Mетодические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму.
методическая разработка

Матюшкова Наталья Юрьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx65.6 КБ

Предварительный просмотр:

Mетодические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму

Для первоклассников это очень важно, так как развитая моторика необходима для усвоения школьной программы. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладывается в общий темп работы. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Отсюда, плохая речь, мыслительные операции развиты ниже среднего. Такие дети с трудом пересказывают, не улавливают главную мысль, слабо составляют рассказ по картинкам. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.

Необходимо уделить внимание вопросу о детях, пишущих левой рукой.

Это не патология, а особая организация работы мозга. Учёные установили, что 90% людей - правши, 10%- левши.

Нельзя переучивать ребёнка, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.

К пяти годам у ребёнка уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности. Есть специальные методики выявления ведущей руки у детей дошкольного возраста.

К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

№1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается."

"Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим.

1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть "подушечка":

2. На эту "подушечку" укладываем ручку :

3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху :

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

- Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка, свет при письме падает слева

- Сидим прямо.

- Ноги вместе.

- Между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см.

- Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.

- Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.

- Оба локтя лежат на столе.

Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье."

Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки и упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости.

Упражнения на укрепление мышц руки

Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.

Различные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.

Закрашивание. Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.

Цель: освободить руку ребёнка от зажима, сделать её уверенной и послушной. Это необходимо для письма.

Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму.

Срисовывание различных графических образов.

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.

Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог. 

Упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости

К упражнениям, которые способствуют ориентированию  детей в пространстве и на плоскости, относят упражнения в раскрашивании и рисовании. Именно на бумаге ребенок учится определять положение объектов в пространстве и относительно друг друга.

Также к эффективным заданиям относят задания, предложенные Б. Никитиным.

1. Кто сумеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3 точки, по 4 точки и так далее. Малыш при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать

2. Кто сумеет ставить точки «на перекрестке», то есть на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек – от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения – весь треугольник из точек, как на рисунке.

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?

4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?

5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и так далее?6. То же, но кружки расположить иначе (в «колонку»).

7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?

8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами.

10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Итак, можно сделать вывод:

Не владея методикой обучения письму, вы научите неправильно, и ребёнка надо будет переучивать. Это очень сложный процесс. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.

Нельзя переучивать леворуких детей, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.

Для подготовки руки будущего первоклассника необходимо:

Научить держать правильно ручку. Чем раньше ребёнок взял ручку и ей рисует, обводит, тем твёрже становится его движения при письме и меньше устаёт рука.

При поступлении в первый класс ребенок должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка. Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Развитая рука - залог успешности в учёбе ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников

Разнообразные способы обучения чтению будущих первоклассников...

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников (презентация).

Данный материал предназначен для родителей и педагогов. На что необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе? Нуждается ли дошкольник в помощи учителя-логопеда? Эти и другие вопросы осве...

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников

требования к речевому и общему развитию учеников 1 класса лежат в основе успешного овладения русским языком....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу – важный этап как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы, прежде всего, интересуют родителей. Сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной про...

рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Рекомендации учителя логопеда родителям будущих первоклассников....

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Полезый и краткий по содержанию материал в формате презентации, будет полезен как для родителей, так и для педагогов. Содержит рекомендации по подготовке детей к более успешному овладению учебными нав...

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс?...