Консультация - практикум для родителей подготовительной группы "Фонематический слух - основа правильной речи"
методическая разработка

Слязина Ольга Анатольевна

Родители познакомятся с  понятием фонематический слух, с приемами развития фонематического слуха у дошкольников, а так же с играми, способствующими созданию условий для постоянной тренировки фонематического слуха у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rodit._fonematicheskiy_sluh.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб

Консультация – практикум

для родителей подготовительной группы

 «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Составила: учитель – логопед Слязина О.А.

Испорченный телефон

 Вячеслав Баширов

- Будьте добры,

позовите врача!

- Куда вы звоните,

какого грача?

- Врача позовите,

будьте добры!!

- Чего вы хотите,

какие бобры?

- Будьте бобры,

позовите грача!!!

- Если бодры,

так зачем же врача?

Цель нашей встречи обучить вас, родителей, играм, способствующим созданию условий для постоянной тренировки фонематического слуха у детей. Родители - активные участники в непрерывном образовательном процессе, потому что автоматизация приобретенных навыков не всегда удается в сроки, предусмотренные пребыванием ребенка в ДОУ. В домашней обстановке в общении с близкими, закрепление речевых навыков происходит легко и естественно благодаря тому, что обеспечивается максимальное количество повторений. Единство требований к ребенку в детском саду и дома тоже необходимо при формировании любых навыков и умений.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) на слух.  

При нормальном ходе речевого развития различение звуков на слух доступно детям начиная с двухлетнего возраста по Н.X. Швачкину.

Какова роль фонематического восприятия при формировании правильного произношения звуков речи?

По данным Р.Е. Левиной, P.M. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением звукопроизношения.

А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что благодаря слуховому контролю двигательный образ (артикуляция) звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой — с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком.

Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить» («Вопросы обучения произношению». М., 1937).

Только при четком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой.

Если ребенок испытывает затруднения в различении звуков на слух,

как этот факт отразится на речевом развитии?

Происходит нарушение звукопроизношения у детей в виде многочисленных звуковых замен. Ребенок не улавливает различия в звучании акустически и артикуляторно близких звуков (С-3, С-Ц, Р-Л и др.) В результате этого слова типа миска — мишка и лак — рак, различающиеся в произношении только одним звуком, воспринимаются ребенком на слух как совершенно одинаковые. Если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то вполне естественно, что у него отсутствует и стимул в совершенствовании своего звукопроизношения.

Кроме звукопроизношения исследователи отмечают, что фонематическое восприятие влияет на формирование слоговой структуры слов («небель», вместо «мебель», «коклета», вместо «котлета»). При нарушении фонематического слуха многие дети не чувствуют рифмы, а значит, и не поддаются ее организующему воздействию. Дети, не обладающие чувством ритма, учат стихи буквально «до слез», превращая их, по сути, в простой пересказ содержания стихотворения. Еще более важно, что ребенок плохо чувствует место ударения в слове, без чего невозможно подбирать проверочные слова, и это ведет к трудностям применения грамматических правил на практике, как бы хорошо они ни были выучены. Также фонематическое восприятие связано и с развитием лексико-грамматических представлений (восприятие и различение окончаний слов, приставок в однокоренных словах, общих суффиксов, предлогов)

Кроме того, без достаточно сформированной основы фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Это приводит к тому, что дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны, влияет на слоговую структуру слова и на развитие лексико-грамматических представлений.

Сейчас мы с ребятами покажем вам несколько упражнений на развитие фонематического слуха.

Игры с детьми «В гостях у Звуковичка»

1 Коммуникативная игра «Солныщко»

Вас приглашаю в гости к Звуковичку; покружились и на месте очутились

2 Упражнение «Послушай – Повтори слоги/ слова» (твердые – мягкие, глухие

– звонкие, акустически близкие звуки) Ка – га – ка, са – ся – са, па-па-ба, ша-

ша-са, жа-за-за, тя-тя-ча, са-за – са, ка – ха-ка, ва-фа-ва, ма-на-ма, та – па – ка,

ма – мо – му, мак- бак – так, ветка – сетка - клетка…

3 Игра «Помогите Звуковичку подобрать рифму». Какое из слов похоже.

4 Упражнение «Наведем порядок в Звуковых домиках Звуковичка» (твердый

– мягкий звук). Определи первый звук в слове и посели картинку в домик

мягких\твердых звуков.

Как без специального обследования предположить, что у ребенка запаздывает формирование фонематического слуха?

- Дети заменяют близкие по звучанию звуки в словах («небель», вместо «мебель», «та», вместо «да», «ми идем», вместо «мы идем»);

- Искажают слоговую структуру многосложных слов («павороз», вместо «паровоз»);

- С трудом воспроизводят за взрослым скороговорки, стихотворения;

- У детей нарушено звукопроизношение, множественные замены звука (Пр.: в слове «шуба» звук «Ш» заменяется на другие звуки: хюба, сюба, кюба).

Практическая работа с родителями

Какие существуют методы и приемы развития фонематического слуха?

Отработаем умение организовать с ребенком игру дома, т.к. делая что-либо, люди учатся быстрее, чем во время обсуждения.

Развить у ребёнка способность к различению звуков речи можно показав ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом различие в звучании несколько утрируется, специально подчёркивается, чтобы для ребёнка оно стало более заметным.

Приведём для примера некоторые используемые в логопедической практике способы.

При не различении на слух пары звуков (Ж-З) можно сравнить эти звуки со звуками окружающей природы. Скажите ребёнку, что звук Ж похож на жужжание жука (Ж-Ж-Ж- Ж-Ж), а звук 3 — на писк комара (З-З-З-З-З) и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и “тонкий”, а жужжание жука более низкое, “густое” и чуть приглушённое. Обратите внимание ребёнка и на различное положение губ при этих звуках (при 3 — улыбка, при Ж — губы округлены и выпячены вперёд). Дайте ребёнку возможность ещё раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого Вы в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз задаёте ребёнку один и гот же вопрос: “Жук или комар?” Сначала ребёнок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придётся перейти к чисто слуховой дифференциации звуков — для этого прикрывайте от ребёнка свой рот листочком бумаги.

После того как будет достигнуто различение неречевых звучаний, свяжите писк комара со звуком 3, а жужжание жука — со звуком Ж, сразу познакомив ребёнка и с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребёнок показывает соответствующую букву (обе буквы должны обязательно лежать перед ним).

 При работе над различением всех шести пар звонких и глухих согласных (П-Б и др.) очень важно привлечь внимание ребёнка к тому, что все звонкие согласные произносятся с голосом, тогда как глухие — без голоса, шёпотом. Для лучшего понимания этой особенности звучания звонких и глухих согласных звуков можно приложить руку ребёнка к Вашей гортани (то есть к передней части шеи) и попеременно произносить то П, то Б и т.д. При произнесении звонких согласных рука при этом ощущает вибрацию, а при произнесении глухих — этого ощущения нет.

В целях облегчения слуховой дифференциации мягких и твёрдых согласных обратите внимание ребёнка на то, что тон звучания мягких звуков несколько выше, чем соответствующих твёрдых (сравните, например, ЗЬ и З).

Любая “отрабатываемая” пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребёнок не научится улавливать различие в их звучании.

Далее нужно поупражнять ребёнка в различении этих же самых звуков в словах, для чего могут быть предложены следующие задания:

Хлопнуть в ладоши (или показать соответствующую букву), если в слове будет слышен звук Ж. При этом сначала в предлагаемых ребёнку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук Ж надо произносить несколько подчёркнуто. Аналогичное задание: хлопни на звук З, топни на звук Ж.

Вспомнить и назвать несколько слов сначала со звуком 3, а затем со звуком Ж. Показать соответствующие буквы.

Игра- соревнование «Кто больше подберет слов на заданный звук?»

Вспомнить и назвать слова со звуком З из короткого стихотворения.

Разложить картинки, в названиях которых содержатся звуки 3 или Ж, под соответствующими буквами. (Перед ребёнком кладутся буквы 3 и Ж и картинки, ребенок сортирует картинки).

Упр. «Послушай, повтори слоги/ слова»

Совместный с родителями звуковой анализ слова весна

Все приведённые здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребёнок не научится свободно справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что он научился различать звуки на слух.

Обратная связь.

Родители делятся впечатлениями.

Над какой проблемой хотите дополнительно поработать?

Чем отличается фонематический слух от звукового анализа 

(при норме речевого развития ребенка)?

- Фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует специального планомерного обучения.

- Фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.

- Фонематическое восприятие формируется в период от года до двух лет, звуковой анализ — в более позднем возрасте.

- Фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, а звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

В алфавите русского языка насчитывается 33 буквы.

Звуков в русском языке — 42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух-основа правильной речи

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...

Презентация"Ф онематический слух - основа правильной речи"

Уровни развития фонематического слуха....

Презентация"Фонематический слух - основа правильной речи"

Уровни развития фонематического слуха....

Семинар: "Фонематический слух - основа правильной речи"

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...

Консультация для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха - основа правильной речи"

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков,  основой успешного освоения письм...