Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп «Счастливый случай»
консультация

Зверева Марина Викторовна

Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

«Счастливый случай»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schastlivyy_sluchay.docx33.44 КБ
Файл igra_dlyavospitateley_schastlivyy_sluchay.pptx286.01 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

«Счастливый случай»

Составитель: Зверева Марина Викторовна, учитель-логопед МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида.

Цель: активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения педагогов.

Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.

               2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

3. Создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с изображением артикуляционных упражнений, «волшебный мешочек», предметы для игры «Волшебный мешочек», карточки с ситуациями и высказываниями для инсценировки.

Ход семинара-практикума

Логопед. Приветствую участников «Счастливого случая». Сегодня вы станете участниками семинара-практикума, на котором вы сможете проявить все свои знания и умения в коррекционной работе с детьми. Поделитесь опытом со своими коллегами.

Перед тем как приступить к игре, разделимся на две команды с помощью дидактической игры «Антонимы».

Участники семинара-практикума делятся на две команды с подбора карточек «Антонимы». Участники дают название команде и выбирают капитана.

Логопед. Представляю вам жюри. Логопед представаляет жюри.

Жюри оценивает команды: первой и правильно выполнившей команде выставляется 2 бала, второй -1 балл. Задания вы будете «доставать» из бочонков, изображенных на слайде.  Логопед демонстрирует слайд с изображением бочонков.

В каждом бочонке спрятано задание, которое предстоит выполнить команде.

Перед тем, как приступить к выполнению заданий, предлагаю выполнить вам артикуляционную гимнастику.

 «Артикуляционная гимнастика»

Педагоги выполняют артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.

Жили-были дедушка и бабушка.

      К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки)

      С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки)

      БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы)

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу)

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком)

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ 

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связк,

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА«БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

И УШЛА.

ВОТ И ЗАКОНЧИЛСЯ ДЕНЬ – ПОРА СПАТЬ.

ЗАВТРА ОПЯТЬ БУДЕМ ГУЛЯТЬ.

Логопед. Приступим к игре «Счастливый случай»

Педагогам предлагается выбирать «бочонки», изображенные на слайде, по порядку от 1 до 8 и выполнять задания.

1. Конкурс на знание артикуляционных упражнений. 

Каждая  команда получает 3 картинки с артикуляционными упражнениями. Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для каких звуков они используются.

2. Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

1. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)

2. Как называются инструменты логопеда(зонды)

3. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

4. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

5. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

6. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

7. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

8. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.

9. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

10. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

11. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий)

12. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

13. Какие наказания недопустимы? (телесные)

14. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

15. Человек, занимающийся исправлением речи?. (логопед)

2 команда.

1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р,Л)

2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

3. Зачем логопеду спирт(вытирать инструменты)

4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

5. Назовите признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

6. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

7. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.

8. Что такое фонематическое восприятие(умение услышать звук в потоке речи).

9. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

10. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

11. Сколько звуков в слове июль? (4)

12. Чем отличается звук от буквы.

13. С помощью каких частей тела развиваем мелкую моторику? (пальцев)

14. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)

15. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

3.Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

1 команда.

• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).

• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).

• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).

2 команда.

• За – за – за — в поле… (бегает коза).

• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).

• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).

• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

4. Конкурс капитанов «Шаги»

 Капитаны становятся в шеренгу. Им следует подобрать, как можно больше слов к определению «горячее». На каждое слово участники делают шаг вперед. Выигрывает тот капитан, кто сделал больше всего шагов вперед.

Темы: «все круглое», «все мокрое», «ласковые слова», «вежливые слова».

ФИЗМИНУТКА «Фонетическая разминка»

Игра «Мышка и Мишка»

«Ишка- ишка» - поет мишка.

«Ышка-ышка» - поет мышка.

Песню мишки ты услышишь –

Вперевалочку иди.

Песню мышки ты заслышишь –

Длинным хвостиком маши.

Пышка, Тишка и мартышка.

Лишка, крышка и братишка.

Шишка, книжка и мальчишка.

Малышка, вышка, шалунишка.

Сынишка, вспышка и зайчишка.

Мыслишка, фишка и парнишка,

Воришка, стрижка, коротышка,

Мормышка, месячишка и манишка.

5. Конкурс «Волшебный мешочек»

3 участника из каждой команды по очереди вынимают предмет из мешочка, не показывая его остальным участникам. Участнику нужно описать предмет, подобрав, к предмету как можно больше слов-определений

6. Конкурс «Конкурс эрудитов» 

Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. 

Оцениваются: - правильность педагогического решения; - четкость объяснения. Команда может инсценировать эпизод и получить дополнительный балл.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

1 вариант.

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. 

Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Родитель: Сережа.

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж…

 Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

2 вариант. 

Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. 

Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).

 Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой. 

Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой. 

Логопед(к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести. 

Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит.

Ребенок плачет. 

Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

7. Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».

Логопед: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

1. Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра.

2. Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей.

8. Конкурс «Фразеологизмы»

Участники команды должны заменить фразу на фразеологизм. Команда получает 2 балла за выполненное задание и + 1 балл, если смогут объяснить происхождение фразеологизма.

  1. Бездельничать, заниматься пустяковым делом, праздно шататься; изначально — заниматься совсем простым, лёгким делом. (бить баклуши)

Баклуша — заготовка для деревянной ложки, и выбить её считалось заданием для начинающих столяров.

  1. Очень надоесть (в печенках сидеть)

      На Руси считали печень вместилищем жизненной силы. То есть    сидеть в печёнках значило отравлять жизнь, мешать жизни.

  1. Обманывать, вводить в заблуждение (водить за нос)

Произошло от способа управлять животными, когда их водят за кольцо, продетое в ноздри

  1. Выражение угрозы (где раки зимуют)

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды.

  1. О ком-то, кто неожиданно оказался в центре внимания (или наоборот - ему можно найти замену) (Свет клином сошелся (не сошелся) 

Когда кто-то поёт/играет соло, на него светит прожектор, выделяя его. При этом весь оркестр остаётся на сцене в темноте.

  1. Поверхностное знакомство (Шапочное знакомство)

Друзья при встрече пожимали друг другу руки, близкие друзья или родственники обнимались, а просто знакомые - приподнимали шляпу

9. Подведение итогов. Жюри подводит итоги. Команда-победитель получает в награду бурные аплодисменты. Каждый участник получает буклет на тему «Культура речи педагога».

1 вариант.

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Родитель: Сережа.

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

2 вариант. 

Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку)Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой. Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой. Логопед(к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести. Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра.

Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей.

ФИЗМИНУТКА «Фонетическая разминка»

Игра «Мышка и Мишка»

«Ишка- ишка» - поет мишка.

«Ышка-ышка» - поет мышка.

Песню мишки ты услышишь –

Вперевалочку иди.

Песню мышки ты заслышишь –

Длинным хвостиком маши.

Пышка, Тишка и мартышка.

Лишка, крышка и братишка.

Шишка, книжка и мальчишка.

Малышка, вышка, шалунишка.

Сынишка, вспышка и зайчишка.

Мыслишка, фишка и парнишка,

Воришка, стрижка, коротышка,

Мормышка, месячишка и манишка.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1 2 3 4 5 «Знание артикуляционных упражнений» «Блиц» « Добавлялки » «Шаги» «Волшебный мешочек» 6 «Конкурс эрудитов» 7 «Хорошо - плохо» 8 «Фразеологизмы»

Слайд 4

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

Еженедельные задания логопеда воспитателям логопедической группы

Еженедельные задания логопеда в тетраде взаимосвязи с воспитателяим ....

Материал по взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы (1 год обучения)

Практический материал распределен по  темам и включил в себя: дидактические игры на закрепление лексико-грамматического материала; пальчиковые игры и упражнения на координацию речи с движением; з...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы при подготовке детей к школе.

Основной целью обучения грамоте является:-научить детей осмысленному чтению и подготовить руку к письму.      Подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с форми...

Коррекционная работа воспитателей логопедических групп.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, преж...

Семинар-практикум для молодых воспитателей "Формы взаимодействия с семьями воспитанников"

Материал выступления старшего воспитателя на семинаре-практикуме предназначен для молодых воспитателей, которые в начале своей педагогической деятельности испытывают определенные трудности в организац...