"Создание здоровьесберегающей среды в школе - интернате"- выступление на школьной научно - практической конференции.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

В коррекционном образовательном учреждении обучаются дети с ОВЗ. Кроме того, многие из них подвержены вредным привычкам. Режимные моменты, внеклассные мероприятия, учебная деятельность должны быть проникнуты стремлением педагогов к сохранению здоровья учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование ценностного отношения к здоровью у учащихся во внеурочное время.

 (выступление на  школьной научно – практической конференции).

Джанаева С. А. – воспитатель ГКС(К)ОУ «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г. Моздок.


Современная российская школа в условиях модернизации образования
призвана создать условия для разностороннего развития личности, усвоения
учащимися определенной суммы знаний, формирования умений и навыков,
соответствующих запросам социума. Однако за последние годы ухудшение
здоровья школьников приобрело такие масштабы, что ставит под сомнение
успех не только проводимых преобразований, но и несет угрозу для
выживания нации, сохранения ее генофонда. По мере взросления число
абсолютно здоровых детей сокращается. Растет число учащихся,
систематически употребляющих наркотики, алкоголь. Отмечена угрожающая
динамика заболеваний, передающихся половым путем среди школьников.
Больному школьнику чрезвычайно трудно получить полноценное образование. Заболевания часто нарушают процесс социализации, снижают вероятность достижения успехов в профессиональной сфере, уменьшают шансы создать семью и родить здоровых детей. В этих условиях проблема здоровья школьников вышла за рамки медицины и приобрела междисциплинарный характер. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся - дело не только школьников, 
 родителей, врачей, но и педагогов, психологов, социальных работников.

  Одной из причин ухудшения состояния здоровья является безответственное отношение к нему со стороны школьников. В системе жизненных ценностей российской молодежи здоровье не занимает ведущих позиций. А ведь именно осознание значимости здоровья формирует стремление заботиться о нем, вести здоровый образ жизни. В связи с этим необходимо сосредоточить усилия на определении организационно-педагогических основ формирования ценностного отношения школьников к здоровью в условиях современной российской школы.

При выделении огромного разнообразия здоровьесберегающих факторов в современной отечественной педагогике проявляется усиление тенденции к признанию определяющей роли факторов, связанных с образованием школьников. Для современной педагогики характерна реинтеграция здоровья в систему общечеловеческих ценностей, доминирования ее личной значимости, связанной с реализацией потребностей человека, процессом карьерного аспекта социализации, все большее значение приобретает национально - государственный подход в оценке значимости здоровья; признается богатый потенциал школы как фактора формирования ценностного отношения учащихся к здоровью; доминирующие организационно- педагогические условия формирования ценностного отношения учащихся к здоровью в практике современных российских школ связаны с использованием содержания образования, внедрением разнообразных организационных форм и методов в контексте мирового цивилизационного развития с учетом зарубежного опыта. Однако в России превалирует информационный подход в образовании, стремление дать как можно больше знаний по вопросам, связанным с сохранением здоровья, в разработке и внедрении новых программ, способствующих формированию ценностного отношения школьников к здоровью, преобладает валеологический подход; господство классно - урочной системы в России, нехватка специалистов, свободных помещений предопределили доминирование  фронтальных форм организации занятий; остается не до конца задействован позитивный потенциал такого эффективного метода формирования ценностного отношения учащихся, как пример учителя.

  Ключевая идея нашей воспитательной системы – это определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В связи с возрастными особенностями, развивающая работа связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутри личностных противоречий.

 Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. Одной из важных форм деятельности, поэтому является организация игр-тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками, не потому, что «нужно и полезно», а потому что это интересно.

 Важной задачей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей помогает детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома.

У детей, как правило, именно в школе формируются дружеские отношения, поэтому на занятиях педагог учит детей ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками. Обучение правилам «цивилизованного» продуктивного общения – задача, которую решают учителя  на уроках.

 Нам всем в жизни приходится кому-то в чем-то отказывать. Делать это крайне неприятно, но иногда необходимо. Ребенок часто не имеет понятия, как проявить твердость, когда к нему обращаются с просьбами, которые он не может выполнить. Для того чтобы пореже обращались с разными неприятными просьбами, мы учим сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «посмотрим», или «там будет видно». Эти обороты очень похожи на обещания. Помимо этого дети учатся четко, ясно, спокойно объяснять свою позицию, прибегать к специальным техникам отказа.

Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание «правильных ответов». От учителя зависит, в какие краски будет раскрашена жизнь их воспитанников.

Системообразующий вид деятельности – игра «Мы растим «цветок здоровья». Символ игры – «цветок здоровья». На собрании этот «цветок здоровья» был представлен родителям: Горшочек с землей, в котором находятся корни «цветка», – это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями –направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка – словоребенок. Лепестки цветка – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, – оказывающие влияние на основные знания и увлечения. Для учащихся названия лепестков звучат так: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения».

 

 Своё  сообщение  я хочу закончить  словами замечательного русского педагога В.А. Сухомлинского, очень внимательно относившегося к здоровью своих воспитанников, понимая, что именно здоровье выступает мерой качества жизни: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”.

По мнению большинства учёных, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка вопросами собственного здоровья, исследования и оценки его состояния, его резервов, путей развития и сохранения.

Здоровье – понятие во многом субъективное. Культура, традиции, стиль общения в семье и степень информированности ребёнка формируют его представление об окружающем мире и собственном здоровье. И мы, взрослые, должны сделать всё для того, чтобы как можно больше становилось людей, неравнодушных к своему здоровью и проблеме сохранения здоровья будущего поколения. И чтобы у всех нас здоровье было не просто отсутствием болезней, а положительным отношением к себе и окружающим, свободой выбора счастливой, благополучной, полезной и интересной жизни.

В школе – интернате педагоги проводят достаточно много мероприятий по формированию у учащихся понятий ЗОЖ: беседы, лектории, классные часы. Учителя реализуют здоровьесберегающие технологии: физминутки, соблюдение санитарно-гигенического режима в кабинетах. Учителя труда много уделяют времени обучению правил безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. Учителя предметники реализуют дифференцированное и индивидуальное обучение с учетом психофизических особенностей развития обучающихся.

В сентябре месяце проводился День здоровья, Весёлые старты. Это тоже способствует формированию физического здоровья.

Но зачастую мы останавливаемся на 1 этапе – формирования понятий. Но самое главное – формирование убеждений и грамотных осознанных действий учащихся – проходит не так эффективно. Прежде всего нужно твердо побуждать детей к здоровому образу жизни, контролировать их свободное времяпрепровождение – на переменах, во внеурочное время. Нужно изменить и формы работы: беседы на диспуты, ролевые игры.

Мы провели анкетирование учащихся на определение их ощущений состояния собственного здоровья.

Виды недомоганий

всегда

часто

иногда

никогда

5-6

7-8

9

5-6

7-8

9

5-6

7-8

9

5-6

7-8

9

Сонливое состояние

0

-

-

8%

28%

10%

60%

60%

80%

32%

12%

10%

Раздражительность,

Невозможность сосредоточиться

5%

30%

10%

50%

40%

40%

15%

60%

50%

Головные боли

5%

10%

12%

20%

60%

60%

40%

25%

28%

40%

Боли в желудке

10%

10%

8%

10%

10%

48%

50%

40%

44%

50%

40%

Абсолютно здоровыми себя считают 2 учащихся: 1 из 5 кл, 1 – из 9 кл, а это составляет 1%..

Самый высокий процент болезненных субъективных ощущений наблюдается у мятежных 7 – 8 классов. А это говорит о том, что трудный подростковый возраст им переживать сложно. Нужно им помогать.

Здоровье – понятие во многом субъективное. Культура, традиции, стиль общения в семье и степень информированности ребёнка формируют его представление об окружающем мире и собственном здоровье. И мы, взрослые, должны сделать всё для того, чтобы как можно больше становилось людей, неравнодушных к своему здоровью и проблеме сохранения здоровья будущего поколения. И чтобы у всех нас здоровье было не просто отсутствием болезней, а положительным отношением к себе и окружающим, свободой выбора счастливой, благополучной, полезной и интересной жизни.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Элективный курс «Деловой русский язык в школе» Выступление на Международной научно-практической конференции

Рассказ об опыте работе со старшеклассниками на элективных курсах "Деловой русский язык"...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Копылова Олеся 5 класс "Вычислительные приспособления и устройства" выступление на школьной научно-практической конференции "Шаг в науку".

Вычислительные приспособления и устройства Я выбрала эту тему, потому что считаю, что тема изучения истории математики и информатики важна и актуальна, так как математика и информатика используются во...

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"...

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"...

Презентация выступления на межрегиональной научно-практической конференции "Сельская школа: состояние, проблемы, пути решения"

В данном выступлении отражены пути поиска педагогических технологий, наиболее адаптированных для работы в малочисленных классах сельской школы....

Исследовательский проект «Экологический паспорт школы» (в рамках школьной научно-практической конференции)

Реферат исследовательского проекта "Экологический паспорт школы", который защищали ученики 11а класса МОУ"СОШ №20 г. Йошкар-Олы" на школьной научно-практической конференции в...