Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"
учебно-методический материал на тему

Данилова Татьяна Владимировна

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная технология «Интеллект» как инструмент формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе.

Слайд 1

Образовательный процесс современного общеобразовательного учреждения постоянно требует повышения своей эффективности. К наиболее  актуальным проблемам, решаемым в школах, относятся проблемы повышения качества обучения, развития интеллектуальных  способностей учащихся для формирования познавательных  универсальных учебных действий.

Слайд 2

 Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

- вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты в своих трудах писали об огромном развивающем значении русского языка как школьного учебного предмета.

Слайд 3

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель   подбирает и составляет упражнения,  в процессе выполнения которых у учащихся формируются   лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению   заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.   Реализовать  эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Слайд 4

Педагоги нашей школы, в том числе преподаватели русского языка и литературы, на протяжении нескольких лет  успешно применяют на уроках образовательную технологию «Интеллект», созданную научно-методической лабораторией Ломоносовской школой г.Москва под руководством доктора педагогических наук Марата Александровича Зиганова. Данная образовательная технология позволяет повысить эффективность учебной деятельности за счет применения на уроках упражнений, развивающих память, внимание, мышление и творческое воображение учащихся и способствующих  развитию познавательных УУД.

Сущность образовательной технологии «Интеллект» заключается в следующем:

В учебном процессе учащийся проявляет свои интеллектуальные способности в ходе восприятия учебной информации, ее переработки и применения на практике через такие виды речевой деятельности, как чтение, слушание, письмо, говорение. При использовании любого вида речевой деятельности учащийся проявляет способности запоминать, проявлять различные аспекты внимания, создавать образы и осмысливать информацию, то есть  задействовать такие психические качества, как память, внимание, мышление, воображение. От степени развития этих качеств зависит успешность его учебной деятельности на уроках и во время самоподготовки.

Слайд 5-8

Процесс применения ОТИ (образовательной технологии «Интеллект») требует определенных составляющих.

Достичь положительного результата при использовании ОТИ помогает системный подход в обучении в соответствии с разработанным учителем планом развития интеллектуальных способностей учащихся на основе журнала психолого – педагогического сопровождения, составленного индивидуально для каждого учащегося в классе психологом школы Чербовой Н.Е.  Каждый преподаватель ведет диагностическую карту, указывающую динамику роста уровня развития интеллектуальных составляющих учащегося, что позволяет отслеживать успешность  интеллектуального развития и планировать  дальнейшую работу.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся 6 класса осуществляется на основе использования сборника «Развивающие упражнения по русскому языку» под редакцией Т.Н.Макаровой и Н.В.Локаловой. Задания в нем разработаны по трем уровням: А,Б,С и различаются количественно и качественно (уровень А – самый простой, уровень В – средний, уровень С – самый сложный).Учащийся при выполнении задания выбирает тот уровень, с которым может справиться .На выполнение задания дается определенное время, а проверка осуществляется или педагогом, или самим учащимся по «ключу».

Рассмотрим несколько подобных  заданий. Слайд 9

При изучении темы  «Действительные и страдательные причастия» учащимся предлагается задание на развитие внимания и мышления, где ребятам необходимо распределить причастия на 2 группы и записать в соответствующую графу таблицы. При выполнении уровня А дается таблица – подсказка, в которой указаны суффиксы действительных и страдательных причастий, что существенно облегчает выполнение задания. При выполнения уровня В суффиксы уже не указываются, ученик должен их вспомнить сам, а при выполнении уровня С учащимся предлагается заполнить таблицу собственными примерами, используя все известные им суффиксы.

Слайд 10

При изучении темы «Н и НН в причастиях и прилагательных» ребятам предлагается выполнить упражнение на развитие внимания, в котором необходимо вставить пропущенные Н и НН. При выполнении уровня А после каждого слова с пропуском орфограммы указывается часть речи и критерий использования орфограммы, например «причастие с приставкой». В уровне В указываются только части речи и ученик должен сам выбрать правило правописания. При выборе уровня С нет никаких подсказок и ученику нужно самостоятельно указать условия выбора орфограммы.

Слайд 11

При изучении темы «Возвратное местоимение» учащимся предлагается выполнить упражнение на развитие слушания и памяти. Учитель читает фразеологизмы, в состав которых входит возвратное местоимение:

1.Чувствуйте себя как дома.

2.Читай про себя.

3.Возьми себя в руки.

4.Взять всю вину на себя.

5.Постоять за себя.

6.Прийти в себя.

7.Не нахожу себе места.

8.Владеть собой.

При выполнении задания учащимся предлагается прослушать фразеологизмы, запомнить как можно больше из них и записать. При выборе  уровня А нужно определить падеж возвратных местоимений, на уровне В определить их значение, а выполняя уровень С составить предложения с запомнившимися фразеологизмами.

Слайд 12

На развитие творческого воображения и письма при изучении темы «Пунктуация при причастном обороте» учащимся было предложено задание составить небольшой текст  под названием «Запятые в погоне за Причастным оборотом». При выполнении уровня А нужно было придумать рассказ, при выполнении уровня В – сказку, при выборе уровня С – написать репортаж. Данное задание вызвало у ребят повышенный интерес. Наиболее удачные работы будущих прозаиков, сказочников и репортеров были прочитаны в классе и получили заслуженное одобрение.

Слайд 13-14

Таким образом, упражнения на развитие мышления способствуют более глубокому осмыслению материала, учат анализировать и обобщать, строить логические цепочки, то есть готовят ребят к исследовательской работе. Задания на развитие внимания и памяти помогают быстро и эффективно сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки – повышают грамотность. Задания на развитие творческого воображения способствуют повышению интереса к изучению не только русского языка, но и других учебных дисциплин. А в целом использование образовательной технологии «Интеллект» на уроках русского языка способствует формированию познавательных учебных универсальных действий учащихся.

Список использованной литературы

Зиганов М.А. Образовательная технология «ИнтеллекТ».- НОУ «Ломоносовская школа»,2005

Макарова Т.Н., Локалова Н.В. Сборник развивающих заданий по русскому языку 6 класс.- Москва,2003

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1996.

Круглова Н. Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – СПб.: Питер, 2004.

Локалова Н.В. Как помочь слабоуспевающему ученику. М.: “Ось – 86”, 2005.

Образовательная технология «Интеллект»       как инструмент формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе.

     

                                   Преподаватель русского языка и литературы

                                                          МБОУ СОШ № 10 г.Струнино

                                                           Данилова Татьяна Владимировна

Действительные

Страдательные

-ущ-(-ющ),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-

-ем-(-ом-), -им-,-енн-(-ённ-), -нн-,-т-

Лимо…ый сок (прилаг.)

Разработа…ый проект (прич. с прист.)

Бракова…ый товар (отглаг. прил. с суффисом –ова_)

Страуси…ые перья (прилаг. с –ин-)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная технология «Интеллект» как инструмент формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе. Преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 г.Струнино Данилова Татьяна Владимировна

Слайд 2

Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека .

Слайд 3

Принципы организации уроков русского языка 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. 2. Принцип действенного подхода к обучению 3. Принцип обоснованного ответа. 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся

Слайд 4

О бразовательная технология «Интеллект» создана научно-методической лабораторией Ломоносовской школой г. Москвы под руководством доктора педагогических наук Марата Александровича Зиганова .

Слайд 5

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ 6-б № Ф. И. ребенка Ведущее полушарие Тип нервной системы Темп деятельности Ритм деятельности Объем внимания Концентрация внимания Переключение внимания Механическая память Логическая память Логическое мышление Наглядно-образное Интеллектуальная лабильность Учебная мотивация Темперамент Эмоциональность Самооценка 1. Батылина Вероника М СР НС РР ВС СР СР НЗ ВС ВСР ВСР ПО 2. Березин Данила Х С СР НР СР ВС СР ВС СР СР ВСР НЗ 3. Блохин Павел М СР НС НР СР СР СР СР СР СР СР ПО 4. Бывшев Никита Х СР НС РР НЗ ВС СР СР СР СР СР ПО 5. Вялов Илья Х СР НС РР СР СР ВС СР ВС ВС ВС ПО 6. Ермолов Арсений М С СР РР СР СР СР СР НЗ СР ВСР НЗ 7. Зыкова Анастасия М С СР НР СР СР СР СР ВС СР ВСР СР 8. Кабанов Денис М СР СР РР ВС НЗ СР СР СР СР ВС ПО 9. Кимягаров Руслан Х С СР РР ВС СР ВС НЗ СР СР ВСР ПО 10 Королева Ксения Х С СР ПР ВС СР СР СР СР СР СР ВС 11 Кондратьев Вадим М СР СР НР СР СР СР СР ВС СР СР ПО 12 Корсюк Даниил Х СР НС РР ВС СР СР СР ВС СР СР НЗ 13 Костенко Софья Х СР НС НР ВС ВС ВС СР ВС СР ВС ВС 14 Крючков Сергей М СР НС НР ВС СР НСР СР НЗ ВС ВС ПО 15 Курлевский Артем Х СР НС НР НЗ СР НЗ СР НЗ ВС ВСР СР 16 Лазарева Дарья Х СЛ НС НР НСР СР СР НЗ СР СР СР НЗ 17 Мкртчян Армен Х СР СР НР ВСР ВС ВС СР СР СР СР ВС 18 Мкртчян Сусанна М С ВС НР ВС СР СР НЗ ВС СР ВС СР 19 Парфенова Алёна Х С НС РР СР ВС СР СР ВС СР ВС НЗ 20 Почиенков Артем Х СР НС РР ВС СР ВС СР ВС ВС ВС НЗ 21 Разми Александр Х СР СР НР НЗ ВС ВС СР СР ВС СР НЗ 22 Разуваев Алексей М СР НС РР ВС СР СР СР СР ВС ВС СР 23 Романов Александр Х СР СР РР СР СР ВС НЗ СР СР ВСР ВС 24 Сугробова Анастасия М СР СР НР ВС ВС СР СР СР СР СР СР 25 Терехова Елена М СР СР НР ВС ВС СР СР СР СР СР СР 26 Терехов Павел М С СР НР ВС ВС ВСР СР ВС СР ВС СР 27 Ткачева Полина Х СЛ НС НР СР ВС ВСР ВС ВС ВС ВСР ВС 28 Толоконцев Артем М СЛ НС НР НЗ СР НЗ СР СР СР СР СР 29 Филиппенкова Настя Х СР СР НР СР СР ВС СР СР СР СР ПО 30 Харитонов Максим Х СЛ НС РР ВС СР СР НЗ ВС СР ВСР НЗ 31 Харитонов Никита Х СР НЗ РР НЗ СР СР СР СР СР ВС СР 32 Шишов Дмитрий М СР СР НР ВС ВС СР СР ВС СР ВС СР 33 Шморгунова Настя М С СР НР СР СР СР СР СР СР СР ВС

Слайд 6

Условные обозначения СР – уровень развития соответствует возрастной норме (средний уровень) ВСР – уровень развития немного выше возрастной нормы (выше среднего) ВС – высокий уровень развития (значительно превышает возрастную норму) НЗ – низкий уровень развития (отстает от возрастной нормы) Тип мышления: Х – художественный (ведущее правое полушарие); М – мыслительный (ведущее левое полушарие) Тип нервной системы: С – сильный; СР – средний; СЛ – слабый Темп деятельности: ВС – высокий; СР – средний; НС – ниже среднего, замедленный Ритм деятельности: РР – равномерный; НР – неравномерный; ПР – плавный; А – аритмичный (очень неравномерный) МОТИВАЦИЯ: ВС – высокий уровень учебной мотивации СР – средний уровень (нормативная группа) ПО – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеклассные занятия НЗ – низкий уровень учебной мотивации ОНЗ – очень низкий уровень мотивации, негативное отношение к школе

Слайд 7

Итоги работы по развитию внимания учащихся 6 б класса ФИ ученика. Развивающие задания. Итоги. Динамика. 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание Батылин 4 4 4 4 5 5 4,4 + Березин 4 3 3 4 4 4 3,6 + Блохина 4 5 5 5 5 5 4,83 + Бывшев 4 4 4 4 4 5 4,2 + Вялова 2 3 3 - - 3 2,9 + Кабанов 3 3 3 3 3 3 3 Костенко 4 3 3 4 4 4 3,6 + Крючов 5 5 5 5 5 5 5 Лазарева 4 4 4 4 4 5 4,1 + Мкртчян 5 5 5 5 5 5 5 ИТОГО: 3,2 3,5 3,5 3,9 4 4,2 +

Слайд 8

Динамика развития психических качеств учащихся 6 б класса

Слайд 9

Задание на развитие внимания и мышления Действительные Страдательные -ущ-(-ющ),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш- -ем-(-ом-), -им-,- енн -(- ённ -), - нн -,-т-

Слайд 10

У пражнение на развитие внимания Лимо … ый сок ( прилаг .) Разработа … ый проект ( прич . с прист.) Бракова … ый товар ( отглаг . прил. с суффисом – ова _) Страуси … ые перья ( прилаг . с –ин-)

Слайд 11

У пражнение на развитие слушания и памяти 1.Чувствуйте себя как дома. 2.Читай про себя. 3.Возьми себя в руки. 4.Взять всю вину на себя. 5.Постоять за себя. 6.Прийти в себя. 7.Не нахожу себе места. 8.Владеть собой.

Слайд 12

Развитие творческого воображения и письма «Запятые в погоне за Причастным оборотом»

Слайд 13

внимание память мышление воображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

Выступление на XV - районной научно - практической конференции школьников НОУ Поиск

Выступление было написано для проведения XV - районной научно - практической конференции школьников  НОУ Поиск....

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"

Выступление на районной научно-практической конференции "Образовательные технологии в современной школе"...

Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".

Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...

Районная научно-практическая конференция «Школа поиска и открытий» "Возрождение традиционных Забайкальских десертов как элемента национальной культуры"

Когда заходишь в музей и прикасаешься к предметам, которые использовались в домашнем хозяйстве много лет назад, то чувствуешь тепло, исходящее непонятно откуда. Удивительно, не правда ли? А представьт...