Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)
презентация к уроку по теме

Бырдина Ольга Сергеевна

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byrdina_svyaznaya_rech.pptx79.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» (по Глухову В.П.) Выполнила Бырдина О.С.

Слайд 2

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР Методика обследования Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы: о бследование словарного запаса по специальной схеме; и сследование связной речи с помощью серии заданий; н аблюдения за детьми в процессе учебной, предметно- практический, игровой и обиходно- бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; и зучение медико – педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

Слайд 3

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА I. Психологические особенности а) Особенности внимания Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается); характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители в отсутствии внешних раздражителей Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная). Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)

Слайд 4

б) Особенности памяти Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; быстро забывает. Характеристика вербальной памяти ________________________ Отмечаются трудности (указать какого типа) в запоминании; новых слов_____________________ словосочетаний, синтаксических конструкций текстового материала_____ в) Развитие некоторых сенсорных функций Сформированность представлений о цвете, форме, величине предметов (со­ответствуют возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы) Способность к дифференциации предметов по основным признакам г) Показатели развития мыслительной деятельности Способность к сравнению_____________________________ Способность к обобщению____________________________ Способность к классификации ________________________

Слайд 5

д ) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество) Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пас­сивное, безразличное) Проявление элементов творчества на учебных занятиях Выполнение заданий по «собственному замыслу» (наличие новизны, штам­пов, копирование, использование ранее приобретенных навыков и др.) Продуктивность «творческой деятельности»

Слайд 6

II. Работоспособность на занятиях Быстро или медленно включается в работу Легко или с трудом переключается с одного вида работы на другой __ Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается_________________ Темп работы. (Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно). Причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выпол­нения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.) Работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы. Субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.). Равномер­на ли работа по количеству и качеству Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец заня­тия)

Слайд 7

III . Некоторые типологические особенности Активный, подвижный — инертный, медлительный; спокойный, уравновешен­ный — возбудимый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (инструкции, задания и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление Быстрота переключения с одного вида деятельности на другой IV . Особенности эмоционально-волевой сферы Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др. Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого свойства) в быту Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях

Слайд 8

V. Личностно-характерологические особенности Общительный, замкнутый. Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом) в т.ч .: неречевой контакт____________ речевой контакт____________________ Отношение к товарищам _________________ Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству — да, нет; признается ли за лидера другими — да, нет) Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются Отношение ребенка к учебной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность) Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению) Активность речевого общения соответствует норме, повышена, снижена, от­мечаются: замкнутость, негативное отношение к речевому общению, прояв­ления аутизма)

Слайд 9

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ( III уровень речевого развития) Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразви­тием. В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением ко­ротких рассказов.

Слайд 10

Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки веде­ния диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предме­та, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение со­ставлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие само­стоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее раз­витие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок,; сочинений на основе личного опыта.

Слайд 11

Раз­витие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопеди­ческих занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется форми­рованию связной монологической (описательной и повествовательной) речи .

Слайд 12

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой ком­муникации; формирование навыков построения связных монологических высказываний; развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных выска­зываний; целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психичес­ких процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связан­ных с формированием навыков устного речевого сообщения; формирование у детей навыков построения связных развернутых высказы­ваний в свою очередь включает ;

Слайд 13

усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи меж­ду частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.); формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения; обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в со­ответствии с нормами родного языка.

Слайд 14

При обучении детей с ОНР рекомендуется следующая методика. Для упражне­ний используются картинки двух видов : 1) картинки, на которых можно выде­лить субъект и выполняемое им действие ; 2 ) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия. По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры.

Слайд 15

«Веселое путешествие» («На трамвае»). В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или ла­вочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пасса­жиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом дол­жен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражне­ния, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впе­чатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.

Слайд 16

I . ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже» и др.). Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям могут быть предложены следующие слова: «дерево» (большое — малень­кое, высокое — низкое, старое — молодое (деревце)), «дом», «река», «ма­шина», «сад» и др. Выполнению э того упражнения может предшествовать задание типа: «Узнай, о чем это», когда дети по названным педагогом словам-определениям должны узнать объект, к характеристике которого эти слова подходят. Например: ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЛОВА КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ а) деревянный (каменный), дом одноэтажный б) деревянный, красный карандаш в) деревянная, длинная удочка г) круглый, резиновый мяч д) круглый, большой, зеленый арбуз е) круглое, румяное яблоко и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недораз­витием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...

«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

Формирование словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены способы формирования словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены способы формирования словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Формирование словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале рассматриваются особенности формирования словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста....

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...