Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
статья

Николай Александрович Киреев

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Здоровьесберегающие технологии

   в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

   Для каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения качества общего образования является создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

   1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся школ VIII вида имеют сложные и разнообразные нарушения в соматическом состоянии, физическом развитии и моторике. Разнообразные клинические формы интеллектуального недоразвития и нарушения  в соматическом состоянии и физическом развитии учащихся требуют от учителя разработки специальных методов и приёмов  здоровьесберегающего обучения.

   Здоровьесберегающее обучение должно удовлетворять принципам здоровьясбережения: одним из которых является: «Не навреди!». Все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников. Эффективных результатов здоровьесберегающего обучения можно добиться только в том случае, если учитель знает и учитывает структуру дефекта каждого учащегося и опирается на его сохранные возможности.

   Известно, что основной формой физического воспитания в школе VIII вида является урок физической культуры. Но укрепление здоровья учащихся нельзя ограничивать только уроками физической культуры. Важную роль играют и санитарно-гигиенические условия, правильный режим занятий и отдыха, организация питания, витаминизация детей, физкультурно-массовые мероприятия, а также внедрение в учебно-воспитательный процесс  здоровьесберегающих технологий, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья.

   С первых дней обучения младших школьников большое внимание уделяю направлению «здоровьесберегающего обучения». Ежедневно каждое утро в нашей школе-интернате начинается с утренней зарядки. Утренняя гимнастика является важным элементом двигательного режима, создаёт бодрое настроение и подготавливает детский организм к различным видам деятельности. В начальных классах упражнения для утренней гимнастики сопровождаются стихотворным текстом или музыкальным сопровождением. Например, упражнение  «Вышли на зарядку».

- Эй, ребята, что вы спите?                  И. п. – стоя, руки на поясе.

- На зарядку становитесь,                    Встать на носки, руки в стороны.

- Справа – друг и слева – друг!           И.п. – стоя, правую руку в сторону, левую                                

                                                                руку в сторону.

- Вместе все в весёлый круг!               И. п. – стоя, широко расставив ноги, махи

                                                               руками над головой.

Особенно нравятся детям упражнения, которые  выполняются лёжа на кроватях. В достаточно тёплое и сухое время года утренняя зарядка проводится на улице.

   Одним из основных правил построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий является правильная организация урока. Организационный момент является первым этапом урока. Его цель – подготовка учащихся к работе на уроке, а также настрой на учебную деятельность. Включение в организационный момент упражнений по психогимнастике помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, создать атмосферу эмоционального настроя к предстоящей учебной деятельности. Например,  упражнение «Наши ушки, наши глазки…»

- Наши ушки будут слушать (массаж ушей), наши глазки будут внимательно смотреть (поморгать глазами), наши пальчики будут ловкими (массаж пальцев), наши головушки будут хорошо думать (погладить по голове).

- Закрывайте глазки, опустите голову. Настраиваемся на работу. У вас всё получится, ваша работа будет радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость.

    В качестве приёма здоровьясбережения на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход. Он позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.  Объём  самостоятельных  и домашних заданий, степень их сложности всегда соизмеряю с возможностями каждого ученика. Поэтому предлагаю детям разноуровневые  самостоятельные и домашние задания.

   Учитывая психологические особенности учащихся, необходимо продумывать число видов учебной деятельности и их переключения на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомления. Применение игровых технологий, использование коррекционно-развивающих приёмов укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, улучшает общую работоспособность. Игра – мощный лечебный фактор. Благодаря ей дети освобождаются от страхов, агрессии, нарушений поведения. Ни один урок в начальной школе не обходится без включения в него дидактических игр и упражнений. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала. На своих уроках использую различные виды игр:

  • игры с  предметами - использование муляжей, игрушек, природного материала, поделок  («Овощи-фрукты», «Волшебный мешочек» и др.);
  • настольно-печатные игры («Парные картинки», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Лото» и т.п.);
  • словесные (вербальные игры) («Узнай по описанию», «Найди ошибку», «Назови одним словом»).

Широко использую в практике нестандартные уроки:

  • уроки-игры,
  •  уроки-конкурсы,
  • уроки-путешествия,
  • уроки-сказки.

   Обязательным требованием охранительного режима на уроке является проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов. Физкультминутки – это естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.  В своей практике использую различные виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего и локального утомления;
  • гимнастика  для глаз (методика Шичко Е.А.);
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная   гимнастика (методика Стрельниковой);
  • расслабляющие упражнения (релаксация) (методика Чистяковой);
  • упражнения для кистей и пальцев рук.
  • кинезиологические упражнения;
  • упражнения с массажным «колючим» мячом.

Особенно нравятся младшим школьникам физкультминутки в стихотворной форме, под музыку. Часто физкультминутки вплетаются в канву  урока. Так, например, при изучении темы «Овощи» предлагаю детям выполнить следующую физкультминутку:

- Раз, два, три, четыре.            (Маршируют)

- Дети овощи учили.

- Лук, редиска, кабачок,         (Подпрыгивают, хлопая в ладоши)

- Горох, морковка, чесночок.

При изучении букв  в уроки обучения грамоте включаю алфавитные физкультминутки:

- А – начало алфавита,              

- Тем она и знаменита.              

- А узнать её легко:                  

- Ноги ставит широко.              

В 3 – 4-х классах, когда упражнения  хорошо отработаны, практикую проведение  физкультминуток учащимися.

   Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как у детей с нарушениями интеллекта наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее всего страдают мелкие мышцы рук. В уроки письма, трудового обучения, рисования включаю упражнения для кисти и пальцев рук, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук. Например,  пальчиковая игра   «Шарик».

- Надуваем быстро шарик.                                  

- Он становится большой.                      

- Вдруг шар лопнул, воздух вышел –    

- Стал он тонкий и худой.                

Все пальчики обеих рук в «щепоточке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

   Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

   Здоровьесберегающие технологии помогают не только сохранить здоровье детей, но и приучить их к здоровой жизни, что немало важно в настоящее время. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в начальной школе способствуют внеклассные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, о вредных привычках («Путешествие в страну Здоровья», «Разговор о правильном питании», «Режим дня», «Глаза – главные помощники человека» и др.), встречи с медсестрой, врачом школы. И обязательно активное вовлечение детей в спортивно - оздоровительные  мероприятия («День здоровья», «Весёлые старты», «Первенство школы по ОФП»), организация прогулок в лес, парк, подвижных игр на свежем воздухе.

    Использование методик здоровьесберегающего обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат  повысить не только эффективность учебного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Главное в этой работе – неукоснительное соблюдение принципа систематичности и регулярности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Презентация по физической культуре на тему: "Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры"

Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры? Очень странно. Физкультура и компьютер. И каким образом педагогу по физической культуре использовать компьютерные технологии ...

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...