вопросы, делает простые выводы.

Сформированность учебных навыков по математике. Различает цифры в пределах 10. Количественные представления сформированы. Овладел навыками решения примеров на сложение и вычитание (с помощью раздаточного материала). Решает простые задачи (с помощью наглядного материала). Определяет геометрические фигуры.

Сформированность школьно - значимых умений. Отношение к оценкам безразличное, нуждается систематически в похвале и поощрении, к неуспеху и замечаниям относится ревностно. Умение контролировать свое поведение, целенаправленность, планирование деятельности отсутствует. К доске выходит с желанием, но чаще не понимая учебной задачи. Школу посещает с интересом, темп работы на уроке медленный, внимание неустойчивое, работоспособность краткосрочная. В работу включается быстро, но переключается с одного вида деятельности на другой медленно, легко отвлекается. Учебный материал запоминает долго и на короткий срок. В учебных заданиях без индивидуальной, развернутой, пошаговой помощи учителя не ориентируется. Помощь учителя принимает не всегда рационально. Ошибки в выполненном задании не замечает, дать самооценку результатам своего труда не может. На замечания учителя реагирует не всегда адекватно. Проявляет самостоятельность при выполнений заданий творческого характера на уроках трудового обучения и изобразительного искусства.

Усвоение учебной программы. Адаптированную программу образовательного учреждения усваивает на среднем уровне.

Поведение и общение в учебной ситуации. Во взаимоотношениях с взрослыми субординацию не соблюдает. Поручения учителя выполняет по настроению. В конфликтные ситуации со сверстниками не вступает.

Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Паша всегда находится в поднятом, возбуждённом состоянии. Настроение не устойчивое. Бывают вспышки агрессии и негодования. Нуждается в постоянной похвале.

Развитие волевых качеств. Во время выполнения заданий, требующих усилий, не проявляет настойчивость и упорство.

Общие выводы и впечатления о ребенке. Адаптированную образовательную программу, разработанную с учётом индивидуальных психофизических особенностей усваивает в полном объёме. Наблюдается положительная динамика в обучении и развитии ребенка. Паша нуждается в особом охранительном режиме, постоянном сопровождении взрослых.

Задачи индивидуального образовательного маршрута на 2016-2017 учебный год

  1. Учебно - коррекционная задача: Сформировать у обучающегося 8 класса необходимый уровень знаний, умений, навыков по предметам учебного плана.
  2. Коррекционно - воспитательная задача: учить соблюдать субординацию по отношению к взрослым.
  3. Коррекционно — развивающая: Развивать крупную и мелкую моторику.

  1. Цель и задачи обучения по предметам

        

        Цель школы- интерната: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получение полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.

        Задачи:

  1. Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптивной образовательной программы.
  2. Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

*кадровые, материально – технические, информационные, финансово – экономические, организационные.

Целевым ориентиром к рабочей программе служат цели и задачи школы.   

             

Цель рабочей программы: Обучающийся компетентный в социально - трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями посредством формирования знаний, умений и практических навыков, и базовых учебных действий   при освоении содержания образования.

Задачи:

       1. Сформировать у обучающегося   необходимый уровень знаний умений и навыков по  

            предметам учебного плана с учетом их психофизических возможностей;

  1. Сформировать на доступном уровне простейшие навыки счета, чтения, письма,

            представления о природе и окружающем мире, развивать творческие умения    

            средствами предметной деятельности:

  1. Сформировать навыки социального поведения, знания о себе (гигиена,

            самообслуживание), других людях, об окружающем микросоциуме.

  1. Развивать коммуникативную и когнитивную функции речи, мыслительные

            операции и развитии высших психических функций.

Задачи предметных курсов в соответствии с требованиями

ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью

Таблица № 1

№ п/п

Учебный предмет

Задачи

1.

Письмо

Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

2.

Чтение

Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ

3.

Математика

Формирование доступных умственно обучающимся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

4.

Живой мир

Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой

5.

Музыка и пение

Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

6.

Изобразительное искусство

Всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве.

7.

Трудовая подготовка

Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование интереса к разнообразным видам труда; развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

8.

Физическая культура

Формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей в процессе обучения; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности

В соответствии   с требованиями ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа формирует у обучающихся базовые учебные действия:

  • личностные;
  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • регулятивные.

      Личностные учебные действия

  • Личностные учебные действия представлены следующими умениями: осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

  • Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;  
  • использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

        Регулятивные учебные действия

  •  Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

       

Познавательные учебные действия

  • Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

2. 3.  Нормативное обоснование программы

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  в соответствии   Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью,     на основании  Программы   специальной  коррекционной образовательной школы VIII вида: 5-9 классы в 2 сб. [Текст]/и под ред. В.В. Воронковой.- М.: Владос, 2010 - Сб. 1.

Логика и   изложения и содержания программы по предметам «Природоведение», «Русский язык, «Чтение», соответствуют примерной программе. В содержание программы по математике внесены изменения: в перераспределении учебных часов в пользу практического изучения арифметического за счет сокращение темы «Обыкновенные дроби»: исключены действия с дробями с разными знаменателями, приведение дробей к общему знаменателю в связи с ограниченным использованием материала в деятельности.

2.4. Основные принципы отбора материала.

    Ведущими принципами отбора материала для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются принципы коррекционной, коммуникативной, воспитывающей направленности.

Содержание    образования реализуется за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающейся.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающейся.

В основу программы   положены следующие принципы:

  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей

обучающейся;

  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса,

ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность

образования обучающейся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);

  • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры

содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области».

  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает

возможность овладения обучающейся всеми видами доступной ей предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков, и отношений,

сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающейся к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  • принцип сотрудничества с семье.

       Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала по предметам, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен обучающейся, предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала.              

Осуществление   межпредметных связей направлено получение личностных результатов обучения.

       Программа разработана с учетом современных требований к организации образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

  1. Содержание учебных предметов. Основные изучаемые вопросы.

В соответствии с учебным планом школы-интерната содержание программы представлено предметами:

Чтение (2 часа в неделю)

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двух звуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).Чтение предложений из двух-трех слов.

Письмо (2 часа в неделю)

Повторение. Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Звуки и буквы. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Слово. Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? что? называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов {стол — столы; рама — /? алш); различение основных частей хорошо знакомых предметов {стул -спинка, сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства {стакан — кружка, кушетка — диван). Умение различать слова по их отношению к родовым категориям {игрушка, одежда, обувь и др.). Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).

Математика (2 часа в неделю)

Счёт в пределах 10. Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно. Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20 2. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Точка. Прямая и кривая линии Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1— 2 точки. Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л. Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Живой мир (0,5 часа в неделю)

Примерная тематика: Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев. Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр. Дом, квартира, домашний адрес. Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора. Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье. Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, встряхивание, проветривание, хранение). Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука. Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение. Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения. Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив). Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения. Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дикие животные. Сравнение. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение. Здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями    (подстригание    ногтей    на    руках    и    ногах);    мытье    рук    и    ног.

Музыка (0,5 часа в неделю)

I        четверть: Слушание песни «Чему учат в школе. Слушание песни «Виноватая тучка». Музыкальные инструменты: скрипка, барабан. Музыкальные инструменты: гусли, балалайка.

«Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского)

II        четверть: Белые кораблики» (муз В. Шаинского, сл. Л. Яхнина) «Кабы не было
зимы» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина) Слушание и пение песни «В лесу родилась елочка».

III        четверть: Музыкальные инструменты: пианино, гитара «Чунга-Чанга»( муз.
В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) Пение песни «Бравые солдаты» Е. .Крылатое «Крылатые качели», «Прекрасное далеко»

IV        четверть: Разучивание движений под мелодию «Танец маленьких утят». Слушание и
пение песни «По малину в сад пойдем». Слушание и пение песни «Улыбка», «Песенка про
кузнечика» муз. В. Шаинского.

Изобразительное искусство (0, 5 часа в неделю)

I        четверть: Рисование прямых линий. Рисование вертикальных и горизонтальных линий. Рисование с натуры овощей и фруктов. Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). Рисование листьев.

II        четверть: Рисование дугообразных (волнистых) линий. Рисование предметов
прямоугольной и треугольной формы. Рисование с натуры ветки ели. Рисование с натуры
елочных украшений. Рассматривание иллюстраций в сказке «Морозко».

III        четверть: Штрихование предметов. Рисование симметричных
изображений. Рисование на тему «Снеговик». Рисование предметов овальной
формы. Рисование предметов треугольной формы. Рассматривание иллюстраций к книге В.
Сутеева «Веселые картинки».

IV        четверть: Рисование большого и маленького дома. Цветы. Ярко светит
солнышко. Улитка на грибе. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Трудовая подготовка (1 час в неделю)

Экскурсии на природу в разное время года («Цветы на клумбах», «Снежки», «Лепка снеговика», «Иней на ветках», «Распускание почек на ветках», «Клумба весной» и др.). Сбор листьев клена, березы, дуба. Панно из засушенных листьев «Осень», «Узор из засушенных листьев на полосе», «Иней на ветках зимой» и др. Изготовление поделки «Лебедь». Аппликация «Ёжик». Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. Изготовление по образцу шапочки-пилотки. Изготовление по образцу летающих игрушек. Лепка предметов шаровидной формы по образцу. Размазывание пластилином внутри контура. Изготовление гирлянды для елки Объемная аппликация «Овечка». Аппликация «Снеговик «Аппликация «Дерево зимой под снегом». Лепка чашки цилиндрической формы. Изготовление аппликации из геометрических фигур. Аппликация «Дерево весной». Работа с пластилином: Знакомство со свойствами пластилина, условиями хранения, подготовка к работе. Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов, баранок. Способ размазывания пластилина. Изготовление огурца, елочки способом размазывания на заготовках. Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.

Физическая культура (1 час в неделю)

В программу включены следующие разделы: общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.

В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных

  • учить детей готовиться к уроку физкультуры;
  • учить правильному построению на урок и знанию своего места в строе;
  • учить правильному передвижению детей из класса на урок физкультуры;
  • учить ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол,
  • углы);
  • учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
  • учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
  • учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
  • учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;
  • прививать навыки координации движения, толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
  • обучать мягкому приземлению в прыжках;
  • учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
  • учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске
  • их;
  • учить метаниям, броскам и ловле мяча; -   учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
  • учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
  • учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
  • учить преодолению простейших препятствий;
  • учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжелых вещей;
  • учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения. Основные положения и движения (по подражанию). Ритмические упражнения. Похлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка в медленном темпе, тоже в быстром темпе. Ходьба под хлопки или звучание бубна. Прикладные упражнения. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Прыжки. Лазанье и перелезание, подлизанние. Равновесие. Игры.

3.2.Основные требования к результатам реализации программы

3.2.1. Предметные результаты

Предметные результаты связаны с овладением, обучающимся содержания предметов программы и характеризуют ее достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.  Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся. Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для обучающейся.

Таблица № 8

Предмет

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Чтение

-Различать звуки на слух и в произношении;

-Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- Читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

-Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-Слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

-Наизусть 2-3 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

-Различать звуки на слух и в произношении;

-Слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

Письмо

-Названия    основных    цветов, форму, размер предметов (большой, маленький);

-Общую форму изученных букв;

-Пользоваться карандашом, ручкой;

-Рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, рисунки, напоминающие образ, а затем элементы букв;

-Делить предложения (из двух-трех слов) на слова;

-Выделять звук из речи, правильно и отчетливо произносить его;

-Соотносить звук и букву;

-Писать изученные буквы, соединять их в слоги,

слова;

-Составлять из слов предложения.

-Названия    основных цветов, форму, размер предметов (большой, маленький);

-Пользоваться карандашом, ручкой;

-Рисовать и раскрашивать по трафарету

геометрические фигуры, рисунки,

напоминающие образ, а затем элементы букв;

Математика

-Цвет, величину, массу, размеры, форму предметов; -Положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; -Части суток, порядок их следования; -Дни: вчера, сегодня, завтра;

-Количественные, порядковые    числительные    в пределах 20;

-Состав однозначных чисел и числа 20 из двух слагаемых;

-Сравнивать предметы по величине, размеру, массе :<на глаз», наложением, приложением;

-Оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», выделять лишние, недостающие;

-Увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупностях «на глаз», объемы жидкостей, сыпучего вещества;

-Узнавать      и      называть, классифицировать геометрические фигуры;

-Читать, записывать, откладывать    на    счетах, сравнивать   числа в   пределах   20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3;

-Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, использовать     переместительные     свойства сложения;

-Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, составлять задачи по образцу, предложенному сюжету;

-Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок.

-Цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;

-Положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;

-Дни: вчера, сегодня, завтра;

Живой мир

-называть изученные объекты, явления, их признаки; -различать объекты живой и неживой природы; -называть части растения;

-называть наиболее распространённых диких и домашних животных.

-называть      наиболее распространённых диких    и    домашних животных.

Изобразите

льное

искусство

-названия и назначение художественных материалов;

-названия изображаемых на уроке предметов; -строение изображаемых предметов, -правильно сидеть за партой; -правильно располагать лист бумаги; -правильно держать карандаш, кисть; -ориентироваться на листе альбома; -обводить шаблоны. Пользоваться трафаретом; -различать цвета;

-закрашивать цветным карандашом, соблюдая контуры.

-правильно располагать лист бумаги;

-правильно держать карандаш, кисть;

-ориентироваться на листе альбома;

-обводить шаблоны, пользоваться трафаретом;

-различать цвета; -закрашивать цветным.

Музыка и пение

-характер и содержание музыкальных произведений;

-правильно сидеть или стоять при пении — с

расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи;

-выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

-одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные; громкие, тихие).

-слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях.

-правильно сидеть или стоять при пении — с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи; -слушать         музыку, адекватно реагировать на      художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях.

Физическая культура

Иметь представление о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. (По выбору). Как подбирать одежду и обувь для занятий на улице в зимний период.

Правила игр:

-        Коррекционных «Запомни порядок»;

-        С элементами общеразвивающих упражнений «Вот так позы», «Слушай сигнал»;

-        Игры с бегом и прыжками «Быстро по местам», «Кошка и мышки»;

-        Игры с бросанием, ловлей и метанием «Метко в цель»

Выполнять ходьбу, сохраняя правильную осанку, бег, метание, прыжки. Выполнять основную стойку;

Выполнять команды: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»;

Выполнять основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Выполнять ходьбу на месте с подниманием носков лыж, ходьбу приставным шагом. Играть в игры, соблюдая правила:

-        Коррекционные «Запомни порядок»;

-        С элементами общеразвивающих упражнений «Вот так позы», «Слушай сигнал»;

-        Игры с бегом и прыжками «Быстро по местам», «Кошка и мышки»;

-        Игры с бросанием, ловлей и метанием «Метко в цель»

Иметь представление о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.      Правила поведения               в физкультурном    зале, на           спортивной площадке.      Правила безопасности       при занятиях физическими упражнениями.     (По выбору).              Как подбирать одежду и обувь для занятий на улице     в     зимний период.

Трудовая подготовка

-распознавать основные геометрические формы; -раскатывать пластилин разными способами; -ориентироваться в задании по вопросам учителя; -называть материалы и операции.

-раскатывать пластилин разными способами.

Ожидаемые предметные результаты освоения программы:

  • Сформированность ЗУН по предметам в соответствии с программными требованиям

Таблица № 9

Предмет

Ожидаемый результат

Сформированность ЗУН по предмету Достаточный

Сформированность ЗУН по предмету Минимальный

Сформированность ЗУН по предмету Низкий уровень

Развитие   устной речи

*

Чтение

*

Письмо

*

Математика

*

Живой мир

*

Изобразительное искусство

*

Трудовая подготовка

*

Физическая культура

*

Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности     полученных     результатов, что     дает     основание     оценивать     их     как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
  • «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке достижений также используется   традиционная система отметок по 5-балльной шкале см. Приложение 1.

3.2.2. Личностные результаты

Личностные результаты включают овладение обучающимся жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся.  

Личностные результаты освоения программы:

  • Адекватно оценивать собственные возможности;
  • освоить социальную роль обучающегося, понимать значимость учебной деятельности;
  • уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                                                                
  • овладеть в соответствии с возрастом социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли.
    Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения, обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

3.2.3. Система контрольно-измерительных материалов

Программа предполагает использование следующих видов контроля: индивидуальный. 

Типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае школьником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Виды контроля

Таблица № 10

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

 

Для контроля используются индивидуальная и устные проверки, письменные контрольные работы, тестовые задания, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также практические работы, творческие работы.  В Приложении 2   представлен контрольно-измерительный материал по предметам программы.


  1. План коррекционно - развивающих упражнений, направленных на                        реализацию задач индивидуального образовательного маршрута обучающегося

Развитие речи

п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

 Развитие пространственных представлений

+

+

+

+

2

Коррекция умения переводить печатные буквы в письменные

+

+

+

+

3

Коррекция внимания:

Упражнения на развитие концентрации внимания, на развитие способности к переключению внимания: «Таблицы».

+

+

Чтение

п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

Формирование пространственного восприятия и представлений

+

                +

++

++

2

Коррекция умения переводить печатные буквы в письменные

+

+

+

+

3

Коррекция внимания:

Упражнения на развитие концентрации внимания, на развитие способности к переключению внимания: «Таблицы».

+

+

+

Письмо

п/п

Коррекционно развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

Формирование счетных операций с опорой на конкретные предметы.

+

+

+

  +

+

2

Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова.

+

  +

+

+

Математика

п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

Формирование пространственного восприятия и представлений

+

                +

++

++

2

Коррекция мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Соотношение понятий», «Найди лишнее»

+

+

Живой мир

п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

Формирование пространственного восприятия и представлений

+

                +

++

++

2

Коррекция мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Соотношение понятий», «Найди лишнее»

+

+

Музыка пение

п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

Формирование пространственного восприятия и представлений

+

                +

++

++

2

Коррекция мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Соотношение понятий», «Найди лишнее»

+

+

Изобразительное искусство

п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

Формирование пространственного восприятия и представлений

+

                +

++

++

2

Коррекция мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Соотношение понятий», «Найди лишнее»

+

+

Трудовая подготовка

п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

Формирование пространственного восприятия и представлений

+

                +

++

++

2

Коррекция мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Соотношение понятий», «Найди лишнее»

+

+

Физическая подготовка

п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

I

II

III

IV

1

Формирование пространственного восприятия и представлений

+

                +

++

++

2

Коррекция мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Соотношение понятий», «Найди лишнее»

+

+

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Учебный план

Предмет

Всего часов

Контрольные работы

Проверочные (самостоятел ьные) работы

Практические (лабораторные), творческие

Экскурсии

Развитие устной речи

17часов

2

Чтение

68 часов

2

Письмо

68 часов

5

2

Математика

68 часов

5

2

Живой мир

17 часов

2

10

4

Музыка и пение

17 часов

2

Трудовая подготовка

34

2

Изобразительное искусство

17 часов

2

25

Физическая культура

34 часа

2

4.2. Календарный график реализации программы

      Четверть

Сроки

Количество

Подпись проверяющего

Учебных недель

Учебных

дней

Запланированных

часов по предметам

Фактически проведенных часов

Предметы

Часы

I Четверть

01.09 - 02.11.2016г.

9

45

Развитие речи

4,5

Чтение

18

Письмо

18

Математика

18

Живой мир

4,5

Музыка пение

4,5

Изобразительное искусство

4,5

Трудовая подготовка

9

Физическая подготовка

9

II Четверть

14.11- 30.12.2016г

7

35

Развитие речи

3,5

Чтение

14

Письмо

14

Математика

18

Живой мир

3,5

Музыка пение

4,5

Изобразительное искусство

4,5

Трудовая подготовка

7

Физическая подготовка

7

III Четверть

10.01. -22.03.2017г. 21.03-расписание по четвергу, за 23.02.

Праздничные дни — 23.02, 08.03.

10

50

Развитие речи

5

Чтение

20

Письмо

20

Математика

20

Живой мир

5

Музыка пение

4,5

Изобразительное искусство

4

Трудовая подготовка

10

Физическая подготовка

10

VI Четверть

03.04. -30.05.2017г. 06.05.17г

расписание уроков по понедельнику, за 08.05.16г.

Праздничные дни — 01.05; 08.05; 09.05.

8

40

Развитие речи

4

Чтение

16

Письмо

16

Математика

16

Живой мир

4

Музыка пение

4

Изобразительное искусство

4

Трудовая подготовка

8

Физическая подготовка

8

ИТОГО:

34

170

340

  1.  Объём учебных предметов

Сроки реализации данной программы, количество часов по четвертям учебного года

Данная программа рассчитана на 1 (один) год. По учебному плану на изучаемый материал отводится следующий объем:

Таблица № 18

Предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Развитие речи

4,5 часов

3,5часа

5часов

4часа

17 часов

(1ч. в неделю)

Чтение

18 часов

14 часов

20 часов

16 часов

68 часов

(2 ч. в неделю)

Письмо

18 часов

14 часов

20 часов

16 часов

68 часов

(2 ч. в неделю)

Математика

18 часов

14 часов

20 часов

16 часов

68 часов

(2 ч. в неделю)

Живой мир

4,5 часов

3,5часа

5часов

4часа

17 часов

(1ч. в неделю)

Музыка пение

4,5 часов

3,5часа

5часов

4часа

17 часов

(1ч. в неделю)

Изобразительное искусство

4,5 часов

3,5часа

5часов

4часа

17 часов

(1ч. в неделю)

Трудовая подготовка

9 часов

7 часов

10 часов

8 часов

34 часа

(1ч. в неделю)

Физическая подготовка

9 часов

7 часов

10 часов

8 часов

34 часа

(1ч. в неделю)

V. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1.  Учебно-методический комплекс

№ п/п

Автор

Наименование

Место издания год

Примечание

1.

Под редакцией ВВ. Воронковой.

Программы специальной (коррекционно) образовательной школы VIII вида: 1-4 классы

Москва,

«Просвещение»

Базовая

Допущено

Министерством

образования и науки

Российской Федерации

2.

В.В. Воронкова, И.В. Коломытки

Письмо:

«Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Москва

«Просвещение»

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

3.

Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова

«Русский язык» 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Москва,

«Просвещение»

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

4.

 С.В. Комарова

Чтение:

«Устная речь» 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Москва "

Просвещение"

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

5.

Т.В. Алышева

Математика:

«Математика» 2 класс Часть 1, Часть 2.

Москва "

Просвещение"

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

6.

Н.Б. Матвеева М.С. Котина, Т.О. Куртова

Живой мир:

«Живой» мир 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Москва,

«Просвещение»

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

7.

ВВ. Алеев, Т.Н. Кичак

Музыка:

«Музыка» 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Москва "Просвещение"

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

8.

Л. А. Кузнецова

Трудовая подготовка: «Технология» 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Санкт-Петербург it

Просвещение"

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

5.2. Оборудование

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала. В старших классах преимущественно иллюстративного и символического.

Наглядно- дидактические пособия, демонстрационный материал, дидактический материал:

Таблицы:

Алфавит в картинках. Алфавит в прописи. Алфавит с названиями букв. Порядковый и количественный счёт

  • Сложение в пределах десяти
  • Вычитание в пределах десяти Десятки и единицы
  • Составляем задачи

Знаки «больше», «меньше», «равно» Деление целого на части Длина, ширина, высота Измеряем объём и вес

  • Измеряем температуру Многоугольники Объёмные фигуры План моей комнаты
  • Меры времени Части суток и время Знай время

Дидактический материал:

«Окружающий мир. Зима. Весна. Лето. Осень». «На что похоже?» Логическая цепочка.

-        Времена года. Комплект плакатов:

Птицы: перелетные, зимующие, декоративные.

«Живая и неживая природа».

«Лесные животные».

Зима в городе и в лесу

Весна в городе и в лесу

Лето в городе и в лесу

-        Осень в городе и в лесу Один и много

Лесенка «Мир животных» Лесенка « Мир растений»

-        Лесенка «Мир человека Основные цвета спектра. Геометрические фигуры

«Развитие речи»

  • опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
  • схемы (звука-буквенного разбора слова; разбора слов по составу);
  • мультимедийные презентации по изучаемым темам;
  • дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями).

«Чтение»

  • комплект портретов русских и зарубежных писателей. Издательство Москва ООО «ДРОФА» 2009;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, словари по русскому языку;
  • репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
  • портреты поэтов и писателей;
  • мультимедийные презентации по изучаемым произведениям;
  • детские книги разного типа из круга детского чтения.

«Математика»

Демонстрационное оборудование                                                Учебные пособия

  • Таблица умножения Комплект цифр, букв и знаков.
  • Прямая. Луч. Отрезок.                                                    Магнитный набор цифр, букв.                                                
  • Многоугольники                                                             Таблица классов и разрядов
  • Латинский алфавит
  •  Мультимедийные презентации по изучаемым темам  

«Живой мир»

  • Наглядно - дидактическое пособие «Автомобильный транспорт».
  • Наглядное пособие «Мужская одежда». С.М. Кулов .
  • Наглядное пособие «Головные уборы». С.М  Кулов.
  • Наглядное пособие «Хлеб» С.М. Кулов.
  • Тематический словарь в картинках «Город, улица»
  • Дидактическое пособие «Город, улица». С.А. Вохринцева
  • Наглядно-дидактическое пособие «Посуда».  А. Дорофеева.
  • Тематический словарь в картинках «Посуда. Продукты питания». С. А. Васильева.
  • Тематический словарь в картинках «Одежда, обувь, головные уборы». С. А. Васильева,  
  • Наглядное пособие «Мужская одежда». С.М. Кулов .- Изд.:«ГНОМ и Д»
  • Наглядное пособие «Головные уборы».  С.М Кулов.- Изд.: «ГНОМ и Д»
  • Дидактический материал «Бытовая техника». С.А. Вохринцева.  
  • Бытовые электроприборы. Какие они?  Нефедова К. П. - Изд.: «ГНОМ и Д»

Мультимедийные презентации по изучаемым темам                                                        

5.3. Кадровые условия

Рабочую программу реализует учитель   высшей категории Фирсова Татьяна Геннадьевна

образование - высшее, Курский государственный педагогический университет, индустриально – педагогический факультет. город Курск 1999 г.

 «Уральский государственный педагогический университет» - (УГПУ) по дополнительной профессиональной программе «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» г. Екатеринбург 2015г.

Стаж педагогической работы- 32 года

Стаж работы в данном учреждении- 6 лет.


VII. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Приложение 1

7.1. Нормы оценок по предметам

п/п

Предмет

Оценка устных ответов

Оценка письменных ответов

1.

Развитие речи

При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

       Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

        «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

        «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

       «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

       Отметка «1» за устные ответы не ставится.

      При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.  

                Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

         «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

         «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

         «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

       В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке.

Ошибки на не пройдённые правила правописания не учитываются. За одну ошибку   считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
  • не дописывание слов;
  • пропуск одной части слова при переносе;
  • повторное написание одного и того же слова в предложении.

       Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звука-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

       При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

       Отметка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

       «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

       «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

       «2» ставится, если обучающийся обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

 

2

Чтение

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

         При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

                Отметка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

         Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. «5» ставится обучающемуся, если он:

       - читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

       - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

       - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с   легкие тексты самостоятельно);

       - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

       - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

       - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

       «4» ставится обучающемуся если он:

       - читает в основном правильно, бегло;

       - допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

       - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

       - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

       «3» ставится обучающемуся, если он:

       - читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

       - допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

      - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

      - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

      - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

      - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

     - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

     «2» ставится обучающемуся у, если он;

     - читает по слогам;

     - допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

     - не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

    - не делит текст на части;

    - не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

    - отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

    - не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

3

Математика

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:

       -  дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

       - умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения;

       - умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

       - правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

       - правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.

       «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:

       - при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

       - при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

       - при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

       - с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;

      - выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

      Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».

      «3» ставится обучающемуся, если он:

      - при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

     - производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

     - понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

     - узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

     - правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.

     «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

       При оценке письменных работ, обучающихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

       Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

              Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).

При оценке комбинированных работ:

       «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

       «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.

       «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

       «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.

    При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

       «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

       «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

       «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.

       «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.

   При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д., задач на измерение и построение и др.):

        «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

        «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.

        «3» ставится, если не решена одна из двух-трех задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

        «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.

 

4.

Живой мир, музыка пение,

 Изобразительное искусство.

      При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

 Отметка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает знание и понимание основных положение темы, может обосновать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится обучающемуся, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий отметке «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если обучающийся излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок, затрудняется самостоятельно привести примеры, делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части изученного материала, допускает ошибки, искажает факты.

Отметка «5» ставится за работу без ошибок.

Отметка «4» ставится за работу с одной - двумя ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с тремя - пятью ошибками.

Отметка «2» ставится за работу в которой допущено более пяти ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам учебного плана 11 класса на 2015-2016 учебный год

предназначена для реализации образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Рецензия на рабочую программу "Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся 8 класса"

Одним из основных достоинств представленной автором программы является и то, что она ориентированна не только формирование трудовых умений и навыков, но и на проведение профориентационной работы с обу...

Рабочая программа по предметам учебного плана 4 б класса, 2016-2017 учебный год

Программа разработана для детей обучающихсяя по 2 варианту учебного плана....

Рабочая программа по предметам учебного плана 5 б класса, 2017-2018 учебный год

Программа разработана для детей обучающихся по 2 варианту учебного плана. Содержание учебного материала отобрано с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных образовательных возможностей...

Рабочая программа по предметам учебного плана 6 б класса, 2018-2019 учебный год

Программа соответствует основным требованиям федерального образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Имеет резензию ФГБОУ ВО "...

Рецензия на рабочую программу по предметам учебного плана 6б класса, 2018-2019 учебный год

Рецензент: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" С.О. Брызгалова, 2018г...

Рецензия на рабочую программу по предметам учебного плана 4б класса, 2016-2017 учебный год

Рецензент: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" Т.Р. Тенкачева, 2016г....