Профессиональная подготовка детей с ОВЗ
консультация

Бедских Ирина Владимировна

Создание условий
для детей с ОВЗ
при профессиональной подготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 17.11.2016_kruglyy_stol.ppt697 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Слайд 2

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст.79 3.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность , и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 3

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст.34 п.2 Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Слайд 4

Цели обучения: Получение образования в соответствии со способностями и возможностями детей в адекватной их здоровью среде обучения Адаптация и интеграция обучающихся в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни Условием достижения цели является коррекционная направленность обучения и воспитания.

Слайд 5

Задачи обучения детей с умственной отсталостью 1. Специальные: Коррекция недостатков психофизического развития Лечебно-профилактическая и оздоровительная работа Профессионально-трудовая подготовка 2. Общие: Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей Формирование мировоззрения Освоение знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности.

Слайд 6

У детей с особыми образовательными потребностями наблюдается: Стойкое, необратимое нарушение (поражение) познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга (врожденного или приобретенного), а также эмоционально - волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга .

Слайд 7

У детей поражение нервных клеток ГОЛОВНОГО мозга может произойти в период внутриутробного развития, в период РОДОВ мамы или в первые ТРИ года жизни. Многие из детей практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Слайд 8

Характеристика групп детей с умственной отсталостью по обучаемости (по В.В. Воронковой) Первая группа (успевающие при фронтальном обучении): Доступен уровень обобщения учебного материала, предусмотренный учебной программой. Способны к переносу знаний (при незначительном изменении задания не испытывают трудностей). Усваивают материал относительно сознательно, могут комментировать свои действия в процессе выполнения упражнений, объяснять способ выполнения задания. Им достаточно фронтального объяснения нового материала, задания на закрепление они, как правило, выполняют самостоятельно. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого (поощрение, поддержка).

Слайд 9

Вторая группа (достаточно успешно усваивают программу школы VIII вида) Понимают и запоминают учебный материал, но сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя не могут. Сохраняют усвоенный материал в памяти. Доступен перенос знаний в новые условия, но при этом снижают темп работы, допускают ошибки. Небольшая помощь оказывается достаточной для исправления ошибок. Могут объяснить свои действия, хотя эти объяснения недостаточно точны и менее развернуты. При выполнении всех видов работ проявляют меньшую самостоятельность по сравнению с первой группой. Нуждаются, как в стимулирующей, так и в организующей помощи учителя.

Слайд 10

Третья группа (с трудом усваивают учебный материал): Мало способны к обобщениям, даже с помощью учителя им трудно разграничивать главное и второстепенное в учебном материале. Могут запомнить выводы. В основном не теряют приобретенных знаний и умеют их применять при выполнении аналогичного задания, но несколько измененное задание воспринимается как новое. Характерно недостаточное осознание материала, необходимость специальной работы для осознания; Необходимо дополнительное объяснение, недостаточно фронтального. Значительная помощь нужна в начале выполнения задания, после чего могут работать самостоятельно. Нуждаются во всех видах помощи: стимулирующей, организационной, содержательной в словесной, наглядной и практической формах.

Слайд 11

Четвертая группа (овладевают учебном материале на низком уровне в значительно меньшем объеме, чем предлагает программа СКШ): Не могут делать выводы и обобщения в материале. Каждое последующее задание воспринимается как новое (перенос недоступен); Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. При фронтальном объяснении дети не понимают учебный материал. На этапе закрепления они способны выполнять задания только при условии четкого образца, многократных объяснений задания, постоянном внешнем контроле. Основной вид помощи – содержательная. Не всегда помогает помощь учителя в виде прямой подсказки. Дети не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение.

Слайд 12

Особенности интеллектуальной (умственной) и практической деятельности детей с умственной отсталостью в целях определения специфики методики их трудового обучения и профессиональной подготовки неустойчивость и плохая переключаемость внимания; нарушение памяти (особенно низок объем кратковременной оперативной памяти); замедленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций и скорости протекания психических процессов; нарушение способности к обобщению, анализу, синтезу, установлению причины и следствия, связей и отношений; расстройство аналитико-синтетической деятельности. при решении любых вопросов они исходят из конкретной ситуации, при этом у них преобладает конкретно-ситуационная оценка действительности.

Слайд 13

Относительно устойчивы у лиц с легкой умственной отсталостью процессы практической деятельности, что при оптимальной нагрузке компенсирует умственную недостаточность. Необходимо учитывать, что успешность учебно-познавательной и практической деятельности, как и всяких других, определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля поведения, уравновешенностью в межличностном общении.

Слайд 14

Для облегчения освоения трудовых навыков необходимо: предоставить свободный темп работы, добиваясь автоматизации действий, не требуя самостоятельного планирования; использовать наглядно-практический метод обучения. В результате сформируется трудовой стереотип, который способствует успешной врабатываемости.

Слайд 15

Специальные образовательные условия: 1.Специальные образовательные программы. 2.Адекватная среда жизнедеятельности. 3.Проведение коррекционно-педагогического процесса олигофренопедагогами, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом 4.Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. 5. Обязательный учет особенностей развития каждого ребенка. 6. Применение специальных методов и средств обучения и воспитания.

Слайд 16

Методика обучения лиц с легкой умственной отсталостью: низкий уровень развития внимания, восприятия и особенности памяти требуют постоянной активизации и концентрации внимания воспитанников на существенных признаках; необходимо сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий (основной упор делается на наглядно-практические методы обучения); замедленное произвольное и зачастую более развитое механическое запоминание диктуют необходимость многократного повторения наиболее важного материала в течение длительного времени;

Слайд 17

Методика обучения лиц с легкой умственной отсталостью: низкий уровень владения такими процессами, как анализ, синтез, абстрагирование, требует опоры на практически-действенное мышление, однако при этом необходимо продолжать развивать эти мыслительные процессы; из особенностей восприятия и речи вытекает необходимость отказа от длительного и частого использования словесных методов (особенно надо избегать лекций), большого количества пространных записей в тетради, в то же время педагог должен говорить, четко выговаривая слова, особенно новые термины; учитывая эмоциональную неуравновешенность, необходимо на занятиях поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу без крайностей в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций, с пониманием, чуткостью и терпением воспринимать смены настроения, беспричинную злобность или эйфорию.

Слайд 18

Эффективная профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью возможна с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации, что требует выполнения следующих условий: изучение учебных групп с последующим делением их на подгруппы в зависимости от особенностей учебно-познавательной и практической деятельности; выработка программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе; составление тематических и поурочных планов в соответствии с особенностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам; осуществление дифференцированного обучения с выборочным использованием методов, приемов, средств организации занятий; осуществление периодического текущего и заключительного подведения итогов дифференцированного обучения.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям в подготовке детей к профессиональному выбору.

Данный материал является консультацией и рекоминдациями для родителей 6-9 классов, в подготовке детей к профессиональному выбору, к профилному обучению в старших классах....

Рекомендации родителям в подготовке детей к профессиональному выбору.

Данный материал является консультацией и рекоминдациями для родителей 6-9 классов, в подготовке детей к профессиональному выбору, к профилному обучению в старших классах....

Рекомендации родителям в подготовке детей к профессиональному выбору.

Данный материал является консультацией и рекоминдациями для родителей 6-9 классов, в подготовке детей к профессиональному выбору, к профилному обучению в старших классах....

Рекомендации родителям в подготовке детей к профессиональному выбору.

Данный материал является консультацией и рекоминдациями для родителей 6-9 классов, в подготовке детей к профессиональному выбору, к профилному обучению в старших классах....

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха

Профориентационная работа с учащимися с нарушениями слуха...