Статья "Теоретические аспекты развития социально-значимых умений обучающихся с легкой умственной отсталостью"
статья

Кукса Константин Евгеньевич

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить  понятие социально-значимых умений сквозь призму таких понятий, как социальная компетентность, социализация. Социально-значимые навыки (умения) – это навыки, позволяющие человеку адекватно воспринимать и выполнять нормы и правила жизни в обществе.

В процессе социализации ребёнка приобретаются следующие навыки: навыки конструктивного и позитивного отношения к своей личности, навыки позитивного общения, навыки понимания других и самооценки, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, навыки продуктивного взаимодействия, навыки решения проблемных ситуаций.

Согласно возрастной переодизации Д.Б. Эльконина развитие данных социально-значимых умений происходит по восходящей спирали и содержательное раскрытие особенностей возраста, выделение и осмысление возрастных особенностей, а также их преломление в психике и поведении ребёнка. Каждый из этих возрастных периодов требует определённого подхода, стиля общения с детьми и методов обучения и воспитания.

Личностные особенности обучающихся влияют на методы, средства и скорость их обучения. Педагог формирует необходимую благоприятную среду, для формирования этих навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО - ЗНАЧИМЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование социально-значимых умений возникает в процессе социализации личности, считается содержанием данного процесса и его результатом. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам социализации личности и формирования её социально-значимых умений [1,2,3,4] показал, что понятие «социально-значимые умения» не имеет достаточно четкого определения. Оно рассматривается сквозь призму социально-значимых ролей, социально-значимых обстановок, общественной компетентности, общественного взаимодействия.

К примеру, в психолого-педагогической литературе, можно встретить такой термин, как «социальная компетентность». Так, Е.В. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров в педагогическом словаре социальной компетентностью называют социальные навыки (умения), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе [5]. Социальная компетентность представлена некоторыми социальными навыками, присутствие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Это же в равной степени относится и к определению «социализации».

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». [6, с. 21]

Таким образом, можно сказать, что в данном подходе понятия «социализация»,  «социальная компетентность», «социальные навыки / умения» по сути, являются однородными, синонимичными.

  В психологической литературе социальная компетентность нередко соотносится с понятием «уверенность в себе». Так, сообразно Г.И. Сивковой, «социальная компетентность — это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации» [7].

Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи  определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни  человека (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, В.Н. Куницына, K.H. Рубин) [8, 9]. В определении социальной компетентности нам наиболее близкой является позиция И.А. Масловой: «Это интегративное личностное образование,  включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в  процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [9, С. 192].

Тогда социально-значимые умения можно определить как любые осознанные действия, которые позволяют человеку комфортно взаимодействовать с другими людьми, не нарушая при этом установленные нормы и правила поведения.

В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Из всего комплекса социальных навыков можно выделить основные, которые и будут являться социально-значимыми [10]:

- Навыки конструктивного и позитивного отношения к своей личности – способность познавать свои достоинства, личный нрав, стремления и недостатки. Эти навыки позволяют правильно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также считаются основанием для формирования собственного достоинства.

- Навыки позитивного общения – умение взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, благоприятные отношения.

- Навыки понимания других и самооценки – способность правильно оценивать себя и воспринимать других. Эти навыки позволяют адекватно вести себя при взаимодействии с другими людьми.

- Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – понимание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Умение правильно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

- Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность правильно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.

- Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

- Навыки решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этими навыками дает возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных житейских проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.

Для того, чтобы взаимодействие c другими людьми было успешным, человек должен знать и учитывать существующие правила, находить нужные варианты поведения.

Чтобы понимать, как эффективней формировать социально-значимые умения в том или ином возрасте у детей, стоит взглянуть на то, как ребёнок готов к восприятию информации в зависимости от его возрастной группы.

В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина представлена в таблице 1.1

Таблица 1.1

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина [11]

Возрастной период

Хроноло-гические рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Общение

Психологические новообразования

Ключевые понятия

Кризис 7 лет

Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Младший школьный возраст

6-10 лет

Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя.

Учебная деятель-ность.

Особен-ности учебного общения: роль учителя, роль сверстни-ков.

Совместно обсужде-ние учебной проблемы.

«Умение учиться»

Понятийное мышление.

Внутренний план действий.

Рефлексия (интеллектуальная и личностная).

Новый уровень произвольности поведения.

Самоконтроль и самооценка.

Ориентация на группу сверстников.

Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности.

Психологичес-кая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетент-ности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспевае-мость, труд, латентный период и др.

Продолжение таблицы 1.1

Кризис предподростковый

«Мотивационный вакуум». Кризис самооценки.

Подростковый, отроческий возраст

10-15 лет

Формирование сознательно-го отношения к себе, как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуаль-ности.

Интимно – личностное общение сверстни-ков

Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологичес-кое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослые: амбивалент-ность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Чувство взрослости. Новый уровень самосознания. Стремление к самоутвержде-нию. Большой интерес к чувствам и переживаниям других людей. Я концепция. Формально-логическое (рассуждающее) мышление. Рефлексия.

«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы.

Кризис перехода к юности (15-18 лет)

Становление человека как субъекта собственного развития.

Юность

Ранняя 15-17 лет.

Поздняя 17-21 год.

Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития.

Учебно-профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение.

Потребность в формальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь.

Потребность самоопределения. Готовность к личностному и профессиональному самоопределению. Жизненные планы. Устойчивое самосознание. Идентичность. Ценностные ориентации. Мировоззрение.

Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, ролевое смешение, диффузия идентичности, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм.

Кризис перехода к взрослости (18-20 лет)

«Отрыв от родительских корней»

Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии. Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.

В психолого-педагогических исследованиях выявлено, что сумма социально-значимых умений, которые следует освоить со временем, обозначается исходя из того, какой вид деятельности является ведущим в данный период жизнедеятельности, или социально-значимым. Данная таблица периодизации психического развития отображает, какие социально-значимые навыки необходимо формировать исходя из потребностей.

Предметно-практическая и познавательная деятельность педагогической психологии – процессы усвоения и передачи общественного опыта человеком. Рассматривая общественно-исторический подход к изучению психики человека, А.Н. Леонтьев сделал акцент на том, что у человека, в противовес животным, есть не два вида опыта, а три. Один из них – врождённый опыт, он схож по алгоритму работы с тем, который имеется у животных, но ограничен по объёму и осуществляет работу в помощь приобретения другого опыта. Другой, это индивидуальный опыт, который строится на врождённом опыте. Следующий, существенно новый опыт, это социальный, на его базе развивается по своим принципам человеческая психика.  Разница в том, что социальный опыт различается по своему содержанию, по способу его получения. Педагогическая психология рассматривает законы, по которым осуществляется процесс приобретения человеком социального опыта.

Суть процесса формирования социально-значимых умений направляет на деятельностный характер организации учебно-воспитательных процессов, на надобность обеспечения включенности всех обучающихся в ситуации взаимодействия и в процессы рефлексии.  

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга критериев и вероятностей развития личности, сформировавшихся или специально созданных в образовательном учреждении и оказывающих значительное воздействие на характер образовательного процесса.

Изучая труды В.В. Давыдова, В. К. Дьяченко, Н. В. Калининой, М. А. Мкртчяна, В.И. Слободчикова, В.И. Панова и др. можно определить требования к образовательной среде, содействующей становлению социально-значимых умений обучающихся. Ключевой целью подобной образовательной среды считается становление у ребёнка способности быть субъектом собственного развития. Предметные познания, умения и способности из цели преобразуются в средство развития ребёнка. Обучающийся считается полноправным субъектом учебного процесса, что выказывается в том, что ребёнок включается в процессы планирования, целеполагания, рефлексии и организации собственной учебной деятельности и образовательного процесса в целом.

Так как процесс формирования социально-значимых умений содержит стиль, он станет эффективным, в случае если в классе формируются различные ситуации взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателями, включения детей в различные типы деятельности (коммуникативную, познавательную, управленческую). В связи с этим, основным типом отношений в коллективе считается сотрудничество. Образовательная среда, содействующая формированию социально-значимых умений обучающихся, характеризуется вариативностью, т.е. в ней есть варианты выбора маршрута, способов и средств, скорости обучения в зависимости от персональных различий обучающихся.  

Для увеличения эффективности формирования социально-значимых умений используются также игры-драматизации с разыгрыванием обстановок взаимодействия, игровые упражнения, нацеленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта. Для этого всеми педагогами должны быть реализованы специальные программы обучения детей конкретного класса навыкам социального взаимодействия. Это позволит овладеть социальными навыками всем обучающимся без исключения.

Социально-значимые умения у обучающихся строятся на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той развивающей атмосферой, которая сегодня создается преподавателем в классе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф, Голованова –  СПб.: Речь, 2004. –   272 с.
  2. Калинина, Н. В. Психология социальной компетентности школьников / Н.В. Калинина  –  Самара, 2005  –  296 с.
  3. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. –   М., 2009. –   290 с.
  4. Мудрик А. В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. –   М.: Академия, 2010. –   57 с.
  5. Коджаспирова, Е.В. Педагогический словарь / Е.В. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. –   М: Академия, 2000. –  176с.
  6. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко  –  2008. –  645 с.
  7. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. –   2001. –   №4. –  С.16-19.
  8. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. –   М., 1995. –   С.42-57.
  9. Маслова, И.А. Социализация подростка в воспитательном  пространстве учреждения дополнительного образования детей: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2007. – 23с. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003321529.pdf
  10. Сучкова, М.А. Формирование cоциально-значимых навыков на психологических занятиях. –   2012–15 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Мончегорская коррекционная школа» (ГОБОУ Мончегорская КШ)

В  целях  введения  федерального  образовательного  стандарта  образования  обучающихся  с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  бы...

Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)

Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития»....

Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики

Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"...

Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"

Презентация для педагогов начальной школы "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью  на уроках чтения  и речевой практики"...

Коррекционно – развивающее занятие с обучающимися с легкой умственной отсталостью 2 А класса. «Развитие познавательных базовых учебных действий на материале темы «Время года зима»»

Представлены разнообразные задания для развития познавательных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Данные задания можно использовать на уроках "Математика"...

Статья "Эффективные методы и приемы по развитию внимания у обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)"

В статье актуализируется значение внимания для успешного усвоения школьных знаний обучающимися. Представлены эффективные методы и приемы по развитию внимания у детей....