Рабочая программа по письму и развитию речи, 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по письму и развитию речи , 5 класс коррекционной школы VIII вида, включает в себя пояснительную записку, основные требования к ЗУН, содержание программного материала, календарно- тематическое планирование, литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz_5_kl_avtosohranennyy.docx81.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основанием для разработки рабочей учебной программы по  письму и развитию речи  является:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.2015 года № 576) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от13.08.2015 № 1087;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 30августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в  2018 – 2019 учебном году»;

- приказ от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

- приказ от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;

- приказ от 31.08.2018 № 269 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;

Цели и задачи образования

Актуальность обоснованности изучаемого курса.

Обучение русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с ОВЗ, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

Обучение письму начинается с формирования  у школьника каллиграфических навыков.  В процессе работы по развитию каллиграфического навыка решаются задачи привития интереса к языку, к письменной речи как способу самовыражения, укрепления мелкой моторики руки.

Цели предмета:

1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии исинтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание).

3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составление  несложных монологических высказываний.

Программа нацелена на решение  специальных образовательных, коррекционных  и воспитательных задач.

Задачи предмета:

1) Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание).

2) Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащать словарный запас, уметь пользоваться словарями разных типов;

4) Развивать эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

       Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных коррекционных задач, с целью усиления практическойнаправленности обучения, которая включает следующие

основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция  индивидуальных пробелов.

Особенностью организации учебного процесса  по данному курсу является: : непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний  в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.

                Успех в обучении обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими учебных навыков, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося  своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся поих обучаемости.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание 5 класса) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, чтоопределяется содержанием и структурой учебного предмета. Коммуникативно-речеваянаправленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающихзадач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия спомощью этих единиц.

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столькозапоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, какизменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал вречевой практике в ее устной и письменной форме.

Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие итвердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья —семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.

С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) учащиеся обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обученияучащиесяне могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этихзакономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законыструктурирования текста.

Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет.Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различнымэмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использованиеслова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации  грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлениюсловосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У обучающихся  совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика,без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

При изучении темы «Текст» у обучающихся  5—9 классов формируются следующие умения:

• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о комили о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основнаямысль);

• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных  учителем;

• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;

• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.

Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

Место учебного предмета  в учебном плане


Согласно учебному плану школы учебный предмет «Письмо и развитие речи» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Филология».

Кол-во часов на изучение предмета в 5 классе - 4 часа в неделю.

Кол-во учебных недель - 34.

Кол-во часов на изучение в 5 классе за учебный год – 136  часов.

Количество часов по четвертям: I четверть – 36 часов, II четверть – 28 часов, III четверть – 39 часов, IV четверть – 31 час.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В программе по письму и развитию речи предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников.

Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

       • списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

       • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);

       • участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

       • коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

       • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;

       • различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

       • находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

       • пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

2-й уровень

       • списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

       • писать под диктовку текст с  предварительным разбором изученных орфограмм;

       • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

       • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

       • проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

       • учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Содержание учебного предмета.

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь,

мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин,материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: записка, адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

Словарь

5класс

Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, облако, область, огромный, однажды, охрана, пассажир, победа, север, столица, телевизор, телефон.

Тематическое    планирование

Раздел и темы учебного предмета, курса

Ко-во часов

Кол- во  контрольных работ

Раздел 1.

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласныетвердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

14ч.

2

Раздел 2.

Состав слова. Текст.

Состав слова. Корень и однокоренные слова.

Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в

образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых  безударных гласных, звонких и глухих согласных в  корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Записка.

Разбирать слово по составу; Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).

Уметь выделять на письме окончание,

приставку, суффикс. Отличать приставку от предлога.  Оформлять деловые бумаги

26

1

Раздел 4.

Части речи. Текст. Понятие о частях речи. Существительное, прилагательное, глагол.

Понятие об имени существительном. Имена

существительные собственные и нарицательные,

одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам

(единственное и множественное число).

Род имен существительных:  мужской, женский, средний. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Прилагательное. Изменение прилагательных по родам.

Глагол.Изменение глаголов по временам.

46

3

Раздел 5.

Предложение. Текст.

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения нераспространенные и

распространенные.Однородные члены предложения.

29

2

Раздел 6.

Повторение. Текст.

Состав слова. Существительное. Прилагательное. Глагол. Предложение. Текст.

21

2

Итого часов за год.

136

10

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Оборудование:

  1. Доска классная
  2. Компьютер  1040137
  3. Принтер  МФУ LJPro M-132
  4. Процессор
  5. Колонки  МАС
  6. Cетевой филь

Наглядно – дидактический материал:

  1. Школьные  словари русского языка.
  2. Стенды.
  3. Плакаты.
  4. Раздаточный материал.
  5. Таблицы по русскому языку.

Оценочные материалы.

При оценке результатов освоения программы должны учитываться психофизические особенности каждого ребенка, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность, эмоциональность реакции ребенка. Оценивать диагностические работы следует в соответствии с уровнем освоения обучающимися программы. 70% правильно сделанных заданий означает, что материал образовательной программы усвоен.

Система оценки уровня усвоения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения письму и развитию речи. Составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, тематических контрольных работ и промежуточных (административных) контрольных работ.

В начале года проводится стартовая диагностика.

Текущий контроль осуществляется в устной и письменной форме. Письменные работы текущего контроля проводятсяв соответствии с графиком. Работы для текущего контроля состоят из одного или нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Промежуточный (административный) контроль проводится в конце учебного года. Основные виды письменных работ: списывание, диктанты.

Формы контроля

Текущий контроль на каждом уроке.

Тематический контроль – это оценка знаний обучающихся по отдельно взятой теме, разделу.

Стартовый контроль успеваемости обучающихся проводится во 2-11 классах по завершению итогового повторения учебного материала, изученного за предыдущий учебный год (проверка техники чтения).

Промежуточный контроль успеваемости обучающегося проводится в конце четвертой четверти форме проверки техники чтения.

Промежуточная аттестация представляет систему оценивания образовательных результатов обучающегося, которая предполагает следующие этапы:

  • аттестация обучающихся по итогам 1, 2, 3, 4 четвертей, предполагающая выставление отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое текущих отметок, полученных в течение четверти с учетом результатов стартового контроля (сентябрь), промежуточного контроля (апрель-май);
  • аттестация по завершению учебного года, предполагающая выставление итоговых отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое отметок за 1, 2, 3, 4 четверть.

Контроль обученности учащихся по письму и развитию речи, 5  класс

№ урока

Тема контрольной работы

Дата проведения

планируемая

фактическая

                                          1 четверть

12

Административная  контрольная работа на начало учебного года

        24.09

29

Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст».

22.10

                                          2 четверть

54

Контрольный диктант по теме «Состав слова. Текст.»

11.12

63

Контрольный диктант за 2 четверть.

24.12

                                          3 четверть

79

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

05.02

92

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

         27.02

103

Контрольный диктант по теме «Глагол».

19.03

                                        4 четверть

113

Контрольный диктант по теме «Предложение».

15.04

120

Административная контрольная работа на конец учебного года

23.04

134

Контрольный диктант за год.

24.05


Календарно – тематическое планирование

п.п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Требования

к ЗУН

Словарь

план

факт

Должен уметь

Должен знать

I четверть

36ч.

Повторение

Звуки  и буквы. Текст

14ч.

1

03.09

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.

1

Записывать слова в алфавитном порядке.

Гласные и согласные буквы и звуки.

2

04.09

 Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.

1

Пассажир

3

05.09

Твёрдые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я.

1

Различать твёрдые и мягкие звуки и буквы.

Мягкие и твердые согласные.

4

07.09

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1

Область

5

10.09

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

1

Знать правило правописания слов с разделительным мягким знаком.

6

11.09

Различение текста и не текста.

1

Уметь различать текст.

7

12.09

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

8

14.09

Ударные и безударные гласные в слове.

1

Определять ударные и безударные гласные.

Ударные и безударные гласные.

Способы проверки написания, безударных гласных, звонких и глухих согласных.

9

17.09

Проверка безударных гласных в слове.

1

10

18.09

Определение темы текста. Заголовок.

1

Знать что такое заголовок.

Тема текста

11

19.09

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

1

12

21.09

Контрольные вопросы и задания.

1

Умение применять изученное на практике.

13

24.09

Административная  контрольная работа на начало учебного года.

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

14

25.09

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

 Выполнять работу над ошибками.

Предложение. Текст.

18ч.

15

26.09

Выражение в предложении законченной мысли.

1

16

28.09

Распространение предложений.

1

17

01.10

Порядок слов в предложении.

1

Уметь составлять предложения.

Знать границы предложений.

18

02.10

Связь слов в предложении.

1

Уметь задавать вопрос от одного члена предложения к другому.

Связь предложений в тексте.

19

03.10

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

Находить в тексте сказуемое.

Что такое сказуемое?

20

05.10

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Находить в тексте подлежащее.

Что такое подлежащее?

21

08.10

Второстепенные члены предложения.

1

Уметь находить в тексте второстепенные предложения.

22

09.10

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.

1

Уметь делить текст на предложения.

Текст

23

10.10

Наблюдения за знаками препинания в конце предложений.

1

Различать предложения по интонации.

24

12.10

Вопросительные предложения.

1

Уметь находить в тексте

Знать вопросительные предложения.

Здравствуй

25

15.10

Восклицательные предложения.

1

Знать восклицательные предложения.

Благодарю

26

16.10

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1

Предложения по интонации.

Облако

27

17.10

Деловое письмо. Адрес.

1

Оформлять надписи на конверте, открытке, посылке.

Знать условные сокращения, принятые при записи надписи на конверте, открытке.

Адрес

28

19.10

Предложение. Закрепление знаний.

1

Каникулы

29

22.10

Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст».

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

30

23.10

Работа над ошибками.

1

Выполнять работу над ошибками.

1

Умение применять изученное на практике.

Состав слова. Текст.

31

24.10

Корень и однокоренные слова.

Уметь находить и выделять корень в слове, правильно подбирать однокоренные слова

32

26.10

Общее и различия в значении однокоренных слов.

Граница

33

29.10

Включение однокоренных слов в предложения.

Охрана

34

30.10

Окончание – изменяемая часть слова.

Уметь правильно находить в словах окончание.

Знать для чего служат окончания.

35

31.10

Установление связи между словами с помощью окончания.

36

02.11

Приставка как  часть слова.

1

Уметь правильно находить в словах приставку.

Знать для чего служат приставки.

II четверть – 28 часов.

Состав слова. Текст.

26ч.

37

12.11

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

38

13.11

Приставка и предлог.

1

Уметь различать приставку и предлог, находить в тексте слово с приставкой и предлогом.

39

14.11

Суффикс как часть слова.

1

Уметь правильно находить в словах суффикс.

Знать для чего служит суффикс.

40

16.11

Изменение значения слова в зависимости от суффикса.

1

41

19.11

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.

1

42

20.11

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.

1

43

21.11

Слово – корень с ударной гласной.

1

44

23.11

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

1

Север

45

26.11

Проверка безударных гласных в корне слова.

1

Уметь проверять безударные гласные в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Знать правило правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

46

27.11

Проверка безударных гласных в корне слова.

1

47

28.11

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных  в корне.

1

Способы проверки написания   звонких и глухих согласных.

48

30.11

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.

1

49

03.12

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

1

Способы проверки написания   звонких и глухих согласных.

50

04.12

Проверяемые гласные и согласные в корне.

1

51

05.12

Непроверяемые  написания в корне.

1

Беседа

52

07.12

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.

1

Способы проверки написания непроизносимых согласных.

53

10.12

Состав слова. Закрепление знаний.

1

Библиотека

54

11.12

Контрольный диктант по теме «Состав слова. Текст»

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

55

12.12

Работа над ошибками.

1

Выполнять работу над ошибками.

56

14.12

 Вопросы и задания. Выполнение упражнений на закрепление.

1

Умение применять изученное на практике.

Части речи. Текст.

.

57

17.12

Названия предметов, действий, признаков.

1

Различать    части речи по признакам.

Знать части речи.

58

18.12

Понятие о частях речи. Существительное.

1

59

19.12

Глагол.

1

60

21.12

Прилагательное.

1

61

24.12

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

Определять части речи по значению и вопросам. Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

62

25.12

Работа над ошибками.

1

Выполнять работу над ошибками.

63

26.12

Различение частей речи по вопросам и значению.

1

Определять части речи по значению и вопросам.

Забота

64

28.12

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

1

Определять части речи в предложении и в тексте.

III четверть –39 часов

Имя существительное.

18ч.

65

11.01

Значение существительных в речи.

1

Знать, что обозначает имя существительное.

66

14.01

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

1

Знать, что обозначают одушевленные и неодушевленные имена существительные.

67

15.01

Собственные и нарицательные существительные.

1

Знать правило правописания собственных и нарицательных существительных.

Столица

68

16.01

Правописание имён собственных.

1

Космос

69

18.01

Текст. Тема и основная мысль текста.

1

Уметь находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.

70

21.01

Понятие о единственном и множественном числе.

1

Уметь изменять имена существительные по числам (единственное и множественное число)

71

22.01

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

1

Ботинки

72

23.01

Изменение существительных по числам.

1

Уметь изменять имена существительные по числам (единственное и множественное число).

73

25.01

Знакомство с понятием рода.

1

Уметь определять род имен существительных.

Род имен существительных.

74

28.01

Существительные мужского рода.

1

Герой

75

29.01

Существительные женского рода.

1

76

30.01

Существительные среднего рода.

1

77

01.02

Различение существительных по родам.

1

Уметь различать существительные по родам.

Адрес  

78

04.02

Существительное. Закрепление знаний.

1

Конверт

79

05.02

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

80

06.02

Работа над ошибками.

1

Выполнять над ошибками.

81

08.02

Деловое письмо.  Поздравление.

1

Знать план написания поздравительного текста.

82

11.02

Контрольные вопросы и задания.

1

Умение применять изученное на практике.

Имя прилагательное.

12ч.

83

12.02

Значение прилагательных в речи.

1

Давать понятие о прилагательном.

84

13.02

Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

1

Уметь различать признаки прилагательных.

Огромный

85

15.02

Зависимость рода прилагательных от рода существительных.

1

Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде.

86

18.02

Окончания прилагательных мужского рода.

1

Знать окончания прилагательных мужского рода.

Телефон

87

19.02

Окончания прилагательных женского рода.

1

Знать окончания прилагательных женского  рода.

Телевизор

88

20.02

Окончания прилагательных среднего рода.

1

Знать окончания прилагательных среднего  рода.

89

22.02

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.

1

90

25.02

Изменение прилагательных по родам.

1

91

26.02

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

Умение применять изученное на практике.

92

27.02

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

93

01.03

Работа над ошибками.

1

Выполнять работу над ошибками.

94

04.03

Контрольные вопросы и задания.

1

Умение применять изученное на практике.

Глагол.

10ч.

95

05.03

Значение глаголов в речи.

1

96

06.03

Различение действий, обозначаемых глаголами.

1

97

11.03

Настоящее время глаголов.

1

Знать на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени.

98

12.03

Прошедшее время глаголов.

1

Знать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени.

99

13.03

Будущее время глаголов.

1

Знать на какие вопросы отвечают глаголы будущего времени.

100

15.03

Различение глаголов по временам.

1

Уметь различать глаголы по временам.

101

18.03

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

1

102

19.03

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему

103

20.03

Работа над ошибками. Выполнение упражнений на закрепление

1

Умение выполнять работу над ошибками

104

22.03

Глагол. Закрепление знаний

1

Умение применять изученное на практике.

IV четверть – 31 часа

Предложение. Текст.

11ч.

105

01.04

Главные члены предложения.

1

Знать главные члены предложения.

Лестница

106

02.04

Второстепенные члены предложения.

1

Знать второстепенные  члены предложения.

107

03.04

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам.

1

108

05.04

Различение нераспространённых и распространённых предложений.

1

Уметь отличить распространенное предложение от нераспространенного.

109

08.04

Распространение предложений.

1

Победа

110

09.04

Знакомство с однородными членами предложения.

1

Умение определять однородные члены предложения.

111

10.04

Дополнение предложения однородными членами.

1

Однажды

112

12.04

Предложение. Закрепление знаний.

1

Умение применять изученное на практике.

113

15.04

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

114

16.04

Работа над ошибками.

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

115

17.04

Контрольные вопросы и задания.

1

Умение применять изученное на практике.

Повторение.

21ч.

116

19.04

Состав слова.

1

Уметь подбирать однокоренные слова.

Уметь разбирать слова по составу.

117

22.04

Упражнения на разбор слов по составу.

1

118

23.04

Административная контрольная работа на конец учебного года

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

119

24.04

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

120

26.04

Существительное.

1

121

29.04

 Выполнение упражнение на закрепление.

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

122

30.04

Изложение по плану.

1

123

06.05

Работа над ошибками.

1

Выполнять работу над ошибками.

124

07.05

Прилагательное.

1

125

08.05

Выполнение упражнений на закрепление.

1

126

13.05

Деловое письмо.Записка.

1

Умение писать записку.

Знать порядок оформления записки.

Записка

127

14.05

Глагол.

1

128

15.05

Выполнение упражнение на закрепление.

1

Умение применять изученное на практике.

129

17.05

Предложение.

1

130

20.05

Текст.

1

131

21.05

Описание картины  С.А. Григорьева «Вратарь» по плану.

1

132

22.05

Деловое письмо.  Письмо.

1

Уметь составлять письмо по образцу.

133

24.05

Контрольный диктант за год.

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

134

27.05

Работа над ошибками.

1

Уметь выполнять работу над ошибками

135

28.05

Упражнения по определению орфограмм.

1

Умение применять изученное на практике.

136

29.05

Подводим итоги за год.

1

Литература:

Основная

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида5 – 9 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011
  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.
  3. Якубовская Э.В.,Галунчикова Н.Г.  Русский язык.5 класс./ Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. 2-е изд.- М.:Просвещение, 2017-223с.

Дополнительная

  1. Галунчикова Н.Г.  Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное /  Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
  2. Галунчикова Н.Г.  Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное /  Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
  3. Галунчикова Н.Г.   Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол /  Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
  4. Галунчикова Н.Г.   Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова /  Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
  5. Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / И.В.Веркеенко.- М.: Владос, 2005
  6. Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 классы / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005
  7. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учеб.пособие для общеоразоват.организ., реализ. адаптированные  основные общеобразоват.программы/Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В.Коршунова.- М.: Просвещение, 2017
  8. Прокопенко М.Е. Русский язык и чтение. 5-7 классы/ М.Е.Прокопенко. – Волгоград, Учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса для специальных (коррекционных) классов VIII вида

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  6  класса предназначена для обучения детей специальных (коррекционных)  классов VIII вида.  Планирование составлено на ...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи

рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...