Главные вкладки

    «Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
    учебно-методический материал по теме

    Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.

    Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

     

    Так как у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, то, следовательно, плохо усваиваются навыки словообразования. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности  в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подобрать однокоренные слова, образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota.rar33.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    СОДЕРЖАНИЕ

    введение        ….3

    Глава 1. Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.        

    1.1. Значение процесса словообразования для развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.        5

    1.2. Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.        

    заключение        35

    Список литературы        37

                                                                                                                                   

    введение

    Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.

    Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

    Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

    У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи работа по накоплению словаря, формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, так, например, новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словообразованию и словоизменению.

    Так как у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, то, следовательно, плохо усваиваются навыки словообразования. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности  в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подобрать однокоренные слова, образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок.

    В процессе коррекционного обучения нельзя решить ни одной проблемы без опоры на процесс словообразования, потому что словообразование представляет собой с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.  

    Формирование процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

    1. Обеспечивается учет уровня речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
    2. Коррекционная работа планируется в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой;
    3. Грамматические средства языка и навыки словообразования будут формироваться у детей во время изучения с ними различных лексических тем;
    4. На логопедических занятиях будут использованы дидактические игры, направленные как на развитие у детей высших психических функций, так и на формирование лексико-грамматических средств языка. (систематичность проведения, распределение их в порядке нарастающей сложности)

    Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Так как правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Поэтому своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

    Глава 1. Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    1.1. Значение процесса словообразования для развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь детей быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмом словообразования.

    Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова.

    Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

    Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.

    В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую взрослый использует в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится к формированию лексической и словообразовательной системам.

    На основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели – типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.

    В процессе речевого общения дети не просто заимствуют слова из речи окружающих, не просто пассивно закрепляют слова и словосочетания в своем сознании. Овладевая речью, дети активны: они анализируют речь окружающих, выделяют морфемы и создают новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, таким образом, дети осуществляют следующие операции: вычленение морфемы из слов – обобщение значения и связи этого значения с определенной формой – синтез морфем при образовании новых слов.

    Чаще всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильной корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами. Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных (матросятся, лисинчик, обколючилась, отсонилась).

    Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется  их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками другие более сложные по семантике формы. Например, на основе усвоения элементарных словообразований у детей первого уровня речевого развития формируется двусоставное простое предложение.

    Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Таким образом, для формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо использовать специальную методику для работы с такими детьми.


    1.2. Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой  оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

    В процессе формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

    Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

    Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования.

    Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразова-тельных моделей.

    Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

    Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных слово-образовательных моделей.

    Содержание первого этапа логопедической работы:

    Существительные.Образование уменьшительно-ласкательных существи-тельных с суффиксами: -к-, -ик; -чик-.

    Глаголы. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.

    Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин:

    Содержание второго этапа логопедической работы:

    Существительные. Образование а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -енък-, -ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); в) существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).

    Глаголы. Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

    Прилагательные. Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -,-ян-, -енн-', в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, чив-, -лив-.

    Содержание третьего этапа логопедической работы:

    Существительные. Образование названий профессий.

    Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до:

    Прилагательные. Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-, ян. -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк.

    Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.

    1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

    2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

    3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

    4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц-  значение вместилища).

    5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

    6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

    7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

    При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

    а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

    б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

    В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.

    Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

    Формирование словообразования существительных

    Образование уменьшительно-ласкательных существительных

    1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).

    Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

    а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

    дом – домик, куст – кустик, нос – носик, халат – халатик,

    хвост – хвостик, лист – листик, карандаш – карандашик;

    б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

    таз – тазик, гвоздь – гвоздик, сад – садик, лоб – лобик, клюв – клювик.

    2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).

    Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

    а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и     производного слов:

    забор – заборчик, костюм – костюмчик, шкаф – шкафчик,

    стул – стульчик, стакан – стаканчик, вагон – вагончик,

    блин – блинчик, суп – супчик, трамвай – трамвайчик, диван –  диванчик;

    б) с изменением звуковой структуры производного слова:

    рукав — рукавчик.

    3. Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:

    а) словообразование существительных женского рода без изменения  звуковой структуры корня производного слова:

           лапа – лапка, мышь – мышка, яблоня – яблонька,

           лошадь – лошадка, туча – тучка, ночь – ночка;

    б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

    шуба – шубка, капля – капелька, береза – березка, книга – книжка,

    корова – коровка, бумага – бумажка, синица – синичка,

    рука – ручка, страница – страничка, птица – птичка;

    в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с  изменением звуковой структуры основы слова):

    крыльцо – крылечко, кольцо – колечко.

    4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:

    а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:

    Аня – Анечка, Таня – Танечка, Оля – Олечка,

    Соня – Сонечка, Ваня – Ванечка, Дима – Димочка;

    б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:

    лента – ленточка, тумба – тумбочка, клумба – клумбочка,

    верба – вербочка, звезда – звездочка, морда – мордочка.

    5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-: вода – водичка, сестра – сестричка, коса – косичка.

    6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов -онък-, -еньк- проводится в следующей последовательности:

    а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:

    Маша – Машенька, Надя – Наденька, Даша – Дашенька,

    Петя – Петенька, Миша – Мишенька, Коля – Коленька;

    б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

    береза – березонька, дядя – дяденька, дочь – доченька, мама – маменька;

    в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

    рука – рученька, дорога – дороженька, нога – ноженька.

    7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов - ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:

    а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

    дед – дедушка, голова – головушка, соловей – соловушка,

    зима – зимушка, скворец – скворушка, рябина – рябинушка;

    б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:

    перо – перышко, стекло – стеклышко, солнце – солнышко,

    горло – горлышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко;

    в) словообразование с помощью суффиксов –иц, -ец-, -ц-:

     суффикс -иц- в существительных женского рода:

    лужа – лужица, земля – землица, кожа – кожица, роща – рощица;

    — суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:

    мороз – морозец, хлеб – хлебец; письмо – письмецо,

    — суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:

    пыль – пыльца, мыло – мыльце, дерево – деревцо,

    зеркало – зеркальце, корыто – корытце, одеяло – одеяльце.

    Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды)

    1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

    суп – супница, соус – соусница, чай – чайница, салат – салатница,

    сахар – сахарница, конфеты – конфетница.

    2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

    хлеб – хлебница, пепел – пепельница, сухари – сухарница,

    чернила – чернильница, селедка – селедочница.

    Образование существительных с помощью суффикса -инк-

    1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

    бусы – бусинка, дождь – дождинка, пыль – пылинка, изюм – изюминка,

    солома – соломинка, икра  икринка, мармелад – мармеладинка.

    2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

    горох – горошинка, снег – снежинка, чай – чаинка,

    песок – песчинка, пух – пушинка.

    Образование названий детенышей животных и птиц

    В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.

    1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:

    гусь – гусенок – гусята, еж – ежонок – ежата,

    лось – лосенок – лосята, тигр – тигренок – тигрята,

    лиса – лисенок – лисята, слон – слоненок – слонята,

    кот – котенок – котята, ворона – вороненок – воронята.

    2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

    волк – волчонок – волчата, орел – орленок – орлята,

    индюк – индюшонок – индюшата, лев – львенок – львята,

    медведь – медвежонок – медвежата, белка – бельчонок – бельчата,

    заяц – зайчонок – зайчата, галка – галчонок – галчата.

    3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

    овца – ягненок – ягнята, свинья – поросенок – поросята,

    корова – теленок – телята, собака – щенок – щенята,

    лошадь – жеребенок – жеребята, курица – цыпленок – цыплята.

    Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

    В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с общим недоразвитием речи используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.

    Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности.

    1. Словообразование существительных мужского рода:— с суффиксом -щик-

    барабанщик,   кладовщик,   часовщик,   угольщик,   танцовщик,   сварщик,

    стекольщик,   дрессировщик,   носильщик;

    — с суффиксом -чик-

    летчик,   переводчик,   грузчик,   водопроводчик,   переплетчик,   разведчик.

    2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:

    художник – художница, учитель – учительница, работник – работница,

    писатель – писательница, проводник – проводница, певец – певица.

    Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных

    1. Игра «Назови ласково».

    Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

    В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

    2. Игра «Что для чего?»

    Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

    Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).

    После называния предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится.

    Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом суффикс -ниц-.

    Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

    В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

    — Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница.)

    — Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница.)

    — Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница.)

    — Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница.)

    3. Игра «Кто у кого?»

    В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

    Вначале логопед задает детям загадку про животное. Например:

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса!

    А зовут ее ...

    Кто это? (Это лиса.)

    — А как называют детеныша лисы? (Лисенок.)

    — Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок.)

    Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.

    — Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок-)

    4. «Назвать животных парами»

    Детям предлагается загадка:

    Хвост пушистою дугой.

    Вам знаком зверек такой?

    Острозубый, темноглазый

    По деревьям может лазать,

    Строит он свой дом в дупле,

    Чтоб зимою жить в тепле.

    — Кто это? (Белка.)

    — А как называют детеныша белки? (Бельчонок.) На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь – медвежонок).

    Логопед показывает картинку, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

    — А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья – поросенок.)

    5. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

    На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

    — Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

    — А теперь поиграем с мячом.

    Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

    6. Игра «Как зовут папу маму и детеныша (детенышей)?»

    На доске картинка по сказке «Три медведя».

    — Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя».)

    — Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа – медведь Михаил Иванович, мама – медведица Настасья Петровна, детеныш – медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя – это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

    Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, еж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.

    — А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок.)

    7. Игра «Два брата ИК и ИЩ».

     Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ – большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

    — У ИКА был носик, а у ИЩА?..

    В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи.

    Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ – значит, предмет большой.

    — А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

    Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

    8. Изменить слово по аналогии.

    а) виноград – виноградина, горох – ..., свинья – ..., жемчуг – ..., баран – ..., картофель – ..., теленок – ..., лед – ...;

    б) бусы – бусинка, снег – ..., пыль – ..., песок – ..., дождь – …, пух – ..., 

    9. Добавить похожее слово.

    Утренник, ночник...; говядина, виноградина...; дупло, весло...; ножищи, ручищи...

    10. Назвать профессии (по картинкам).

    Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

    — Кто носит багаж? (Носильщик.)

    — Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

    — Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

    — Кто работает на кране? (Крановщик.)

    — Кто укладывает камни? (Каменщик.)

    — Кто точит ножи? (Точильщик.)

    — Кто чинит часы? (Часовщик.)

    — Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

    Далее логопед задает вопрос:

    — Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?

    При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.

    11. Игра «Как назвать того, кто... ?»

    Логопед предлагает детям назвать того, кто ...

    — Кто на паровозе ездит? (Машинист.)

    — Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен.)

    — Кто песни сочиняет? (Композитор.)

    — Кто играет на рояле? (Пианист.)

    — Кто все ломает? (Хулиган.)

    — Кто водит самолет? (Летчик, пилот.)

    — Кто такой полководец?

    Формирование словообразования глаголов

    Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

    В связи с этим в процессе коррекционной работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, проводится преимущественно закрепление простых до семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

    Формирование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в следующей последовательности.

    1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

    а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

    с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать – сделать),

    на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать – написать),

    по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

    про- (читать — прочитать);

    б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -во- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, затолкнуть – заталкивать).

    2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

    3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-:

    входит – выходит, подходит – отходит, влетает – вылетает, подлетает – отлетает, въезжает – выезжает, подплывает – отплывает, прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает, приезжает – уезжает, закрывает – открывает, прилетает – улетает, наливает – выливает, приходит – уходит, насыпает – высыпает.

    Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

    1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

    Логопед предлагает детям показать на картинках , где действие уже совершено, а где оно совершается:

    мыла – вымыла, вешает – повесила, умывается – умылся,стирает – постирала, рисует – нарисовал, ловит – поймала, убирает – убрала, красит – покрасил, догоняет – догнала,

    2. Игра «Чем отличаются слова? » Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает – умывается, прячет – прячется, одевает – одевается, обувает – обувается, качает – качается, причесывает – причесывается.

    Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

     Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (-ся)

    С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

    3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

    а) В импрессивной речи.

    Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

    входит – выходит, подлетает – отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает, залезает – слезает.

    Аналогичным образом проводится игра в лото. У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

    б) В экспрессивной речи.

    Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

    4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

    в клетку... (влетает), из клетки... (вылетает), через дорогу... (переходит), от дерева... (отходит), к дому... (подъезжает), в стакан... (наливает), из стакана... (выливает), на дерево... (влезает), с дерева... (слезает).

    5. Найти общую часть в словах (по картинкам).

    Переходит – перебегает Наливает – выливает Подходит – подбегает; подходит – уходит Подлетает – отлетает

    Формирование словообразования прилагательных

    С учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

    Образование притяжательных прилагательных

    1.Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ое-.

    Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

    2. Словообразование с использованием суффикса -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

    Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

    3. Словообразование .с помощью суффикса -j- и с чередованием в корне.

    Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

    Образование качественных прилагательных

    1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

    а) Без чередования.

    Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

    б) С чередованием звуков в корне слов.

    Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

    2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, лив-, -чин-, -овалг-, еват- и др.

    Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т. д.

    Образование относительных прилагательных

    1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ое-, -ев-.

    а) Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова.

    Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

    б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый.

    2. Словообразование с использованием суффикса -н-.

    а) Без чередования в корне производного слова.

    Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

    б) С чередованием звуков в корне производного слова.

    Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

    3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -н-, -ян-, -ск-, -енн- и др.

    Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.

    Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

    1. Игра «Чьи хвосты?» Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

    — Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? Лисий. А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

    Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

    —А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

    Хвост собаки – собачий. Хвост кошки – кошачий.

    Хвост коровы – коровий. Хвост лошади – лошадиный.

    Хвост быка – бычий. Хвост козы – козий.

    Хвост барана – бараний. Хвост овцы – овечий.

    2. Игра «Ералаш».

    Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

    3. «Правильно назови листья».

    Лист дуба – дубовый лист, лист осины – ..., лист березы – ..., лист клена – ..., лист липы – ...,лист яблони – ..., лист рябины – ..., лист смородины – ..., шишка сосны – ...,шишка ели – ..., сережка ольхи – ...

    4. Игра в лото «Что из чего сделано?»

    У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос:

    «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

    Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

    Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная,

    ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический,

    ведро из железа – железное, ваза из хрусталя – хрустальная,

    чашка из фарфора – фарфоровая, платье из шелка – шелковое,

    коробка из картона – картонная, шарф из шерсти – шерстяной,

    булка из пшеницы – пшеничная, хлеб из ржи – ржаной,

    варенье из вишни – вишневое, дорога из песка – песчаная,

    сумка из кожи – кожаная, мяч из резины – резиновый,

    шуба из меха – меховая, крыша из соломы – соломенная,

    игрушка из пластмассы – пластмассовая,

    шарик из пластилина – пластилиновый, труба из кирпича – кирпичная,

    подушка из пуха – пуховая, одеяло из ваты – ватное,

    салфетка из бумаги – бумажная, сарафан из ситца – ситцевый,кувшин из глины – глиняный, погреб из камня – каменный, шинель из сукна – суконная.

    5. Сравнить предметы и закончить предложения.

    Апельсин большой, а арбуз еще больше.

    Клубника маленькая, а смородина еще ... Дыня сладкая, а арбуз еще ...

    Персик мягкий, а вишня еще ... Яблоко твердое, а айва еще ...

    Груша вкусная, а ананас еще ... Дерево высокое, а башня еще ...

    Куст низкий, а трава еще ... Клен толстый, а дуб еще ...

    Рябина тонкая, а камыш еще ... Шар легкий, а пушинка еще ...

    Сумка тяжелая, а чемодан еще ... Диван мягкий, а подушка еще ...

    Дерево твердое, а железо еще ... Лед прозрачный, а стекло еще ...

    Лента узкая, а нитка еще ... Шнурок длинный, а нитка еще ...

    Линейка короткая, а карандаш еще … Волк большой, а медведь еще ...

    Олень высокий, а жираф еще ... Медведь тяжелый, а слон еще ...

    6. Ответить на вопрос «Как?»

    Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

    Вечером темно, а ночью еще ... Осенью холодно, а зимой еще ...

    В пальто тепло, а в шубе еще …

    Весной солнце светит ярко, а летом еще …

    Весной птицы поют звонко, а летом еще …

    Поезд едет быстро, а самолет летит еще ...

    Черепаха ползет медленно, а улитка еще …

    Работа над родственными словами

    Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, формированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

    1. Подобрать слова-родственники» (тема «Зима»).

    На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

    —А теперь подберите слова - «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова - «родственники» к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

    — Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова - «родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова - «родственники» мы подобрали к слову «снег»? (Снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник.)

    Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

    лес, лесок, лесной, лесник; гриб, грибок, грибник, грибной;

    вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

    сахар, сахарный, сахарница; носят, поднос, носильщик;

    гора, горка, гористый, горный, пригорок;

    лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

    дуб, дубок, дубовый; еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый;

    весна, весенний, веснянка, веснушка.

    2. Найти «лишнее» слово.

    Горе, горный, горе; боль, большой, больница; водить, вода, водный;

    лес, лесник, лестница; море, морщины, морской; беседа, беседка, соседка.

    3. Назвать общую часть слов-«родственников»,

    Зимушка, зимовать, зимний; животное, живет, живой;

    пасет, пастух, пастушка; печка, печник, испечь;

    дворик, дворник, дворовый; корма, кормить, кормление;

    сорить, мусор, насорить; звонить, звонок, звонкий.

    4. Объясните, почему так называется.

    Рыболов (рыбу ловит), листопад (листья падают), пчеловод (пчел разводит), ледоход (лед ходит, идет), землекоп (землю копает), самокат (сам катается), пешеход (ходит пешком), вездеход (везде ходит), ледокол (колет дед), самосвал (сам сваливает), лесоруб (рубит лес), паровоз (возит с помощью пара), трубочист (трубы чистит), пароход (ходит, едет с помощью пара), самолет (сам летает).

    5. Придумай одно слово вместо двух.

    Снег чистит – (снегоочиститель), канавы копает – (канавокопатель), трубы укладывает – (трубоукладчик), возит с помощью электричества – (электровоз), сама ходит – (самоходка), землю роет – (землеройка).

    В детском саду подготовительная работа по развитию словообразования начинается в младших группах с простых форм, например, единственное и множительное число существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных и заканчивается образованием многозначных слов в подготовительных группах. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с третьим уровнем речевого развития с различными способами словообразования.

    Первоначально детям предлагаются упражнения аналитического характера, способствующие формированию ориентировки в морфологическом составе слов: выбрать родственные слова из контекста, сопоставить их по длине и содержанию, вычленить одинаково и различно звучащие элементы слов. Постепенно, на основе предметно-графических схем происходит знакомство с универсальными способами образования слов: суффиксальным – для имен существительных и прилагательных, префиксальным – для глаголов. У детей развиваются навыки складывания нового слова из 2-х частей, одна из которых равна корню, а другая – суффиксу: гриб+ник, сапож + ник, при+шел, при+нес, при+плыл.

    Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов (лес, лесной, лесник), логопед формирует у детей интуитивное представление о системе словообразовательных связей языка. Одновременно детей учат понимать обобщенное значение слова. Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных со значениями соответственности с продуктами питания (молочный, шоколадный), растениями (дубовый, сосновый). Детей учат вслушиваться в окончания прилагательных, отвечать на вопросы типа: «Про какой предмет можно сказать деревянный, - ая, - ое ?».

    Одновременно у детей воспитывается умение образовывать прилагательные от наречий, от существительных, а также разные их степени. Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, дети учатся образовывать уменьшительные названия качеств предметов.

    Учитывая, что детям с ОНР свойственны трудности в узнавании сходства и различия слов, близких по звучанию и значению, особое внимание уделяется этому различию. Сначала нужно внимательно вслушаться в эти слова. Например, показывая щепотку чая, спрашивают: «Что это? – Чай.» При этом поясняется, что его заваривают в чайнике, а посуда, из которой пьют чай, называется чайной. Интонационно выделяется значимая часть слова. На следующих занятиях различаются родственные слова при показе других предметов (соль – солонка, сахар – сахарница).

    Особое внимание уделяется образованию признака от названия предмета, действия или состояния (мыло – мыльный – мылить – мыльница).

    Важно, чтобы у детей происходило не формальное накопление родственных слов, а подготавливалось сознательное их использование в самостоятельной речи. Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое  усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. Целесообразно начать с существительных, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках (шляпка девочки, шляпка гвоздя, шляпка гриба).

    При показе предметов внимание детей обращается на то общее, что их объединяет. После ряда подобных упражнений дети самостоятельно подбирают многозначные слова (например: ножка ребенка – ножка стола, стула, кресла, дивана, гриба и т. п.) и составляют с ними предложения.

    На логопедических занятиях проводятся упражнения по вычленению разного значения в многозначных глаголах. Детям предлагают подбирать разные существительные к глаголам (лети птица, муха, самолет, шарик; идет человек, слон, поезд, дождь; плывет рыба, утка, человек, облако).

    Из слов с переносным значением наиболее доступны пониманию часто употребительные, образные выражения, в которых это значение противопоставляется основному. Так, например, обратив внимание на раскрасневшееся лицо одного из детей, можно сказать: «У Вовы лицо румяное, как яблоко». Также привлекается внимание детей к словосочетаниям типа: сердитый человек – сердитый ветер, мороз; трусливый, как заяц, хитрый как лиса. Одновременно с обогащением словарного запаса происходит грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

    Работа по формированию процесса словообразования в речи детей подготовительной группы планируется в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой по обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи. Обычно грамматические средства языка и навыки словообразования формируются у детей во время изучения с ними различных лексических тем. К тому же словарный материал обычно определяет специфику отрабатывающихся на нем грамматических категорий, например, притяжательные прилагательные целесообразно изучать на материале темы «Животные» (Чей хвост? – Лисий).

    В нашей работе представлены дидактические игры, направленные на расширение словарного запаса дошкольника, обучение составлению связного рассказа по плану и самостоятельно, воспитание навыков словообразования и закрепление правильного употребления грамматических категорий. Учитывая структуру дефекта у детей с общим недоразвитием  речи, мы используем игры, направленные на развитие у детей высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память, мышление. Так как работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то большинство дидактических игр в предложенной нами систематизации имеют не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования.

    Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними. Игровой материал используется на фронтальных занятиях. Далее мы предлагаем дидактические игры для формирования лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные» (Обобщающее занятие).

    Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных, прилагательных по теме; закрепление правильного употребления в речи детей существительных в родительном, творительном, винительном падежах; закрепление навыков словообразования.

    Существительные: Еж, ежиха, ежата, ежонок, заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата, белка, бельчонок, бельчата, волк, волчица, волчонок, волчата, лисица, лис, лисенок, лисята, медведь, медведица, медвежонок, медвежата, лось, лосиха, лосенок, лосята, хвост, лапа, морда, пасть, ноги, туловище, голова, шея, лес, нора, логово, берлога, дупло.

    Прилагательные: Дикие, хищные, злой, заячий, волчий, медвежий, лисий, большой, маленький, пушистый, колючий, красивый, сильный, быстрый, слабый, белый, рыжий, серый, хитрая, проворная, опасный, голодный, лохматый, неуклюжий.

    Глаголы: Жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.

    1. Игра «Чья мама, чьи детки?»

    Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое усвоение в речи детей существительных с уменьшительно-ласкательным значением, закрепление грамматических категорий единственного и множественного числа существительных.

    Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых животных. Логопед говорит: «Плачет лиса, потеряла она своих детей. Кто у нее дети?»

    «Лисята», - отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением лисы.

    «А как мы назовем одного ребенка?»

    «Лисенок» – отвечает ребенок.

    Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут себе мам.

    2. Игра «Большие и маленькие»

    Цель: закрепление в словаре детей существительных по теме.

    Каждый ребенок получает картинку с изображением какого-либо животного. Логопед поочередно показывает картинки с изображением детенышей, а дети должны взять те картинки, которые им подходят. Образец речи: «Это - волк. Вот его волчонок», «Это – зайчиха. Вот ее зайчонок» и т.д.

    3. Игра «Сложи животное»

    Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, закрепление представления о частях тела различных животных, практическое усвоение в речи детей существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

    Детям предлагаются разрезанные на отдельные части изображения животных (ноги, туловище, голова, хвост). Логопед предлагает сложить целое животное, назвать и рассказать о частях его тела.

    Например:Это лапа – лапка заячья. Это морда – мордочка лисья и так далее.

    4. Игра «Чего не хватает?»

    Цель: активизация словаря существительных по теме.

    Детям раздаются фигурки зверей, вырезанные из картона, без одной детали: хвоста, лапы и так далее. Дети должны попросить недостающую деталь.

    Например: 1. Дайте мне, пожалуйста, лисий хвост.

    2. Дайте мне, пожалуйста, медвежью лапу.

    5. Игра «Кого мы видим в зоопарке?»

    Цель: закрепление грамматической категории творительного падежа существительных на материале темы «Дикие животные».

    На картоне нарисована клетка зоопарка с карманами, в которой вставляются картинки с изображением зверей и их детенышей. Логопед спрашивает у детей, кого они видят в зоопарке.

    Образец речи: «В клетке сидит лиса с лисятами, волчица с волчатами» и так далее.

    6. Игра «Отгадай, какого я цвета?»

    Цель: практическое усвоение в речи детей качественных прилагательных на материале темы «Дикие животные».

    Детям предлагаются раскраски-картинки с изображением диких животных. Дети должны догадаться, какого цвета каждое животное.

    Например: Дети: «Это лиса. У лисы рыжая шубка».

    Логопед: «А как ласково мы можем сказать?»

    Дети: «У лисы рыженькая шубка».

    7. Игра «Чей хвост, чья голова?»

    Цель: закрепление навыка словообразования притяжательных прилагательных на материале темы: «Дикие животные».

    На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных. Кто-либо их детей выбирает картинку с мордой животного, а затем находит соответствующий хвост.

    Образец речи детей: «Это лисья морда. У лисы лисий хвост».

    8. Игра «Путаница»

    Цель: практическое усвоение в речи детей притяжательных прилагательных на материале темы «Дикие животные».

    Картинки детям раздаются парами: морда одного животного, а хвост другого.

    Образец речи детей: «У меня заяц, а хвост волчий. Дайте мне, пожалуйста, заячий хвост».

    9. Игра «Найди свой домик»

    Цель: закрепление в словаре детей существительных по теме, практическое усвоение в речи притяжательных прилагательных.

    На столе логопеда в два ряда разложены картинки, на которых изображены жилища и хвосты различных животных.

    Логопед говорит, что все звери живут в домах, которые по-разному называются: нора, берлога, логово, дупло, и предлагает детям для каждого животного найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела животных. Пример ответа детей: «Это лисий хвост. Мой зверь – лиса. Она живет в норе» и так далее.

    10. Игра «Театр»

    Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

    Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка, зайца.

    Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер.

    Дети отвечают на вопросы:

    – Какая лиса? (хитрая, проворная).

    – Какой волк? (злой, голодный).

    – Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).

    Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.

    заключение

    Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. То есть по мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

    Чего нельзя сказать о детях с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи нарушены внимание, память, мышление, восприятие, и так же наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. Поэтому у детей данной группы с большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различие звуков, страдает связная речь, словарный запас отстает от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям. Формирование лексики у детей с нормой тесно связано с процессами словообразования, потому что по мере развития словообразования словарь детей быстро обогащается за счет производных слов, а у этой категории дошкольников словарный запас ограничен; так как у детей с общим недоразвитием речи при формировании процесса словообразования возникают трудности.

    Если при нормальном развитии речи однажды воспроизведенная форма быстро «захватывает» ряды слов и дает большое количество случаев образований форм слов по аналогии, то при нарушениях  речевого развития дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. И поэтому в грамматическом оформлении одних и тех же синтаксических построений имеются непредвиденные колебания. У детей с общим недоразвитием речи недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словообразования и словоизменения. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

    Поэтому для того, чтобы словарь детей с общим недоразвитием речи обогащался надо использовать в работе задания по формированию процесса словообразования, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значение морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

    Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки детей к школе. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми самостоятельной звонкой связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, элементами грамоты, что формирует готовность к успешному обучению детей в школе, а также предупреждает возможность возникновения во время школьного обучения: дисграфии и дислексии.


    Список литературы

    1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994
    2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 2001
    3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
    4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985
    5. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990
    6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. –СПб., 2001
    7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969
    8. Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991
    9. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.. 1994
    10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994
    11. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М., 1981
    12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
    13. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996
    14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999
    15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М., 1994
    16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Дефектология. 1985 №6
    17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.,1993
    18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994
    19. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1961
    20. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недораз­витием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...

    Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

    Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

           При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

    КАК СФОРМИРОВАТЬ ОБОБЩЕННЫЕ ПОНЯТИЯ У ДЕТЕЙ дошкольного возраста С Общим Недоразвитием Речи (ОНР)

    Характеристика речи ребенка-дошкольника с Общим Недоразвитием Речи очень разнообразна и затрагивает все компоненты языковой системы: лексическую, грамматическую и фонетико-фонематическую.Одной из проб...

    ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическом детском...

    Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

    Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

    ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...