Специфические ошибки при письме.
методическая разработка

Немытченко Нина Васильевна

Материал будет полезен логопедам  и учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsificheskie_oshibki.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Специфические ошибки письма

Ошибки на уровне буквы и слога.

     1. Ошибки  звукового анализа:

· а) пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);

· б) перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «корвом» (ковром), «натуспила» (наступила), «плюшегово» (плюшевого), «то школы» (от школы);

· в) вставки  букв и слогов – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «ноябарь» (ноябрь), «бабабушка» (бабушка), «Рручей» (ручей);

· г) искажение слова – «хабаб» (храбрый), «наотух» (на охоту), «спеки» (с пенька);

     2. Ошибки фонематического восприятия.

Смешение (замены) букв по акустико-артикуляционному сходству:

· а) звонкие и глухие парные согласные в сильной позиции:

o       д-т - «тавно», «сыдый»,  «блетный»;           ж-ш – «жумно», «шдёт»;

o       з-с – «кослик», «вазилёк», «привосит»;      г-к – «досга», «клавный»;

o       б-п – «попеда», «бодарил», «просают»;  в-ф – «портвель», «фьюга»;

· б) лабиализованные гласные:

o      о-у – «по хрупкуму льду», «сизый голобь»;

o       ё-ю – «клёква», «замюрзли», «самолют», «салёт»;

· в) заднеязычные:

o       г-к-х – «черёмука», «колгоз», «за голмом»;

· г) сонорные:

o       р-л – «хородный», «лабота»;

o       й-л’- «тут бывалет и солька» (тут бывает и сойка…);

· д) свистящие и шипящие:

o       с - ш – «пушиштый», «шиски», «восли», «шажали»;

o       з-ж – «скажал», «прузына», «привежли», «зелезо»;

o       с’-щ - «нещёт», «сенок», «сётка»;

· е) аффрикаты:

o       ч-щ – «стущал», «роча»;                             ц-т – «пцицы», «цвецёт»;

o       ч-ц – «сквореч», «граци»;                     ц-с – «рельцы», «куриса»;  

o       ч-т’- «утитель», «Жутька»;

· ж) нарушение обозначения мягкости согласных: «василок», «тулпан», «кон» (конь), «лутик», «тесомка», «палто».

3. Смешение букв по оптическому и кинетическому сходству.

Смешение букв по  кинетическому сходству:

о-а - (в ударной позиции)- «бонт», «куполся», «лондыш», «страйка»…

б-д - «людит», «дольшой», «убача», «сабы»…

и-у – «прурода», «на береги», «дедишка», «села миха»…

т-п – «спанция», «стасли», «стисывать», «пемнеет»…

х-ж – «дорохки», «можнатые», «вехливый», «ледожот»…

л-я – «весеяо», «февраяь», «из серых ская»…

Г-Р – «Ролова», «Гечка», «Ролод», «Гастаял»…

В указанных заменах имеется совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш…), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и, б-д, Г-Р…). Буквы оптически сходные имеют разные отправные точки при их начертании и в письме школьников смешиваются редко. 

Буквы  рукописного шрифта, имеющие сходство

оптическое

кинетическое

с-е

о-а

о-с

б-д

у-д-з

и-у, У-Ч

л-м

п-т, П-Т

м-ш

л-м, Л-М

в-д

х-ж

 

ч-ъ, Г-Р

 

н-ю, и-ш

 

л-я, Н-К

 

а-д

II.Ошибки на уровне слова.

      1. Раздельное написание частей слова:

«и дут», «с мотри», «б рат», «на чались», «поп росил», «при шла».

2. Слитное написание слов, в т. ч. служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом:

«быличудные дни», «кругомтихо», «кдому», «ветки елии сосны», «подороге».

3.Смешение границ слов:

«у дедмо Роза» - у деда Мороза, «врекепе тя» - в реке Петя поймал…

4. Контаминации слов (грубые нарушения звукового анализа):

«блзм» - была зима, «мишкпаркилрит» - в мешке подарки для ребят…

5. Морфемный аграмматизм: цветок, растущий в поле – «поленой цветок», хвост лисы – «лисичий хвост», «взмахнул лопатый», «сильнеет греет солнышко», «лосиха присторожилась» - вместо насторожилась…

III. Ошибки на уровне словосочетания и предложения.

1. Отсутствие обозначения границ предолжения: «гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».

2. Аграмматизмы – нарушения связи слов (согласования и управления):

«большая белая пятно», «уже зеленеет всходы», «Девушка была румяной, гладко причёсана», «на ветки деревьях», «по дорожках сада», «сквозь деревьев», «упал с санкох», «показались на лесных полянок».

3. Трудности употребления предлогов (их пропуски, замены, удвоения):

«вызвал доске», «играю из девочкой Леной», «в прохладную воду в светлой реки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические ошибки письма

по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г....

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"....

Специфические ошибки письма у детей- логопатов

Основными симптомами дисграфии являются специфические ( т.е. не связанные с применением орфографических правил ) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениям...

Специфические ошибки на письме и чтении. Памятка для учителей.

В данной памятке для учителей начальных классов и русского языка, для начинающих учителей-логопедов и родителей представлен перечень специфических ошибок, допускаемых обучающимися в письменной речи....

Специфические (логопатические) ошибки на письме. ПАМЯТКА учителю.

В виде таблицы представлена памятка для учителей о том, какие ошибки можно считать специфическими (логопатическими, дисграфическими), требующими помощи логопеда....

Логопед советует родителям. Специфические ошибки письма школьников и упражнения для возможности их преодоления.

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает так...

Специфические ошибки на письме.

Данная консультация может быть полезна для учителей начальной школы и русского языка и литературы....