Главные вкладки

    Методическая разработка: «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
    методическая разработка на тему

    Ефимова Нина Александровна

     

                   Методическая разработка:

                   «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда

                  и воспитателя логопедической группы у детей старшего

                  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».

     

    Данная система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя

    логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим

    недоразвитием речи, представляет систематизированный материал по всем

    лексическим темам на 1 период (октябрь, ноябрь, декабрь).

    Такая система общих рекомендаций логопеда, охватывает все разделы

    коррекционного курса и позволяет воспитателям планировать  воспитательно –

    образовательный процесс с учётом коррекции на весь период  деятельности.

    В вечерний промежуток времени, отведённый для работы по заданию логопеда,

    выполнять индивидуальные рекомендации с каждым воспитанником.

     Такая система логопедической работы апробирована   в течении нескольких лет.

    Актуальность данной темы подтверждена результатами  мониторинга и глубокого  

    анализа.  Система такого взаимодействия специалистов показала свою эффективность,

     положительную динамику и наличие  стабильных результатов в речевом развитии

     воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл leksika1.docx32.13 КБ
    PDF icon scan0005.pdf481.44 КБ
    PDF icon scan0006.pdf228.83 КБ
    PDF icon scan0007.pdf520.49 КБ
    PDF icon scan0008.pdf607.48 КБ
    PDF icon scan0009.pdf608.01 КБ
    PDF icon scan0010.pdf582.93 КБ
    PDF icon scan0011.pdf645.91 КБ
    PDF icon scan0012.pdf191.61 КБ
    PDF icon scan0013.pdf672.45 КБ
    PDF icon scan0014.pdf148.26 КБ
    PDF icon scan0015.pdf636.34 КБ
    PDF icon scan0016.pdf590.53 КБ
    PDF icon scan0017.pdf554.85 КБ
    PDF icon scan0018.pdf524.36 КБ

    Предварительный просмотр:

             Государственное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение д/с №33                                                   

                                              Московского района г. Санкт – Петербурга

                   Методическая разработка:

                   «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда

                  и воспитателя логопедической группы у детей старшего

                  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».

                                                                (из опыта работы)

                  

                                                                                    СОСТАВИТЕЛЬ: учитель-логопед                                                                                                                                  Н.А.Ефимова

                                                                  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                                                               2010 г.

         

     Успех коррекционной – воспитательной работы  в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой  заключается в логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

             Единственный путь осуществления полной и успешной  логопедизации  всего коррекционного процесса – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя по всем направлениям логопедической работы (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях

    коррекционного типа вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов

    уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований

    педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают логопед и воспитатель.

             Специфика работы в логопедических группах определяется коррекционными   задачами, поставленными перед воспитателем:

    1. Постоянное совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики.
    2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
    3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
    4. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических

          категорий.

    5.   Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на

          без дефектном речевом материале.

    1. Формирование и развитие связной речи.
    2. Закрепление навыков чтения и письма.

    Воспитатель совместно с логопедом реализует комплексную и коррекционную

    программы. Выделяются основные направления коррекционной работы воспитателя:

    1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой).
    2. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики).
    3. Корригирующая мини гимнастика (профилактика нарушений осанки и стопы).
    4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

            Содержание данных занятий определено программой:

                      а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемых звук;

                      б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

                      в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

                      г) повторение лексико-грамматических упражнений;

                      д) упражнения на развития памяти, внимания, мышления.

    5. Подгрупповые (фронтальные) занятия по программе ГДОУ  и в соответствии с      

        календарным планом логопедической работы.

    6.Коррекционная работа вне занятий:

                во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового  

                труда и труда на природе, на прогулках, экскурсии, в играх и развлечениях.

      Из перечисленных выше задач и направлений логопедической работы следует, что

    такие разделы, как «Лексика», «Связная речь», «Формирование лексико – грамматического  строя», «Развитие фонематического слуха», «Овладение процессами анализа и синтеза», «Формирование правильного звукопроизношения»  предполагают совместную работу

    специалистов, в которой ведущим является учитель – логопед, а воспитатель закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом.

               Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи ведёт логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого. Разграничение функций специалистов в процессе  коррекционной работы, позволяет добиваться положительных результатов, и в целом осуществлять комплексный  подход  в   выполнении поставленных задач.  

                    РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ  В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

                                                              НАД   ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ    

    ЛОГОПЕД

    ВОСПИТАТЕЛЬ

    -на подгрупповых занятиях знакомит детей с   каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал на индивидуальных занятиях;

    - руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса в разных видах деятельности;

    - даёт рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в соответствии с прохождением лексической темы;

    - посещает подгрупповые, фронтальные занятия педагогов с детьми с целью уточнения, как реализуются педагогами воспитательно – образовательные и коррекционные задачи.

    - проводит занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим;

    - подбирает речевой материал: стихи, потешки, загадки – в соответствии с лексической темой, иллюстративный и раздаточный материал, дидактические

    игры;

    - ведёт активную работу в течении всего дня с детьми по расширению, уточнению и закреплению словарного запаса на основе

    пройденных лексических тем;

    - участвует в создании предметно – развивающей среды на основе рекомендаций логопеда;

    - в совместной деятельности с детьми педагог использует дидактические игры, которые закрепляют знания детей об окружающем мире (лексические темы);

    - в течении всего рабочего дня педагог обращает внимание на грамматически правильно оформленную речь каждого воспитанника.

              Совместная работа логопеда и воспитателя осуществляется на основе рекомендаций, изложенных в тетради взаимодействия логопеда и воспитателей группы. Содержание работы раскрывается по трём разделам:

    1. Логопедические пятиминутки: предлагаются игры по изучаемой лексической теме, с указанием цели, направленные на развитие всех компонентов речи;    
    2. Игры и упражнения: подвижные игры, которые могут использоваться, как динамические паузы;
    3. Индивидуальные занятия: включают общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.

              Из своего опыта работы, я пришла к выводу, что для полного взаимодействия с воспитателями в логопедической  работе, с учётом современных требований, недостаточно

    конкретных  рекомендаций, которые используются воспитателями в определённое время.  

    Для  достижения эффективности логопедической работы мною составлены общие рекомендации по каждой лексической теме, охватывающие все разделы коррекционной работы.  Данные рекомендации воспитатели используют в планировании всего педагогического процесса в течении  дня.

    Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей логопедической группы см. в  Приложении 1.

    Приложение 1.           (1 период обучения: октябрь, ноябрь, декабрь;  старший возраст)

    Лексическая тема: «Грибы - ягоды»                                                             старшая  группа

      1.  Познавательная часть:

    - уточнить знания детей о фруктах, знать названия;

    - различать части фруктов;

    - где и на чём фрукты растут;

    - знать свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму;

    - знать, что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д.;

    - знать, что фрукты полезны, в них много витаминов.

      2.  Работа над расширением словаря:

                - словарь существительных:

                   яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан,

                   пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив,

                   компот, джем, варенье, сок.

                - словарь прилагательных:

       фруктовый, красный, зелёный, жёлтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный,   полезный,

       большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый,

       душистый, ароматный.

                - словарь глаголов:

       сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать,

       выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

      3.  Работа над формированием  лексико – грамматического строя:

    - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном

      числе и множественном числе «Скажи ласково»: яблоко – яблочко - яблочки ;…

    - образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

      «Один – много»:яблоко – яблочко - яблочки;…

    - образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и        родительном падежах «Посчитай фрукты»: одна яблоко – два яблока – пять яблок

    - образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»: Сок из яблок – яблочный;

          4.  Работа над развитием связной речи:

     - составление описательного рассказа по теме «Фрукты» с использованием алгоритмов (схем,) по плану:                      1.  Название фрукта.

                                      2.  Где произрастает?

                                      3.   Какой формы?

                                      4.   Какой величины?

                                      5.   Какого цвета?

                                      6.    Какой на вкус?

                                      7.    В каком виде употребляют в пищу?

                                      8.    Чем полезен людям?

    - поиск антонимов «Скажи наоборот»: Персик большой, а абрикос маленький;            

    5. Работа над развитием фонематического слуха:

           - закрепление правильной артикуляции звука;

    - характеристика звука: классификация гласный – согласный;

    - определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

    - понятие звук, буква (печатание букв);

    - выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

               

                       

             Лексическая тема: «Фрукты»                                                             старшая  группа

    1. Познавательная часть:

    - уточнить знания детей о фруктах, знать названия;

    - различать части фруктов;

    - где и на чём фрукты растут;

    - знать свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму;

    - знать, что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д.;

    - знать, что фрукты полезны, в них много витаминов.

          2.  Работа над расширением словаря:

                - словарь существительных:

                   яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан,

                   пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив,

                   компот, джем, варенье, сок.

                - словарь прилагательных:

                   фруктовый, красный, зелёный, жёлтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, полезный,   большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый,  душистый, ароматный.

                - словарь глаголов:

       сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать,

       выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

             3. Работа над формированием лексико – грамматического строя:

    - образование существительных с   уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном  числе и множественном числе «Скажи ласково»: яблоко – яблочко - яблочки

    - образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

      «Один – много»:яблоко – яблочко - яблочки;…

    - образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и        родительном падежах «Посчитай фрукты»: одна яблоко – два яблока – пять яблок

    - образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»: Сок из яблок – яблочный;

             4.  Работа над развитием связной речи:

                - составление описательного рассказа по теме «Фрукты» с использованием алгоритмов (схем),   по плану:

    1. Название фрукта.
    2.  Где произрастает?

      3.    Какой формы?

      4.    Какой величины?

      5.    Какого цвета?

      6.    Какой на вкус?

                    7.    В каком виде употребляют в пищу?

      8.    Чем полезен людям?

    - поиск антонимов «Скажи наоборот»: Персик большой, а абрикос маленький;            

    5. Работа над развитием фонематического слуха:

    - закрепление правильной артикуляции звука;

    - характеристика звука: классификация гласный – согласный;

    - определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

    - понятие звук, буква (печатание букв);

    - выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

               

                             

      Лексическая тема: «Животные Севера»                                                             старшая  группа

         1. Познавательная часть:

    - Север – как часть света, особенности Севера;

    - где живут?;

    - знания о внешних признаках: строение, части тела, чем питаются, как передвигаются,    повадки,  окрас;

    - чем полезны людям?; чем опасны?;

    - как человек охраняет этих животных?

          2.  Работа над расширением словаря:

                - словарь существительных:

                   север, часть, свет, олень, рога, шерсть, молоко, собака, песец, белые волки, морж, тюлень, лиса, ласты, клыки, овцебык, пингвин, прорубь, лёд, мерзлота, круг,  меридиан,  полюс,  океан, тундра, корабль, ледокол, медведь, упряжка, чум, юрта, пастух, переохлаждение, жир, льдина, охота,  хищник, бельки, нарты, сияние, горностай, лайка, стужа, лишайник, ягель.

                - словарь прилагательных:

                   холодный, северный, полярный, белый, круглый, толстый, ледяной, сильный, ледовитый,

                   неуклюжий, большой, мохнатый, удлинённый, вытянутая, полярная, подкожный, жёсткий,

                   веретенообразный, водный, оленьи, песцовый, тюлений, моржовый, лисий, мраморный,

                   студёный.

                - словарь глаголов:

                   мёрзнуть, передвигаться, ползать, скакать, плавать, нырять, выживать, спасаться, охотиться.

                   покрывать, таять, отталкиваться, скользить, подворачиваться, предохранять, обнаруживать,

                   сбиваться, кормиться.  

          3.  Работа над формированием лексико – грамматического строя:

    - усвоение категории родительного падежа единственного числа «Кто около»:

     Кто около моржа? –  Около моржа тюлень.           

    - образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах:  морж – моржи – моржей;

    - усвоение категории дательного падежа: Моржу дам – молока…

    - образование существительных с суффиксом –ищ-: лапы – лапищи;…

    - Работа над развитием связной речи:

                - составление описательного рассказа по теме «Животные Севера» с использованием алгоритмов   схем, по плану:              

    1. Название животного, среда его обитания.
    2. Какого оно цвета, размера.
    3. Части тела, строение.
    4. Повадки.
    5. Чем питается?
    6. Как зовут детёныша?
    7. Как человек охраняет этих животных?            

              4.   Работа над развитием фонематического слуха:

    - закрепление правильной артикуляции звука;

    - характеристика звука: классификация гласный – согласный; мягкий – твёрдый,  

    - определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало,  конец;

    - понятие звук, буква (печатание букв);

    - выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

     

                    Лексическая тема: «Новый год»                                                             старшая  группа

    1. Познавательная часть:

    - уточнить знания детей почему «Новый год» называют Новый;

    - когда Новый год начинался раньше;

    - особенности праздника: бывает зимой, наряжают ёлку, приходят Дед Мороз  со   Снегурочкой,

      приносят подарки, дети надевают маски и костюмы.

          2.  Работа над расширением словаря:

      - словарь существительных:

    год, праздник, утренник, Дед Мороз, Снегурочка, зима, ёлка, игрушки, маски, костюмы,   гости, волшебство, гирлянда, лампочки, огоньки, мешок, посох, шуба, убор, флажки, колокольчик,  шишки, хоровод, песни, танцы, пляски, загадки, стихотворения, сказка, маскарад, радость.                              

      - словарь прилагательных:

     новый, красивая, ёлочная, новогодний, нарядная, высокая, зелёная, настоящий, сказочный,

     волшебный, синие, красные, разноцветные, яркие, стеклянные, бумажные, пластмассовые,

     большие, маленькие, высокая, радостные, весёлые.    

       - словарь глаголов:

     наступила, пришёл, поставили, нарядили, украсили, изготовили, нарисовали, принёс, зажглась,  плясали, встречали, праздновали, старались, готовились.  

          3. Работа над формированием лексико – грамматического строя:

    - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном

     числе «Скажи ласково»: большая ёлка - маленькая ёлочка;…

    - образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и  родительном падежах: 1 ёлочная игрушка – 2 ёлочные игрушки – 5 ёлочных игрушек;…

    - образование относительных прилагательных: игрушки для украшения для ёлки- (какие?)- ёлочные;…

    - согласование существительных с личными местоимениями: Моя – игрушка, мой – подарок;…

          4.  Работа над развитием связной речи:

     - составление описательного рассказа по теме «Новый год», с использованием алгоритмов (схем),  по плану:

    1. Название праздника.

                    2. Почему он так называется?

    3. Как ты к нему готовился?

    4. Как  ты нарядил ёлку?

    5. Как ты участвовал в празднике?

    6. Понравился ли тебе праздник?

                - какое слово короче: снег – снежок;….

          5. Работа над развитием фонематического слуха:

    - закрепление правильной артикуляции звука;

    - характеристика звука: классификация гласный – согласный;

    - определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

    - понятие звук, буква (печатание букв);

    - выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

       

           


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недораз­витием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...

    Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

    Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

           При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

    Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева

    Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...

    Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

    ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

    Методические рекомендации по преодолению трудностей развития лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи

    В данной работе мы предлагаем методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи для 4-5 классов....

    Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

    Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...