Публичное выступление для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "«Буллинг - проблема детского коллектива и создание безопасной среды в школе и семье для её устранения».
статья

Бедских Ирина Владимировна

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Травля, агрессивное преследование одного ребенка другим, это явление с долгой историей. Но сегодня его масштабы становятся все заметнее: согласно данным ВОЗ, 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15 - летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались буллингом, причем 20% - многократно (данные представлены за  2018 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie.docx22.8 КБ
Файл publichnoe_vystuplenie_bedskih_i.v.pptx485.07 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное выступление на тему: «Буллинг - проблема детского коллектива и создание безопасной среды в школе и семье для её устранения».

«Ни одна травля не закончиться, пока травящие не научатся ответственности».

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Травля, агрессивное преследование одного ребенка другим, это явление с долгой историей. Но сегодня его масштабы становятся все заметнее: согласно данным ВОЗ, 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15 - летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались буллингом, причем 20% - многократно (данные представлены за  2018 год).

В начальной школе насилие начинается с рэкета - когда старшеклассники отбирают у младших деньги и мобильные телефоны. У детей 11- 15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Боль, одиночество, чувство безысходности, которые испытывает жертва преследования, очень точно показаны Роланом Быковым в фильме «Чучело» - они узнаваемы и сегодня. Могу с уверенностью сказать, что данная тема является очень актуальной в образовании на сегодняшний день, так как, сама столкнулась с этой проблемой и являлась жертвой буллинга в период обучения в школе.

С чего же всё начинается? Почему так происходит? Почему именно я стал жертвой? - может спросить себя затравленный. На самом деле, жертвой может стать абсолютно любой ребёнок, только потому что, именно в какой-то определённый момент он может чем-то не угодить, не понравиться. Им может стать любой школьник, даже сильный, способный противостоять давлению группы одноклассников. Но некоторые дети невольно провоцируют сверстников и чаще других становятся жертвами травли. Среди них - те, кто необычно одет или «странно» ведет себя, кто неряшлив, неопрятен. Или мальчики и девочки, которые не могут дать отпор, или очень чувствительные дети, так как, их нетрудно вывести из себя, заставить рыдать.

Школьники, которые легче ладят со взрослыми, чем с одноклассниками, по любому поводу жалуются учителю и ходят за ним «хвостиком», тоже вызовут скорее раздражение, чем симпатию класса. Часто жертвой буллинга становится новый ученик, отличающийся от одноклассников, - например, более открытый, инициативный, честный. И дети отвергают «чужака». Наконец, бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.

Начинает травлю всегда один: чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься. Остальные дети, наблюдая за действиями буллера - травящего, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться, от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию.

Оскорбления одноклассников, клевета, вымогательство - зачастую, это может происходит в школах с отрицательной атмосферой, где человеческое достоинство воспринимается как ценность, где большинство детей апатичны и разочарованы, где их потребность в признании и понимании не удовлетворена. И напротив: в том коллективе, где уважительное отношение к себе и другим норма, а оскорбление чести любого человека считается нарушением более тяжелым, чем прогул или вандализм, каждый случай вражды или травли становится событием исключительным. Как правило, проявления буллинга не зависят от статуса школы.

Кто же становиться буллером? Как его вычислить? Эти дети растут без запретов, не знают, что такое авторитет родителей. И в то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает у них сильную агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей, он ищет себе подходящую мишень. В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такому ребенку легче контролировать свое поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров - это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, самоценности, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей, доказывать собственное превосходство.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения несомненна. В настоящее время, проблема психологической безопасности приобрела решающее значение. Происходящие в обществе изменения, привели к изменениям в жизни человека и  играют двоякую роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой - оказывают неблагоприятное воздействие.

Психологически безопасная образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, возможностей для её развития, состояние её психологической защищённости, а также способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия содержащихся в социальном и пространственно - предметном
окружении.

Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить из того, что все участники учебного процесса должны быть защищены.

Показатели психологической безопасности в образовательной среде:
- низкий уровень психологического насилия;
- положительное отношение к главным параметрам образовательной среды у всех её участников;
- высокий уровень удовлетворенности школьной средой.

Для обеспечения психологически безопасной образовательной среды в коллективе учащихся необходимо:

- регулярно, целенаправленно и профессионально воздействовать на всех участников образовательно-воспитательного процесса;

- стремиться к гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса;

- проявление индивидуальной помощи ученику в решении тех задач, которые актуальны на определенном этапе его жизни, а также оказывать ему помощь в процессе социализации в условиях школы.

Действия педагога, если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга:

- Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

- Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет  ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

- Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

- Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет  ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).

- Я ценю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет  ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями (школьная служба медиации).

Как показывают исследования и наблюдения, работа педагога по созданию психологически безопасной образовательной среды заключается в работе по трём направлениям:

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- работа с учащимися.

Работа с ребёнком:

Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость .«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.

Я ценю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет  ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Работа с родителями:

Посоветовать вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу:

- не показывать своё превосходство над другими;

-не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;

-не  хвастаться ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;

-не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам;

-не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;

-не демонстрировать свою физическую силу;

-не показывать свою слабость;

-своими увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя;

-одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему.

Работа с педагогами:

- в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями учащихся;

- раскрыть возможные проблемы на пути их организации психологически безопасной образовательной среды;

- показать способы преодоления данных проблем.

Методами просвещения могут выступать круглые столы, тренинговые занятия, семинары.

Таким образом, все вышеизложенное позволило сделать вывод о том, что психологическую безопасность в образовательном учреждении необходимо рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, обеспечить психосоциальное благополучие для всех участников образовательного процесса.

Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Буллинг - проблема детского коллектива и создание безопасной среды в школе и семье для её устранения» Докладчик: в оспитатель ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 10» Бедских Ирина Владимировна

Слайд 2

«Ни одна травля не закончиться, пока травящие не научатся ответственности».

Слайд 3

Буллинг - длительное, агрессивное преследование психологического или физического характера со стороны одного лица или группы в отношении одного человека, не способного себя защитить.

Слайд 4

Формы буллинга Психологическая: угрозы насмешки клевета Физическая: толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы

Слайд 5

Чаще всего жертвами буллинга могут стать дети, которым у которых есть данные признаки: - физические недостатки - носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; - особенности поведения - замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; - особенности внешности - рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

Слайд 6

- неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; - страх перед школой, не успешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию; - отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); - болезни - эпилепсию , тики, заикание, энурез, нарушения речи - дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.; - низкий интеллект и трудности в обучении.

Слайд 7

Буллер Властные авторитарные семьи Семьи , с конфликтными семейными отношениями Неполные семьи Семьи, с негативным отношением к жизни

Слайд 8

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения несомненна. В настоящее время, проблема психологической безопасности приобрела решающее значение. Происходящие в обществе изменения, привели к изменениям в жизни человека и играют двоякую роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой - оказывают неблагоприятное воздействие.

Слайд 9

Психологически безопасная образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, возможностей для её развития, состояние её психологической защищённости, а также способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия содержащихся в социальном и пространственно - предметном окружении.

Слайд 10

Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить из того, что все участники учебного процесса должны быть защищены.

Слайд 11

Показатели психологической безопасности в образовательной среде: -низкий уровень психологического насилия; - положительное отношение к главным параметрам образовательной среды у всех её участников; - высокий уровень удовлетворенности школьной средой.

Слайд 12

регулярно, целенаправленно и профессионально воздействовать на всех участников образовательно-воспитательного процесса; стремиться к гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; проявление индивидуальной помощи ученику в решении тех задач, которые актуальны на определенном этапе его жизни, а также оказывать ему помощь в процессе социализации в условиях школы . Для обеспечения психологически безопасной образовательной среды в коллективе учащихся необходимо:

Слайд 13

Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства). Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту). Действия педагога, если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга:

Слайд 14

П ри установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. Администрация , совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. Непосредственная работа с жертвами и преследователями (школьная служба медиации). Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

Слайд 15

работа с родителями; работа с педагогами; работа с учащимися. Как показывают исследования и наблюдения, работа педагога по созданию психологически безопасной образовательной среды заключается в работе по трём направлениям:

Слайд 16

Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку . Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость .«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло ». Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Я ценю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту). Работа с ребёнком

Слайд 17

Посоветовать вашему ребёнку , для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу : не показывать своё превосходство над другими; не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода; не хвастаться ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями ; не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам; (не плыть против течения своего коллектива); Работа с родителями

Слайд 18

не давать повода для унижения чувства собственного достоинства; не демонстрировать свою физическую силу; не показывать свою слабость ; своими увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя; одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему.

Слайд 19

в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями учащихся; раскрыть возможные проблемы на пути их организации психологически безопасной образовательной среды; показать способы преодоления данных проблем. Методами просвещения могут выступать круглые столы, тренинговые занятия, семинары. Работа с педагогами

Слайд 20

Таким образом, все вышеизложенное позволило сделать вывод о том, что психологическую безопасность в образовательном учреждении необходимо рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, обеспечить психосоциальное благополучие для всех участников образовательного процесса.

Слайд 21

Разгневан - потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно…

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Создание информационной среды в школе

Программа создания информационной среды в школе...

Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».

В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....

Создание воспитывающей среды в школе

Творческая работа включает в себя теорию и опыт работы....

"Создание здоровьесберегающей среды в школе - интернате"- выступление на школьной научно - практической конференции.

В коррекционном образовательном учреждении обучаются дети с ОВЗ. Кроме того, многие из них подвержены вредным привычкам. Режимные моменты, внеклассные мероприятия, учебная деятельность должны быть про...

Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды в школе

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А пан...

Программа создания безопасной среды в школе

В программе прописаны цели, задачи, направления и формы работы...