Расстройства аутистического спектра
методическая разработка

Бедских Ирина Владимировна

Коррекция специфических нарушений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция специфических нарушений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

(осуществляется в ходе коррекционной работы и включает):

- формирование у обучающихся с РАС жизненных компетенций -
адаптивных функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни (в школе, дома, в общественных местах);

- коррекция дезадаптивных форм поведения, препятствующих адаптации детей в условиях повседневной жизни (в школе, дома, в общественных местах).

*Содержание коррекционной работы с каждым ребенком с РАС фиксируется в его адаптированной образовательной программе или оформляется в виде отдельной программы (плана) психолого-педагогического сопровождения или в виде индивидуальной программы коррекционной работы.


*Разработка таких программ осуществляется на основе индивидуальных результатов, полученных в ходе обследования конкретного ребенка, и общих знаний об особенностях и особых образовательных потребностях детей с РАС.

Особенности нарушений при расстройствах аутистического спектра

Триада расстройств:

         аутизм как симптом                  стереотипность в поведении           специфические нарушения

        

Предельно экстремальное одиночество, отгороженность от мира. Погруженность в себя, отрыв от реальности, отсутствие или парадоксальность реакции на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Нарушения зрительного контакта, фиксация взгляда. Проявления заметны в раннем детском возрасте, нарушается комплекс оживления. Голосовой компонент отсутствует или очень слабый. Улыбка не появляется вообще, либо она обращена не к вам. У аутиста задерживается узнавание матери/либо ребенок очень привязан к матери. Изменение реакции на появление нового человека (тревога, страх, признаки агрессии)/либо не проявляет реакции вообще. Нарушение общения с детьми (полное игнорирование/частичное-«игра рядом»). Измененное отношение к физическому контакту, к изменениям в окружающей среде. Стереотипность в поведении. Искажен словесный контакт (нет реакции на голос). Необычный интерес к неодушевленным предметам. У детей свой образ и ритм жизни.

Придерживание одних и тех же условий, стремление сохранить постоянство во всем; непереносимость каких-либо перемен, изменений в жизни, изменений в окружающей обстановке, боязнь выйти за пределы обычного.

Стереотипии-конкретные однообразные движения/действия, которые позволяют преодолеть дефицит ощущений и впечатлений из вне и эффективно эмоционально заряжается.

Ритуалы в поведении- 3-4 стереотипии, которые проходят одновременно (Пр. ритуал приёма пищи).

Аутостимуляции -самораздражение (настойчивое, постоянное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела. Основные виды стереотипий:

- двигательные (раскачивается, однообразные повороты головой, размахивание руками, прыжки, разгибание предплечий, хождение на носочках; мельтешение руками, пальцами);

- поведенческие (режим дня – определенный порядок в чем-либо, однообразие в выборе одежды, еды и её приём в определенное время; сюжеты игр крайне однотипны-манипуляция с предметами, игра не игровыми предметами, симбиотическая привязанность к какому-либо одному предмету; склонность к коллекционированию; перестановки и переезды крайне неприятны).

Если взрослый пытается приостановить стереотипные действия, то начинаются вспышки гнева!!!

Проявляющиеся симптомы яркие.

В норме: гуление, лепет;  первые слова появляются к 11-12 месяцам.

При аутизме: гуление и лепетможет отсутствовать или выражаться специфически (глухо, сами по себе, не зависит от взаимоотношения со взрослыми; речевые проявления не для контакта).

Ребенок физически развивается нормально, но может не реагировать на какие-либо звуки.

Первые слова начинаются значительно раньше, но они значительно отличаются от нормальных детей. Первые слова достаточно сложные, длинные и закреплены не надолго. Первые фразы появляются в 1,5 года и в основном это эхолаллии-повторы фраз- из телевизора, радио. Очень хорошо запоминают стихи, сопровождая все это стереотипными движениями. Присутствие «попугайной», «магнитофонной», «фонографической» речи.

Часто дети не используют местоимения («Я» совсем не используют, говорят о себе в «3-ем» лице). Зачастую может происходить диалог с самим собой.

Содержание коррекционной работы с обучающимися с РАС

В соответствии со Стандартом, для обучающихся по варианту
АООП 8.1 или АОП, разработанной на основе варианта АООП 8.1, выделяются следующие направления психолого-педагогической коррекции:

 -коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений;
- нарушений сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни;

- формирование навыков адекватного учебного поведения;    психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов;

- формирование в сознании обучающихся
целостной картины мира и ее пространственно-временной организации.

Для обучающихся с РАС по варианту АООП 8.2, 8.3 или 8.4, а также по АОП, разработанной на основе варианта АООП 8.2 или 8.3, Стандарт предусматривает следующие направления коррекционной работы:
- формирование адекватного учебного поведения и социально-бытовых навыков;

- преодоление недостатков аффективной сферы и трудностей
взаимодействия с окружающими; развитие средств вербальной и невербальной коммуникации, что способствует осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающихся, упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления;

- развитие внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей.

Наиболее важные для всех групп детей с РАС направления коррекционной работы:
 коррекция дезадаптивного поведения;
 формирование стереотипа учебного поведения;

 формирование коммуникативных навыков;
 формирование навыков социального взаимодействия;
 развитие социально-бытовой ориентировки;
 формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
 формирование «модели психического».

Также важными направлениями коррекционной работы являются
следующие:
 сенсорно-перцептивное развитие;
 развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);
 коррекция нарушений устной и письменной речи;
 эмоционально-личностное развитие.

Самостоятельными направлениями коррекционной работы, сколько результатом системной комплексной работы с детьми, включающей их обучение по различным предметам, проведение коррекционной работы с ними и включение детей во внеурочную деятельность:
 формирование в сознании обучающихся целостной картины мира и ее пространственно-временной организации;
 осмысление, упорядочивание и дифференциация индивидуального жизненного опыта обучающихся;
 упорядочивание и осмысление усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления.

- сформированные, упорядоченные представления о себе и окружающем мире;
 - сформированные социальные, коммуникативные, бытовые, учебные навыки;
  - возможность самостоятельно решать повседневные практические
ситуации на основе имеющегося опыта, сформированных знаний и навыков.

Достижение данных результатов позволяет повысить адаптивные
возможности ребенка и уровень его социализации.

Коррекция дезадаптивного поведения

Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение.

Дезадаптивное поведение – это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции человека в общество. Наличие такого поведения у детей с РАС в значительной степени мешает процессу их адаптации к школе, делает невозможным освоение ими адаптированной основной образовательной программы, «срывает» образовательный процесс в классе, препятствует формированию адекватных связей с окружающими людьми. Поэтому, если у ребенка с РАС проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения.

 Таким образом, коррекция дезадаптивного поведения выделяется, как отдельное направление коррекционной работы, которое вносится в адаптированную образовательную программу ребенка.

У обучающихся с РАС отмечаются следующие виды дезадаптивного поведения (агрессия, самоагрессия, стереотипии, ритуалы, деструктивное поведение, вспышки гнева, импульсивное поведение, общественно неприемлемое поведение).

Терапии:

- холдинг-терапия;

- TEACCH- терапия;

- игротерапия;

- АВА – терапия;

-эмоционально-уровневый подход;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расстройства аутистического спектра

В презентации популярно изложена сущность раннего детского аутизма, причины его возникновения, особенности проявления и основные пути коррекции....

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Материал, который поможет вам в написании  психолого- педагогической  характеристики ребёнка с расстройствами аутистического спектра....

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...