Программа формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
рабочая программа

Шилова Елена Николаевна

Представленная программа адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью программы является создание условий для эффективного формирования социально- бытовый представлений и навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx52.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования социально-бытовых
представлений и навыков у детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями

Введение

Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют общество и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место [2]. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитания. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. Совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого, у него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках специального учреждения занятий по формированию социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ.

Дети, с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь по программе вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции, помимо сведений, получаемых на занятиях социально-бытовой ориентировки (СБО), приобретают знания и усваивают опыт социально-бытового характера в семье, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, которые не обучаются во вспомогательных школах, а получают надомное обучение. Естественное следствие – изолированность от общества и проблемы с дальнейшей социальной адаптацией.

Практика показывает, что дети данной категории зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их в этом отношении оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях общественной жизни. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников в реабилитационных центрах. В нашем центре социальные педагоги, ведущие занятия по социально-бытовой ориентировке совместно с воспитателями и родителями осуществляют реабилитационные мероприятия по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями.

Актуальность программы

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закреплено право детей – инвалидов на реабилитацию и социальную интеграцию. Но, вместе с тем, отмечается недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми с ОВЗ, что отрицательно влияет на качество подготовки таких детей к самостоятельной жизни и их успешной интеграции в социум.

Успех интеграции в значительной степени зависит от социально – бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт, поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни – главная задача коррекционного воспитания. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.

Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник» города Бийска является учреждением социального обслуживания, предназначенным для временного проживания детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в постоянном комплексном психолого-педагогическом сопровождении в специально организованной коррекционно-развивающей среде.

У таких детей развитие познавательных процессов и высших психических функций находится на низком уровне, не соответствует возрастным нормам. Часто эти нарушения сочетаются с отклонениями поведения, отсутствием мотивации в любом виде деятельности, сниженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, головными болями. Эти дети отличаются неосознанным восприятием новых факторов, правил, теоретических сведений. У них отмечается крайняя несамостоятельность в практической деятельности, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Несформированность логического мышления проявляется в неспособности к обобщению, затруднении понимания любых явлений в окружающем мире. Предметно – практическое мышление носит ограниченный характер. Речевая деятельность аграмматична и косноязычна, активный словарный запас ограничен. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается слабой фиксированностью на объекте и легко рассеивается.

Отмечается недоразвитие моторики – движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные, может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений. Эмоции бедные, однообразные. Все психические процессы тугоподвижные и инертные. При перемене привычной обстановки на новую дают негативную реакцию, стесняются своих недостатков.

Указанные недостатки свидетельствуют о том, что воспитательная работа с данной группой детей заключается в специально организованном воспитательном процессе, включающем в себя:

  • определение доступного уровня содержания материала по объёму и глубине на основе изучения дефекта развития;
  • индивидуальный подход;
  • доступность усвоения материала занятия;
  • практическую направленность и прикладной характер рассматриваемых вопросов;
  • коррекцию и развитие недостатков умственного развития на основе применения специальных наглядно – практических методов обучения и игровых технологий;
  • формирование положительной мотивации деятельности.

Программа актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.

Таким образом, работа по программе необходима и актуальна. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, ребята приобретают другие важные умения и навыки, расширяют и закрепляют сведения и представления об окружающем мире, что в целом положительно сказывается на развитии личности воспитанников.

Идея программы

Ведущая педагогическая идея программы состоит в выработке мотивации:

  • к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;
  • к формированию положительных качеств личности ребёнка;
  • к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место.

Пояснительная записка

Цель программы

Создание условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум.

Задачи программы

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Формирование и закрепление социально-бытовых навыков в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
  2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
  3. Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
  4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
  5. Развитие мелкой и общей моторики.
  6. Воспитание бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, обогащение опыта самостоятельных действий в бытовых процессах.
  7. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Теоретическая и практическая значимость программы

Программа определяет деятельность в следующих направлениях:

  1. Теоретические занятия – получение и накопление познавательных сведений.
  2. Практические занятия – применение полученных знаний в практической общественно – полезной деятельности.
  3. Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с близкими людьми и окружающей средой.

Базовые методики программы

Методологической основой исследования являются:

  1. Положение о единстве сознания и деятельности как одного из аспектовдеятельностногоподхода в психологии (JI.C.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов).
  2. Учение опоэтапномформировании умственных действий у детей при нормальном и отклоняющемся развитии (П.Я.Гальперин, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П.Павлова) и поэтапном овладении двигательными действиями (Ю.З.Носиков, В.В. Черняев, М.А. Шлемип, В.II.Шлыков).
  3. Положение о единстве диагностики и коррекции развития (Л.С.Выготский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия).
  4. Принцип коррекционнойнаправленностиучебно-воспитательного процесса (Т.А. Власова, Г.М.Дульнев, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и др.).
  5. Современные концепции обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями (Л.Б.Баряева, Л.М. Бгажанокова, О.П. Гаврилушкина, Е.А.Екжанова, С.Г. Ералиева, A.A.Катаева, В.И.Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, И.С.Смирнова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, Л.М.Шипицына и др.).

Структура и содержание программного материала

Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из немногих сфер деятельности, в котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.

Программа включает в себя занятия по формированию социально-бытовых навыков, отработке навыков самообслуживания как основы успешной адаптации в общество.

Предметно-практическая деятельность по программе проходит как основа формирования трудовых навыков.

Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности воспитанников при выполнении заданий, предусмотренных программой.

Принципы программы

Распределение программного материала создаёт условия для реализации дидактических принципов:

  • научности,
  • доступности,
  • последовательности,
  • систематичности,
  • коррекционной направленности.

Формы организации работы по программе

Формы организации работы по программе:

  1. коррекционно-развивающие занятия;
  2. игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные);
  3. беседы;
  4. экскурсии;
  5. наблюдения;
  6. чтение книг;
  7. общение со сверстниками.

Методы, используемые в программе

На занятиях используются практические и наглядные методы:

  • объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами);
  • репродуктивные (работа по образцам);
  • частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр);
  • предметно-практические методы.

Целевая группа

Программа предназначена для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умеренную и выраженную интеллектуальную недостаточность.

Срок реализации данной программы рассчитан на один реабилитационный сезон.

Организация деятельности

Организация деятельности по Программе предусматривает три этапа овладения практическими навыками:

  1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;
  2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;
  3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему (пиктограммы) и инструкции педагога.

Таким образом, в программе предусмотрены уровни усвоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность воспитанников;
  • умение анализировать и исправить допущенные ошибки совместно с педагогом.

Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяющие некоторым детям освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного участия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.

Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать программный материал.

В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе полученных на коррекционно-развивающих занятиях знаний.

Структура занятия

Деятельность по программе может быть организованна как групповое коррекционно-развивающее занятие, индивидуальное занятие, индивидуальная или подгрупповая работа с детьми.

При любой форме деятельности коррекционно-развивающее занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую.

Как показывает практика работы, на образовательную часть отводится не более 15 минут. На игровую часть – 10 минут.

Образовательная часть коррекционно-развивающего занятия включает в себя изучение программного материала.

Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.

С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать современные технологии, развивающие компьютерные игры и компьютерные тренинговые задания.

При планировании работы на коррекционно-развивающем занятии необходимо включать материал из личного опыта детей с ограниченными возможностями; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.

Кадровое обеспечение

В реализации программы задействованы:

  • социальный педагог
  • педагоги дополнительного образования,
  • воспитатели,
  • родители.

Ожидаемые результаты

Реализация намеченных мероприятий по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра «Родник» будет способствовать развитию познавательной деятельности, развитию психических процессов и личностных качеств, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении каждого ребенка с ограниченными возможностями.

Тематическое планирование

Тема

Задачи

Содержание работы

Часы

Диагностика

Обследование детей, выявление уровня развития социально-бытовых навыков

Работа с карточками по классификации предметов

Проверка культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Выявление уровня развития мелкой моторики

Заполнение карты обследования

1

ТЕМА: «Готовим обед для кукол»

Учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.). Определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед.

Закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды

Классификация продуктов питания, овощей, фруктов

Выбор посуды, которая нужна для приготовления разных блюд

Имитация действий приготовления пищи

Беседа с детьми

Показ способов приготовления пищи

Сервировка стола необходимыми столовыми приборами

Дидактическая игра «Покормим куклу Катю»

1

ТЕМА: «Вымой

Создать у детей положительное

Дидактическая игра «Катя умывается».

1


Продолжение тематического планирования

Тема

Задачи

Содержание работы

Часы

кукле руки»

отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение

Развитие мелкой моторики

Прививать культурно-гигиенические навыки

Показ способов последовательности действия умывания

Выполнения действий детьми самостоятельно (сначала с игрушкой – имитация действий, затем непосредственное выполнение)

ТЕМА: «Мыльные перчатки. Пузырьки»

Учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей

Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук.

Дети намыливают руки без воды до образования белой пены

1

Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи

Педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь.

Использование различных стихов и потешек.

Закрепление действий во время проведения режимных моментов

1

ТЕМА:

«Подберем куклам одежду»

Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, Последовательно выполнять действия по одеванию куклу

Дидактическая игра «Одежда» Классификация и называние одежды

Дидактическая игра «Оденем куклу»

Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания

Анализ занятия

1


Продолжение тематического планирования

Тема

Задачи

Содержание работы

Часы

ТЕМА:

«Найди пару»

Учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.

Закреплять умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант

Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь Детям предлагается помочь Маше-растеря-ше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару»

Самостоятельное выполнение действий

Анализ работы

1

ТЕМА:

«День рождения»

Учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Дидактическая игра «Ждем гостей»

Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки

Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

Каждый из детей должен побыть в роли именинника

Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации

Анализ занятия

1

ТЕМА:

«Волшебный шнурок»

Развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке

Педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает.

Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору)

1


Окончание тематического планирования

Тема

Задачи

Содержание работы

Часы

недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д.

Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия

ТЕМА:

«Посади цветочки на лужок»

Научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера Развитие мелкой моторики рук Соотнесение правой и левой руки

Педагог: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок.

Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно.

Анализ занятия

1

ТЕМА:

«Чистота – та же красота» (интегрированное занятие)

Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Развивать основы социального взаимодействия.

Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе

Вспомним, с какими культурно-гигиеническими навыками мы уже знакомы

Как нужно умываться, вытереться, как необходимо следить за одеждой и последовательно выполнять действия по одеванию одежды

Помощь тем, у кого возникают проблемы с выполнением последовательности действий

Все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности.

В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1


Результативность программы

Оценка результативности программы осуществлялась на основе сравнения результатов первичной и повторной диагностики уровня сформированности у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков, проводилась также диагностика развития мелкой моторики детей в начале и в конце реабилитационного сезона. Диагностические мероприятия проходили в практической деятельности, в игровой форме – сюжетных играх, с помощью дидактических игр и упражнений, бесед.

При использовании педагогической технологии формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями учитывались индивидуальные особенности детей: многократно повторялись и закреплялись выполняемые детьми задания. В процессе коррекционно-развивающей работы использовались такие приемы как сопряженные действия с педагогом, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по подражанию, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по образцу.

Все данные диагностики и содержание занятий фиксировались в журналах диагностики и планирования коррекционно-развивающих занятий социального педагога и в индивидуальных программах реабилитации детей.

Конспекты занятий по формированию социально-бытовых представлений у детей с ограниченными возможностями

Занятие «Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование :куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Ход занятия:

Педагог: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Дети по муляжам перечисляют продукты.

«А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит обед? -- из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай).Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп), второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)».

Педагог вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

  • промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи);
  • очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;
  • положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;
  • поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;
  • после того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.

На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье – варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона).

Педагог поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.

Занятие «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход занятия:

Дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

После формирования положительного отношения к навыку мытью рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

Занятие «Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход занятия:

Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например, первая потешка:

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб, да ложки!

Вторая потешка:

В кране булькает вода.

Очень даже здорово!

Умывается сама

Машенька Егорова

(или педагог называет имя ребенка).

Третья потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Понемножку...

Нет, не понемножку –

Посмелей,

Будем умываться

Веселей!»

Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.

Занятие «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы -- кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Ход занятия:

Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой -- Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Занятие «Найди пару»

Цель:учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды -- правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход занятия:

Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

Занятие «День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости – куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Ход занятия:

Ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее изготовленные на занятиях в творческих мастерских). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

  • поздороваться, когда приходишь в гости;
  • без приглашения не входить в комнату;
  • дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);
  • за столом не шуметь, не брать пищу руками;
  • приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;
  • не перебивать друг друга;
  • пользоваться приборами и салфеткой во время еды; – придвигать и отодвигать стул неслышно;
  • после еды не забыть поблагодарить именинника;
  • перед уходом попрощаться;
  • когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей..

Занятие «Волшебный шнурок»

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).

Ход занятия:

Педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия.

Занятие «Посади цветочки на лужок»

Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

Ход занятия:

Педагог: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали». Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно. Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий.

Занятие по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей «Чистота – та же красота»
(интегрированное занятие)

Цели:

Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Развивать основы социального взаимодействия.

Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

Форма проведения: встреча с родителями.

Ход занятия:

Воспитатель. Уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о культурно-гигиенических навыках и режиме дня.

Режим дня является основой здорового образа жизни ребёнка. Если его распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д.

Соблюдение правил личной гигиены – непременное условие здорового образа жизни. Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.

Родители. Кожа не только защищает ваш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей – это еженедельная баня.

Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.

Родители. Ноги необходимо мыть тёплой водой с мылом ежедневно (перед сном). После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви.

Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.

Родители. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером зубная щётка должна быть яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. С помощью придуманной мной сказки я приучила свою дочь чистить зубы.

Воспитатель. Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день – утром и перед сном.

Появляется девочка, грязная, неопрятная.

Ребёнок:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки,

На локтях – дорожки.

Девочка:

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

Вот они и загорели.

Ребёнок:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопчённый.

Девочка:

Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

Ребёнок:

Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала.

Не девочка, а зебра,

Ноги – как у негра.

Девочка:

Я на солнышке лежала,

Пятки к верху держала.

Вот они и загорели.

Ребёнок:

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло!

Мы её ототрём.

Воспитатель. Ребята, давайте вымоем девочку чумазую. Принесите все принадлежности. (Дети приносят) Расскажите, как нужно правильно умываться? Что было бы, если бы не было воды? (Дети отвечают) воду мы приготовили, а что нужно еще, чтобы отмыть такую грязнулю? (мыло)

Ребенок (загадывает загадку):

Мыльной пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Воспитатель. Ребята расскажите для чего нужно мыло (дети отвечают) Ну вот, теперь вода есть, мыло то же. Можно мыть нашу чумазую девочку. Да вот только, я думаю, что мылом нам не отмыть такую грязнулю. Как вы думаете, что нам еще надо.

Ребенок (загадывает загадку):

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И, пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

Дети: Губка

Дети моют девочку.

Ребенок:

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало.

Царапалась, как кошка.

Девочка:

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые!

Ребёнок:

А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос -

Разобиделась до слёз.

Девочка:

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый!

Воспитатель. А нос отмылся.

Ребёнок:

Кричала громким голосом!

Девочка:

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые:

Они же загорелые!

Дети: А пятки тоже отмылись.

Ребёнок:

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Это была грязь.

Воспитатель. Ребята, давайте вытрем её полотенцем и оденем в чистое платье. Но посмотрите на волосы, какие они растрёпанные! Что нужно сделать?

Дети. Причесать.

Воспитатель (загадывает загадку).

Частый, зубастый

Вцепился в чуб вихрастый.

Дети. Гребешок, расчёска.

Мама девочки.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся.

Воспитатель. Вот теперь всем нам приятно посмотреть на нашу девочку. И опрятная, и чистая, и с красивой причёской. Всем девочкам хочется иметь красивые причёски. Давайте проведём конкурс причёсок.

Родители делают своим детям причёски.

Воспитатель: Благодарим всех гостей, родителей и детей за участие и подготовку нашей встречи. Просим всех к самовару! [Текст].

Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»

laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...

Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...