Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми с УО в общеобразовательном учреждении
рабочая программа

Зорина Татьяна Юрьевна

Один из вариантов составления рабочей программы дефектолога в общеобразовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uo.docx54.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Макарьева

Макарьевского муниципального района Костромской обл.

Согласовано

  Заместитель директора по УВР_________/___________

 «___» ___________20___ г

Утверждаю

     Директор школы

__________/_____________/

                           

Приказ №______

от «___» ___________20___ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ  

Составитель программы

Зорина Татьяна Юрьевна, учитель-дефектолог

г. Макарьев


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка………………………………………………………………….3

Цели, задачи коррекционного обучения детей………………………………………...4

Возрастные и индивидуальные особенности психического развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………...4

Инструментарий определения эффективности освоения программы……………......5

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности организации работы учителя-дефектолога……………………………..6

Формы, способы, методы и средства реализации программы………………………..6

Критерии оценки результативности работы по программе…………………………..7

Особенности взаимодействия с семьями обучающихся……………………………....7

Взаимодействие со специалистами ПМПк……………………………………………..7

Учебно-тематический план……………………………………………………………...8

Предполагаемые результаты освоения программы…………………………………..11

  1. ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ

Паспорт кабинета……………………………………………………………………….13

Методическое обеспечение программы………………………………………………14

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными интеллектуальными нарушениями в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся,  их социальную адаптацию.

Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ;
  • "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Выполнение программы рассчитано на 68 часов. Два коррекционно-развивающих занятия в неделю, продолжительностью 15-20 минут.

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.  

Задачи:

  1. Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;        
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
  4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  5. Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:

  • Патологическая инертность нервных и психических процессов;
  • Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
  • Снижение мотивации деятельности;
  • Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
  • Нарушение критичности мышления;
  • Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
  • Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
  • Низкая точность и прочность запоминания;
  • Непреднамеренность запоминания;
  • Нарушения речи;
  • Низкая целенаправленность деятельности.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Динамика отслеживается следующим образом:

  • первичная диагностика специалистами ПМПк – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление календарно-тематического планирование коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных/подгрупповых);
  • промежуточная диагностика специалистами ПМПк (в середине учебного года) - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;
  • итоговая диагностика специалистами ПМПк - психолого-педагогическую диагностику развития специалисты проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале.

На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью.

Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

  • планирование материала от простого к сложному,
  • дозирование помощи взрослого,
  • постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Для работы с детьми с умственной отсталостью программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.

Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с умственной отсталостью является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:

Консультации для родителей:

  • обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики;
  • планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы;
  • посещение родителями занятий учителя-дефектолога.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ПМПк

Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ПМПк.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ПМПк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с умственной отсталостью.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основные разделы программы:        

  • Язык и речевая практика (формирование навыка письма и обучение грамоте);
  • Математика (математические представления);
  • Естествознание (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности);
  • Человек (социально-коммуникативное развитие);
  • Развитие и коррекция ВПФ;
  • Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.

Направления работы

Основные задачи реализации содержания

1

Социально-коммуникативное развитие

1.Формировать у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;

2.Развивать  сотрудничество  ребенка  со  взрослыми  и  сверстниками  и  воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

3.Формировать и пробуждать «личную память», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью;

4.Развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу.

5.Готовить ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

2

Ознакомление с окружающим

1.Сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

2.Обогащать чувственный опыт ребенка — учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.

3.Формировать  адекватные  представления  об  окружающем,  создавать  чувственную основу для слова и подготавливать ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

4.Формировать представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

5.Формировать представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы, зависимости жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде.

3

Сенсорное развитие

1.Коррекция когнитивной сферы ребенка.

2.Развивать у детей поисковые способы ориентировки: методы проб и примеривания.

3.Формировать ориентировочную деятельность, которая реализуется в виде действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, обеспечить освоение системы сенсорных эталонов.

4.Учить правильному соединению сенсорного опыта ребенка со словом.

5.Развивать зрительное восприятие и внимание, подражание, формирование целостного образа предметов.

6.Развивать слуховое внимание и восприятие.

4

Развитие мышления

1.Формировать осмысленные целенаправленные предметные действия, преодолевать статичность восприятия.

2.Создавать благоприятные условия для развития соотношения между формами наглядного и словесно - логического мышления.

3.Формировать побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений.

4.Формировать образы - представления, укреплять взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

5

Развитие мнемических процессов

1.Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

2.Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

3.Развитие тактильной и кинестетической памяти.

6

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия

1.Развитие слухо-моторной координации;

2.Развитие зрительно-моторной координации;

3.Развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

7

Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности

1.Регуляция простейших двигательных актов;

2.Формирования умения ориентировки в задании;

3.Формирование умения планирования этапов выполнения задания;

4.Формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

5.Формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

8

Формирование навыка письма

1.Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

2.Заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

3.Звуко-буквенный анализ слова;

4.Формирование навыка внимательного письма.

9

Развитие речи

1.Развивать речь и формировать коммуникативные способности у детей во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи.

2.Учить создавать образы восприятия и представления об окружающей действительности, усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усвоении в процессе занятий по сенсорному воспитанию и формированию мышления.

3.Закреплять и обобщать в слове приобретенный социальный и эмоциональный опыт.

4.Развивать у детей невербальные и вербальные формы общения.

5.Учить систематизировать и обобщать речевой материал, расширять и уточнять словарь, активизировать связную речь.

6.Формировать основные функции речи — фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную.

10

Формирование математических представлений

1.Обучать детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств

2.Формировать элементарные количественные и качественных представлений, отношения между предметами.

3.Сопоставлять предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений.

Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий строится исходя из индивидуальной диагностики обучающегося и хранится в личном деле учителя-дефектолога.

При наличии у детей сопутствующих нарушений в развитии (нарушение зрения, слуха и т.п) имеющаяся программа коррекционно-развивающей работы корректируется в соответствие с имеющимися особыми образовательными потребностями обучающегося: в программу работы включается соответствующий блок коррекционно-развивающих занятий.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.

  • Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.
  • Соблюдать нормы поведения на уроке.
  • Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.
  • Планированию собственной деятельности.
  • Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.
  • Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты.
  • Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту.
  • Пересказывать небольшие литературные произведения, составлять план пересказа. Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.
  • Писать строчные и прописные буквы.
  • Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста.
  • Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
  • Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.
  • Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости.
  • Называть обобщающие названия изученных групп предметов.
  • Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с  АОП.
  • Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с АОП., в том числе с переходом через разряд.
  • Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике.
  • Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с АОП..
  • Пользоваться количественными и порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определённого предмета в ряду.
  • Составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного материала в соответствии с АОП..
  • Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с АОП.
  • Составлять и решать задачи в несколько действий.
  • Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.
  • Знать меры измерения и уметь пользоваться ими.
  • Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.
  • Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.
  • Определять время по часам.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

ПАСПОРТ КАБИНЕТА

п/п

Наименование имущества

Количество

1

Стенд навесной

1

2

Стол для индивидуальных логопедических занятий

1

3

Зеркало для индивидуальных логопедических занятий

1

4

Умывальник

1

5

Скамейка

1  

6

Парта детская

6

7

Стул детский

11

8

Стул офисный

2

9

Доска пробковая

1

10

Стол письменный

2

11

Стеллаж

2

12

Ковер напольный

1

13

Термометр комнатный

1

14

Короб для пескотерапии

1

15

Дидактический материал и развивающие игры

По кол-ву обучающихся

16

Наборы для детского творчества (краски, альбомы, карандаши, цветная бумага и т.д)

По кол-ву обучающихся

17

Датчики пожарной сигнализации

Документация

  1. Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя-дефектолога в РФ;
  2. Журнал учета работы учителя-дефектолога;
  3. Перспективный план работы специалиста;
  4. Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога;
  5. Список детей зачисленных на занятия;
  6. Протоколы психолого-педагогического обследования детей;
  7. Дефектологические представления на детей;
  8. Карты дефектологического сопровождения детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Адаптированная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней  общеобразовательной школа №2 Макарьева для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
  4. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
  5. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54
  6. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии;
  7. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь;
  8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии;
  9. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция;
  10. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога;
  11. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
  12. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.
  13. Игры и упражнения на развитие внимания (папка).
  14. Игры и упражнения на развитие мышления, восприятия, моторики (папка).
  15. Игры и упражнения на развитие памяти (папка).
  16. Прогрессивные матрицы Д.Равена (цветной и черно-белый вариант);
  17. Методика диагностики интеллекта Д.Векслера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Целевые ориентиры и планируемые результаты, диагностика и мониторинг результатов,направления и содержание КРР, примерное календарно-тематическое ...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)

Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...